Поиск в базе сайта:
Принципы реформирования учебных планов в бакалавриате гу-вшэ в 2010-2011 учебном году и разработки оригинальных образовательных стандартов Национального исследовательского университета icon

Принципы реформирования учебных планов в бакалавриате гу-вшэ в 2010-2011 учебном году и разработки оригинальных образовательных стандартов Национального исследовательского университета




Скачать 63.05 Kb.
НазваниеПринципы реформирования учебных планов в бакалавриате гу-вшэ в 2010-2011 учебном году и разработки оригинальных образовательных стандартов Национального исследовательского университета
Дата конвертации31.01.2013
Вес63.05 Kb.
КатегорияТексты

К выездному семинару

«Обсуждение образовательных стандартов НИУ

и базовых учебных планов»

27-28 июня 2010 года


Принципы реформирования учебных планов в бакалавриате ГУ-ВШЭ в 2010-2011 учебном году и разработки оригинальных образовательных стандартов Национального исследовательского университета

Реализуя возможности ГУ-ВШЭ по формированию собственных образовательных стандартов, вводятся изменения в построение учебных планов, включая определенные отклонения от структуры Основной образовательной программы (ООП) ФГОС третьего поколения.

Объект изменений.

Оригинальные стандарты исходят из сохранения общей трудоемкости ООП и основной структуры блоков, предусмотренных в ООП, а также из сохранения примерных численных пропорций между этими блоками (с возможными отклонениями по определенным образовательным направлениям). Основные изменения касаются перечня, количества, объема и статуса дисциплин, включенных в Основную образовательную программу, а также включения в учебный процесс форм обучения, формирующих аналитические, проектные, исследовательские компетенции и знания. Вместе с тем, базовой формой организации образовательного процесса становится индивидуальный учебный план студента, что требует усиления модульности ООП.

Общая содержательная цель изменений:

  • улучшить формирование базовых и специальных профессиональных компетенций, а также ключевых аналитических, проектных и исследовательских компетенций;

  • улучшить освоения иностранного языка на уровне международных стандартов;

  • создать условия для формирования общекультурной основы саморазвития студентов;

  • создать условия для получения всеми студентами опыта построения образовательных траекторий и опыта практической деятельности в соответствующей профессиональной области.

Основные структурные принципы изменений:

  • повысить гибкость учебного плана, обеспечивая условия для формирования индивидуальных образовательных траекторий, в том числе через границы направлений и профилей подготовки, отделений, факультетов;

  • сократить количество изучаемых дисциплин до 30-40 за бакалаврскую программу;

  • увеличить продолжительность и фундаментальность изучения базовых профессиональных дисциплин;

  • ввести новые формы практических занятий, формирующих опыт профессиональной деятельности, а также аналитические, проектные, исследовательские компетенции;

  • оптимизировать изучение экономико-менеджериальных дисциплин, социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин с учетом специфики факультетов и задач формирования общекультурной грамотности;

  • создать условия для освоения всеми студентами одного иностранного языка на уровне международных стандартов, и для освоения студентами второго иностранного языка по выбору;

  • создать условия для академической мобильности студентов бакалавриата (отъезд на обучение в другой университет до одного семестра на третьем или четвертом году обучения).

Как меняются конкретные элементы существующих учебных планов?

1. Новая модель изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Среди этих дисциплин выделяется «жесткое ядро» до 10 дисциплин, обязательных для всех студентов. Возможно удлинение преподавания данных дисциплин, расширение форм и объемов самостоятельной работы, введение новых форм оценки результатов, введение поддерживающих занятий для студентов, испытывающих трудности. В отношении остальных дисциплин вариативно реализуются принципы укрупнения и усиления выборности в зависимости от специфики факультета/отделения.

^ 2. Новая модель изучения экономико-менеджериальных дисциплин на факультетах/отделениях, где они не являются титульными.

Существующий набор дисциплин делится на обязательную часть (ядро) и элективную часть. Ядро включает минимальное число дисциплин достаточной продолжительности, выделяемых с учетом специфики факультета/отделения. Элективная часть включает два блока (майнора) «Экономика + финансы» и «Менеджмент + Маркетинг». Выбор осуществляется между двумя блоками (майнорами), каждый из которых представляет связку дисциплин, преподаваемых на одном курсе или последовательно на двух-трёх курсах. Возможны иные комбинации дисциплин в рамках экономико-менеджериальных майноров.

^ 3. Новая модель изучения дисциплин традиционной ООП, не являющихся необходимыми для всех студентов ВШЭ.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» переводится в статус обычного факультатива (снимается в текущем году, если не выбрана). Дисциплина «Информационно-библиотечная культура» заменяется факультативной дисциплиной по работе с электронными ресурсами. Дисциплина «Концепции современного естествознания» преподается как часть дисциплины «Философия».

^ 4. Новая модель преподавания нетитульных социальных и гуманитарных дисциплин

Состав дисциплин. К числу данных дисциплин относятся:

Философия, История, Социология, Психология, Право, Политология, Культурология/Антропология, Словесность.

Принципы изменений. Предлагаемые изменения исходят из следующих принципов:

  • Общая трудоемкость освоения данных дисциплин для отдельного студента не уменьшается.

  • Повышается степень выборности данных дисциплин.

  • Увеличивается продолжительность преподавания данных дисциплин.

  • Программы дисциплин становятся более комплексными, дающими относительно целостное представление о соответствующем подходе.

  • Вводится/усиливается инструментальная составляющая дисциплины с учетом специфики факультета/отделения.

  • На отдельных образовательных направлениях формируются модули (майноры) по таким дисциплинам, в которые включается набор курсов. Реализуется принцип альтернативной выборности таких модулей (майноров) для изучения.

Продолжительность и структура дисциплин. Каждая дисциплина преподается не менее одного года. Ее программа может состоять из нескольких модулей/элементов (в том числе, читаемых разными кафедрами). В ряде случаев целесообразно построение связки из 2-3 дисциплин (в том числе, читаемых последовательно на разных курсах). В этих случаях, при элективном статусе, выбираются не отдельные дисциплины, а дисциплинарные связки.

Статус дисциплин. Основная часть социальных и гуманитарных дисциплин (связок дисциплин) становится элективной. Выбор в этом случае осуществляется между дисциплинами данного блока (профессиональные дисциплины в число альтернатив не включаются).

Вариации модели. Деление на обязательные и элективные дисциплины (связки) зависит от направления обучения. Если социальные и гуманитарные дисциплины не входят в ядро данного направления, а профессиональное ядро достаточно велико (Право, Математика), то степень выборности может быть максимальной, охватывая все дисциплины данного блока. Если социальные и гуманитарные дисциплины входят в ядро данного направления (Менеджмент), то число дисциплин, переводимых в статус элективов, должно быть меньше.

В рамках более радикальной элективной модели студент обязан выбрать две или три социальные и гуманитарные дисциплины (связки дисциплин), при этом каждая выбирается из двух-трех альтернатив. Например, 1-2 альтернативы выбираются на первом курсе, и одна альтернатива выбирается на втором курсе.

В рамках менее радикальной «полуэлективной» модели студент 2-3 дисциплины (связки дисциплин) получает на обязательной основе. Остальные дисциплины (связки) выбираются из двух-трех альтернатив.

Объединение факультетов. Высказывалась идея об объединении лекций по социальным и гуманитарным дисциплинам для разных факультетов (в том числе, о выделении специального гуманитарного дня). Представляется, что экономия от такого объединения будет минимальной, при этом можно потерять специфику данных дисциплин, которые должны в большей степени «затачиваться» под соответствующие направления. Объединение факультетов кажется целесообразным, только если на одном из них она не выбрана достаточным количеством студентов, а факультеты находятся на одной или близких площадках.

Новые элементы учебных планов

  1. Научно-учебные и проектно-учебные лаборатории

Участие студентов в конкретных НУЛ и ПУЛ может рассматриваться как часть их образовательной программы и оцениваться в кредитах. При этом такие решения могут приниматься как для лаборатории в целом, так и для конкретных студентов (в этом случае участие в работе НУЛ или ПУЛ будет частью их индивидуального учебного плана).

  1. «Летние» школы, стажировки.

Участие студентов в «летних» школах, прохождение ими учебных или исследовательских стажировок может рассматривается как часть их образовательной программы и оценивается в кредитах.

  1. ^ Поддерживающие и продвинутые курсы

В число элективных курсов могут быть введены курсы, которые поддерживают освоение базовых специальных (профессиональных) инструментальных компетенций, чтобы снизить отсев студентов. Для тех же студентов, которые не нуждаются в таких курсах, могут быть предложены курсы продвинутые (это могут быть курсы специализаций на старших курсах).

  1. Проектно-исследовательские семинары

В целях развития исследовательских и аналитических компетенций на всех факультетах, начиная с 1 курса, в учебный план вводятся сначала профориентационные, затем проектно-исследовательские семинары, в рамках которых должны формироваться: интуиция соответствующего предметного поля, представления о связи теории и практики в данной сфере, аналитические, проектные, исследовательские навыки.


Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией