Поиск в базе сайта:
Методические рекомендации по разработке курсовых работ Общие указания icon

Методические рекомендации по разработке курсовых работ Общие указания




Скачать 153.99 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке курсовых работ Общие указания
Дата конвертации02.01.2013
Вес153.99 Kb.
КатегорияМетодические рекомендации

Государственный университет – Высшая школа экономики

Учебно-методическое управление


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке курсовых работ


  1. Общие указания.


Высшая школа экономики ориентирует своё развитие на модель выпускника, который должен в современных условиях рыночной экономики быть подготовлен к профессиональной деятельности и самостоятельно работать в наиболее престижных подразделениях фирм и государственных ведомств, требующих аналитического подхода в нестандартных ситуациях. Т. е. думать самостоятельно, опираясь на авторитетные мнения или имеющиеся факты. Эта проблема связана с организацией самостоятельной работы и ярко проявляется при написании студенческих исследовательских работ. Курсовым работам в экономическом ВУЗе необходимо придавать такое значение, как курсовому проектированию в технических ВУЗах. Курсовая работа является завершающим этапом изучения профилирующих дисциплин выбранного направления обучения. Курсовая работа должна быть предусмотрена учебным планом и программой изучения данной дисциплины и их количество не должно превышать 1-2 в семестр. Поэтому количество курсовых работ в семестре необходимо согласовывать с руководителем направления при разработке учебного плана.


^ Цель и значение курсовой работы.


Цель разработки курсовых работ - углубить знания студентов по изучаемым дисциплинам, полученных ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного изучения материала указанной темы курсовой работы, а также научить подбирать, изучать и обобщать материалы литературных источников.

Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе её выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученный теоретический материал. Выполнение сё является не только проверкой подготовки студента к самостоятельной работе, но и важной формой развития навыков самостоятельной научной работы.

Курсовая работа позволяет студентам проявить инициативу и в выборе самого широкого круга дополнительной информации по намеченной теме /помимо конспектов лекций и обязательных учебников/ и в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятия рассматривались лишь в ознакомительном порядке. Защита курсовых работ обогащает студентов опытом и знаниями, необходимыми им при защите выпускных квалификационных работ.

^

Требования к курсовым работам



исследованию предъявляются следующие требования:

  • курсовые работы должны быть написаны на высоком теоретическом уровне; при написании работ должны быть обобщены теоретические материалы по избранной теме с использованием соответствующего аппарата обоснования;

  • курсовые работы должны быть написаны самостоятельно и отличаться критическим подходом к изучению литературных источников; изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, графиками, таблицами;

  • работа заканчивается конкретными выводами и предложениями;

  • материал, используемый из литературных источников, должен быть переработан, органически увязан с избранной студентом темой и изложен своими словами;



^

Этапы работы



Процесс подготовки, выполнения и защиты курсовых работ состоит из следующих этапов:

  1. Выбор темы

  2. Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме.

  3. Составление предварительного варианта плана.

  4. Изучение "отобранных литературных источников.

  5. Составление окончательного варианта плана.

  6. Сбор и обработка фактического и нормативного материала.

  7. Написание текста курсовой работы и разработка приложений.

  8. Оформление курсовой работы.



^

II. Выбор темы



Успех в написании курсовой работы предопределяется правильным выбором темы. Тематика курсовых работ подготавливается и утверждается кафедрой. Студентам предоставляется право выбора любой предложенной кафедрой темы или инициативной темы-путем подачи заявки на кафедру. В состав заявки входит:

а), название темы намечаемого студентами курсового исследования;

б), краткое обоснование актуальности данной темы, примерной структуры работы и информационных источников, на основе которых она будет подготовлена;

в), предложение студента относительно возможного научного руководителя данной работы;

Заявки студентов предоставляются на рассмотрение кафедры, по которой пишется курсовая работа через деканаты. Заявки на написание курсовых работ должны быть представлены студентами в деканат к установленному сроку.

В любом случае выбор темы курсовой работы не может быть случайным. С самого начала студент должен хотя бы приблизительно ориентироваться в сущности той или иной темы, иметь некоторое представление о материалах, которыми он сможет располагать при выполнении работы. В большинстве случаев для этого необходима беседа с преподавателем-руководителем.

При выборе темы следует учитывать научный и практический интерес, вызванный работой студента в научных кружках, чтением специальной литературы, опытом прошлой работы, докладами на семинарских занятиях, курсовыми работами по смежным дисциплинам. Тема курсовой работы должна увязываться в перспективе с разработкой вопросов в дипломной работе. В этом случае студент ставит перед собой цель углубить полученные ранее знания с тем, чтобы всесторонне изучив проблему, выполнить дипломную работу на близкую к его интересам тему.

Студент может выбрать такую тему, которая мало изучена в процессе учебы. Однако выбор темы курсовой работы должен быть обоснован, при выборе темы необходимо иметь ориентировочное представление о сущности той или иной проблемы, знать, какие вопросы следует осветить в работе.

Тема курсовой работы студента утверждается кафедрой. Одновременно кафедра назначает научного руководителя курсовой работы и устанавливает сроки ее исполнения.


^ III. Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме.


Подбор литературы - это, прежде всего, самостоятельная работа студента, успех которой зависит от его инициативности и умения пользоваться каталогами, библиографическими справочниками и т.п. При подборе литературы не следует забывать о планах семинарских занятий, в которых указана основная литература по соответствующим разделам курсов.

Подбирая литературу в библиотеке, рекомендуется обращаться к библиографу. Работая с предметно тематическим каталогом, надо просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой курсовой работы, но и по темам, близким к избранным. При этом следует подбирать литературу, освещающую как теоретическую сторону проблемы, так и действующую практику. Просматривая каталоги необходимо создавать свои картотеки. На каждый литературный источник открывается отдельная библиографическая карточка с указанием автора, названия издательства, года издания, краткого ее содержания (аннотации).

Аннотация- краткая характеристика источника информации. Главная цель - сообщить, о чем говорится в источнике. В ней должно быть подробное библиографическое описание, перечень основных вопросов содержания, главные положения, развиваемые в источнике, какие вспомогательные иллюстративные материалы имеются в источнике. Различают аннотации справочные /без критических ошибок/ и рекомендательные, включающие оценку источника; общие - характеризующие источник в целом, и специализированные - характеризующие источник в аспектах, которые интересуют специалистов.

В картотеку целесообразно записывать все литературные источники по теме курсовой работы, изданные за последние 5 лет. Инструктивные материалы используются только последних изданий.

Самостоятельная работа при подборе литературы не исключает, а наоборот, предполагает систематические консультации, с научным руководителем. С ним должен быть обязательно согласован список подобранной литературы. У руководителя работы следует также проконсультироваться о том, какие новейшие изменения и дополнения необходимо учесть при обработке подобранной литературы. По мере ознакомления с источниками они включаются в список использованной литературы.

Предварительное ознакомление с отобранной литературой необходимо для того, чтобы выяснить, насколько содержание той или иной книги или журнальной статьи соответствует избранной теме. Кроме того, без такого ознакомления нельзя получить полного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составить первоначальный вариант рабочего плана курсовой работы.

^

IV. Составление предварительного варианта плана



На основе предварительного ознакомления с литературой и цифровым материалом, который может быть использован при написании курсовой работы составляется первоначальный вариант плана курсовой работы. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-четырех параграфов и заключения.

При составлении плана следует прежде всего наметить основные „вехи", определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут в окончательно отработанном варианте плана не указываться, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа.

Любая тема может быть раскрыта по-разному. Но именно план курсовой работы отражает её основные направления. План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать её содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.

При составлении плана не должно быть шаблона. И все же обычно первый параграф курсовой работы освещает теорию вопроса; в последующих параграфах излагается основной вопрос темы. Составленный, план студент согласовывает с руководителем курсовой работы.


^ V. Изучение отобранных литературных источников.


После того как составлен и согласован с руководителем рабочий план, следует приступать к детальному изучению отобранной литературы, ее конспектированию и систематизации. При изучении отобранной литературы, как правило, составляются конспекты. Характер последних определяется возможностью и формой использования изучаемого материала в будущей работе. Это могут быть выписки /цитаты/ или краткое изложение мыслей, фактов или характеристика прочитанного материала в виде подробного плана тех мест работы, которые могут потребоваться при написании текста курсовой работы. Во всех случаях при конспектировании литературы необходимо записывать название источника, издательство и страницы, откуда заимствованы записи, чтобы в дальнейшем при написании работы делать ссылки на литературные источники.

Важное значение имеет систематизация получаемых сведений по основным разделам работы, предусмотренным в плане. Прочитав и законспектировав тот или иной источник, следует продумать вопрос о том, где /исходя из плана курсовой работы/ могут быть использованы сведения. Подобная систематизация позволяет на основе практического анализа отобранного материала более глубоко и всесторонне осветить основные вопросы темы.

При изучении литературы рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с учебников и учебных пособий. Затем можно перейти к монографическим работам. Заканчивать надо нормативными, инструктивными материалами, журнальными статьями. Такая последовательность в изучении литературных источников позволяет постепенно накапливать и углублять знания, идти от простого к сложному, от общего к частному. Особое внимание нужно уделить спорным

вопросам, по которым в литературе ведется дискуссия. Важно изучить позиции отдельных авторов, продумать их аргументацию. Это позволит не только сделать правильное сопоставление различных точек зрения по интересующему вопросу, но и сформировать свое отношение к ним.

Литературные источники по вопросам экономического анализа широко иллюстрированы цифрами, в них приводится много аналитических таблиц, расчетов. Изучая литературу, студент ни в коем случае не должен опускать подобные материалы. Наоборот, лишь тщательно разобравшись в них, можно полностью уяснить себе тот или иной вопрос темы. Получив более или менее полное представление о вопросах, которые должны составить содержание параграфа курсовой работы, необходимо подобрать соответствующие фактические /цифровые/ данные о работе анализируемого объекта.

^

VI. Составление окончательного варианта плана



После того, как тщательно изучена и систематизирована собранная по теме литература, возможны некоторые изменения первоначального варианта плана работы.

Изменения в плане могут быть связаны с некоторой корректировкой самого направления работы, в необходимости которой автор убеждается после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельный раздел, не оказалось достаточного материала, а по другим, наоборот, имеются свежие, представляющие теоретический и практический интерес, данные.

В случае, если по ознакомлении с литературными источниками составлен новый вариант плана, последний также должен быть согласован с руководителем курсовой работы. Окончательный вариант плана курсовой работы должен быть дополнен графиком её написания. Как окончательный вариант плана, так и график написания работы должны быть представлены руководителю в установленный срок.


^ VII. Сбор и обработка фактического и нормативного материала.


В работе необходимо проиллюстрировать методику на конкретных расчетах. Поэтому сбор фактического материала является одним из наиболее ответственных и трудных этапов. От того, как и насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит качество написания курсовой работы. Поэтому прежде чем приступит к сбору материала, следует тщательно продумать, какой именно материал необходим для работы .

Уже на стадии выполнения курсовой работы, в ходе обработки и изучения фактических данных студент должен продумать выводы, вытекающие из результатов анализа, и сформулировать свои предложения.

Обработка фактического материала необходима и при написании курсовых работ на так называемые общие /теоретические/ темы. Материал о деятельности конкретных фирм /предприятий/ в таких работах должен иллюстрировать отдельные теоретические положения.


^ VIII. Написание текста курсовой работы.


Курсовая работа пишется на основе тщательно проработанных литературных источников, собранного и обработанного конкретного материала.

Характеризуя содержание отдельных разделов курсовой работы, необходимо отметить следующее.

Во введении на 2-3 страницах должна быть показана цель курсовой работы, указаны задачи, которые ставит перед собой студент при ее написании. Кратко следует коснуться содержания отдельных параграфов работы, отметить особенность использования в работе методики, охарактеризовать в общих чертах основные источники, которые нашли в ней свое отражение. Желательно также дать краткую характеристику объекта исследования, по материалам которого пишется курсовая работа.

Первый параграф, как правило, носит теоретический характер. Все сказанное желательно иллюстрировать цифровыми данными и статистическими данными из статистических справочников, монографий, журнальных статей и других источников, не забывая при этом давать соответствующие ссылки на источники.

В следующих параграфах рассматриваются следующие вопросы курсовой работы. Изложение должно быть последовательно и логично. Оно должно быть также конкретным и целиком оправданным и опираться на действующую практику. Важно не просто переписывание, а критический разбор излагаемых вопросов.

Содержание курсовой работы должно быть очень конкретным и целиком опираться на расчеты. Следует обратить внимание на стилистику, язык работы, её оформление. Цифровой материал приводится в работе в виде аналитических таблиц, для наглядности рекомендуется строить схемы и графики. Все таблицы, схемы и графики следует пронумеровать. Ссылки на приложения целесообразно давать с указанием номера. Все разделы работы должны быть связаны между собой. Поэтому особое внимание нужно обращать на логические „переходы" от одного параграфа к другому и внутри параграфа от вопроса к вопросу.

Все содержание курсовой работы от введения до заключения должно иметь как бы единый стержень. Все части курсовой работы должны быть связаны между собой, должны дополнять и углублять одна другую.

В заключении следует сделать общие выводы и кратко изложить предложения.

После заключения студент должен поставить дату окончания работы и свою подпись, а также привести список использованной литературы и приложения. Очень тщательно должно быть выполнено все остальное оформление работы.

^

IX. Оформление курсовой работы



Материал в работе располагается в следующей последовательности:

  1. Титульный лист /заполняется по одной форме, его форма приведена в приложении № 1/.

  2. План-оглавление.

  3. Текстовое изложение курсовой работы /по параграфам/.

  4. Список литературы.

  5. Практический материал, использованный в работе /в виде приложения, если он не помещен по ходу изложения/.

Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм слева и 10 мм справа. Все листы курсовой работы должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

Новый вопрос можно начинать на той же странице, на которой кончился предыдущий, если на этой странице кроме заголовка поместится несколько строчек текста.

Цифровые данные в сгруппированном и систематизированном виде представляются в таблицах и графиках. Немаловажное значение имеет оформление последних. Таблицы обычно помещаются по ходу изложения, после ссылки на них, однако не рекомендуется переносить таблицы с одной страницы на другую; тем более недопустимо разрывать заголовок с таблицей, помещая их на разных страницах. Таблицы должны иметь порядковый номер, заголовок - отражать их содержание, а примечание - ссылку на источник.

Количество цифрового материала должно соответствовать содержанию курсовой работы. Не следует приводить данных, не имеющих прямого отношения к излагаемому вопросу.

В таблицах и в тексте следует избегать полного написания больших чисел. Для этого целесообразно укрупнять единицы измерения в зависимости от необходимой точности.

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Использованные в работе цифровые данные, выводы, мысли других авторов в пересказе и цитаты в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками на использованные работы. Эти ссылки могут быть сделаны в виде сносок в нижней части страницы с указанием автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы, где находится данное высказывание, или с указанием в скобках сразу же после высказывания номера источника в списке литературы, если речь идет о содержании всего источника, например 111. Если же дается цитата, то приводится в скобках как номер источника, так и номер страницы или страниц, например II, с. 21.

Пересказ мыслей и выводов других авторов следует делать без искажения этих мыслей. Цитаты должны быть тщательно выверены и заключены в кавычки. Студент несет ответственность за точность приносимых данных, а также за объективность изложения мыслей других авторов. Общий объем работы 15-20 страниц машинописного текста, в т.ч. основного текста 10-15 страниц.

Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:

  1. Законы, постановления правительства к Государственной думы.

  2. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.

  3. Специальная экономическая литература в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям, если на титульном листе книги автор не /монографии, статьи/.

  4. Периодические издания с указанием года и месяца журналов и газет /если статьи из них не приведены в предыдущем разделе списка литературы/.

Последним этапом выполнения курсовой работы является ее внешнее оформление. Курсовая работа должна быть пронумерована и подписана студентом.


^ X. Оценка курсовой работы.


Каждая курсовая работа с учетом ее содержания оценивается по пятибалльной системе.

Высшая оценка „отлично" ставится за всестороннюю глубокую разработку темы на основе широкого круга источников информации; если проявлено критическое отношение к использованному материалу, самостоятельность суждений, правильны расчеты и выводы и нет существенных недостатков в стиле изложения.

Оценка „хорошо" ставится при нарушении одного из вышеизложенных требований, например, в случае ошибок в расчетах, выводах, но при условии достаточно полной, глубокой и самостоятельной разработки темы, а также соблюдении всех других требований /глубина, широта информации и т.д./.

Оценка „удовлетворительно" ставится за работу, текст и цифровые данные которой свидетельствуют о том, что студент добросовестно ознакомился и проработал основные источники, без привлечения которых работа вообще не могла бы быть выполнена, и содержание темы, хотя и по ограниченным источникам, раскрыл в основном правильно.

Работа, которую преподаватель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учетом высказанных в отзыве замечаний.

Курсовая работа должна быть написана в сроки, устанавливаемые кафедрой.

Несвоевременное представление курсовой работы на кафедру приравнивается к неявке на экзамен, поэтому студентам, не сдавшим без уважительных причин в срок курсовую работу ставится неудовлетворительная оценка. Студент, не сдавший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

По решению кафедры отлично написанные курсовые работы могут быть защищены в виде доклада на научном студенческом кружке.

Приложение 1




Министерство экономического развития и торговли РФ


Государственный университет – Высшая школа экономики


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «____________________»


Студент группы №


Ф. И. О.

Научный руководитель

должность, звание, Ф. И. О.


Москва 2007

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией