Поиск в базе сайта:
Правовой мониторниг участия некоммерческих организаций в управлении делами государства васильева С. В icon

Правовой мониторниг участия некоммерческих организаций в управлении делами государства васильева С. В




Скачать 36.67 Kb.
НазваниеПравовой мониторниг участия некоммерческих организаций в управлении делами государства васильева С. В
Дата конвертации22.05.2013
Вес36.67 Kb.
КатегорияТексты

ПРАВОВОЙ МОНИТОРНИГ УЧАСТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

Васильева С.В., Доцент кафедры конституционного и муниципального права ГУ-ВШЭ, к.ю.н.

Цели исследования: 1) Определить формальные и неформальные механизмы (институты) участия НКО в управлении делами государства; 2) Проанализировать состав и качество законодательства, позволяющего вовлекать НКО в принятие публично-властных решений и общественно-полезную деятельность; 3) Оценить степень участия НКО в управлении делами государства, используя зарубежный опыт; 4) Выявить препятствия на пути участия НКО в управлении делами государства через призму политически, права, экономически, управления; 5) Выработать предложения по оптимизации вовлечения НКО в принятие публично-властных решений и общественно-полезную деятельность.

^ Объект исследования: законодательство и практика правоприменения.

Организация исследования: 1) подбор материалов по двум основным направлениям – соучастие НКО с органами публичной власти в принятии решений и привлечение НКО к общественно-полезной деятельности; 2) рассылка вопросов контактерам в органах государственной власти субъектов РФ и анализ ответов; 3) подготовка статей в юридические журналы и сборники.

^ Источники данных: 1) Российское законодательство; 2) Научно-практическая литература; 3) Аналитические материалы; 4) Пресса; 5) Опросы государственных гражданских служащих Москвы, Тверской области, Красноярского и Краснодарского краев; 6) правовые источники Германии, Европейского Союза;

^ Используемые методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный.

Основные эмпирические результаты и выводы: 1) Формальными механизмами участия НКО в принятии публично-властных решений является право на обращение, включение их в состав советов, комиссий, рабочих групп, создаваемых исполнительными и законодательными органами власти. НКО могут привлекаться к экспертизе проектов правовых актов. В решении общественно-полезных задач допускается участие НКО через механизмы аутсорсинга, социального заказа и гранта. Неформальным институтом продвижения интересов НКО во власть является цивилизованный лоббизм. Негативные общественные практики участия НКО в управлении делами государства могут быть связаны с коррупционными проявлениями в государственном аппарате. 2) Законодательство по вопросам участия НКО в управлении делами государства недоразвито. На федеральном уровне о возможности привлечения НКО к экспертизе законопроектов косвенно упоминается в регламентах палат парламента. Там же речь идет и о правомочии Общественной палаты РФ подключаться к работе над законопроектами. Положения и регламенты органов исполнительной власти содержат нормы общего характера о включении представителей различных организаций, в том числе и НКО в составы совместных консультативных подразделений и об обращении к третьему сектору в целях независимой экспертизы. Участие НКО в собственно политических процессах не предусматривается. Законодательство о порядке аутсорсинга и реализации грантов (или поддержки НКО) отсутствует. Участие НКО в социальных заказах предполагается на основе Федерального закона о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, которые не совсем подходит для таких случаев. Относительно состава и качества регионального законодательства можно сделать аналогичные выводы. 3) Каналы участия НКО в принятии публично-властных решений открываются хаотично и избирательно. Органы власти охотнее консультируются с коммерческими организациями, их союзами, ассоциациями. Внедрение в российские законодательство и практику частно-государственного партнерства, аутсорсинга, социального заказа также ориентированы на бизнес. Такие полугосударственные институты как федеральные и региональные венчурные фонды, фонды содействия развитию малых предприятий, Российская корпорация нанотехнологий инвестируют преимущественно в бизнес-проекты. Гранты НКО на федеральном уровне, судя по объему и охвату субъектов третьего сектора, выглядят незначительными. В большинстве регионов чиновники не спешат развивать грантовую систему для НКО. Социологические опросы должностных лиц и представителей НКО подтверждают плачевное состояние законодательства и практики вовлечения третьего сектора в управление делами государства. Положительный зарубежный опыт имеется, хотя нельзя говорить, что в других странах ситуация с третьим сектором принципиально иная, нежели в России. Аутсорсинг достаточно развит в Великобритании, США и Сингапуре. В Германии, как на уровне федерации, так и земель осуществляются консультации органов исполнительной власти с крупными союзами и ассоциациями, членами которых могут являться и НКО. При Европейской комиссии действуют консультативные комитеты, включающие представителей НКО. В настоящее время Еврокомиссия и Европарламент внедряют систему добровольной регистрации лоббистских групп на уровне ЕС, которыми могут быть и НКО; 4) Причины неудовлетворительного состояния законодательства и практики участия НКО в управлении делами государства носят системный характер. Основные из них – коррупция, политика государственного патернализма, слияние власти и бизнеса, отсутствие должного законодательства и необходимых организационных и финансовых ресурсов; 5) Непросто развенчать политику государственного давления на общественные институты и идеологию пассивного созерцания этого процесса гражданским обществом. Системные причины нужно устранять системными мерами. Разработать мониторинги реформ и гражданского общества. Наладить эффективность управления по результатам. Продвинуться в борьбе с коррупцией. Совершенствовать законодательство об институтах участия НКО в управлении делами государства и др.

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией