Поиск в базе сайта:
Г. П. Савельева рейтинговые технологии в управлении качеством подготовки выпускников в вузе icon

Г. П. Савельева рейтинговые технологии в управлении качеством подготовки выпускников в вузе




Скачать 351.67 Kb.
НазваниеГ. П. Савельева рейтинговые технологии в управлении качеством подготовки выпускников в вузе
Дата конвертации09.12.2012
Вес351.67 Kb.
КатегорияРеферат


Г.П.Савельева


РЕЙТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В ВУЗЕ


Москва 2005


Дан достаточно полный анализ методов балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов, особенности взаимодействия рейтингового обучения с традиционной системой обучения, его преимущества.

Пособие обобщает обширный опыт отечественных вузов по современным технологиям организации учебного процесса, описывает зарубежный опыт применяемых рейтинговых систем оценки знаний студентов.

Представленный материал включает методику работы в рейтинговой системе, методику получения аналитической информации по итогам рейтинговой аттестации.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
  1. ^

    Методический подход к разработке рейтинговой системы контроля освоения студентами образовательной программы 5


  2. Отечественный и зарубежный опыт создания систем рейтинговой оценки знаний студентов 10

  3. Рейтингово-информационная система «РИСК» 19

3.1 Общее положение 19

3.2 Основные принципы рейтингово-информационной системы «РИСК» 20

3.3 Организационные основы системы 21

3.4 Организация контроля знаний студентов 23

3.4.1 Виды контроля 23

3.4.2 График контрольных испытаний 24

3.5 Окончательная оценка знаний студента 25

3.6 Расчет рейтинга студента 26

3.6.1 Расчет итогового рейтинга 26

3.6.2 Изменение рейтинга при выполнении «обязательной» программы обучения 27

3.6.3 Изменение рейтинга при выполнении «произвольной» программы обучения 28

3.7 Стимул, поощрение и рейтинг студентов 30

Используемая литература 32

ВВЕДЕНИЕ



Переход России на рыночную экономику выявил ряд проблем, которые имеют отношения к современному состоянию отечественной системы высшего образования:

  • быстро изменяющаяся конъюнктура рынка;

  • неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей;

  • отсутствие в обучении сильной практической составляющей, ориентированной на социокультурные потребности современного общества;

  • неэффективность «знаниевого « образования;

  • стремительное устаревание информации по сравнению с естественным циклом обучения в средней и высшей школе;

  • низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методов обучения.

Современное состояние проблемы качества образования, роль и значение которой в последние годы существенно возросла в связи с Болонским процессом, формирует новую государственную образовательную политику России.

Среди многих аспектов проблемы качества высшего образования ключевой является проблема оценки (контроля) качества подготовки обучаемых.

Сложившаяся массовая практика оценки качества (уровня) образования (подготовки) обучаемых в отечественной образовательной системе характеризуется следующими основными параметрами [1]:

  • связью предметной области оценки качества подготовки обучаемых с дисциплинарными (предметными) знаниями по завершению различных этапов обучения в том или ином учебном заведении;

  • повсеместным использованием директивно установленной четырехбалльной шкалы оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно – при всех испытаниях обучаемых;

  • отсутствием систематичности в проведении контрольных мероприятий;

  • субъективностью выставляемой оценки, а также ее случайностью, обусловленной содержанием вопросов и задач аттестационных испытаний;

  • использованием нестандартизованных (субъективных) средств прямой оценки качества образования, предъявляемых обучаемым для испытаний (экзаменационных или аттестационных заданий).

В новых исторических реалиях, сложившихся к концу XX века, каждый выпускник высшего учебного заведения должен уметь быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, самых неординарных ситуациях. Исходным приоритетом в образовании должно быть формирование эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетенцию с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором, нравственным сознанием.

Вопрос о формировании в процессе образования набора интегральных деятельностно-практических умений - компетентностей в последнее время поднимается в целом ряде публикаций. В данных публикациях зарубежных и отечественных авторов (Дж. Равен, В. Гутмахер, К. Скала, В.Болотов, В. Сериков, И.Зимняя, В. Краевский, А.Хуторской, В.Байденко, Ю.Татур и др.) достаточно полно обозначены концептуальные положения формирования компетентностей, заявлена практическая ориентация образования [1,2,3,4,5].

Однако практически нет работ, где бы была дана развернутая диагностика тех компетенций, которые приобретают выпускники высших учебных заведений.
  1. ^

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



Главный недостаток традиционной системы оценки уровня подготовки студентов состоит в том, что она не способствует активной и ритмичной работе студентов. Эта система, ориентированная на контроль уровня подготовки в основном только в период экзаменационной сессии, не позволяет достаточно дифференцированно оценить успехи каждого студента в межсессионный период, и что, особенно важно, измерить качество самостоятельной работы обучаемого.

Существуют два вида самостоятельных работ студента. Первый – это работа на лекции, практическом и семинарском занятии, в лаборатории. Этот вид самостоятельной работы определяется учебным планом специальности, организационно-методической обеспеченностью учебного занятия, и, как правило, хорошо организован.

Сложнее дело обстоит с организацией внеаудиторной работы студента, доля которой по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО) составляет более 50%, т.е. достаточно весома в процессе изучения дисциплины. Внеаудиторная самостоятельная работа нуждается в таком же планировании, организации и методическом обеспечении, как и учебный процесс, проводимый в аудиториях, лабораториях вуза.

Низкая эффективность внеаудиторной самостоятельной работы объясняется недостаточной заинтересованностью студентов в ритмичной и систематической работе в течение семестра. Отсутствие ритмичной активной самостоятельной работы студентов на протяжении всего семестра при штурмовщине в период зачетной и экзаменационной сессий снижает, в результате, прочность знаний и качество их усвоения. В итоговой экзаменационной оценке не учитывается внеаудиторная работа: студент, сдавший все контрольные работы досрочно, и студент, сдавший их в течении зачетной недели, формально одинаково успевают.

Трудности в планировании и контроле внеаудиторной самостоятельной работы приводят к противоречиям в расчете трудоемкости учебного процесса. При одинаковом сроке общая трудоемкость обучения на каждой ступени образования не является постоянной величиной. Это затрудняет введение в соответствии с требованиями Болонского процесса зачетных единиц трудоемкости (кредитов) согласно Европейской системы перевода кредитов ECTS (European Credit Transfer System) [6 7]. Сущность кредитно-зачетной системы ECTS состоит в количественной оценке трудоемкости образовательной программы, ориентированной главным образом на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности. К системам, ориентированным на оценку результатов освоения образовательных программ, а не трудозатрат, относятся кредитно-накопительные системы USCS (United States Credit System – кредитная система, используемая университетами США), CATS (Credit Accumulation and Transfer System – кредитная система в университетах Великобритании)[8, 9,10].

Одинаковые оценки в рамках четырехбалльной шкалы, объединяющие большие группы студентов, не позволяют дифференцировать знания по их глубине и объему. При такой системе нет стимула к соревновательности между студентами в овладении знаниями, к активной и ритмичной работе [11].

К числу недостатков следует отнести также субъективность выставляемой оценки, а также ее случайность, обусловленную содержанием вопросов и задач экзаменационных билетов, различных по сложности.

Недостатки традиционной системы контроля обучения показаны в работах И.Ю. Сероусова [12]:

  • отсутствие систематичности в проведении контроля;

  • нерациональное использование методов и форм;

  • отсутствие дидактической направленности;

  • игнорирование специфических условий работы в вузе.

Поэтому возникает необходимость такой модификации традиционной технологии обучения, которая позволяла бы на высоком уровне методического, информационного и технического обеспечения проводить высококачественную подготовку специалистов. Одним из таких вариантов является модульно-рейтинговая технология обучения.

Разбивка на модули учебных дисциплин проводится с целью организации планомерной и ритмичной самостоятельной работы студентов в течение семестра и проведения контроля за этой работой.

Модулем учебной дисциплины является логически завершенная часть семестрового курса (раздела, главы, темы), которая заканчивается определенным видом контроля. Модули могут охватывать несколько разделов, расчетно-графические, курсовые, зачетные работы.

По завершению изучения учебного модуля и в результате проведения контрольного мероприятия студенту присваивается определенное количество зачетных единиц, определяющее степень отработки этого модуля, и выставляется рейтинговая оценка, характеризующая качество выполнения контрольной работы.

По мнению А.Чучалина [13], количественной оценкой качества освоения образовательной программы может служить рейтинговая система.

Рейтинг (rating)– это оценка, определение класса или разряда, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка», или «оценка, учитывающая предисторию». В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная в многобалльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость студента и его компетентность.

Рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы предполагает:

  • рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);

  • совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в течение данного семестра;

  • модульный рейтинг за цикл дисциплин, образующий модуль и изучаемых в течение определенного периода;

  • интегральный рейтинг, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения в вузе.

Преимущества рейтинговой системы состоят в:

  • активной и ритмичной самостоятельной работе студента в течение семестра;

  • дифференциации студентов, сдавших все контрольные задания в срок от студентов, сдавших их лишь в зачетную сессию;

  • учете при вынесении оценки на экзамен «предистории» текущей успеваемости;

  • получении информации о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы;

  • учете выполненной студентом «произвольной» (сверх обязательной) образовательной программы;

  • более объективной и точной оценке знания студентов за счет использования дробной балльной шкалы оценок;

  • образования возможности дифференциации студентов по их наклонностям и познавательным способностям при переходе на многоуровневую систему;

  • стимулировании у студента желания повторить учебный материал с целью получения более высокого конечного результата.

Основная особенность рейтинговой системы заключается в передаче «нитей» контроля от преподавателя к студенту. Последний сам может распределять свои баллы, увеличивая свой рейтинг путем выполнения различных творческих заданий (написание научной статьи, участие в научно-исследовательской работе, олимпиадах, конкурсах, выступление с докладами и т.д.). В этой системе не существует «отличников», «ударников» и т. д., а есть первый, десятый, сотый студент в соответствие с уровнем достигнутых им учебных результатов, которые в итоге формируют его компетентность.

По результатам контрольного мероприятия студенту выставляются:

  • количество зачетных единиц (кредитов), характеризующих общую трудоемкость определенного этапа обучения;

  • рейтинг, характеризующий качество освоения определенного этапа обучения.

Получение персонального рейтинга каждым студентом позволяет:

    1. предоставлять преимущественное право при поступлении в магистратуру и аспирантуру;

    2. присуждать гранты для обучения и стажировки в других вузах;

    3. назначать повышенные стипендии; выдвигать на именную стипендию;

    4. рекомендовать при устройстве на работу и т.д.

2. ^ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ


Работы по созданию модульно-рейтинговых систем оценки знаний студентов были начаты в нашей стране около 20 лет назад.

К 1991 году разработанные автоматизированные системы обработки данных (АСОД) «Марс», «Абитуриент», «Текущий контроль», «Сессия», «Контигент студентов», «Кадры сотрудников» использовались в более чем 200 вузах страны.

Появление новых персональных компьютеров, удобных в использовании для рядовых пользователей, позволили автоматизировать деятельность по анализу результатов учебного процесса.

Простейшая модульно-рейтинговая система была разработана и описана в статье [14]. Текущим рейтингом студента является его средний экзаменационный балл за предыдущую сессию, который рассчитывается как сумма его рейтингов по каждой дисциплине. Сумма баллов за текущую учебную работу рассматривается как допуск к промежуточному и итоговому семестровому экзамену.

Суть рейтинговой системы, разработанной и внедренной в 1990/91учебном году в Волгоградском государственном техническом университете [15], состоит в том, что максимальный рейтинг по любой дисциплине составляет 100 баллов, из которых максимум 60 баллов отводится на оценку текущей успеваемости в течение семестра, а 40 – на итоговый контроль по дисциплине. Минимальное количество баллов, которое студент должен набрать в семестре – 40, на экзамене – 20. Хотя данная система с точки технологии удобна, но введение одинакового максимального рейтинга не отражает истинной трудоемкости и сложности изучения дисциплины.

Рейтинговая система как метод дидактического диагностирования рассмотрен в работе В.М.Бузмакова [16], где 40% общей итоговой оценки составляют оценки за каждодневную работу в аудитории, 40% - за творческие работы, 15% - за тест итогового контроля, 5% - за ведение конспектов. Такая структура диагностики, по мнению В.М.Бузмакова, дает оптимальную возможность управлять качеством учебного процесса.

Рейтинговая система, применяемая при изучении общей химии в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, описана в [17]. Студент перед экзаменационной сессией для получения зачета должен набрать определенное количество баллов, установленных на кафедре за изучение каждого модуля дисциплины, выполнения контрольных работ. Предусматриваются дополнительные баллы за успешное выполнение научно-исследовательской работы студентов (НИРС), контрольных работ повышенной сложности, участие в конкурсах, олимпиадах. Студенты, не получившие удовлетворительной оценки (не набравшие минимальный рейтинг), обязаны сдать письменный экзамен. Остальные участвуют в экзаменационной сессии по желанию, если хотят повысить свой рейтинг. Срок защиты модулей, контрольных работ, отчетов по самостоятельно изучаемым темам определяется календарным планом. В случае нарушения этого плана оценка выставляется с учетом коэффициента ритмичности. Учитывается также посещаемость занятий. За весь период обучения в вузе выпускник должен набрать определенное количество баллов (получить определенный рейтинг). Только в этом случае он может быть допущен к итоговой государственной аттестации.

Данная система имеет накопительный характер и отслеживает успеваемость студента за весь его период обучения в вузе. Недостатком ее является большой объем работы по расчету рейтинговых баллов, поэтому она скорее применима для оценки успеваемости по одной дисциплине, или на отдельном факультете.

Анализ рейтинговых систем, используемых в высшей школе, без применения ПЭВМ в первые годы создавал большие трудности для преподавателя.

Отсутствие комплексной рейтинговой системы в вузе, фрагментарный охват (в рамках одной-двух дисциплин [16 - 20]) приводит к противоречиям на разных уровнях отношений. Рейтинговая система только тогда становится эффективной, когда охватывает не одну дисциплину, а весь учебный план.

Наиболее популярной и широко применяемой во всем мире в настоящее время является рейтинговая система оценки знаний в процессе обучения, основанная на накоплении результатов. Из применяемых рейтинговых систем наиболее известна 20-балльная (используется за рубежом) и 100-балльная (применяется у нас). При 20-балльной системе все контрольные работы исчисляются по этой шкале, а общая оценка, принимаемая за рейтинг, вычисляется как средняя. При 100-балльной рейтинг есть общая сумма оценок за все контрольные мероприятия [21]

В начале девяностых годов сотрудниками Марийского политехнического института была разработана Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ) [22], получившая широкое распространение среди вузов.

Рейтинговая система РИТМ основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студента, предусмотренных учебным планом. Общий рейтинг студента складывается из семестровых рейтингов. Семестровый рейтинг учитывает рейтинг по всем учебным дисциплинам, а рейтинг по дисциплине является суммой баллов по отдельным видам текущего и итогового контроля (экзамена или зачета).

Введение многобалльной системы оценки позволяет:

  • отразить индивидуальные особенности студентов;

  • объективно и своевременно оценить в баллах выполнение студентом самостоятельных работ;

  • получить количественную меру качества его обученности по совокупности изученного учебного материала [23].

Рейтинговая система, разработанная в Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России, ранжирующая студентов по результатам кумулятивной (накопленной) оценки их персональных достижений в учебной деятельности, оценивает и социальные характеристики студентов [24]. В число параметров оценки социальных характеристик входят:

  • посещаемость занятий;

  • качество работы над самостоятельными заданиями;

  • уважительное корректное обращение с преподавателями и коллегами;

  • прилежание и трудолюбие;

  • общая эрудиция;

  • активность на занятиях,

Оценка личностных социальных характеристик студентов осуществляется преподавателем (куратором) один раз в семестр.

Система Курского филиала Московского государственного университета коммерции предусматривает следующее распределение оценочных баллов при рейтинговой системе [25]:

  • общая сумма баллов, полученная студентом по рейтинговой системе, не должна превышать количества учебных часов дисциплины в учебном плане;

  • доля дисциплинарного рейтинга не должна превышать 70% от общей суммы баллов, в том числе по текущему контролю – 30%; по итоговому контролю – 10%; промежуточному контролю –30%;

  • сумма творческого рейтинга не должна превышать 30% от общей суммы баллов;

  • при определении минимальной и максимальной суммы баллов рейтинга оценка за каждый вид контроля не должна быть ниже 3 баллов, а максимальная сумма баллов (оценка 5) равна количеству учебных часов.

Данная рейтинговая система ближе к оптимальной, так как в ней учитывается трудоемкость и сложность изучения дисциплины, вводятся коэффициенты ритмичности сдачи контрольных заданий, расчет рейтинга студента достаточно прост. Система рейтинговой оценки, предложенная Т.В.Швецовой, по основным пунктам схожа с модульно-рейтинговой системой оценки знаний, разработанной в Пермском государственном техническом университете ПГТУ [26].

В учебном процессе Ивановского государственного энергетического университета уже много лет для непрерывно-дискретного измерения результатов обучения используется система РИТМ (Развитие индивидуального творческого мышления)[27]. Оценка результатов обучения студента по определенной дисциплине в течении семестра проводится по формуле




(1)


где Sинт - интегральная оценка результатов обучения;

Sтк - оценка текущего контроля;

Sпк - оценка промежуточного контроля результатов обучения в середине семестра;

Sто - оценка заключительного экзамена, проводимого в устной или письменной форме. Все оценки выставляются в диапазоне общепринятой четырехбалльной шкалы. Параллельно вычисляется рейтинг студента по формуле

(2)

где Rнов - новое (вычисляемое) значение рейтинга;

Rстар - предыдущее (старое) значение рейтинга;

Kвес - весовой коэффициент сложности контрольного испытания;

m - количество испытаний в семестре;

Si - оценка, полученная на очередном i-ом испытании;

Sож - ожидаемая оценка, вычисляемая компьютерной системой по формуле прогноза Sож = ƒ (Rстар).

Автоматизированная система мониторинга и менеджмента учебного процесса SAMMER (System of Automatic Management and Monitoring of Results) – создана в Национальном университете Узбекистана [28].

Данная система позволяет:

  • cистематизировать всеобъемлющую информацию (учебные сведения о студентах, преподавателях, рейтинг расписание занятий, тесты и т.д.), необходимую в функционирования учебного заведения и аккумулировать ее в базе данных системы;

  • вводить информацию о посещаемости и успеваемости студентов (ведомости о текущем, промежуточном и окончательном рейтинге);

  • корректировать информацию о дополнительных затратах;

  • объективно оценивать знания студентов на основании тестирования и автоматического подсчёта рейтинга студента;

  • оперативно и качественно генерировать различные отчеты учебной части, а также проводить статистический анализ по различным критериям;

  • автоматически начислять стипендию на основе результатов посещаемости студента;

  • сократить время информационного обмена между администрацией преподавателями и студентами учебного учреждения, обеспечить достоверность информации;

  • осуществлять оперативный и качественный поиск необходимой информации всеми пользователями системы по различным критериям;.

  • обеспечить доступ к необходимой информации, такой как: рейтинг, университетская почта, задания, ресурсы для семинаров и различных научных исследований, с любого к подключенного к сети интернет.

  • обеспечить студентов, преподавателей и администрацию полной и оперативной информацией, касающейся учебного процесса.

  • ограничить доступ к конфедициальной информации через источники различного уровня доступа к системе и обеспечить безопасность системы от несанкционированного доступа к базе данных;

  • автоматизировать документооборот учебной части, студенческого отдела, канцелярии;

  • снизить расходы за счет распространения информации электронным путём вместо использования печатного формата.

Применяемая в ряде отечественных и зарубежных вузов и успешно апробированная в Финансовой академии при Правительстве РФ 100-балльная рейтинговая система на вечернем отделении является стимулирующем фактором как в получении качественных знаний, так и в укреплении учебной дисциплины.[29].

Список рекомендуемой литературы по применению рейтинговой системы оценки знаний студентов в России и странах СНГ приведен на сайте в Интернет [30].

По мнению Зинченко В.А., «введение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ»[31]. Рейтинговая система, разработанная в Московском государственном текстильном университете им. А.Н. Косыгина [32], основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студентов, предусмотренных рабочими учебными планами:

  • изучение учебных дисциплин (самостоятельная работа - курсовые проекты и работы, домашние задания, расчетно-графические работы, рефераты; выполнение лабораторных работ; промежуточная аттестация – зачет или экзамен и т.д.);

  • научно-исследовательская работа;

  • прохождение всех видов практики;

  • итоговая аттестация (государственный экзамен по направлению подготовки или специальности, защита выпускной квалификационной работы).

Каждая учебная дисциплина независимо от общей трудоемкости в данном семестре имеет максимальную оценку знаний студентов 100 баллов, включая оценку работы студента в течение семестра (текущую аттестацию) и промежуточную аттестацию (зачет, экзамен).

Рейтинговая оценка за выполнение студентами научно-исследовательской
работы определяется суммированием баллов за определенный вид деятельности.

Семестровая рейтинговая оценка каждого студента определяется на основе рейтинговых оценок по каждой дисциплине с учетом их общей трудоемко­сти по формуле:



(3)


где: Rc - семестровая рейтинговая оценка,

Rgl, Rg2, …, Rgi - рейтинговые оценки отдельных дисциплин,

Rн - рейтинговая оценка научно-исследовательской работы студента,

α1, α 2, …, αi - коэффициенты, учитывающие общую трудоемкость дисциплины в данном семестре, определяются из расчета:


(4)


где: Tg1 - общая трудоемкость дисциплины в данном семестре,

Тс - общая трудоемкость всех дисциплин в данном семестре.

Семестровая рейтинговая оценка не может быть больше 100 баллов. По окончании каждого семестра определяется интегральная рейтинговая оценка каждого студента за все завершившиеся семестры обучения:

(5)

где: Rcj - семестровая рейтинговая оценка j-го семестра,

m - количество семестров, за которые выставляется интегральная оцен­ка.

Итоговая рейтинговая оценка студента по образовательной программе в целом R определяется из расчета:




(6)


где: Rгэ - рейтинговая оценка, полученная студентом на государственном экзамене,

Rвкp - рейтинговая оценка, полученная студентом при защите выпускной квалификационной работы, m — количество семестров теоретического обучения.

3. РЕЙТИНГОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «РИСК»

^
3.1 ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Рейтингово-информационная система контроля (РИСК) является составной частью многоуровневого высшего профессионального образования на базе новейших технологий обучения, активизирующих самостоятельное творческое мышление студентов и стимулирующих рост профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава [33 ].

Система РИСК предполагает внедрение в учебный процесс для контроля знаний и оценки качества подготовки студентов тестовых систем (ТС),тестовых обучающих систем (ТОС) или тестов (Т).

Применение данной системы в учебном процессе позволяет:

  • существенно повысить эффективность самостоятельной работы студентов, ее ритмичность в течении семестра;

  • получить более точную и объективную оценку знаний студентов в процессе обучения;

  • ранжировать студентов по уровню знаний в группе, на курсе, в вузе и определить их дальнейший путь обучения:

  • повысить эффективность работы преподавателей:

  • более эффективно использовать материальные стимулы для активизации работы преподавателей и студентов.

Основную роль в системе играет принцип состязательности в процессе обучения, который базируется на основном показателе - индивидуальном обобщенном балле - рейтинге студента, являющимся комплексной мерой оценки качества подготовки специалиста (компетенции). Рейтинг инвариантен к учебным дисциплинам, он вычисляется регулярно после каждой очередной процедуры контроля знаний, умений и навыков, их компетенции.

Рейтинг студента, рейтинг студенческого коллектива (группы, специальности, курса, факультета), динамика их изменения открывает широкие возможности для мотивации обучения, побуждая студентов на систематическую ритмичную работу. С рейтингом связаны разнообразные меры материального и морального стимулирования студентов. Он является основанием для зачисления их на последующие ступени образования, перевода на индивидуальный план обучения, распределения на работу и др.


^ 3.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕЙТИНГОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ «РИСК»



Основными принципами системы РИСК являются:

  • принцип активизации студента в учебном процессе. Он предусматривает перенос центра тяжести в изучении учебной дисциплины на самостоятельную работу студента, индивидуальную оценку результатов его работы в виде обобщенного суммарного балла - рейтинга;

  • принцип ориентации на развитие творческого мышления. Процесс обучения направлен на развитие способностей постановки новых проблем и поиска их решения, на постижение истины через постановку и решение какой-либо практической или теоретической задачи;

  • принцип стимуляции профессионального мастерства преподавателей. Оценка деятельности преподавателя ставится в прямую зависимость от качества конечного продукта педагогической деятельности - уровня знаний студентов и способности практически применять знания при решении творческих задач. Заинтересованность в создании качественных методических и программно-технических средств обучения, стремление к поиску эффективных методов обучения поддерживается в системе возможностью высвобождения времени преподавателя для самообразования, дифференцированием оплаты труда, дополнительными мерами поощрения.

  • принцип демократизации процесса обучения. Достигается гласностью результатов всех процедур контроля, возможностью выбора уровня подготовки, а также оценки качества преподавания путем проведения регулярных опросов общественного мнения.


^ 3.3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ


Общая схема организации учебного процесса в системе РИСК показана на рис.1.


Подготовка бакалавров

(4 года)



ГЭ1





Подготовка специалистов, магистров (1-2 года)



ГЭ2







ДП


Комплексы дисциплин




ГСЭ

ЕН

ОПД


Комплексы дисциплин



ГСЭ

ЕН

ОПД

СД

ДВО


Условные обозначения: ^ ГСЭ - цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин; ЕН - цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин; ОПД - цикл общепрофессиональных дисциплин; СД - цикл специальных дисциплин; ДВО - дополнительные виды обучения; ГЭ1, ГЭ2 - государственные экзамены; ДП - дипломное проектирование.

Элементами комплекса учебных дисциплин является самостоятельные структурные единицы-модули, усвоение которых требует знания теоретического материала и овладения практическими навыками. Количество модулей зависит от объема курса и его сложности. Каждый модуль оформляется и обеспечивается необходимыми методическими материалами. К ним относится:

1) рабочая программа на учебную дисциплину;

2) пакет тестовых вопросов на знание «языка дисциплины» - понятий, определений, формулировок законов и пр. (тестовые вопросы первого уровня);

3) пакет типовых стандартных задач (упражнений), требующих активного владения материалом (тестовые вопросы второго уровня;)

4) пакет творческих заданий более высокого уровня сложности, содержащих теоретические вопросы, связанные с выполнением курсовых проектов, расчетно-графических работ и т.д.(тестовые вопросы третьего уровня);

5) краткий конспект(тезисы лекций).

По решению кафедры состав методических материалов может быть дополнен соответствующими разработками. Набор этих материалов выдается студентам перед началом изучения дисциплины.

Собственно учебный процесс организован в форме последовательного продвижения по типовым модулям обучения с правом выбора вопросов и задач из постоянно обновляемого пакета тестовых заданий.

При этом студенту предлагается выполнить в процессе обучения две программы: обязательную, определяемую составом типовых модулей обучения, и произвольную, формируемую индивидуально для студента. Например, можно выделить базовый курс высшей математики в объеме 50 часов учебного плана и 10 спецглав высшей математики в объеме 10% часов учебного плана каждая. В этом случае студент обязан выбрать 5 из 10 спецглав для изучения. Выбор должен быть согласован с заведующим кафедры. Этим студент и будет формировать частично свою произвольную программу обучения. Аналогично можно формировать произвольную программу и по другим дисциплинам. В процедурах рубежного контроля и экзаменов студенты должны иметь возможность выбора вопросов и заданий из фиксированного списка.

В системе РИСК вводятся две параллельные цепочки оценки результатов обучения:

1) определение по соответствующей дисциплине путем суммирования с некоторыми весовыми коэффициентами оценок по всем контрольным испытаниям (посещаемость, выполнение графика самостоятельной работы студентов (СРС), тестовый опрос), т.е. формирование интегральной оценки, так называемого суммарного индекса (СИ), и последующего пересчета этого индекса с помощью ЭВМ в окончательную оценку в общепринятой четырехбалльной или двухбалльной (для зачетов шкалы). Окончательная оценка выставляется студенту в зачетную книжку по каждой учебной дисциплине в конце семестра. Эти оценки служат основание для продолжения обучения в вузе в рамках одной ступени обучения, а также для получения стипендии в соответствии с действующими инструкциями;

2) определение рейтинга (показателя класса), характеризующего качество подготовки студента и являющегося обобщенным показателем его успеваемости. Рейтинг для каждого студента вычисляется с помощью ЭВМ трижды в семестр в течении всего периода обучения. Он служит основанием для конкурсного зачисления на последующие ступени образования и для распределения студентов на работу после окончания обучения.


^ 3.4 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

3.4.1 Виды контроля


Для оценки результатов обучения в системе РИСК периодически проводятся различные виды контроля. По основным учебным дисциплинам целесообразно использовать четыре типа контрольных испытаний:

  • текущий контроль посещаемости аудиторных занятий;

  • текущий контроль выполнения графика самостоятельных работ (расчетно-графических, лабораторных, семестровых и других, предусмотренных программой);

  • рубежный контроль результатов обучения (тестовый опрос), предназначенный для оценки объема и качества приобретенных знаний в середине и в конце семестра согласно графику учебного процесса. Для отдельных дисциплин в рамках выделенного бюджета времени контроль может проводиться один раз - в конце семестра. Эти испытания должны представлять собой дифференцированный зачет с использованием тестов первого, второго, третьего уровней сложности. Для курсового проекта (работы) дифференцированный зачет проводиться отдельно;

  • заключительный контроль результатов обучения. Эта процедура по решению кафедры может представлять собой либо тестовый опрос, либо традиционную форму экзамена. Она проводится для студентов, получивших оценку «удовлетворительно», а также для тех студентов, которые желают повысить свою оценку с хорошей до отличной.

Рекомендуется проведение входного контроля результатов обучения., предназначенного для проверки так называемых «остаточных» знаний (их выживаемость) студента по ранее изучаемым разделам учебных дисциплин. Этот вид контроля целесообразно проводить перед началом очередного типового модуля. Методика входного контроля может быть самой разнообразной и основываться на принципах тестового контроля. Оценка входного контроля не должна учитываться в итоговой оценке результатов обучения.

Проценты посещаемости аудиторных занятий, выполнения графика самостоятельных работ и результаты тестового опроса дважды в семестр (или один раз в конце семестра для отдельных дисциплин) сообщаются в деканат для расчета рейтинга на ЭВМ, а также суммарного индекса (СИ) по предмету.


^ 3.4.2 График контрольных испытаний


Проведение контрольных испытаний в системе РИСК осуществляется в единые для всех студентов аттестационные дни. Такими днями являются соответствующие занятиям дни контрольных недель по графику учебного процесса(как правило в середине учебного семестра и в конце его). Учебные занятия в эти недели не проводятся. В соответствующие расписанию часы осуществляется защита лабораторных и расчетно-графических работ в соответствии с графиком самостоятельных работ студентов, тестовые опросы. При этом преподаватель должен предусмотреть возможность для студента повторной защиты и сдачи любого испытания.


^ 3.5 ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТА

Процент посещаемости, выполнения студентом графика самостоятельных работ и результат тестового опроса в процентах в аттестационные недели сдается в деканат преподавателем для расчета на ЭВМ интегральной оценки по предмету и рейтинга студента. Для этого проценты оператором ЭВМ переводятся в оценки от 0 до 5 с шагом 0,1 по специальной шкале:


(7)


где Qn, Qcpc, Qто - средние за семестр оценки соответственно посещаемости, выполнения самостоятельных работ и тестового опроса;

10,30,60 - коэффициенты значимости различных видов контроля

В конце семестра СИ переводится с помощью ЭВМ в традиционную отметку по табл.2.


^ Таблица 2 Соотношение между СИ и четырехбалльной (двухбалльной) шкалой


Суммарный индекс

Оценка в четырехбалльной системе

Оценка в двухбалльной системе

СИ<250

2

незачет

250

3

зачет

350<СИ<435

4

зачет

СИ>435

5

зачет


СИ позволяет студенту прогнозировать свою будущую оценку, стимулирует его в получении высоких промежуточных результатов и СИ в целом.

Оценки 4 или 5, полученные студентами по результатам двух рубежных контролей, проставляется в зачетную книжку. Остальным студентам, а также желающим повысить свою оценку до отличной, предоставляется право участвовать в тестовом опросе во время заключительного контроля - экзамена.

Результаты рубежного контроля и экзаменов доводятся до сведения студентов и сдаются в учебный отдел в заранее установленные сроки. Для отдельных дисциплин по усмотрению кафедры экзамен может проводиться по существующей методике (письменно).


^ 3.6 РАСЧЕТ РЕЙТИНГА СТУДЕНТА

3.6.1 Расчет итогового рейтинга


Расчет рейтинга на ЭВМ осуществляется два (три - для отдельных студентов) раза в семестре после проведения рубежных контролей.

Стартовое значение рейтинга Rст студент приобретает с помощью ЭВМ в зависимости от исходной оценки знаний абитуриента



(8)


где Qшк - средняя оценка по аттестату о среднем образовании;

Qаб  - средняя оценка знаний абитуриента по результатам вступительных экзаменов;

1 - коэффициент снижения ценности знаний.

Для коммерческого варианта приема (при собеседовании)




(9)


Итоговый рейтинг студента определяется по формуле




(10)


где Ron - рейтинг студента по результатам выполнения “обязательной” программы;

Rnn - рейтинг студента по результатам выполнения “произвольной” программы.


^ 3.6.2 Изменение рейтинга при выполнении

обязательной” программы обучения


Изменение рейтинга студента при выполнении “обязательной”программы осуществляется в соответствии с формулой общего вида



(11)


где Rн -новый рейтинг;

Rc - старый (до начала испытания) рейтинг;

К - коэффициент значимости контрольного испытания;

Qi - действительная оценка качества выполнения i-го испытания;

m - количество дисциплин, по которым рассчитывается рейтинг;

Qож - ожидаемая оценка качества выполнения, определяемая ЭВМ в зависимости от Rc.


Данная оценка Qож=Qож(R) выражает математическую зависимость бесконечного процесса познания от конечномерной четырехбалльной шкалы и протабулирована в таблице (см. приложение 2.). В этой таблице отражен наиболее вероятный диапазон изменения рейтинга студента.

Расчет рейтинга на ЭВМ проводится три раза в семестре:

1) после проведения первого тестового опроса в середине семестра;

2) после проведения второго тестового опроса в конце семестра;

3) во время экзаменационной сессии (для отдельных студентов).

В системе многоуровневой подготовки предусмотрены аттестации студентов после очередной ступени обучения и госэкзамен по специальности (профессиональной) подготовке.

Влияние аттестации и госэкзамена на рейтинг студента отражается в формуле:

для аттестации




(12)


для госэкзамена




(13)


где Qa, Qгэ - действительные оценки;

Qож - ожидаемая оценка результатов аттестаций и госэкзамена, определяемая в зависимости от величины ^ Ron (старый).


      1. Изменение рейтинга при выполнении

произвольной” программы обучения


При выполнении “обязательной” программы обучения для существенного улучшения рейтинга студент должен отлично работать в течении нескольких семестров.

Иная динамика изменения рейтинга студента возможна при выполнении им творческих заданий -“произвольной” программы обучения в соответствии с формулой:

(14)


где К - коэффициент “успеха” выполнения задания;

Rтз - рейтинг творческого задания, должен утверждаться на заседании кафедры.


Творческое задание может выполняться группой студентов, тогда Rтз устанавливается индивидуально для каждого студента в соответствии с ограничением




(15)

где Rтзj - рейтинг индивидуальной части творческого задания i-го студента;

n - число студентов в группе.

Студенты могут предлагать собственные варианты творческих заданий, участвуя в заседаниях кафедры. Здесь открывается широкая сфера деятельности по демократизации учебного процесса.

Студенческая группа может вносить предложения по выполнению тверческих заданий общественно-политического характера. Например, группа из трех студентов может предложить организацию и проведение клуба по проблемам самоуправления, оценив это творческое задание рейтингом Rтз=3000. Долевое участие студентов, например, можно оценить следующим образом:

Rтзj = 1200 - для руководителя клуба

Дипломный проект приравнивается к творческому заданию. Рейтинг дипломного проекта должен согласоваться с организацией, для которой ведется целевая подготовка специалиста. Очевидно, что уровнем рейтинга выпускной работы можно оценить актуальность и практическую значимость заключительного этапа деятельности студента.

Сведения о рейтинге студентов должны регулярно вывешиваться на информационном стенде возле деканатов. Формирование рейтинг-таблиц осуществляется компьютерной системой контроля по результатам выполнения “обязательной” и “произвольной” программ обучения. Ориентированная форма рейтинг-таблицы приведена ниже:

^ Таблица 3 Рейтинг-таблица

Ф.И.О.

Группа

Ron

Rnn

R=Ron+Rnn


Фамилии студентов в рейтинг-таблицах размещаются в зависимости от величины R.


    1. ^ СТИМУЛ, ПООЩРЕНИЕ И РЕЙТИНГ СТУДЕНТОВ

Заинтересованность студентов в повышении рейтинга поддерживается системой стимулов и поощрений, отраженных ориентировочно в таблице4.


^ Таблица 4 Система стимулов и поощрений студентов

Рейтинг

При условии

Стимул и поощрение

900

Ron>520

Представление к президентской стипендии

800

Ron>500

Представление к стипендии Совета вуза

750

Ron>490

Повышение основной стипендии на 20%

700

Ron>480

Повышение основной стипендии на 10%

650


Ron>480


Повышение основной стипендии на 10% за счет 4% стипендиального фонда

600

Ron>480

Возможность работы по хоздоговору

800

Ron>500

Путевка для туристической поездки

750

Ron>400

Путевка в спортивно-оздоровительный лагерь

700

Ron>500

Бесплатная подписка на журнал, газету

650

Ron>450

Награждение почетной грамотой

900

Ron>520

Направление на учебу в зарубежные вузы

850

Ron>500

Направление на стажировку в центральные вузы

800

Ron>490

Направление для обучения в аспирантуре

750

Ron>480

Направление для стажировки

700

Ron>480

Право перехода на любую специальность


Основная (обычная или повышенная) стипендия назначается студенту по существующим инструкциям, а дополнительное повышение этой стипендии за счет 4% специального фонда поощрения предусмотрено в таблице 4.

По предложению студентов можно вводить дополнительные меры поощрения коллективной работы в зависимости от рейтинга студенческого коллектива (выделение комнаты в общежитии, организация коллективных туристических поездок и др.).

Ежегодно необходимо формировать и публиковать список лучших (в зависимости от рейтинга) студентов - список рекордсменов по итогам обучения в системе РИСК.


^ ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.-79 с.

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. 2002.№5 С.34-42.. 3.

  3. А.Андреев. Знания или компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование в России. 2005. №2.С.3-11.

  4. В.А.Болотов, В.В.Сериков. Компетентностная модель: от идеи к образовательной ппрограмме// Педагогика. 2003.№10.С.10

  5. В. Байденко. Компетенции в профессиональном образовании ( К освоению компетентностного подхода) \\ Высшее образование в России. 2004. №11.

  6. http://elfa.bhat.ac/uk/ELFA/Bologna_Decla ra tion_1999/europea_ credit transfer_ system.htm

  7. http://www.umap.org/UCTS.html

  8. www.abet.org

  9. http://www.nicats.ac.uk/about/cats_uk.htm

  10. Credit Transfer and Accumulation – the Challenge for Institutions and Students, EUA/Swiss Confederation Conference, ETH Zurich, 11-12 October, 2002.

  11. В.Шадриков. Двухступенчатая система подготовки специалистов. // Высшее образование в России. 2004.№2. С.4.

  12. Сероусов И.Ю. О рейтинговом методе при преподавании физики// Специалист. – 1998. -№1. – С.21-22

  13. А.Чучалин, О.Боев. Кредитно-рейтинговая система // Высшее образование в России. 2004. №3. С.34-41

  14. Коренев Ю.М., Сипачев В.А. Опыт создания и применения системы рейтинга// Журнал ВХО им. Д.И. Менделеева. – 1998.- №3. С.323-327

  15. Попов Ю.В., Подлеснов В.Н. и др. Рейтинговая система как инструмент

  16. Бузмаков В.М. Рейтинговое дидактическое иагностирование//Специалист. – 1997. – С.23

  17. Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. – 1999. – С.121-125

  18. Попков В.А. Опыт рейтинговой оценки знаний студентов // Педагогика. – 1998. - №8. –С.51-55

  19. http//Reiting. htp

  20. http//s6. html

  21. http//p 41-43 html

  22. http//www Referatik.ru

  23. http//art 14/htm

  24. http// mgimo.pnp.html

  25. Шевцова Т.В. Рейтинговая система организации учебного процесса// Специалист.- 1995.- №1.- С. 12-13

  26. Петров В.Ю, Матушкин Н.Н.,.Подгорных А.С, Езопова Н.О. Новые технологии управления обучением в вузе: Методическое пособие/Перм. гос. техн. ун-т – Пермь, 2003.-166 с.

  27. Нуждин В.Н. Система развития индивидуального творческого мышления. Итоги и проблемы создания новой технологии обучения: Учеб.пособие/Иван.гос.энерг.ун-т,Иваново.-2000.

  28. http://www. http//index.lphp.html

  29. http//001.htm

  30. http//www.itshop.ru/

  31. Касимов Р.Я., Зинченко В.Я., Грандберг И.И. Рейтинговый контроль //Высшее образование в России.- 1994.-№2.-С.83-92

  32. Н.Р.Кильдеева, Н.И. Максимов Использование рейтинговой оценки знаний студентов в МГТУ им.А.Н.Косыгина. Материалы межвузовской научно-методической конференции «Проблемы введения системы зачетных единиц в вузе». -М., 2005, С.59-65

  33. Крупник Л.А., Нусипов Л.А., Савельева Г.П. Тестово-рейтинговая система подготовки специалистов. Методическое пособие для учебных заведений. Алматы: КазНТУ, 1994, с.


Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией