Поиск в базе сайта:
Качественные методы в социологических исследованиях icon

Качественные методы в социологических исследованиях




Скачать 148.88 Kb.
НазваниеКачественные методы в социологических исследованиях
Дата конвертации08.12.2012
Вес148.88 Kb.
КатегорияПримерная программа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра социологии


Качественные методы в социологических исследованиях

Методические указания и рекомендации


Челябинск

2006

Примерная программа дисциплины «Качественные методы в социологических исследованиях» регионального компонента цикла ДС.Р.02 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности: 040201 «Социология».

Автор (составитель):


Колчинская В.Ю., канд. социол. н.






















^

ВВЕДЕНИЕ

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Качественные методы в социологических исследованиях»


Выпускник должен в результате усвоения дисциплины «Качественные методы в социологических исследованиях»:

  • знать основные особенности и сферу применения качественных методов;

  • уметь разрабатывать программу и инструмент качественного социологического исследования;

  • уметь анализировать данные, полученные в ходе качественного исследования.



^

Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины


Дисциплина «Качественные методы в социологических исследованиях» является одной из дисциплин цикла ДС, преподается в VIII семестре и опирается на такие дисциплины, как общая социология, Качественные методы в социологических исследвоаниях, методология и методика социологического исследования, теория измерений в социологии, анализ данных в социологии,.

^

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины


Целью дисциплины является формирование целостного представления об использовании качественных методов в социологии

Задачи: развивать

  • понимание студентами специфики качесвтенного исследования;

  • способность к интерпретации результатов качественного исследования;

  • формировать умение планировать исследование в качественной традиции.
^



Содержание дисциплины

Наименования и содержания тем и объем занятий по видам учебной работы в часах.


Таблица - Разделы дисциплины, виды и объем занятий.


раздела, темы

Наименование раздела, темы

^ Объем в часах

Всего

Л

ПЗ

СРС

Тема 1.

Предпосылки возникновения и история развития качественной методологии в социологии

4

2

2



Тема 2.

Специфика качественного полевого исследования

4

2

2



Тема 3.

Стратегия исследования отдельного случая (case study)

38

4

4

30

Тема 4.

Процедуры и методы полевой работы

4

2

2



Тема 5.

Полевые материалы и практики полевого исследования. Естественные методы, триангуляция

8

4

4



Тема 6.

Цикл полевого исследования. Этика полевого исследователя

4

2

2



Тема 7.

Неформализованное интервью

38

4

4

30

Тема 8.

Наблюдение, этнографическое исследование

4

2

2



Тема 9.

Использование документальных источников

8

4

4



Тема 10.

Стратегии качественного анализа социологических данных

38

4

4

30

Итого




150

30

30

90



^

Содержание разделов и тем дисциплины.


Тема 1. Предпосылки возникновения и история развития качественной методологии в социологии

Разные методологические основания социологического исследования. Идиографический и номотетический способы познания. Позитивистская и интерпретативная социологические традиции. Феноменологический взгляд на мир. Соотношение понятий «качественная социология» и «качественные методы»: методологическая дискуссия и исследовательские практики. Возникновение и историческое развитие качественных методов в эмпирических исследованиях: «классическое» case study (Чикагская школа), британская антропологическая школа (Б.Малиновский), grounded theory (Б. Глайзер, А.Стросс). «Качественные» исследования в российском контексте.

^ Тема 2. Специфика качественного полевого исследования

Основные принципы «качественного исследования» [qualitative research]: гибкость и комплексность исследовательского подхода, мультиметодичность. Познавательные возможности и области применения «качественных исследований». Критика "качественных" методов в социологии. Основные типы «качественных исследований»: изучение случая (case study), «истории жизни» (биографический метод), «этнографическое исследование».

^ Тема 3. Стратегия исследования отдельного случая (case study)

Концепция Р. Йина. Типология исследований в стиле case study: разведывательное (exploratory), описательное (descriptive), объяснительное (explanatoty or causal). Монографическое исследование (monographic study). Проектирование исследования в стиле case study: Обоснование выбора объектов (случаев). Проблема репрезентации. Понятие теоретической выборки. Исследовательские вопросы и гипотезы. Роль теории. Дизайн единичного и множественного case study. Практикум по разработке общей стратегии качественного исследования.

^ Тема 4. Процедуры и методы полевой работы

Этапы полевой работы. Проблема «входа» и «выхода» из поля. Источники информации. «Ключевые» информаторы. Этика поведения исследователя. Виды полевых документов. Требования к ведению записей. Основные методы полевой работы: виды наблюдения, интервью, анализа документов. Использование групповых дискуссий в социологических и маркетинговых исследованиях. Специфика использования количественных методов в case-study. Субъективный фактор в исследовании. Построение валидности. Практикум полевой работы.

^ Тема 5. Полевые материалы и практики полевого исследования. Естественные методы, триангуляция

Создание данных. Полевые материалы или данные исследования? «Жесткие» и «мягкие» данные, насыщенное и ненасыщенное описание по К.Гирцу. Естественные методы в качественном социальном исследовании. Исследователь как бриколер. Концепция случая в кейс-стади и изучения микроуровня. Теоретическая выборка, конкурирующие объяснения, возможности и типы обобщений в качественном исследовании. Теорема Томаса. Критика количественных методов социологами-«качественниками» (М.Буравой).

^ Тема 6. Цикл полевого исследования. Этика полевого исследователя

Организация и планирование полевой работы: формулирование целей и задач исследования, выбор методов исследования, расчеты временных затрат, оценка стоимости исследования. Доступ в исследуемое сообщество – проблемы и возможные стратегии доступа. Кратковременное и долговременное качественное исследование, повторные и сравнительные исследования. Приемы подготовки отчетов – виды текстов отчета, использование полевых материалов в отчете, обоснование вывода и виды обобщения в качественном исследовании. Расшифровка интервью. Архивация полевых материалов, закрытые и открытые базы данных полевых материалов. Компьютерные средства обработки качественных данных. Этический кодекс в социологических и антропологических исследованиях. Этические дилеммы в качественном исследовании.

^ Тема 7. Неформализованное интервью

Виды и техника неформализованного интервью. Разработка гида интервью. Способы ведения диалога, типы вопросов. Реакции исследователя и информанты, познавательные роли исследователя в ситуации интервью. Стратегия биографического интервью, сбор жизненных историй.

^ Тема 8. Наблюдение, этнографическое исследование

Систематическое наблюдение, накопление данных. Выделение индикаторов для наблюдения, количественные приемы учета наблюдений. Неструктурированное наблюдение. Включенное наблюдение – степень включенности. Символы и ритуалы. Разработка гида полуструктурированного наблюдения – темы, практики, образцы поведения. Визуальные образы. Визуализация оргнизационного пространства.

^ Тема 9. Использование документальных источников

Виды документальных источников. Статистика (организации, ведомственная, государственная). Личные документы. Визуальные документы: фото- и видео-репрезентации. Надежность документальных источников, контекстуализация источника.

^ Тема 10. Стратегии качественного анализа социологических данных

Специфика качественных данных. Проблема субъективности и объективности социологического знания. "Толстое" и "гонкое" описание действительности. Проблемы генерализации при малом числе случаев. Методы анализа качественных данных в case study: аналитическая индукция (У. Томас), построение идеальных типов, иллюстративный метод, метод согласия и метод различия Дж. Ст. Миля, поступательная аппроксимация. Презентация результатов качественного исследования, как особый жанр написания социологических работ.

^

Семинарские занятия


Тема 1. Предпосылки возникновения и история развития качественной методологии в социологии – 2 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Чем отличаются идиографический и номотетический способы познания? Какой способ свойственен социологии?

  2. Чем отличаются позитивистская и интерпретативная социологические традиции?

  3. В чем особенности феноменологического взгляда на мир?

  4. Как соотносятся понятия «качественная социология» и «качественные методы»?

  5. Почему, на ваш взгляд, теории символического интеракционизма становятся все более популярными в последние десятилетия?

  6. Как, согласно теориям символического интеракционизма и феноменологии мир субъективного становится социальной реальностью?

  7. Какие теоретические положения являются, на ваш взгляд, наиболее значимыми для практики проведения качественного исследования?

  8. В чем вы видите связь между конкретной социально-исторической ситуацией и всплеском или затуханием интереса к данной методологии?

  9. Когда возникли качественные методы? Какие направления эмпирической социологии наиболее активно использовали качественные методы?

  10. Опишите основные закономерности развития «качественной социологии» в России.


Тема 2. Специфика качественного полевого исследования – 2 часа

Вопросы для обсуждения

  1. В каких случаях исследование можно отнести к разряду качественных?

  2. Почему и в каких случаях избирается тактика качественного исследования?

  3. Каковы различия и сходства качественного и количественного подходов?

  4. Что лично Вам как исследователю ближе: стратегия качественного подхода или количественного? Обоснуйте свою позицию.

  5. Каков фокус биографического исследования?

  6. Какие принципы лежат в тактике «восхождения к теории»?

  7. Какие группы могут быть изучены средствами этнографического исследования?

  8. Что в первую очередь исследуется в технике кейс-стади?

  9. В чем вы видите отличие каждой из тактик?


Тема 3. Стратегия исследования отдельного случая (case study) – 4 часа

Практическое задание

  1. Определите тему и границы вашего кейса

  2. Определите исследовательские вопросы для кейса

  3. Подумайте, какую информацию вы хотите собрать и за какое время?

  4. Что будет объектом вашего исследования


Тема 4. Процедуры и методы полевой работы – 2 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Перечислите этапы полевой работы

  2. Как решаются проблема «входа» и «выхода» из поля?

  3. Какими могут быть источники информации?

  4. Какие основные этические проблемы возникают в ходе исследования?

  5. Какие вы знаете виды полевых документов?

  6. Назовите требования к ведению записей

  7. В чем преимущества и ограничения основных методов полевой работы?

  8. Для решения каких проблем используются групповые дискуссии в социологических и маркетинговых исследованиях?

  9. Какова роль субъективного фактора в исследовании?

Тема 5. Полевые материалы и практики полевого исследования. Естественные методы, триангуляция – 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Создание данных. Полевые материалы или данные исследования?

  2. «Жесткие» и «мягкие» данные, насыщенное и ненасыщенное описание по К. Гирцу

  3. Естественные методы в качественном социальном исследовании

  4. Исследователь как бриколер

  5. Концепция случая в кейс-стади и изучения микроуровня

  6. Теоретическая выборка, конкурирующие объяснения, возможности и типы обобщений в качественном исследовании

  7. Теорема Томаса

  8. Критика количественных методов социологами-«качественниками» (М. Буравой)


Тема 6. Цикл полевого исследования. Этика полевого исследователя – 2 часа

Практические задания

1. Выберите тему собственного качественного исследования. Если тема ваших научных интересов более обширна, чем возможности качественной методологии, попробуйте найти в ней тот аспект, который может быть исследован этими методами. Если же это не удается, можно определить поле своего будущего исследования более традиционно: «Один день жизни моей семьи», «Мое отношение к социологии» или «История моей семьи», «Учебная группа».

2. Определите общую тактику будущего исследования (кейс-стади, история семьи, история жизни и т. д.). На двух страничках опишите: а) проблему или вопрос, который вы хотели бы исследовать; б) основной вопрос исследования; в) данные, которые вы будете собирать и анализировать; г) опишите возможную научную ценность такого исследования; д) ваше отношение к объекту изучения и участникам исследования.

В планируемом исследовании определите возможные теоретические перспективы, вытекающие из вашего исследования. На практике вы можете и не воспользоваться ими, но для тренировки провести такой анализ весьма полезно. Проанализируйте, каким образом выбранный теоретический ракурс будет ориентировать общий ход вашего исследования.

Тема 7-9. Методы качественного исследования: неформализованное интервью, наблюдение, этнографическое исследование, использование документальных источников – 10 часлв

Практические задания:

1. Проведите аналитическое описание собранных вами данных.

2. Выберите один тематический блок и преобразуйте его способом открытого, выборочного и осевого кодирования.

3. Попытайтесь определить, какие из описанных вами результатов требуют дальнейшего теоретического анализа, и спланируйте последовательность шагов для продвижения к этому этапу исследования.

Тема 10. Стратегии качественного анализа социологических данных – 4 часа

Практические задания

1. Опишите полученные эмпирические данные в обобщенных категориях и определите, что в вашем исследовании относится к разряду категорий, а что к разряду субкатегорий.

2. Отберите категории и субкатегории, которые могут быть использованы при дальнейшем построении концепции.

3. Что в вашем случае будет относиться к кластерам и каковы будут связи между отдельными субкатегориями? Покажите это на схеме.

4. Попробуйте построить свою мини-теорию, используя метод восхождения к теории.
^



Вопросы для самоконтроля


  1. Разные методологические основания социологического исследования

  2. Позитивистская и интерпретативная социологические традиции

  3. Феноменологический взгляд на мир

  4. Соотношение понятий «качественная социология» и «качественные методы»: методологическая дискуссия и исследовательские практики

  5. Возникновение и историческое развитие качественных методов в эмпирических исследованиях

  6. «Качественные» исследования в российском контексте.

  7. Основные принципы «качественного исследования»

  8. Познавательные возможности и области применения «качественных исследований»

  9. Критика "качественных" методов в социологии

  10. Основные типы «качественных исследований»

  11. Типология исследований в стиле case study

  12. Монографическое исследование

  13. Проектирование исследования в стиле case study

  14. Этапы полевой работы

  15. Виды полевых документов. Требования к ведению записей

  16. Субъективный фактор в исследовании. Построение валидности. Практикум полевой работы.

  17. «Жесткие» и «мягкие» данные, насыщенное и ненасыщенное описание по К. Гирцу Исследователь как бриколер

  18. Теоретическая выборка, конкурирующие объяснения, возможности и типы обобщений в качественном исследовании

  19. Теорема Томаса

  20. Организация и планирование полевой работы: формулирование целей и задач исследования, выбор методов исследования, расчеты временных затрат, оценка стоимости исследования

  21. Доступ в исследуемое сообщество – проблемы и возможные стратегии доступа

  22. Кратковременное и долговременное качественное исследование, повторные и сравнительные исследования

  23. Приемы подготовки отчетов – виды текстов отчета, использование полевых материалов в отчете, обоснование вывода и виды обобщения в качественном исследовании

  24. Расшифровка интервью. Архивация полевых материалов, закрытые и открытые базы данных полевых материалов

  25. Компьютерные средства обработки качественных данных

  26. Этические дилеммы в качественном исследовании.

  27. Виды и техника неформализованного интервью

  28. Стратегия биографического интервью, сбор жизненных историй.

  29. Систематическое наблюдение, накопление данных

  30. Неструктурированное наблюдение

  31. Включенное наблюдение – степень включенности

  32. Виды документальных источников

  33. Надежность документальных источников, контекстуализация источника.

  34. Специфика качественных данных. Проблема субъективности и объективности социологического знания

  35. "Толстое" и "гонкое" описание действительности

  36. Проблемы генерализации при малом числе случаев

  37. Презентация результатов качественного исследования, как особый жанр написания социологических работ



^

Литература к курсу


Основная

  1. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. – М.: Наука, 1993. – 349 с.

  2. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. – М.: МПСИ: Флинта, 2005. – 382 с.

  3. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. – М.: Государственный университет «Высшая школа экономики», 2004. – 364 с.

  4. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998. – 288 с.

Дополнительная

  1. Аберкромби Н. Социологический словарь. – М.: Экономика, 2004. – 619 с.

  2. Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. – СПб: Норма. Т. 3. – 2005. – 806 с.

  3. Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. – СПб.: Норма. Т. 4. – 2005. – 534 с.

  4. Американская социологическая мысль: Тексты/ Р. Мертон, Д. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц. – М.: Междунар. Ун-т Бизнеса и Упр., 1996. – 556 с.

  5. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Магистр, 1996 – 272 с.

  6. Введение в гендерные исследования. – Харьков; СПб.: ХЦГИ: Алетейя, 2001. – Ч. 1. – 2001. – 707 с.

  7. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М.: Вече: АСТ, 1999. – Т. 1: А – О. – 1999. – 543 с.

  8. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М.: Вече: АСТ, 1999. – Т. 2:П – Я. – 1999. – 527 с.

  9. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998. – 140 с.

  10. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Государственный университет «Высшая школа экономики», 2004. – 426 с.

  11. Лысенко О.Ю. Качественные методы социально-психологических исследований. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. – 109 с.:

  12. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. – М.: Академия, 2003. – 264 с.

  13. Рубеж: Альм. соц. исслед./У. Г. Самнер, А. Гофман, Ж.-П. Дюран и др. – Сыктывкар: Б. и., 1991. – N 12. – 1998. – 248 с.

  14. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 1054 с.

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией