Поиск в базе сайта:
Выборочный метод в социологии icon

Выборочный метод в социологии




Скачать 98.42 Kb.
НазваниеВыборочный метод в социологии
Дата конвертации08.12.2012
Вес98.42 Kb.
КатегорияПримерная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра социологии


Выборочный метод в социологии

Методические указания и рекомендации


Челябинск

2006

Примерная программа дисциплины «Выборочный метод в социологии» регионального компонента цикла ДС.В.01 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности: 040201 «Социология».

Автор (составитель):


Колчинская В.Ю., канд. социол. н.






















^

ВВЕДЕНИЕ

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Выборочный метод в социологии»


Выпускник должен в результате усвоения дисциплины «Выборочный метод в социологии»:

  • знать содержание основных понятий выборочного метода;

  • уметь рассчитывать основные характеристики выборки;

  • уметь строить выборку для эмпирического социологического исследования.



^

Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины


Дисциплина «Выборочный метод в социологии» является одной из дисциплин цикла ДС, преподается в VIII семестре и опирается на такие дисциплины, как введение в специальность, общая социология, математическая статистика, а также знания, полученные студентами в ходе производственной практики.

^

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины


Целью дисциплины является формирование целостного представления об использовании выборочного метода в социологии

Задачи: развивать

  • понимание студентами специфики выборочного обследования;

  • способность к интерпретации результатов выборочного обследования;

  • формировать умение определять необходимые характеристики выборочной совокупности.
^



Содержание дисциплины

Наименования и содержания тем и объем занятий по видам учебной работы в часах.


Таблица - Разделы дисциплины, виды и объем занятий.


раздела, темы

Наименование раздела, темы

^ Объем в часах

Всего

Л

ПЗ

СРС

Тема 1.

Суть выборочного метода и его роль в социологии

4

2

2



Тема 2.

Случайные методы отбора

28

6

6

16

Тема 3.

Выборочные методы с внедрением элемента неслучайности

24

4

4

16

Тема 4.

Неслучайные (невероятностные) методы отбора

24

4

4

16

Итого




80

16

16

48
^



Содержание разделов и тем дисциплины.


Тема 1. Суть выборочного метода и его роль в социологии

Виды обследований в зависимости от отбора единиц наблюдения: сплошное и несплошное обследование. Понятие выборочной и генеральной совокупности. Единицы отбора и единицы наблюдения. Преимущества и ограничения выборочного метода.

Понятие репрезентативности выборки. Ошибка репрезентативности. Виды ошибок репрезентативности: случайные и систематические.

^ Тема 2. Случайные методы отбора

Случайные методы отбора: собственно случайная выборка. Способы практической реализации собственно случайной выборки: принцип жеребьевки, принцип таблицы случайных чисел, принцип генератора случайных чисел. Повторная и бесповторная выборка. Методы моделирования случайности: механическая выборка, территориальный отбор.

Вычисление ошибки репрезентативности для собственно случайной выборки. Определение объема выборки.

Преимущества и ограничения собственно случайной выборки. Способы повышения эффективности выборки: корректировка выборочных показателей, использование методов построения выборки с внедрением элемента неслучайности.

^ Тема 3. Выборочные методы с внедрением элемента неслучайности

Причины использования модификаций случайного отбора.

Возможности и ограничения механической выборки. Вычисление ошибки выборки. Определение объема выборки. Плюсы и минусы механического отбора.

Практическая реализация стратифицированной выборки. Вычисление ошибки выборки. Определение объема выборки. Плюсы и минусы стратифицированного отбора.

Практическая реализация гнездовой выборки. Вычисление ошибки выборки. Определение объема выборки. Плюсы и минусы гнездового отбора.

^ Тема 4. Неслучайные (невероятностные) методы отбора.

Причины применения неслучайного отбора: невозможность или отсутствие необходимости проведения случайного отбора.

Классификация методов неслучайного отбора. Основные факторы, определяющие природу неслучайного отбора: фактор доступности, фактор целенаправленности.

Доступная выборка, стихийная выборка, направленный отбор: понятие, сферы применения. Виды направленного отбора: метод типичных единиц, целевая выборка, квотный отбор. Сферы применения и способы использования.

^

Семинарские занятия


Тема 1. Суть выборочного метода и его роль в социологии – 2 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Какие вы знаете виды обследования?

  2. Что такое выборочная совокупность? Генеральная совокупность?

  3. Чем отличаются единицы отбора и единицы наблюдения? Приведите примеры, когда они совпадают и когда различаются

  4. В чем преимущества и ограничения выборочного метода?

  5. Что такое репрезентативность выборки? Как можно ее обеспечить?

  6. Какие вы знаете ошибка репрезентативности?



Тема 2. Случайные методы отбора – 6 часов

Практические задания

Задание 1

Из общего количества рабочих предприятия была произведена 30%-ная случайная бесповторная выборка с целью определения затрат времени на проезд к месту работы. Результаты приведены в таблице:

Затраты времени, мин.

Менее 30

30-40

40-50

50-60

60-70

Число рабочих

70

80

200

55

45

Определить:

  1. средние затраты времени на проезд к месту работы у рабочих данного предприятия, гарантируя результат с вероятностью 0,997;

  2. долю рабочих предприятия, у которых затраты времени на проезд к месту работы составляет 60 мин. и более, гарантируя результат с вероятностью 0,954;

  3. необходимый объем выборки для определения среднего времени, затрачиваемого на дорогу, чтобы с вероятностью 0,954 ошибка превысила 3 мин.;

  4. необходимый объем выборки для определения доли рабочих, у которых затраты времени на дорогу составляют 40 мин. и более, чтобы с вероятностью 0,950 ошибка не превысила 5.


Задание 4

На предприятии в порядке случайной бесповторной выборки было опрошено 100 рабочих из 1000 и получены следующие данные об их доходе за октябрь:


Месячный доход, руб.

600-1000

1000-1400

1400-1800

1800-2200

Число рабочих

12

60

20

8


Определить:

  1. среднемесячный размер дохода у работников данного предприятия, гарантируя результат с вероятностью 0,997;

  2. долю рабочих предприятия, имеющих месячный доход 1400 руб. и выше, гарантируя результат с вероятностью 0,954;

  3. необходимую численность выборки, при определении среднего месячного дохода работников предприятия, чтобы с вероятностью 0,954 предельная ошибка выборки не превышала 50 руб.;

  4. необходимую численность выборки при определении доли рабочих с размером месячного дохода 1400 руб. и выше, чтобы с вероятностью 0,954 предельная ошибка не превышала 4 %.



Тема 3. Выборочные методы с внедрением элемента неслучайности – 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Причины использования модификаций случайного отбора.

  2. Возможности и ограничения механической выборки

  3. Плюсы и минусы механического отбора.

  4. Практическая реализация стратифицированной выборки

  5. Плюсы и минусы стратифицированного отбора.

  6. Практическая реализация гнездовой выборки

Практическое задание

Приведите примеры исследовательских ситуаций, когда целесообразно применять различные модификации случайного отбора. Какие условия должны быть выдержаны?


Тема 4. Неслучайные (невероятностные) методы отбора – 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. В каких случаях применяют неслучайные виды отбора?

  2. Какие вы знаете методы неслучайного отбора? Назовите основные факторы, определяющие природу неслучайного отбора

  3. Определите следующие понятия: доступная выборка, стихийная выборка, направленный отбор. В каких случаях применяются эти виды отбора?

  4. Какие вы знаете виды направленного отбора? Назовите их сферы применения и способы использования.

Практическое задание

Сформулируйте проблему исследования. Выберите объект исследования этой проблемы. Как вы построите выборку для данного исследования?
^

Вопросы для самоконтроля


  1. Виды обследований в зависимости от отбора единиц наблюдения

  2. Основные понятия выборочного метода

  3. Преимущества и ограничения выборочного метода

  4. Ошибка репрезентативности

  5. Случайные методы отбора: собственно случайная выборка

  6. Вычисление ошибки репрезентативности для собственно случайной выборки

  7. Определение объема собственно случайной выборки

  8. Преимущества и ограничения собственно случайной выборки

  9. Причины использования модификаций случайного отбора

  10. Возможности и ограничения механической выборки

  11. Вычисление ошибки механической выборки

  12. Определение объема механической выборки

  13. Плюсы и минусы механического отбора

  14. Практическая реализация стратифицированной выборки

  15. Вычисление ошибки стратифицированной выборки

  16. Определение объема стратифицированной выборки

  17. Плюсы и минусы стратифицированного отбора

  18. Практическая реализация гнездовой выборки

  19. Вычисление ошибки гнездовой выборки

  20. Определение объема гнездовой выборки

  21. Плюсы и минусы гнездового отбора.

  22. Причины применения неслучайного отбора

  23. Классификация методов неслучайного отбора

  24. Доступная выборка: понятие, сферы применения

  25. Стихийная выборка: понятие, сферы применения

  26. Направленный отбор: понятие, сферы применения

  27. Виды направленного отбора



^

Литература к курсу


Основная

  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Университет, 2002. – 208 с.

  2. Кокрен У. Методы выборочного исследования. – М.: Статистика, 1976. – 440 с.

  3. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования:

  4. Шварц Г. Выборочный метод: Руководство по применению стат. методов оценивания. – М.: Статистика, 1978. – 213 с.

  5. Шляпентох В.Э. Проблемы репрезентативности социологической информации: Случайная и неслучайная выборки в социологии. – М.: Статистика, 1976. – 214 с.

Дополнительная

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. – М.: АО «Аспект- пресс», 1995. – 285 с.

  2. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. – М.: Наука, 1986. – 269 с.

  3. Гаскаров Д.В., Шаповалов В.И. Малая выборка. – М.: Статистика, 1978. – 248 с.

  4. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа, 2005. – 478 с.

  5. Некоторые методологические и методические проблемы. – Киев: Наук. думка, 1986. – 182 с.

  6. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. – М.: Прогресс, 1978. – 380 с.

  1. Паниотто В. И. Качество социологической информации: Методы оценки и процедуры обеспечения. – Киев: Наукова думка, 1986. – 206 с.

  1. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. – Киев: Наукова думка, 1982. – 272 с.

  2. Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 1983. – 477 с.

  3. Статистика. – М.: Проспект: Велби, 2004. – 443 с.

  4. Статистика. – М.: Экономистъ , 2005. – 669 c.

  5. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. – М.: Изд. дом «Стратегия», 1998. – 222 с.

  6. Теория статистики с основами теории вероятностей. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. – 445 с.

  7. Хили Д. Статистика: социологические и маркетинговые исследования. – Киев и др.; СПб. и др.: Питер: DiaSoft, 2005. – 637 с.



Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией