Поиск в базе сайта:
Методы исторических исследований icon

Методы исторических исследований




Скачать 62.13 Kb.
НазваниеМетоды исторических исследований
А.В.Борисова
Дата конвертации29.03.2013
Вес62.13 Kb.
КатегорияТексты

Наименование дисциплины: Методы исторических исследований

Направление подготовки: 030600 История

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Автор: к.и.н., доцент, доцент кафедры отечественной средневековой и новой истории А.В.Борисова.


1. Курс предназначен для студентов специальности «история» исторического факультета ЯрГУ.

Основной целью курса «Методы исторических исследований» является ознакомление студентов с ведущими тенденциями развития современной исторической науки и формирование системного мышления и аналитических способностей студентов, с основными методами научного исследования, с понятийным аппаратом исторической науки, подготовка будущих специалистов к проведению самостоятельных конкретных исследований, которые могут иметь как практическое, так и теоретическое значение.

Предполагаемое данным курсом освещение базовых понятий, системных связей и процессов закладывает основы для осуществления самостоятельных учебно-научных исследований.

Дисциплина «Методы исторических исследований» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, содействует формированию глубоких знаний и развитию теоретического мышления и начальных практических навыков.

Задачи курса: определение основных возможных направлений и форм научных исследований; знакомство с методологией научного исследования; изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования; усвоение процедуры исследования, последовательности и специфики каждого из ее этапов, особенности организации; уяснение требований к оформлению результатов научного исследования.

Таким образом, основная задача курса - ознакомить будущих специалистов с основными теоретическими и практическими аспектами их профильной дисциплины - истории. Представить историю как научную сферу, в рамках которой изучаются различные аспекты исторического развития общества, социальной, культурной и политической практики. Выработать у студентов навыки самостоятельной работы с научной литературой и источниками.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих практические навыки задач:

- дать знания о предмете исторической науки, ее содержании и задачах;

- ознакомить с методами исторических исследований, этапами исследовательской работы;

- мотивирование интереса к наблюдению, анализу и обсуждению актуальных проблем исторической науки.

- стимулирование самостоятельной аналитической работы.

Студенты должны знать основные методы оформления и разработки научных исследований, уметь определять направления развития научных исследований, определять и реализовывать основные этапы выполнения научно-исследовательской темы, иметь представление об использовании современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов, а также знать и уметь выполнять отчеты по научной работе в соответствии с современными требованиями. Должны уметь объяснить роль научных исследований в исторической науке, выделять направления развития научных исследований, методику поиска, оформления и разработки научных исследований


2. Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.Методы исторических исследований следует рассматривать как дисциплину, включающую ознакомление с предметом исторической науки, ее методами и этапами исследований.

Дисциплина логически и содержательно-методически связана с следующими дисциплинами социального, гуманитарного и экономического цикла: Вспомогательные исторические дисциплины, Методология исторической науки и др.


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

  • способы и методы исторического исследования;

  • основные методы оформления и разработки научных исследований,

  • направления развития научных исследований в исторической науке;

  • основные этапы разработки научно-исследовательской темы


Уметь:

- - уметь объяснить роль и значение различных методов исторических исследований в системе научных знаний.

- пользоваться научной литературой по предмету

  • планировать и осуществлять мероприятия по изучению исторических источников

- использовать современные информационные технологии при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов;

  • выполнять отчеты по научной работе в соответствии с современными требованиями.;



    Владеть:

    - терминологическим аппаратом исторической науки;

  • навыками самостоятельного анализа и обобщения затронутых проблем;

  • навыками применения на практике полученных теоретических знаний;

    - историческими методами исследования (сравнение, анализ, сравнительно-исторический метод).



4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

Роль научных исследований в общественной жизни. Направления развития научных исследований в исторической науке.

2

Методика поиска, оформления и разработки научных исследований. Основные этапы выполнения научно-исследовательской темы.

3

Научное исследование. Сущность и особенности. Обоснование актуальности выбранной темы. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов исследования.

4

Методы научного познания. Наблюдение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод.

5

Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия. Умозаключение. Аналогия.

6

Правила аргументирования. Требования истинности, непротиворечивости, достаточности аргументов. Опровержение доводов. Логика процесса научного исследования. Доказательство.

7

Методический замысел исследования и его основные этапы. Выбор методов, проверка гипотезы, исследования, формулировка выводов. Литературное оформление и внедрение результатов в практику. Структура и содержание этапов исследовательского процесса.

8

Требования к отчету по научной работе. Подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной работы. Библиографический поиск литературных источников. Оформление ссылок. Научный язык и научный стиль изложения.

9

Использование современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов. Персональные компьютеры в образовательных технологиях.

10

Источники и методы работы с ними: законодательство, периодическая печать, статистические материалы, Интернет-ресурсы. Особенности работы с каждым видом источников, методика сбора и обработки информации.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм,

ХV-ХVI вв. В 3-х т. - М.,1987,1990.

2. Быков В. В. Методы науки. - М.,1974.

3. Ключевский Б. О. Курс русской истории. Сочинения. Т.1-5. - М.,1992.

4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.,2003.

5. Мелконян Э.Л. Проблема сравнительного метода в историческом знании. - Ереван, 1981.

6. Ракитов А.И. Историческое познание. - М.,1981.

7. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - СПб,1911.

б) дополнительная литература:

1. Порк А.А. Нарратив как проблема методологии исторической науки // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 361. - Тарту, 1975.

2. Смоленский Н.И. О разработке теоретических проблем исторической науки // Новая и новейшая история. 1993. №3.

3. Водина С.Н. Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1997.

4. Иениш Е.В. Библиографический поиск в научной работе. М., 1982.

5. Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. М., 1998

6. Кирпичева И.Н. Библиография в помощь научной работе. Л, 1958.

7. Лукашевич В.К. Научный метод: Структура, обоснование, развитие. Минск, 1991.

8. Научные работы: Методика подготовки о оформления/ Сост. Кузнецов И.Н. М., 1998.

9. Рофе А.И. Научная организация труда. М., 1998.

10. Макаров В.Н. Организация научных исследований. Ярославль, 1980.

11. Основы научных исследований. М., 1989.

12. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.

13. Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М., 1972.

14. Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: практические советы по подготовке и защите. М., 2001.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

- для демонстрации презентаций используются программы Windows и MS Office.

- в качестве вспомогательных интернет-ресурсов по дисциплине используются:

Используется современное программное обеспечение проприентарное (ОС семейства Windows и MS Office) и бесплатное (Open Office.org), http:// www/ hist.msu.ru / labour / idex. html/



Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией