Поиск в базе сайта:
Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России icon

Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России




Скачать 49.83 Kb.
НазваниеСовременные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России
Дата конвертации05.06.2013
Вес49.83 Kb.
КатегорияТексты

Наименование дисциплины: Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России

Направление подготовки: 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Профильная направленность: Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Автор: к.и.н., доцент, доцент кафедры музеологии и краеведения Ю.Г.Салова.


1. Целью освоения дисциплины «Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России» является формирование знаний о направлениях научно-исследовательской работы музеев Центральной России; выработка представлений о значении этой работы в ряду основных направлений работы музея; получение конкретных знаний о различных сторонах научной работы; использование этих знаний в работе музеев; выявление связей научной работы с краеведческой работой различных учреждений и организаций; усвоение знаний об особенностях и своеобразии научной работы в конкретных музеях с точки зрения локальных культурных процессов.


2. Дисциплина «^ Современные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия России» относится к базовой части цикла М2. (Профессиональный цикл).

Тематика курса органически связана с дисциплинами, раскрывающими особенности культурного процесса на локальном уровне, проблемно связана с курсами раскрывающими современные проблемы музейной практики, хранения и экспонирования отечественного искусства, организации массовой работы в музеях и учитывает опыт подготовки специалистов-музеологов и специфику специализации студентов в данной области.


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

современные направления и проблемы истории культуры, музееведения, практики изучения и освоения объектов культурного и природного наследия.


^ Уметь:

применять культурно-исторические и музееведческие знания в различных сферах профессиональной деятельности.


Владеть:

способностью к обучению новым методам исследования


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

^ Современные общетеоретические исследования в музеологии.

Разработка понятийного аппарата. Исследование музея как культурной формы. История музееведческой мысли. Работы по музейному проектированию. Работы по музейной коммуникации. Работы по управлению музеем. Исследования по музейному источниковедению. Подготовка учебной литературы. Издания Российского института культурологи. Музейная энциклопедия

2

^ Изучение истории музеев

Исследования Лаборатории музееведения Музея Революции. Сборники «Музейное дело». Работы по истории Эрмитажа и Третьяковской галереи. Региональные исследования по истории музеев и музейной сети.

3

^ Исследования по теории и практике фондовой работы музеев

Работы по вопросам комплектования фондов. Научные концепции комплектования. Критерии отбора предметов. Основы научно-фондовой работы. Работы по учету и хранению. Работы по изучению фондов. Работы по реставрации.

4

^ Экспозиционная деятельность музеев в современной историографии

Работы по проектированию экспозиций и выставок. Исследования Т.П.Полякова. Музейный дизайн в научной литературе. работы. Публикации по созданию экспозиций в разных типах музеев. Описание реэкспозиций и методов построения экспозиций

5

^ Культурно-образовательная деятельность музеев в исследованиях 1990-2010 гг.

Разработки новых подходов к культурно-образовательной деятельности в современной литературе. Формы работы с посетителем в разных типах музеев и их анализ в современной литературе. Досуговая функция музея в публикациях последних лет

6

^ Исследования по музейной педагогике и социологии.

Русский музей как центр изучения музейной педагогики. Работы Б.А. Столярова. Детская аудитория музея и ее изучение. Социологические отделы музеев и их публикации: Эрмитаж, Русский музей, Исторический музей.

7

^ Научные и научно-популярные издания о коллекциях и экспозициях

Описания коллекций столичных музеев. Каталоги. Справочники. Путеводители по музеям. Юбилейные издания. Альбомы. Издания региональных музеев и их специфика

8

^ Работы по изучению памятников культуры. Изучение памятников природы. Исследования памятников истории и культуры. Исследования Института истории естествознания и техники. Публикации НИИ культурного и природного наследия.

9

^ Исследования по охране природного и культурного наследия.

Культурное наследие в междисциплинарных исследованиях. Работы по музеефикации. Работы по ансамблевым и средовым музеям. Работы, посвященные музеям под открытым небом и экомузеям. Работы по реставрации и консервации памятников. Работы по сохранению нематериального культурного наследия. Публикации НИИ культурного и природного наследия.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:

Музейное дело России. – М.. 2003.


б) дополнительная литература:

  1. Брюшкова Л.П. Коллекции геологических музеев как часть культурного наследия. – М.. 1993.

  2. Варфоломеев П.Н. Из истории Центрального научно-исследовательского геологоразведочного музея. – Л., 1975.

  3. Газалова К.М. Особенности централизации сети государственных музеев РСФСР на современном этапе// Музейное дело в СССР. – М., 1990

  4. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования// Музейное дело. Музей-культура-общество. – М.. 1992.

  5. Государственный Русский музей. – М., 1991.

  6. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб., 2001.

  7. Музеи науки и техники. Памятниковедение науки и техники. Теория, методика, практика. М., 1989.

  8. Музейное дело в СССР. Вып 17. – М., 1987. (Издательская деятельность)

  9. Никишин Н.А., Калуцков В.Н. Ландшафты – памятники природы, истории, культуры// Памятники в контексте историко-культурной среды. – М., 1990.

  10. Памятники и современность. Вопросы освоения историко-культурного наследия. – М,1987.

  11. Полякова М. А. Охрана культурного наследия в России. М., 2005

  12. Судьба культурного наследия России. ХХ век. В 3-х тт. М., 2003.

  13. Эрмитаж. История и современность. – М.. 1990.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

- для демонстрации презентаций используются программы Windows и MS Office.

- в качестве вспомогательных интернет-ресурсов по дисциплине используются:

а) сайты музейных научных центров

б)сайты музейных кафедр вузов



Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией