Поиск в базе сайта:
Методические рекомендации для вступительного экзамена абитуриентам, поступающим на юридический факультет в группы сокращенной подготовки на базе высшего образования I. Политическая система общества. Государство icon

Методические рекомендации для вступительного экзамена абитуриентам, поступающим на юридический факультет в группы сокращенной подготовки на базе высшего образования I. Политическая система общества. Государство




Скачать 163.24 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для вступительного экзамена абитуриентам, поступающим на юридический факультет в группы сокращенной подготовки на базе высшего образования I. Политическая система общества. Государство
Дата конвертации06.12.2012
Вес163.24 Kb.
КатегорияМетодические рекомендации


Методические рекомендации

для вступительного экзамена абитуриентам, поступающим на юридический факультет в группы сокращенной подготовки на базе высшего образования


I. Политическая система общества. Государство.

1. Политическая система представляет собой целостную систему, включающую все организации, объединения, движения, участвующие в политической жизни.

  1. Это открытая система, постоянно развивающаяся. В ней возникают новые элементы и исчезают старые.

  2. Основными субъектами политической системы общества являются: государство, политические партии, политические общественные объединения.

A. Государство. Ему принадлежит ведущая роль в политической системе общества, которая определяется следующими факторами. Во-первых, государство - единственная политическая организация, охватывающая все население страны. Во-вторых, это единственный из субъектов, обладающий системой законодательных, исполнительных и судебных органов, наделенных государственно-властными полномочиями, включая применение принудительных мер. В-третьих, государство, выполняя свои задачи и функции, издает общеобязательные правила поведения, то есть нормы права.

Б. Политическая партия организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении (КПРФ, ЛДПР).

B. Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся для реализации общих интересов и целей (Союз художников РФ, Федерация независимых профсоюзов и др.).

4. ^ Форма государства — это организация государственной власти, ее устройство, приемы и способы осуществления.

Категория «форма государства» раскрывается через анализ трех элементов: 1) форма правления, 2) форма государственного устройства, 3) государственный (политический) режим.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем органы государства.

Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Государственный (политический) режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.

Выделяют две формы правления: монархия и республика. Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и передается им по наследству. Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Форма государственного устройства - это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Основными формами государственного устройства являются унитарное государство, федерация, конфедерация.

^ Унитарное государство - это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью (примерами являются Франция, Монголия).

Федерация — это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью (США, РФ, Германия).

Конфедерация - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей (СНГ и др.).

Государственный (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Все многообразие политических режимов можно свести к двум видам: демократическому и антидемократическому.

Примеры демократического режима: США, Великобритания, Япония и др.

Антидемократический режим характеризуется:

1) ликвидацией или сведением к минимуму прав и свобод граждан,

2) полным, тотальным контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой,

3) господством одной политической партии, одной «официальной» идеологии, ликвидацией всех оппозиционных партий и движений,

  1. отказом от разделения властей,

  2. превращением парламента в фиктивный орган и передачей всей власти правительству (не исключается роспуск парламента),

  3. всеохватывающей милитаризацией общества, созданием огромного военно-промышленного комплекса,

  4. игнорированием интересов национальных меньшинств, лишением их права на самоопределение,

  5. не учитываются особенности религиозных убеждений населения.

Выделяются следующие антидемократические режимы: тоталитарный, авторитарный, военный.

5. ^ Разделение властей.

Теория разделения предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей - законодательной, исполнительной, судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности - принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия. Но есть и другая сторона вопроса: с точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов».

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.

Законодательная власть - это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть. Законодательную власть осуществляет парламент.

Помимо исключительного права принятия законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет и ратифицировать внешнеполитические договоры.

Исполнительная власть - это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство и президента, их органы на местах. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или Конституционного суда, или верхней палаты парламента.

Судебная власть - это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров и дел о праве.

Монополию на осуществление судебной власти имеют суды. Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (норм права) и не занимается управлением, но, осуществляя государственную власть в особой форме - форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти: он применяет законы, другие нормативные акты государственных органов.

Конституционный суд сдерживает парламент в рамках Конституции, так как имеет право признать неконституционными законы. Судебная власть сдерживает исполнительную путем признания незаконными актов и действий исполнительной власти.

Судебная система: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, в т.ч. институт мировых судей, арбитражные суды.

Правовое государство и его признаки:

1. Непременным условием существования правового государства является наличие развитого гражданского общества.

  1. Верховенство права и закона, признание недопустимости посягательства со стороны государства и фундаментальные принципы и основные начала права.

  2. Реализация принципа разделения властей и создание системы «сдержек и противовесов».

  3. Непререкаемость и реальность правового статуса личности, признание за нею неотъемлемых, ненарушаемых прав, признание за гражданином определенной сферы личной свободы, вмешательство в которую государства недопустимо.

  1. Высокий уровень развития демократии. Правовое государство - это власть народа, когда до минимума сведены все бюрократические структуры.

  2. Совершенное и авторитетное законодательство.

7. Низкий уровень преступности и иных правонарушений в обществе, законность и стабильный правопорядок.


II Право.

Право есть система общеобязательных охраняемых государством норм, регулирующих поведение людей.

1. Право состоит из норм, то есть правил поведения, выраженных в а) велениях (предписаниях), б) дозволениях, в) запретах.

Например:

А) «Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не

по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними» (ч.3 ст.28 Гражданского кодекса РФ).

Б) «Всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса» (ч. 1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В) «Не допускается заключение брака между:

- лицами, из которых хотя бы уже одно состоит в другом зарегистрированном браке;

- близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать), братьями и сестрами);

- усыновителями и усыновленными;

- лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (ст. 14 Семейного кодекса РФ).

2. Данные правила оформлены в виде различных нормативных актов - законов Федерального Собрания РФ или представительных органов субъектов РФ (например, Ярославской областной Думы), Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, Правительства Ярославской области и т.д.

3. Нормы взаимосвязаны между собой, образуют единую систему. Право каждой страны - единый правовой организм.

4. Право носит общеобязательный характер: а) адресовано к персонально неопределенным субъектам (гражданам РФ, родителям, должностным лицам и т.п.); б) отражает типичные ситуации, рассчитано на неопределенное число жизненных случаев; в) обязательно к исполнению всеми теми, кто становится субъектом соответствующего отношения (трудового, собственности, семейного, уголовного и т.д.).

5. Сила права, обязательность правовых норм обеспечивается (в отличие от технических правил, норм морали, деловых обыкновений и т.п.) средствами государственного воздействия - от поощрения до различных способов принуждения.

Норма права - это общеобязательное, охраняемое государством правило, регулирующее поведение людей. Норма права - первичный элемент права, «кирпичик» системы права.

Формы (источники) права есть способы внешнего выражения и закрепления норм права.

Выделяют четыре основные формы права: правовой обычай, прецедент, нормативный акт и нормативно-правовой договор.

Правовой обычай. Обычаи - это вошедшие в привычку людей в результате длительного использования требования к поведению людей. Если им придано юридическое значение путем закрепления в акте компетентного государственного органа, они становятся одной из форм (источников) права. Например: некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота; гражданин РФ имеет фамилию, имя и отчество, если иное не вытекает из национального обычая (ст. 19 Гражданского кодекса РФ).

Правовой прецедент - это решение по конкретному юридическому делу, которое становится общим правилом при разрешении последующих аналогичных юридических казусов (дел). Для российской правовой системы он не характерен и, напротив, является одним из важнейших источников права для судов Великобритании, США и других стран.

Нормативно-правовой договор - это соглашение, в котором устанавливаются правила, обязательные для всех субъектов. Классическими примерами являются международно-правовые договоры, в которых страны-участницы: а) определяют условия и порядок исполнения решений судов, б) договариваются, законодательство какой страны действует при заключении смешанных брачных союзов, какому суду подведомственны споры из внешнеэкономических сделок и т.п.

Нормативно-правовой актэто официальный акт-документ правотворчества компетентного органа, содержащий правовые нормы.

Система нормативных актов включает закон и подзаконные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, инструкции министерств, уставы организаций и т.д.).

Законы обладают особыми, специфическими признаками: а) принимаются только органом законодательной власти или референдумом; б) обладают высшей юридической силой: все другие нормативные акты (недаром их называют «подзаконными») издаются на основе закона и во исполнение его, должны ему соответствовать; в) порядок их подготовки и издания определяется специальными регламентами.

В российской правовой системе действует несколько видов законов: а) федеральные конституционные законы (принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ - законы о Правительстве РФ, судебной системе, о военных и арбитражных судах, и т.д.), б) обычные федеральные законы (принимаются по другим важным вопросам государственной и общественной жизни России - Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Семейный кодекс, законы об образовании, здравоохранении, экологической безопасности, оружии, частной детективной и охранной деятельности и т.д.); в) законы субъектов Российской Федерации (например, законы Ярославской областной Думы); данные законы принимаются по вопросам, отнесенным к ведению субъекта федерации (например, по охране детства и поддержке семьи в Ярославской области, о ставке транспортного налога и т.д.).

Подзаконные нормативные акты еще более разнообразны:

А) Постановления палат Федерального Собрания РФ (Государственной Думы РФ, Совета Федерации),

Б) Указы Президента РФ,

В) Постановления Правительства РФ,

Г) приказы, инструкции и т.п. акты министерств, государственных комитетов и др.,

Д) постановления и решения органов самоуправления (решения главы районной администрации, муниципалитета и т.п.),

Ж) локальные нормативные акты конкретных организаций (уставы, правила внутреннего трудового распорядка и т.п., например, Устав ЯрГУ им. П.Г.Демидова).

При этом указанные субъекты могут принимать акты ненормативного характера, то есть не содержащие нормы права, - акты применения права (например, Указ Президента РФ о награждении тем или иным орденом конкретного гражданина РФ, приказ министра о назначении Н. начальником одного из управлений, приказ ректора ЯрГУ об отчислении студента за академическую задолженность и т.п.).

^ Правовое отношение.

Правовое отношение - это урегулированное нормой (нормами) права общественное отношение, участники которого имеют охраняемые государством субъективные права и юридические обязанности.

Содержанием правоотношений являются права и обязанности его участников. Субъективное право есть вид и мера возможного поведения (например, в правоотношении по поводу поступления в ЯрГУ: право участвовать в конкурсе, подать апелляцию на результат вступительного экзамена и т.д.). Юридическая обязанность - вид и мера должного поведения (обязанность явиться на письменный экзамен в 9 часов утра, удостоверить свою личность паспортом и экзаменационным листом и т.д.).

Участниками правоотношений могут быть граждане (индивидуальные субъекты) и различные организации, то есть коллективные субъекты: общественные организации (Союз художников РФ и т.п.); религиозные организации (православная церковь, мусульманские союзы и др.); учреждения образования; предприятия; международные организации (ООН, ЮНЕСКО); муниципальные образования и субъекты РФ (район, город, область); государство в целом (Россия, Украина, Болгария, Сербия и т.д.), союзы государств (СНГ, Европейский союз, НАТО и др.).

Чтобы стать участниками правоотношений, субъекты должны обладать правоспособностью (всегда) и дееспособностью (далеко не всегда).


Правоспособность - это способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности.

Граждане обладают правоспособностью с рождения и до смерти: например, ребенок может быть собственником определенного имущества, иметь право на имя, фамилию, воспитание, материальное содержание и т.д. Однако ряд возможностей появляется у несовершеннолетних лиц только с определенного возраста: право участвовать в выборах, право на труд, право на вступление в брак и многие другие - возникают соответственно с 18, 16, 18 (в исключительных случаях - с 14, 16) лет. Таким образом, правоспособность гражданина с возрастом становится объемнее, содержательно богаче.

Дееспособность — это способность лица самостоятельно осуществлять (реализовать) свои субъективные права и нести юридические обязанности. В отличие от правоспособности дееспособность возникает у граждан не с рождения, а, по общему правилу, с 18 лет. Однако часть возможностей появляется раньше: с 14 лет гражданин вправе распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в банки и распоряжаться этими вкладами, обращаться в суд за защитой своих семейных прав и интересов, с 10 лет - соглашаться (не соглашаться) на свое усыновление или передачу в приемную семью и т.д.

Совершеннолетний гражданин, который вследствие психического расстройства не способен понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным; над ним устанавливается опека (ст.29 Гражданского кодекса РФ). Гражданин может быть ограничен судом в дееспособности, если, злоупотребляя спиртными напитками или наркотическими средствами, своими действиями ставит свою семью в тяжелое материальное положение. В этом случае он не вправе совершать большинство сделок, распоряжаться своими доходами. Эти действия осуществляет за него попечитель (ст.30 Гражданского кодекса РФ).

^ Правонарушение и юридическая ответственность.

Правонарушение - это виновно совершенное противоправное деяние, причинившее определенный вред гражданину, организации, государству.

Основные характеристики (признаки) правонарушения:

A) деяние, то есть действие (оскорбление, кража, проезд на красный сигнал светофора, злоупотребление родительскими правами и т.п.) или бездействие (неуплата долга, неоказание врачом медицинской помощи больному и т.п.);

Б) противоправное деяние, то есть нарушение правовых норм,

B) виновное деяние (под виной понимается психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его результату);

Г) деяние, наносящее вред (материальный, моральный, физический и др.) интересам людей, организаций, государству и обществу в целом.

Основным критерием классификации правонарушений является отраслевой. В этом плане последние могут быть государственными (конституционными), административными, гражданскими, трудовыми, финансовыми, уголовными (преступлениями) и т.д.

За правонарушение субъект подлежит юридической ответственности. Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю мер принуждения личного, имущественного, организационного и иного характера. (Вариант: юридическая ответственность выражается, с одной стороны, в обязанности правонарушителя ответить за содеянное и подвергнуться соответствующим мерам государственного принуждения, а с другой, - в праве государства потребовать ответа и применить соответствующие меры принуждения).

^ Отрасли права.

Отрасль права есть совокупность правовых норм, регулирующая отношения людей, социальных групп, организаций (субъектов) в определенной сфере общественной жизни.

Основными отраслями российской системы права являются:

А) государственное (конституционное) право: оно регулирует отношения, связанные с государственной властью и конституционным статусом российских граждан. Основной источник - Конституция РФ;

Б) административное право: предмет регулирования -отношения, складывающиеся в связи с организацией и деятельностью исполнительной власти; основные источники - законы о правительстве, прокуратуре, милиции, обороне, образовании, здравоохранении и т.п., Кодекс об административных правонарушениях и др.;

В) гражданское право: регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения в сфере гражданского оборота (совершение сделок, заключение договоров, наследование имущества, защита прав авторов и изобретателей и т.п.); основной источник Гражданский кодекс РФ;

Г) трудовое право: регулирует отношения между работниками и работодателем, основанные на трудовом договоре; основной источник - Трудовой кодекс РФ;

Д) уголовное право: регулирует конфликтные отношения, возникающие в связи с совершением преступления между гражданином-преступником и государством; источник - Уголовный кодекс РФ;

Е) гражданско-процессуальное право: регулирует отношения, возникающие в ходе рассмотрения гражданских дел судом; данная отрасль как бы «обслуживает» гражданское право, трудовое право, финансовое право, семейное право и др.; источник — Гражданско-процессуальный кодекс РФ;

Ж) уголовно-процессуальное право: регулирует отношения, связанные с расследованием преступлений и рассмотрением уголовных дел в суде, данная отрасль «обслуживает» только уголовное право; источник — Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

К вторичным, производным отраслям российского права относятся:

А) финансовое право: регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности государства по образованию, распределению и использованию средств государственных денежных фондов и доходов, основные виды регулируемых отношений - бюджетные и налоговые, а источники - Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс;

Б) семейное право: регулирует отношения супружества, родительства, а также усыновления и иного попечения над детьми; источник - Семейный кодекс РФ;

В) земельное право: регулирует отношения, связанные с ведением земельного кадастра (сбора сведений о количестве и качестве земель, их границах и т.п.), контролем за правильным использованием земель; основной источник - Земельный кодекс;

Г) экологическое право: регулирует отношения по поводу объектов природы и их экологических связей (добычи полезных ископаемых, охоты; преобразования природных объектов, их охраны и т.п.), источники - Лесной кодекс, Водный кодекс, законы об охране окружающей среды, о животном мире и др.


Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией