Поиск в базе сайта:
Общепрофессиональные компетенции icon

Общепрофессиональные компетенции




НазваниеОбщепрофессиональные компетенции
Дата конвертации04.06.2013
Вес94.9 Kb.
КатегорияТексты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»


АННОТАЦИЯ


РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


Уровень основной образовательной программы: бакалавриат


Направление подготовки: - 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль: «Психология образования»


Форма обучения: очная


Кафедра: коррекционной психологии и педагогики

ФИО разработчиков:

кандидат психологических наук,

доцент Дуванова Светлана Петровна.

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы

Количество часов: 72 часа.

В том числе аудиторных – 36 часов; внеаудиторных – 36 часов.

Форма отчетности: зачет.


Воронеж – 2011

  1. ^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью освоения дисциплины «Специальная психология» является знакомство с особенностями психического развития лиц с особыми возможностями здоровья и формирование у студентов профессиональных компетенций, позволяющих им осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в различных институциональных условиях.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:

способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).

^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

в дидактических единицах

1.

Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими науками.

Предмет, задачи, принципы и методы специальной психологии. Ее отрасли. Связь с психолого-педагогическими и медицинскими науками.

Основные понятия: воспитание, обучение и развитие детей с нарушениями развития, социальная адаптация и реабилитация детей с проблемами, компенсация и коррекция аномального развития.

2.

История развития специальной психологии.

Формирование представлений об особенностях поведения лиц с отклонениями в обыденном. религиозном. художественном сознании.

Начало формирования научных представлений о причинах и формах отклонений в психическом развитии в медицине.

Изменение отношения общества к инвалидам под влиянием гуманистических идей французских просветителей в XVIII столетии. Первые опыты педагогической практики систематического обучения детей с отклонениями в развитии и накопление сведений об особенностях психического развития и поведения разных групп детей с ограниченными возможностями.

Возникновение психологии слепых, глухих и умственно отсталых как первых отраслей специальной психологии.

Влияние в первые два десятилетия XX века на процесс становления специальной психологии детской психопатологии, педологии и психоанализа. Роль Л.С. Выготского в завершении процесса ее формирования в качестве самостоятельной науки. Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие специальной психологии: М.С. Певзнер, Л.В. Занков, К.С. Лебединская и др.

Внутриотраслевая дифференциация специальной психологии и возникновение с 30-х годов XX века новых отраслей. Появление в 70-е годы XX тенденции к интеграции отдаленных ее отраслей, к формированию новых отраслей. Повышение интереса к закономерностям психического развития, общим для всех групп лиц с отклонениями в развитии.

2.

Методы специальной психологии

Принципы проведения исследований в специальной психологии. Особенности метода наблюдения в специальной психологии. Специфика организации и проведения экспериментального исследования в специальной психологии. Роль анамнестического метода в исследовании детей с отклонениями в развитии. Ограничения использования тестов в специальной психологии.

3.

Причины отклонений в развитии и их классификации.

Источники знаний о причинах отклонений в развитии. Эндогенные и экзогенные факторы возникновения отклонений в развитии. Соотношение понятий «дизонтогенез» и «болезнь». Факторы, опосредующие влияние патогенного воздействия.

Практическое и теоретическое значение создания классификаций отклонений в развитии, основные принципы их построения. Классификации эмпирические и теоретические. Классификация дизонтогенеза В.В. Лебединского и ее развитие Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.

4.

Сущность феномена отклоняющегося развития, его структура и свойства.


Определения понятия «дизонтогенез». Типы и параметры психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

Учение о «зоне ближайшего» и «зоне актуального» развития Л.С.Выготского, его положение о первичном (биологическом) дефекте и вторичных (социальных) нарушениях. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития.

Роль общения в психическом развитии ребенка. Характер влияния первичных нарушений на процесс общения ребенка с отклонениями в развитии. Роль нарушения процесса формирования разных видов деятельности на появление вторичных отклонений в развитии ребенка. Депривация и ее роль в формировании системных отклонений. Роль семейного воспитания вформированииотклонений в развитии.

5.

Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке.

Основные подходы и трудности в решении проблемы «норма – патология». Теоретическое и практическое значение проблемы «норма – патология». Гуманистический, культурно-релятивный, адаптационный, уровневый, частотный, интуитивно-эмпирический подходы к пониманию проблемы «норма – патология».

6.

Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития.

Общие, модально специфические и модально неспецифические закономерности нормального и отклоняющегося развития. Направленный и спонтанный процесс психического развития. Понятие и основные характеристики развития.

7.

Основные категории специальной психологии.

Компенсация. Биологический, психологический, социально-психологический и социальный уровни протекания компенсаторных механизмов. Работа компенсаторных механизмов. Виды копинг-стратегий.

Коррекция как исправление нарушенных функций. Ее отличие от компенсации.

Реабилитация, ее виды. Абилитация. Их отличия, касающиеся конечных целей и условий их достижений.

Адаптация.

8.

Депривационн

ые феномены и особенности личности детей и подростков с отклонениями в развитии.

Понятие «депривация». Депривационные феномены как многообразные измененные состояния сознания. Сенсорно-перцептивная, коммуникативная, кинестетическая, эмоциональная депривация. Основные теории депривации. Связь депривационных явлений и феноменов нарушенного развития.

Представления о личности в современной психологии. Соотношение биологических и социальных факторов в процессе формирования личности. Основные методы и принципы исселдования личности лиц с отклонениями в развитии. Механизмы формирования нарушений в развитии личности детей и подростков с ОВЗ. Основные направления профилактики нарушений в развитии личности лиц с ОВЗ.

9.

Психологичес

кая помощь родителям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии.

Система выявления и коррекции проблем, возникающих между родителями ребенка. Психокоррекционные упражнения и техники, позволяющие определить переживания родителей, сформировать адекватные формы поведения, переосмыслить супружеские роли и, таким образом, укрепить внутрисемейные отношения.

Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций. гармонизации интерперсональных отношений.



3. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины используются следующие образовательные технологии:

  1. лекционно-семинарская система обучения, включающая

- вводную лекцию, лекции-информации, проблемную лекцию, лекцию-визуализацию, лекцию-конференцию;

- традиционные семинары, спецсеминар и семинар исследовательского типа (по форме) и семинар-беседу, семинар-обсуждение докладов, семинар-дискуссию;

2) технология продуктивного обучения, используемая на семинарских занятиях,

3) имитационные технологии, позволяющие организовать работу над ситуациями следующего вида:

- неигровые имитации (ситуация-проблема, ситуация-оценка),

- игровая имитация (разыгрывание ролей и дидактические игры ОДИ и деловые);

4) технология модульно-рейтингового обучения.

В процессе изучения дисциплины применяются также занятия с использованием технологии проблемного обучения, техники «Круглый стол», техники «Мозговой штурм».


^ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Основная литература

  1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика : Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л.И.Аксенова,Б.А.Архипов,Л.И.Белякова и др.;Под ред.Н.М.Назаровой. — М. : Академия, 2000. — 400с. — (Высш.образование) . — ISBN 5-7695-0551-6 : 67.80. (5 экз.).

  2. Основы специальной психологии : Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Л.В.Кузнецова,Л.И.Переселени,Л.И.Солнцева и др.;Под ред.Л.В.Кузнецовой. — М. : Академия, 2002. — 480с. — (Пед.образование) . — ISBN 5. (50 экз.).

  3. Поваляева, Мария Афанасьена. Коррекционная педагогика: Взаимодействие специалистов:Коллектив.монография / М.А.Поваляева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. — 352с. — (Учебники,учебные пособия) . — ISBN 5-222-02308-7 : 63.43. (22 экз.).

  4. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова,С.П.Дуванова,Н.Б.Трофимова и др. — СПб. : Питер, 2005. — 304с. — (Учеб.пособие) . — ISBN 5-469-00748-0 : 117.70. (350 экз.).


^ 4.2. Дополнительная литература

1. Карабанова, Ольга Александровна. Игра в коррекции психического развития ребенка : Учеб.пособие. — М. : Роспедагенство, 1997. — 184с. — (Готовим психолога) . — 1

2. Бурменская, Галина Васильевна. Возрастно-психологическое консультирование : Проблемы психического развития детей / Г.В.Бурменская,О.А.Карабанова,А.Г.Лидерс. — М. : Изд-во МГУ, 1990. — 134с. — 4

3. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. СПб.: Речь, 2000. – 142 с.

4. Корельская, Н.Г. Особенная семья-особенный ребенок : кн.для родителей детей с отклонениями в развитии / Н.Г.Корельская;под ред.С.П.Евсеева. — М. : Сов.спорт, 2003. — 232с. — 2

5. Хухлаева, Ольга Владимировна. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. — М. : Академия, 2003. — 176 с. : 7 л. ил. — 5


^ 4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


1. 

Особенности развития ребенка со снижением слуха.
http://www.yarchc.nordnet.ru/articles/psycho/hypoacusis/ - 01.01.2003


1 2.

Ранний детский аутизм
http://www.mental.ru/Forall/child/special/autizm.php







3.

ЛогоПункт: коррекция нарушения речи
http://www.logopunkt.ru/board.php


4. Санкт-Петербургская лига жизненной помощи людям с проблемами развития

http://vitalhelp.pisem.net

5.. A blind net: международная сеть для незрячих пользователей ПК

http://www.blind.net/

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией