Поиск в базе сайта:
Методические рекомендации по изучению теоретического материала дисциплины методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы… icon

Методические рекомендации по изучению теоретического материала дисциплины методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы…




Скачать 158.28 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению теоретического материала дисциплины методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы…
Дата конвертации04.12.2012
Вес158.28 Kb.
КатегорияМетодические рекомендации


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего


профессионального образования

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра двигателей внутреннего сгорания




Диагностические методы в ДВС


Учебно-методическое пособие

по методике изучения дисциплины





Уфа 2008




Составитель: Р.А. Гуняков


УДК 621.45.034

ББК 35.47(я7)




Диагностические методы в ДВС: Учебно-методическое пособие по методике изучения дисциплины / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Сост.: Р.А. Гуняков – Уфа, 2008. – 12с.


Даются рекомендации по изучению теоретического материала дисциплины, приводится комплект аттестационных заданий.

Предназначены для магистрантов, изучающих дисциплину «Диагностические методы в ДВС».


Рецензенты: канд. техн. наук, доц. Вахитов Ю.Р.

канд. техн. наук, доц. Никитин Р.В.


 Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2008

СОДЕРЖАНИЕ




Введение………………………………………………………………...................4

1. Цели и задачи дисциплины ……………………………………………………4

2. Методические рекомендации по изучению

теоретического материала дисциплины ………………………………………6

3. Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной работы… ………………………………………..................9

4. Методические рекомендации

к тестированию и выполнению аттестационных заданий………………….9

5. Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины..………………….12









Введение


Дисциплина “ Диагностические методы в ДВС ” является одной из специальных дисциплин, формирующих базовый уровень подготовки магистров по специализации “Двигатели внутреннего сгорания” направления 552706 (140500.68) “Энергомашиностроение”. Она изучается на девятом семестре теоретического обучения и обеспечивает понимание особенностей диагностирования ДВС на этапе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и эксплуатации, привитие навыков определения состояния двигателей, способов наиболее эффективной организации диагностического эксперимента.

Для успешного освоения дисциплины необходимы знания по следующим дисциплинам:

общенаучным

математика

физика (разделы: молекулярная физика, термодинамика и теплопередача);

общая химия (раздел: горение топлив);

общепрофессиональным

механика жидкости и газа (разделы: одномерные течения газа, турбулентные струи, основы численных методов газовой динамики);

теплопередача (разделы: конвективный теплообмен, лучистый теплообмен);

специальным

основы конструирования

теория рабочего процесса ДВС (раздел: рабочий процесс камер сгорания, выделение вредных веществ в двигателях);

системы автоматизированного проектирования ДВС (раздел: системы инженерного анализа).

^ 1. Цели и задачи дисциплины

Образовательная цель дисциплины - формирование комплекса базовых знаний, представлений и навыков, связанных с измерением параметров рабочего процесса, методами автоматизации, основными этапами диагностирования, способами аналитической оценки характеристик и параметров технического совершенства ДВС по результатам испытаний.

^ Воспитательной целью данной дисциплины является формирование у студентов профессионально-значимых личностных качеств, что позволяет участвовать в профессиональном общении и квалифицированно решать задачи диагностирования двигателей внутреннего сгорания.

^ Целью обучения является формирование у студентов компетенций:

Универсальных

Общенаучных

Готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности.


Владение основными закономерностями функционирования биосферы человека, ее связью с техническими устройствами, создаваемыми человеком (в данном случае, двигателями внутреннего сгорания), возможностями решения глобальных проблем окружающей среды средствами технической диагностики ДВС.

Инструментальных

Готовность работать с информацией из различных источников.

Готовность к командной работе в процессе профессиональной деятельности.

^ Социально-личностных и общекультурных

Готовность приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии и информационные ресурсы.

Способность оценивать социальную значимость и экономическую эффективность проектов в своей профессиональной сфере

Профессиональных

в производственно-технологической деятельности

Владение стандартными методами обеспечения производственной технологичности диагностирования двигателей внутреннего сгорания.

в проектно-конструкторской деятельности

Владение современными методами и информационными технологиями диагностики двигателей внутреннего сгорания.

в научно-исследовательской деятельности

Владение современными методами диагностики двигателей внутреннего сгорания, владение навыками сбора и анализа научно-технической информации в общей и специальной технической литературе, а также в патентных материалах.

в научно-педагогической деятельности

Способность выполнения учебной нагрузки по данному направлению подготовки в виде самостоятельно поставленных диагностических экспериментов.

Конечной целью обучения является:

1. Ознакомление с современной технологией диагностики двигателей внутреннего сгорания, используемыми методами и алгоритмами проведения диагностики ДВС.

2. Формирование навыков выполнения процедур по созданию методов и алгоритмов проведения диагностики ДВС.

В результате освоения дисциплины

магистрант должен знать:

  • проблемы определения технического состояния любого компонента ДВС без нарушения его целостности;

  • современные представления о базовых математических методах, обеспечивающих решение задач диагностирования;




  • современную технологию разработки алгоритмов, программного обеспечения и аппаратуры, обеспечивающей диагностику ДВС;

  • перспективные пути повышения качества диагностирования и прогнозирования состояния ДВС;

магистрант должен уметь:


  • использовать основные математические и физические соотношения для формирования систем диагностирования ДВС и определения их технических характеристик;

  • применять вычислительную технику для моделирования ДВС как объекта диагностики статическими и логическими методами;

магистрант должен иметь навыки:

  • выполнения проектного расчета по формированию систем диагностики ДВС;

  • моделирования процессов в датчиках и системах измерений.


Объем дисциплины и виды учебной работы


^ Виды учебной работы

Объем часов

Аудиторные занятия

34

Лекции

34

Лабораторные занятия

-

Самостоятельная работа студентов

116

Вид итогового контроля

зачет

Всего часов

150


^ 2. Методические рекомендации по изучению теоретического материала дисциплины

В первой лекции излагаются общие сведения о диагностике двигателей внутреннего сгорания как области технической диагностики. Материал этой лекции играет важную роль в дальнейшем освоении дисциплины, так как в ней кратко рассматривается область применения методов и средств диагностики ДВС, повышения надежности и безопасности эксплуатации двигателей, резкого снижения расходов на регламентные и ремонтные работы средствами технической диагностики.

В лекциях №№2-3 рассматриваются задачи технической диагностики, ДВС как объект контроля, математическая модель объекта диагностики, неисправности ДВС, классификация неисправностей ДВС, факторы, определяющие неисправности, факторы, влияющие на поиск неисправностей, контролепригодность ДВС.


В лекциях №№4-5 рассматриваются методы автоконтроля и встроенные системы диагностирования, основные положения автоконтроля, эффективность систем автоконтроля, задача распознавания образа как элемент процесса диагностирования, матричный принцип представления объекта контроля, первичные преобразователи информации, определение прямых параметров объекта по косвенным параметрам, номенклатура параметров ДВС, подлежащих диагностированию, распознавание состояния ДВС по характеру шума, температурным полям, составу выхлопных газов, параметрам смазочных масел, характеру токов дуги свечей зажигания, а также иерархическая структура контроля звеньев объекта, система автоконтроля и самодиагностики.

Лекции №№6-9 посвящены информационной оценке неисправностей. В них рассматриваются параметры диагностирования ДВС, параметры, характеризующие техническое состояние ДВС, параметры, обеспечивающие получение информации о функциональных возможностях ДВС, комбинированные информационные параметры, логические программы проверки объекта, диагностические тесты, минимальный (оптимальный) тест проверки, тесты, обнаруживающие неисправность, тесты, диагностирующие неисправность, таблицы неисправностей.

В лекциях №№10-11 рассматривается организация диагностического эксперимента, минимаксный подход к реализации диагностического эксперимента, задача минимизации точек контроля ДВС, планирование диагностического эксперимента.

В лекциях №№12-15 рассматривается групповой прогноз, индивидуальное прогнозирование, прогнозирование технического состояния, рекуррентные и нерекуррентные методы прогнозирования, прогнозирование методом экстраполирования результатов измерений параметров, прогнозирование параметров ДВС по одной реализации процесса его изменения, прогнозирование с учетом характеристик случайного процесса изменения параметра объекта, параметры для прогнозирования безотказности работы ДВС по ГОСТ 23435-79 (эффективная мощность, давление масла в главной масломагистрали, удельный расход топлива, содержание СО, дымность дизелей).

В лекциях №№16-17 рассматриваются диагностические электрические приборы, мотортестеры, автоматизированные диагностические системы, комплексное диагностирование двигателя, подходы к созданию систем диагностики ДВС.


3. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Содержание самостоятельной работы делится на три части:

- изучение теоретического материала,

- подготовка к диагностическим экспериментам,

- выборочное выполнение отдельных диагностических экспериментов.

Первые две части этого вида работы могут выполняться как на кафедре ДВС, так вне университета, так как часть используемых программных комплексов имеет доступные ознакомительные версии, позволяющие проводить необходимый объем вычислительных задач. Необходимая учебная и методическая литература может быть получена на кафедре двигателей внутреннего сгорания или в библиотеке УГАТУ.

При изучении теоретического материала с использованием учебного пособия [2, основная литература] необходимо ответить на все контрольные вопросы, размещенные в конце каждой главы.

Выполнение лабораторных занятий в рамках этого вида работы проводится на кафедре, в соответствии с графиком. Консультации преподавателя по содержанию самостоятельной работы проводятся по отдельному расписанию.

5. Методические рекомендации к тестированию и выполнению аттестационных заданий

После завершения лекционной части дисциплины и лабораторного практикума проводится контрольное тестирование, положительный результат которого является основанием для допуска студента к зачету.

Каждый студент выполняет тест из 24 вопросов, которые охватывает все содержание дисциплины.

Все темы дисциплины группируются в шесть дидактических единиц, соответствующие основным разделам дисциплины:

  1. Понятия и определения ТД.

  2. Методы автоконтроля и встроенные системы диагностирования

  3. Информационная оценка неисправностей

  4. Прогнозирование работоспособности ДВС.

  5. Организация диагностического эксперимента

  6. Диагностические приборы, системы и комплексы

Тест содержит по четыре вопроса для каждой дидактической единицы.

При выполнении теста необходимо внимательно прочитать задание, а затем выбрать из 3-4 предлагающихся вариантов правильный вариант. На выполнение теста отводится 30 мин.

Тест считается успешно пройденным, если даны правильные ответы не менее чем на два вопроса из четырех для каждой дидактической единицы.


Аттестационные задания включают в себя следующие вопросы.


  1. Диагностика двигателей внутреннего сгорания как область технической диагностики.

  2. Область применения методов и средств диагностики ДВС.

  3. Повышение надежности и безопасности эксплуатации двигателей, резкое снижение расходов на регламентные и ремонтные работы средствами технической диагностики.

  4. Задачи технической диагностики.

  5. ДВС как объект контроля.

  6. Математическая модель объекта диагностики.

  7. Неисправности ДВС.

  8. Классификация неисправностей ДВС.

  9. Факторы, определяющие неисправности..

  10. Факторы, влияющие на поиск неисправностей.

  11. Контролепригодность ДВС.

  12. Положения ГОСТ о технической диагностике ДВС.

  13. Основные положения автоконтроля.

  14. Эффективность систем автоконтроля.

  15. Задача распознавания образа как элемент процесса диагностирования.

  16. Матричный принцип представления объекта контроля.

  17. Первичные преобразователи информации.

  18. Определение прямых параметров объекта по косвенным параметрам.

  19. Номенклатура параметров ДВС, подлежащих диагностированию.

  20. Распознавание состояния ДВС по характеру шума, температурным полям, составу выхлопных газов, параметрам смазочных масел, характеру токов дуги свечей зажигания.

  21. Иерархическая структура контроля звеньев объекта.

  22. Система автоконтроля и самодиагностики.

  23. Информационная оценка объекта контроля.

  24. Параметры диагностирования ДВС.

  25. Параметры, характеризующие техническое состояние ДВС.

  26. Параметры, обеспечивающие получение информации о функциональных возможностях ДВС.

  27. Комбинированные информационные параметры.

  28. Логические программы проверки объекта.

  29. Диагностические тесты.

  30. Минимальный (оптимальный) тест проверки.

  31. Тесты, обнаруживающие неисправность.

  32. Тесты диагностирующие неисправность.

  33. Таблицы неисправностей.

  34. Минимаксный подход к реализации диагностического эксперимента.

  35. Задача минимизации точек контроля ДВС.

  36. Планирование диагностического эксперимента.

  37. Групповой прогноз.

  38. Индивидуальное прогнозирование.

  39. Прогнозирование технического состояния.

  40. Рекуррентные и нерекуррентные методы прогнозирования.

  41. Прогнозирование методом экстраполирования результатов измерений параметров.

  42. Прогнозирование параметров ДВС по одной реализации процесса его изменения.

  43. Прогнозирование с учетом характеристик случайного процесса изменения параметра объекта.

  44. Параметры для прогнозирования безотказности работы ДВС по ГОСТ (эффективная мощность, давление масла в главной масломагистрали , удельный расход топлива, содержание СО, дымность дизелей).


Для успешного выполнения аттестационных заданий необходимо глубокое освоение теоретического материала и качественное выполнение всех самостоятельных работ.

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет.

^ Цель зачета – проверить степень усвоения базовых знаний и степень владения навыками, требуемыми при изучении дисциплины.

Зачет проводится по теоретической части курса с учетом качества выполнения самостоятельных работ.

Зачет проводится в письменной форме с последующим собеседованием по сути зачетных вопросов и по материалам выполненных лабораторных работ.

Зачет по дисциплине недифференцированный, т.е. результатом зачета могут быть только две оценки – “Зачтено” или “Незачтено”.

Оценка “Зачтено” выставляется в случае, если магистрант

- имеет представление о параметрах и технических характеристиках ДВС, подвергаемых диагностике; об основных этапах проектирования алгоритмов диагностирования и прогнозирования, используемых методах технической диагностики; об основных аспектах применения диагностических приборов, систем и комплексов;

- знает и умеет использовать основные логические и вероятностные соотношения для формирования диагностического эксперимента; основные расчетные методы для решения задач оценки технического состояния ДВС; основные элементы детерминисткого и вероятностного подходов, применяемых в построении диагностического эксперимента.

Оценка “Незачтено” выставляется в случае, если магистрант

- не имеет представление о параметрах и технических характеристиках ДВС, подвергаемых диагностике; об основных этапах проектирования алгоритмов диагностирования и прогнозирования, используемых методах технической диагностики; об основных аспектах применения диагностических приборов, систем и комплексов;

- не знает и не умеет использовать основные логические и вероятностные соотношения для формирования диагностического эксперимента; основные расчетные методы для решения задач оценки технического состояния ДВС; основные элементы детерминисткого и вероятностного подходов, применяемых в построении диагностического эксперимента


^ 6. Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины


Основная:

  1. Двигатели внутреннего сгорания./Под редакцией А.С.Орлина, М.С.Круглова, 3 изд. Машиностроение, 1980.

  2. Гуняков А.Р., Гуняков Р.А., Атанов С.Н., Гарипов М.Д.

Лабораторный практикум «Средства автоматизации физических измерений» по дисциплине «Моделирование рабочих процессов тепловых двигателей» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2008. - 54 с.

  1. Основы технической диагностики./Под редакцией П.П.Пархоменко- М,: Энергия, 1976.

  2. Еникеев Р.Д., Рудой Б.П. Двигатели внутреннего сгорания. Основные термны и русско-английские соответствия: Учебное пособие. – М.: Машиностроение, 2004.



Дополнительная:


  1. Пархоменко П.П., Симонян Е.С. Основы технической диагностики - М,:Энергия, 1981.

  2. Технические средства диагностирования: Справочник\В.В.Клюев, П.П.Пархоменко и др.-М.: Машиностроение,1989.

Составитель: Гуняков Роман Анатольевич


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ДВС


Учебно-методическое пособие

по методике изучения дисциплины


Подписано к печати . .200 . Формат 6084 1/16.

Бумага офсетная. Печать плоская. Гарнитура Times New Roman

Усл. печ. л. 0,4 Усл.-кр.отт. 0,4 Уч. изд. л. 0,3.

Тираж 100 экз. Заказ №

ГОУВПО Уфимский государственный авиационный

технический университет

Центр оперативной полиграфии УГАТУ

450000, Уфа-центр, ул. К.Маркса, 12


Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией