Поиск в базе сайта:
Методические рекомендации по изучению теоретического материала дисциплины методические рекомендации по выполнению практических работ icon

Методические рекомендации по изучению теоретического материала дисциплины методические рекомендации по выполнению практических работ




Скачать 173.96 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению теоретического материала дисциплины методические рекомендации по выполнению практических работ
Дата конвертации04.12.2012
Вес173.96 Kb.
КатегорияМетодические рекомендации


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего


профессионального образования

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра двигателей внутреннего сгорания




Электрооборудование и диагностика ДВС


Учебно-методическое пособие

по методике изучения дисциплины


Уфа 2008




Составитель: Р.А. Гуняков


УДК 621.45.034

ББК 35.47(я7)




Электрооборудование и диагностика ДВС: Учебно-методическое пособие по методике изучения дисциплины / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Сост.: Р.А. Гуняков – Уфа, 2008. – 12с.


Даются рекомендации по изучению теоретического материала дисциплины, рассматриваются особенности выполнения практических занятий, приводится комплект аттестационных заданий.

Предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Электрооборудование и диагностика ДВС».


Рецензенты: канд. техн. наук, доц. Вахитов Ю.Р.

канд. техн. наук, доц. Никитин Р.В.


 Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2008

СОДЕРЖАНИЕ




Введение………………………………………………………………....................4

1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………….4

2. Методические рекомендации по изучению

теоретического материала дисциплины ………………………………………6

3. Методические рекомендации по выполнению

практических работ ………………………………………................................8

4. Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной работы… ………………………………………....................8

5. Методические рекомендации

к тестированию и выполнению аттестационных заданий…………………….8

6. Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины..………………..….11









Введение


Дисциплина “Электрооборудование и диагностика ДВС” является одной из специальных дисциплин, формирующих базовый уровень подготовки по специализации 101200 (140501) – “Двигатели внутреннего сгорания” направления 651200 (140500) – “Энергомашиностроение”. Она изучается на последнем семестре теоретического обучения и обеспечивает освоение необходимого объема специальных знаний, необходимых при разработке аппаратного и программного обеспечения систем электрооборудования и систем диагностики ДВС.

Для успешного освоения дисциплины необходимы знания по следующим дисциплинам:

общенаучным

математика;

физика (разделы: электричество и магнетизм, молекулярная физика и термодинамика, теплопередача);

информатика;

общая химия (раздел: горение топлив);

общепрофессиональным

механика жидкости и газа (разделы: одномерные течения газа, турбулентные струи, основы численных методов газовой динамики);

теплопередача (разделы: конвективный теплообмен, лучистый теплообмен);

специальным

основы конструирования

теория рабочего процесса ДВС (раздел: рабочий процесс камер сгорания, выделение вредных веществ в двигателях);

системы автоматизированного проектирования электрооборудования (раздел: системы инженерного анализа).

^ 1. Цели и задачи дисциплины

Образовательная цель дисциплины - формирование комплекса базовых знаний, представлений и навыков, необходимых при разработке аппаратного и программного обеспечения систем электрооборудования и систем диагностики ДВС, обучение студентов основам проектирования и конструирования систем электрооборудования и диагностики ДВС.

^ Воспитательной целью данной дисциплины является формирование у студентов профессионально-значимых личностных качеств, что позволяет участвовать в профессиональном общении и квалифицированно решать задачи проектирования электрооборудования и диагностики двигателей внутреннего сгорания.

^ Целью обучения является формирование у студентов компетенций:

Универсальных

Общенаучных

Готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности.

Владение основными закономерностями функционирования биосферы человека, ее связью с техническими устройствами, создаваемыми человеком (в данном случае, электрооборудованием и двигателями внутреннего сгорания), способами решения глобальных проблем окружающей среды, возникающих в связи с проектированием систем электрооборудования и диагностики ДВС.

Инструментальных

Готовность применять необходимое диагностическое оборудование и приборы.

Готовность работать с информацией из различных источников.

Готовность к командной работе в процессе профессиональной деятельности.

^ Социально-личностных и общекультурных

Готовность приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии и информационные ресурсы.

Способность оценивать социальную значимость и экономическую эффективность проектов в своей профессиональной сфере

Профессиональных

в производственно-технологической деятельности

Владение стандартными методами проектирования и конструирования систем электрооборудования и диагностики двигателей внутреннего сгорания.

в проектно-конструкторской деятельности

Владение современными методами и информационными технологиями проектирования и конструирования систем электрооборудования и диагностики двигателей внутреннего сгорания.

в научно-исследовательской деятельности

Владение современными методами диагностики двигателей внутреннего сгорания, владение навыками сбора и анализа научно-технической информации в общей и специальной технической литературе, а также в патентных материалах.

в научно-педагогической деятельности

Способность выполнения учебной нагрузки по данному направлению подготовки в виде практических занятий.

Конечной целью обучения является:

1. Ознакомление с современным электрооборудованием и диагностикой двигателей внутреннего сгорания, используемыми методами и алгоритмами проведения диагностики двигателей внутреннего сгорания и разработки электрооборудования.

2. Формирование навыков проектирования и конструирования систем электрооборудования и диагностики ДВС.

В результате освоения дисциплины

студент должен знать:

  • основные подходы к проектированию систем электрооборудования и диагностики ДВС;

  • способы получения бортового электроснабжения и конструкции источников электропитания ДВС;

  • принципы построения и физической реализации алгоритмов диагностики ДВС;

  • принципы построения и функционирования интегрированных систем электрооборудования и диагностики в ДВС.

студент должен уметь:

  • использовать основные математические и физические соотношения для формирования систем электрооборудования и диагностики ДВС и определения их технических характеристик.

студент должен иметь навыки:

    • проектирования и конструирования компонентов и систем электрооборудования и диагностики ДВС;

    • постановки и решения задач диагностирования и прогнозирования состояния ДВС;

    • профессионального общения в данной области, подразумевающий способность донести свою идею в письменном виде или устном во время обсуждений и умение аргументировать свою позицию.

Объем дисциплины и виды учебной работы


^ Виды учебной работы

Объем часов

Аудиторные занятия

36

Лекции

30

Практические занятия

6

Самостоятельная работа студентов

52

Вид итогового контроля

зачет

Всего часов

88


^ 2. Методические рекомендации по изучению теоретического материала дисциплины

В первой лекции излагаются цели, задачи и содержание дисциплины «Электрооборудование и диагностика ДВС», связь ее с другими дисциплинами, значение ее для специальности 101200(140501) "Двигатели внутреннего сгорания". Техническое и экономическое значение диагностики.

Материал этой лекции играет важную роль в дальнейшем освоении дисциплины, так как закладывается понимание задач, решаемых при помощи систем электрооборудования и диагностики ДВС.


Во второй лекции рассматриваются основные понятия и определения. Понятие системы, структуры, цели, функций интегрированных систем электрооборудования и диагностики. Понятие генезиса, диагностирования, прогнозирования. Вероятностный и детерминистский подходы в диагностике.

В лекциях №№3-4 излагаются классификация и состав систем электрооборудования и систем диагностики ДВС. Классификация по функциональному и целевому назначению. Классификация алгоритмов решения диагностических задач. Классификация систем по способу решения математических задач диагностирования и прогнозирования состояния ДВС.

Лекции №№5-7 посвящены принципам проектирования систем электрооборудования и диагностики ДВС. Описываются жизненные этапы систем электрооборудования диагностирования. Системные принципы: интеграции подсистем (пуска и генерирования, управления и диагностики, и т.д. ); декомпозиции по функциональным и конструктивным признакам; соответствия целевой функции; управляемости в реальном масштабе времени; контролируемости поведения подсистем в установившихся и переходных режимах ДВС; согласованности функционирования во всех режимах; совместимости по электромагнитным, механическим и иным требованиям; реализуемости в рамках технического задания; типизации и стандартизации; адаптации.

В лекции №8 рассматриваются методы генезиса состояния ДВС. Интерполяционное моделирование как основной метод определения состояния ДВС на предыдущих этапах жизненного цикла. Генезис в условиях полной, частичной или отсутствующей информации о производственных и эксплуатационных условиях в рамках жизненного цикла рассматриваемого ДВС.

Лекции №№9-11 посвящены методам диагностирования состояния ДВС. Рассматривается ДВС как объект контроля. Приводится математическая модель объекта диагностики. Информационная оценка объекта контроля. Параметры диагностирования ДВС. Параметры, характеризующие техническое состояние ДВС. Параметры, обеспечивающие получение информации о функциональных возможностях ДВС. Метод Байеса. Метод последовательного анализа. Логические методы распознавания.

В лекциях №№12-13 излагаются методы прогнозирования состояния ДВС. Групповой прогноз. Индивидуальное прогнозирование. Прогнозирование технического состояния. Прогнозирование методом экстраполяции результатов измерений параметров. Прогнозирование параметров ДВС по одной реализации процесса его изменения. Прогнозирование с учетом случайного процесса изменения параметра объекта.

Лекция №14 отводится изучению интегрированных систем электроснабжения, управления и диагностики ДВС. Интеллектуальные датчики, бортовые системы генерирования электроэнергии и исполнительные устройства в ДВС. Интегрирование подсистем с искусственным интеллектом в единую систему с управлением от вычислительной машины верхнего уровня иерархии. Интегрирование единичных интегрированных систем ДВС в глобальную сеть технической поддержки.

В лекции №15 рассматриваются перспективные системы электроснабжения, управления и диагностики ДВС. Системы электроснабжения на базе высокоэффективных аккумуляторных батарей, ионисторных батарей, топливных элементов. Комбинированные системы электроснабжения. Системы управления в условиях быстрого роста вычислительных мощностей бортовых ЭВМ. Диагностика ДВС в рамках глобальных сетей технической поддержки разработчиками и изготовителями ДВС.


3. Методические рекомендации по выполнению практических работ


Практические занятия по дисциплине посвящены методам диагностирования состояния ДВС (4 часа) и методам прогнозирования состояния ДВС (2 часа).

На первом занятии строится математическая модель объекта диагностики средствами булевой алгебры.

Второе занятие отводится решению задач диагностирования методом виброакустического исследования.

Третье занятие отводится решению задач прогнозирования состояния ДВС по одной реализации процесса измерения параметра


4. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Содержание самостоятельной работы делится на две части:

- изучение теоретического материала,

- подготовка к практическим занятиям.

Этого вида работы могут выполняться как на кафедре ДВС, так и дома. Необходимая учебная и методическая литература может быть получена на кафедре двигателей внутреннего сгорания или в библиотеке УГАТУ.

Выполнение практических занятий в рамках этого вида работы проводится на кафедре, в соответствии с графиком. Консультации преподавателя по содержанию самостоятельной работы проводятся по отдельному расписанию.


5. Методические рекомендации к тестированию и выполнению аттестационных заданий

После завершения лекционной части дисциплины и практических занятий проводится контрольное тестирование, положительный результат которого является основанием для допуска студента к зачету.

Каждый студент выполняет тест из 20 вопросов, которые охватывает все содержание дисциплины.

Все темы дисциплины группируются в восемь дидактических единиц, соответствующих основным разделам дисциплины:

1. Основные понятия и определения

2. Классификация и состав систем электрооборудования и систем диагностики ДВС

3. Принципы проектирования систем электрооборудования

и диагностики ДВС

4. Методы генезиса состояния ДВС

5. Методы диагностирования состояния ДВС

6. Методы прогнозирования состояния ДВС

7. Интегрированные системы электроснабжения, управления и диагностики ДВС

8. Перспективные системы электроснабжения, управления и диагностики ДВС

Тест содержит по пять вопросов для каждой дидактической единицы.

При выполнении теста необходимо внимательно прочитать задание, а затем выбрать из 3-4 предлагающихся вариантов правильный вариант. На выполнение теста отводится 30 мин.

Тест считается успешно пройденным, если даны правильные ответы не менее чем на три вопроса из пяти для каждой дидактической единицы.

Аттестационные задания включают в себя следующие вопросы.

1. Цель, задачи и содержание дисциплины «Электрооборудование и диагностика ДВС», связь ее с другими дисциплинами.

2.Техническое и экономическое значение диагностики.

3. Понятие системы, структуры, цели, функций интегрированных систем электрооборудования и диагностики.

4. Понятие генезиса, диагностирования, прогнозирования.

5. Вероятностный и детерминистский подходы в диагностике.

6. Классификация систем электрооборудования и диагностики. Классификация по функциональному и целевому назначению.

7. Классификация алгоритмов решения диагностических задач.

8. Классификация систем по способу решения математических задач диагностирования и прогнозирования состояния ДВС.

9. Жизненные этапы систем электрооборудования диагностирования.

10. Системные принципы интеграции подсистем (пуска и генерирования, управления и диагностики, и т.д. ).

11. Системные принципы декомпозиции по функциональным и конструктивным признакам.

12. Системные принципы соответствия целевой функции.

13. Системные принципы управляемости в реальном масштабе времени.

14. Системные принципы контролируемости поведения подсистем в установившихся и переходных режимах ДВС.

15. Системные принципы согласованности функционирования во всех режимах.

16. Системные принципы совместимости по электромагнитным, механическим и иным требованиям.

17. Системные принципы реализуемости в рамках технического задания.

18. Системные принципы типизации и стандартизации.

19. Системные принципы адаптации.

20. Интерполяционное моделирование как основной метод определения состояния ДВС на предыдущих этапах жизненного цикла.

21. Генезис в условиях полной, частичной или отсутствующей информации о производственных и эксплуатационных условиях в рамках жизненного цикла рассматриваемого ДВС.

22. ДВС как объект контроля. Математическая модель объекта диагностики.

23. Информационная оценка объекта контроля. Параметры диагностирования ДВС.

24. Параметры, характеризующие техническое состояние ДВС.

25. Параметры, обеспечивающие получение информации о функциональных возможностях ДВС.

26. Метод Байеса. Метод последовательного анализа. Логические методы распознавания.

27. Групповой прогноз. Индивидуальное прогнозирование.

28. Прогнозирование технического состояния. Прогнозирование методом экстраполяции результатов измерений параметров.

29. Прогнозирование параметров ДВС по одной реализации процесса его изменения.

30. Прогнозирование с учетом случайного процесса изменения параметра объекта.

31. Интеллектуальные датчики, бортовые системы генерирования электроэнергии и исполнительные устройства в ДВС.

32. Интегрирование подсистем с искусственным интеллектом в единую систему с управлением от вычислительной машины верхнего уровня иерархии.

33. Интегрирование единичных интегрированных систем ДВС в глобальную сеть технической поддержки.

34. Системы электроснабжения на базе высокоэффективных аккумуляторных батарей, ионисторных батарей, топливных элементов. Комбинированные системы электроснабжения.

35. Системы управления в условиях быстрого роста вычислительных мощностей бортовых ЭВМ.

36. Диагностика ДВС в рамках глобальных сетей технической поддержки разработчиками и изготовителями ДВС.

Для успешного выполнения аттестационных заданий необходимо глубокое освоение теоретического материала и выполнение Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет.

^ Цель зачета – проверить степень усвоения базовых знаний и степень владения навыками, требуемыми при изучении дисциплины.

Зачет проводится по теоретической части курса с учетом качества выполнения самостоятельных работ.

Зачет проводится в письменной форме с последующим собеседованием по сути зачетных вопросов и по материалам выполненных практических работ.

Зачет по дисциплине недифференцированный, т.е. результатом зачета могут быть только две оценки – “Зачтено” или “Незачтено”.

Оценка “Зачтено” выставляется в случае, если студент

- имеет представление о параметрах и технических характеристиках ДВС, подвергаемых диагностике; об основных этапах проектирования алгоритмов диагностирования и прогнозирования, используемых методах технической диагностики; об основных аспектах применения диагностических приборов, систем и комплексов;

- знает и умеет использовать основные логические и вероятностные соотношения для формирования диагностического эксперимента; основные расчетные методы для решения задач оценки технического состояния ДВС; основные элементы детерминисткого и вероятностного подходов, применяемых в построении диагностического эксперимента.

Оценка “Незачтено” выставляется в случае, если студент

- не имеет представление о параметрах и технических характеристиках ДВС, подвергаемых диагностике; об основных этапах проектирования алгоритмов диагностирования и прогнозирования, используемых методах технической диагностики; об основных аспектах применения диагностических приборов, систем и комплексов;

- не знает и не умеет использовать основные логические и вероятностные соотношения для формирования диагностического эксперимента; не ориентируется в основных расчетных методах оценки технического состояния ДВС; не различает основные элементы детерминисткого и вероятностного подходов в технической диагностике.


^ 6. Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины

Основная:


1. Двигатели внутреннего сгорания./Под редакцией А.С.Орлина, М.С. Круглова, 3 изд. Машиностроение, 1980.

2. Основы технической диагностики./Под редакцией П.П. Пархоменко- М,: Энергия, 1976.

3. Еникеев Р.Д., Рудой Б.П. Двигатели внутреннего сгорания. Основные термины и русско-английские соответствия: Учебное пособие. – М.: Машиностроение, 2004.

Дополнительная:

1. Пархоменко П.П., Симонян Е.С. Основы технической диагностики - М,:Энергия, 1981.

2. Технические средства диагностирования: Справочник\В.В.Клюев, П.П.Пархоменко и др. -М.: Машиностроение,1989.


Составитель: ГУНЯКОВ Роман Анатольевич


ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА ДВС


Учебно-методическое пособие

по методике изучения дисциплины


Подписано к печати . .200 . Формат 6084 1/16.

Бумага офсетная. Печать плоская. Гарнитура Times New Roman

Усл. печ. л. 0,4 Усл.-кр.отт. 0,4 Уч. изд. л. 0,3.

Тираж 100 экз. Заказ №

ГОУВПО Уфимский государственный авиационный

технический университет

Центр оперативной полиграфии УГАТУ

450000, Уфа-центр, ул. К.Маркса, 12


Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией