Поиск в базе сайта:
Технический университет icon

Технический университет




Скачать 128.33 Kb.
НазваниеТехнический университет
Дата конвертации04.12.2012
Вес128.33 Kb.
КатегорияРеферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


дисциплина

"Динамика ДВС"

по направлению подготовки дипломированного специалиста

651200 (140500) «Энергомашиностроение»

специальности 101200 (140501) «Двигатели внутреннего сгорания»
и по направлению подготовки бакалавра

552700 (140500) «Энергомашиностроение»
(очной формы обучения)


Кафедра: ^ Двигатели внутреннего сгорания


Уфа 2006




Учебную программу составил:


______________ к.т.н., доц. Вахитов Ю.Р.


Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры

^ Двигатели внутреннего сгорания

«____» ____________2006 г. (протокол № ______)


И. о. заведующего кафедрой

_____________ к.т.н., доцент Еникеев Р.Д.


Учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-методического Совета по направлению подготовки дипломированного специалиста 651200 (140500) «Энергомашиностроение» и направлению подготовки бакалавра 552700 (140500) «Энергомашиностроение»


«____» ____________2006 г. (протокол № ____)


Председатель научно-методического Совета

_____________ к.т.н., доцент Еникеев Р.Д.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 1

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 2

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 2

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий 3

4.2. Содержание разделов дисциплины 3

^ 5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 4

6. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 4

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5

7.1. Рекомендуемая литература 5

7.1.2. Дополнительная литература 5

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины 5

^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 6


ВВЕДЕНИЕ

Учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 651200 (140500) "Энергомашиностроение", специальности 101200 (140501) "Двигатели внутреннего сгорания" и по направлению подготовки бакалавра 552700 (140500) "Энергомашиностроение". Дисциплина "Динамика ДВС" является специальной дисциплиной цикла дисциплин специализации.

Основные сведения о дисциплине


Компонент

ГОС

Наименование цикла, в который входит дисциплина

Семестры

Всего

(час)

Аудит.

(час)

Образовательная программа

Вид итогов-ого контр-оля

Вид

Срок обучения (год)

Дисципл-ина специализа-ции

СД

7

102

40

Полная

0,5

Экзамен



^

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина "Динамика ДВС" входит в цикл специальных дисциплин и требует от студентов знаний по дисциплине "Теоретическая механика".

Цель дисциплины - дать студентам основные сведения, необходимые для понимания динамических и колебательных процессов, происходящих в двигателе внутреннего сгорания и проведения кинематических и динамических расчетов.

К основным задачам дисциплины относятся:

  • изучение кинематики и динамики кривошипно - шатунных механизмов (КШМ);

  • изучение кинематики и динамики механизмов газораспределения ДВС;

  • изучение колебательных процессов коленвалов;

  • получение навыков проведения кинематических и динамических расчетов элементов ДВС.

  • получение навыков проведения анализа уравновешенности двигателя и проведения уравновешивания двигателя;

  • получение навыков проведения расчета на крутильные колебания коленвалов.



^

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- особенности кинематики элементов КШМ и механизма газораспределения;

  • природу возникновения сил и моментов, действующих в КШМ и механизме газораспределения ДВС и характер изменения этих сил;

  • схемы ГРМ и особенности профилирования кулачков распредвала механизма ГРМ;

  • причины вибрации двигателя и способы его уравновешивания;

  • причины колебаний коленвалов двигателей и способы снижения колебаний;

- методы экспериментальных исследований при определении динамических характеристик двигателей.

После изучения дисциплины студент должен уметь:

- определять перемещения, скорости и ускорения деталей КШМ и механизма газораспределения ДВС;

  • определять силы и моменты, действующие в КШМ и механизме газораспределения ДВС;

  • профилировать кулачки распредвала механизма ГРМ;

- проводить анализ двигателя на уравновешенность и уравновешивать двигатель;

- проводить расчет амплитуд и напряжений при колебаниях коленчатого вала двигателя и владеть методами снижения этих напряжений.

После изучения дисциплины студент должен иметь навыки:

- расчета сил и моментов, действующих в КШМ и механизме газораспределения ДВС;

  • проведения анализ двигателя на уравновешенность и уравновешивать двигатель;

  • расчета коленчатого вала ДВС на крутильные колебания.



^

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

7

Общая трудоемкость дисциплины

102

102

Аудиторные занятия

40

40

Лекции

30

30

Практические занятия

10

10

Самостоятельная работа студентов

62

62

Вид итогового контроля




Экзамен
^

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Наименования разделов дисциплины

Количество часов

Всего

Лекций

Прак.

СРС

1

Введение. Особенности динамических расчетов

2

2

-

-

2

Кинематика КШМ

8

2

-

6

3

Динамика КШМ

20

6

2

12

4

Неуравновешенность ДВС и его балансировка

22

6

2

14

5

Колебания в силовых цепях

32

8

4

20

6

Кинематика и динамика механизмов газораспределения

16

4

2

10

7

Заключение

2

2

-

-




Итого

102

30

10

62



^

4.2. Содержание разделов дисциплины



4.2.1. Введение. Особенности динамических расчетов (2 часа)

Основные цели и задачи курса. Общая методика решения динамических задач. Особенности проведения динамических расчетов. Основные схемы преобразующих механизмов двигателей.

4.2.2. Кинематика КШМ (2 часа)

Перемещение, скорость и ускорение поршня и шатуна КШМ. Особенности кинематики КШМ с прицепным шатуном. Выбор основных размеров КШМ, их влияние на конструкцию и параметры ДВС.

4.2.3. Динамика КШМ (6 часов)

Силы и моменты, действующие в одноцилиндровом ДВС. Приведение масс движущихся деталей КШМ. Силы и моменты, действующие в многоцилиндровом ДВС. Силы и моменты, действующие в V-образном двигателе. Векторные диаграммы сил, действующих на шатунные и коренные шейки двигателя. Крутящий момент двигателя. Крутящие моменты, действующие на шейки коленчатого вала многоцилиндрового двигателя. Неравномерность хода двигателя. Подбор маховика.

4.2.4. Неуравновешенность ДВС и его балансировка (6 часов)

Уравновешенные и неуравновешенные силы и моменты, действующие в двигателе. Исследование двигателей на уравновешенность. Балансировка двигателей различных схем и конструкций.

4.2.5. Колебания в силовых цепях (8 часов)

Возникновение крутильных, изгибных и продольных колебаний в ДВС. Выбор расчетной схемы коленвала и определение ее параметров при расчете на крутильные колебания. Свободные и вынужденные крутильные колебания одно - и многомассовых систем. Гармонический анализ крутящего момента. Резонансные режимы работы двигателя. Работа возмущающих моментов при резонансе. Трение в элементах двигателя и работа сил сопротивления при крутильных колебаниях. Определение амплитуд колебаний и напряжений при резонансных колебаниях коленвала. Способы уменьшения дополнительных напряжений от колебаний. Изгибные и продольные колебания коленвалов. Колебания роторов турбокомпрессоров. Вибрация и шум ДВС.

4.2.6. Кинематика и динамика механизмов газораспределения (4 часа)

Кинематика механизмов газораспределения. Силы, действующие в механизмах газораспределения. Приведение масс деталей механизма газораспределения. Колебательные процессы в механизмах газораспределения. Профилирование кулачков.

4.2.7. Заключение (2 часа)

Перспективы развития методов кинематических и динамических расчетов ДВС.

^

5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ







Наименования разделов дисциплины

Наименования практических занятий

Затраты времени (час)

1

Динамика КШМ

Расчет сил, действующих в КШМ

2

2

Неуравновешенность ДВС и его балансировка

Исследование уравновешенности многоцилиндрового ДВС и его балансировка

2

3

Колебания в силовых цепях

Расчет коленвала двухцилиндрового ДВС на крутильные колебания (определение амплитуд и напряжений при крутильных колебаниях)

4

4

Кинематика и динамика механизмов газораспределения

Расчет сил, действующих в механизме газораспределения

2



^

6. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Главной целью самостоятельной работы студентов является закрепление сведений, полученных ими в ходе лекционных и практических занятий. Реальная самостоятельная работа является исключительно важным элементом в деле эффективного усвоения материала вообще, а по дисциплине «Динамика ДВС» в частности.

В качестве самостоятельной работы по данной дисциплине предполагается регулярная проработка лекционного материала с обязательным привлечением рекомендованной литературы с целью расширения кругозора, выяснения деталей и нюансов изучаемых вопросов, так как ни одно аудиторное занятие не может заменить как обширную учебную литературу, так и необходимые справочные источники.

Самостоятельная работа предусматривает выполнение следующих заданий (как правило, задач из сборника, не решенных во время практических занятий).

  1. Расчет на ЭВМ кинематики КШМ (4 часа).

  2. Расчет сил, действующих в КШМ (10 часов).

  3. Исследование уравновешенности многоцилиндрового ДВС и его балансировка (12 часов).

  4. Расчет коленвала ДВС на крутильные колебания (определение амплитуд и напряжений при крутильных колебаниях) (18 часов).

  5. Расчет сил, действующих в механизме газораспределения (8 часов).



^

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Рекомендуемая литература


7.1.1. Основная литература

Двигатели внутреннего сгорания: учебник для вузов в 3 т. Т. 2: Динамика и конструирование. Под ред. Луканина В. Н. Изд. М.: Высшая школа, 2005 г.
^

7.1.2. Дополнительная литература


Сборник задач по курсу "Динамика ДВС" / Составитель: Ю.Р. Вахитов; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа, 2002. - 31 с.

7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


Расчет кинематических и динамических параметров КШМ (практическое занятие №1) проводится на ЭВМ по программе, разработанной на каф. ДВС УГАТУ.

Расчет колебаний коленвала проводится с использованием ЭВМ (программа MS Excel).

^

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


При самостоятельной работе студентов требуются персональные компьютеры типа IBM Pentium-III 800 МГц и выше. Объем оперативной памяти не менее 128 Мб.

^

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


При изучении курса "Динамика ДВС" предусматривается лекционное изложение дисциплины, работа с учебниками и учебными пособиями, практические занятия, самостоятельная работа студентов и консультации по дисциплине.

Перед посещением лекции студенту рекомендуется повторить содержание предыдущей лекции. Перед практическими занятиями следует повторить материал соответствующей лекции.

Более глубокому усвоению знаний и умений способствует решение задач на практических занятиях и при самостоятельной работе.

По всем вопросам, связанным с изучением дисциплины (включая самостоятельную работу), необходимо консультироваться с преподавателем в соответствии с установленным графиком текущих консультаций.

Важно помнить, что важнейшей предпосылкой успешного обучения является ритмичность (своевременность выполнения всех учебных заданий и прохождении промежуточного контроля).

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией