Поиск в базе сайта:
Методические рекомендации по изучению теоретического материала, выполнению лабораторного практикума, подготовке к промежуточной аттестации и тестированию по дисциплине «Безопасность в энергомашиностроении» icon

Методические рекомендации по изучению теоретического материала, выполнению лабораторного практикума, подготовке к промежуточной аттестации и тестированию по дисциплине «Безопасность в энергомашиностроении»




Скачать 183.41 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению теоретического материала, выполнению лабораторного практикума, подготовке к промежуточной аттестации и тестированию по дисциплине «Безопасность в энергомашиностроении»
Дата конвертации04.12.2012
Вес183.41 Kb.
КатегорияМетодические рекомендации


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет


Н.Ю. Дударева


Безопасность в энергомашиностроении

Учебно-методическое пособие

по методике изучения дисциплины


Уфа 2008


Дударева Н.Ю.

Безопасность в энергомашиностроении. Методика изучения дисциплины: Учебно-методическое пособие / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2008. – 19 с.


В учебно-методическом пособии излагаются методические рекомендации по изучению теоретического материала, выполнению лабораторного практикума, подготовке к промежуточной аттестации и тестированию по дисциплине «Безопасность в энергомашиностроении».

Пособие предназначено для студентов инженерных специальностей технических вузов, изучающих дисциплину «Безопасность в энергомашиностроении».


Табл. 1. Библиогр. 5 назв.


Уфимский государственный авиационный

технический университет, 2008

Содержание


1. Цели и задачи дисциплины ………………………………….

4

2. Методические рекомендации по изучению

теоретического материала дисциплины ……………………


6

3. Методические рекомендации по выполнению

лабораторного практикума ………………………………….


14

4. Методические рекомендации

по подготовке к итоговому тестированию …………………


15

5. Методические рекомендации по подготовке к зачету …

16

Заключение ……………………………………………………...

16

Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины ..……

17

Приложение ……………………………………………………..

18

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


К числу наиболее актуальных проблем в настоящее время относится подготовка специалистов по двигателям внутреннего сгорания, владеющих знаниями и приемами из области создания и безопасной эксплуатации двигателей. При этом большое значение приобретают знания свойств экологически безопасных топлив, которые могут быть использованы при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, а также других химических материалов.

Введение дисциплины «Безопасность в энергомашиностроении» связано с постоянно увеличивающимся количеством двигателей внутреннего сгорания (особенно используемых в автомобилях), и одновременной активизацией работ по обеспечению экологической безопасности окружающей среды.

^ Целью изучения дисциплины является формирование у студентов, перечисленных ниже компетенций:

  1. Владение информацией о существующих типах опасных факторов, источниками которых является двигатель внутреннего сгорания (ДВС).

  2. Умение определять и решать вопросы, касающиеся проектирования безопасных ДВС.

  3. Знание приемов безопасной эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.

  4. Умение работать с информацией из различных источников и иметь широкую эрудицию, необходимую для понимания глобальных и социальных последствий инженерных решений в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды при работе ДВС.


^ Задачами изучения дисциплины является формирование у студентов следующих знаний и умений:

Студент должен знать:

  • потенциальные негативные факторы воздействия двигателя внутреннего сгорания на человека и окружающую среду;

  • основные методы обеспечения безопасной работы ДВС;

  • законодательную базу и организационные формы защиты окружающей среды и человека;

  • основные методы обеспечения безопасности человека и окружающей среды на всех стадиях жизненного цикла ДВС;

    • специальную литературу и другие информационные данные для решения профессиональных задач в области обеспечения безопасной работы двигателей внутреннего сгорания.


Студент должен уметь:

    • проводить идентификацию опасностей на всех стадиях жизненного цикла ДВС;

    • разрабатывать и реализовывать мероприятия по защите человека и окружающей среды обитания от негативных воздействий со стороны ДВС;

    • использовать специальную и законодательную литературу и другие информационные данные для решения задач безопасности.


Объем дисциплины и его распределение по видам учебной нагрузки приведен в табл. 1.1.

Таблица 1.1


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

8

Общая трудоемкость дисциплины

69

69

Аудиторные занятия

16

16

Лекции

12

12

Лабораторные работы

4

4

^ Самостоятельная работа студентов

53

53

Вид итогового контроля




Зачет


При изучении дисциплины предусматривается лекционное изложение курса, работа с учебниками, учебными и методическими пособиями, а также материалами сети Интернет. Лабораторный практикум призван закрепить теоретические знания, полученные при прослушивании лекционного курса и самостоятельной работе с учебниками и учебными пособиями, и приобрести умения определять значение негативных факторов со стороны ДВС, оказывающих влияние на человека и окружающую среду.

Проверка уровня освоения материала дисциплины осуществляется преподавателем на каждом лабораторном занятии, а также в виде итогового тестирования, по результатам которого осуществляется допуск к зачету.

Важнейшей предпосылкой успешного освоения материала дисциплины является умение четко организовать свой труд, ритмичность и своевременность выполнения всех учебных заданий, а также систематическое изучение пройденных тем и обязательная подготовка к лекциям и лабораторным работам.


^ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДИСЦИПЛИНЫ


Основной теоретический материал дисциплины «Безопасность в энергомашиностроении» излагается в лекционном курсе.

Ниже приводятся методические рекомендации по изучения теоретического материала всех тем дисциплины.


Лекция № 1

Лекция 1

Формируемые

компетенции

Объекты изучения

Внешнее проявление сформированности знаний и умений

Владение информацией о существующих типах негативных факторов, действующих со стороны ДВС

Двигатель внутреннего сгорания.


Знание существующих видов негативных факторов, действующих со стороны ДВС.



^ Тема 1. Введение

Рассматриваемые вопросы: Цель дисциплины «Безопасность в энергомашиностроении». Система «человек - среда обитания», подсистемы «человек - машина». Негативные влияния на человека и окружающую среду объектов энергомашиностроения. Примеры воздействия негативных факторов. Критерии оценки негативного воздействия. Основные принципы, методы и средства обеспечения безопасности при работе с объектами энергомашиностроения.

На изучение материала данной темы отводится 1 час лекционных занятий.

При изучении материалов темы 1 необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • безопасность,

  • опасность и их виды,

  • техносфера.



Тема 2. Негативные факторы и их воздействие на человека и среду его обитания.

Рассматриваемые вопросы: Классификация негативных факторов от объектов энергомашиностроения. Особенности аварий на объектах энергомашиностроения Опасные и вредные факторы. Виды, источники и уровни негативных факторов, их взаимосвязь. Понятие опасной зоны. Общая характеристика опасных ситуаций.


На изучение материала данной темы отводится 1 час лекционных занятий и 9 часов самостоятельной работы.

^ При самостоятельной проработке материалов темы 2 необходимо использовать:

  • учебное пособие [1] (глава 1).

При изучении материалов темы 2 необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • идентификация опасностей,

  • двигатель внутреннего сгорания,

  • типы опасных факторов со стороны ДВС,

  • методы защиты от опасных факторов,

  • особенности аварий на объектах энергомашиностроения.



Лекция №2

Лекция 2

Формируемые

компетенции

Объекты изучения

Внешнее проявление сформированности знаний и умений

Владение информацией о существующих типах негативных факторов, действующих со стороны ДВС

Двигатель внутреннего сгорания. Механичес-кое воздействие. Шум.


Знание об опасности механического воздействия ДВС на человека и способы защиты от этого фактора.

Знания о шуме, его воздействии на людей и способах защиты от шума со стороны ДВС. Умение измерять шум и оценивать безопасность двигателя.



^ Тема 3. Факторы механического воздействия


Рассматриваемые вопросы: Общие сведения о факторах механического воздействия от объектов энергомашиностроения. Травмоопасность от механического воздействия. Особенности механического воздействия на человека двигателей с вязкоупругим поршнем.

На изучение материала данной темы отводится 1 час лекционных занятий и 2 часа самостоятельной работы.

^ При самостоятельной проработке материалов темы 3 необходимо использовать:

  • учебное пособие [1] (глава 2);

  • учебное пособие [2].

При изучении материалов темы 3 необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • механическое воздействие со стороны двигателя,

  • способы защиты человека от механического воздействия.



Тема 4. Шум

Рассматриваемые вопросы: Понятие шума. Действие шума на человека. Количественные характеристики шума. Нормирование шума. Методы борьбы с шумом.

На изучение материала данной темы отводится 1 час лекционных занятий и 5 часов самостоятельной работы. Кроме того, материал темы закрепляется 2-часовой лабораторной работой и самостоятельной 2-часовой подготовкой к ней.

^ При самостоятельной проработке материалов темы 4 необходимо использовать:

  • учебное пособие [1] (глава 3);

  • учебное пособие [2].


При изучении материалов темы 4 необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • шум,

  • звук,

  • уровень интенсивности шума,

  • пороговая интенсивность звука,

  • пороговое звуковое давление,

  • шумомер,

  • частота звука,

  • октавные уровни частот.



Лекция №3

Лекция 2

Формируемые

компетенции

Объекты изучения

Внешнее проявление сформированности знаний и умений

Владение информацией о существующих типах негативных факторов, действующих со стороны ДВС

Двигатель внутреннего сгорания. Вибрационные воздействия.

Токсичные вещества в ДВС


Знания о вибрационном воздействии на людей ДВС. Знания токсичных веществах в ДВС и способы защиты от отравления.



^ Тема 5. Вибрации

Рассматриваемые вопросы: Понятие вибрации. Виды вибрации. Действие вибрации на человека. Количественные характеристики вибрации. Нормирование вибрации. Методы борьбы и защита от вибраций на объектах энергомашиностроения.


На изучение материала данной темы отводится 1 час лекционных занятий и 3 часа самостоятельной работы.

^ При самостоятельной проработке материалов темы 5 необходимо использовать:

  • учебное пособие [1] (глава 4);

  • учебное пособие [2].

При изучении материалов темы 5 необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • вибрационное воздействие со стороны ДВС,

  • виды вибраций,

  • уровень виброускорения,

  • диапазон вибрационных частот,

  • время воздействия вибрации.



Тема 6. Безопасность работы с химическими веществами. Утилизация химических веществ


Рассматриваемые вопросы: Химические вещества в ДВС, их химический состав и свойства. Вредное воздействие химических веществ на человека и окружающую среду. Способы безопасной работы с химическими веществами, средства защиты. Влияние отработавших химических веществ на человека и окружающую среду. Способы очистки и утилизации моторных масел

На изучение материала данной темы отводится 1 час лекционных занятий и 8 часов самостоятельной работы.

^ При самостоятельной проработке материалов темы 6 необходимо использовать:

  • учебное пособие [1] (глава 7);

  • учебное пособие [5].

При изучении материалов темы 5 необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • предельно допустимая концентрация,

  • токсичные вещества в ДВС,

  • способы защиты от токсичных веществ.



Лекция №4

Лекция 4

Формируемые

компетенции

Объекты изучения

Внешнее проявление сформированности знаний и умений

Владение информацией о существующих типах негативных факторов, действующих со стороны ДВС

Двигатель внутреннего сгорания. Отработавшие газы ДВС


Знания о составе и свойствах отработавших газов ДВС. Умение определять состав отработавших газов и оценивать их уровень токсичности.



^ Тема 7. Отработавшие газы и их токсичность


Рассматриваемые вопросы: Качество воздушной среды. Вредные вещества, содержащиеся в отработавших газах и их воздействие на организм, и окружающую среду. Нормирование содержания вредных веществ в отработавших газах и средства их контроля. Способы обеспечения качества воздушной среды.


На изучение материала данной темы отводится 2 часа лекционных занятий и 2 часа самостоятельной работы. Кроме того, материал темы закрепляется 2-часовой лабораторной работой и самостоятельной 2-часовой подготовкой к ней

^ При самостоятельной проработке материалов темы 6 необходимо использовать:

  • учебное пособие [1] (глава 5);

  • учебное пособие [3].

При изучении материалов темы 6 необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • состав отработавших газов ДВС,

  • токсичность веществ, содержащихся в отработавших газах,

  • нормирование токсичности отработавших газов,

  • нормы ЕВРО,

  • каталитические нейтрализаторы,

  • альтернативные топлива.

Лекция №5

Лекция 5

Формируемые

компетенции

Объекты изучения

Внешнее проявление сформированности знаний и умений

Владение информацией о существующих типах негативных факторов, действующих со стороны ДВС

Двигатель внутреннего сгорания. Пожароопасность ДВС. Опасность поражение электрическим током в ДВС


Знания горючих веществах в ДВС. Знания об электрической опасности в ДВС.



^ Тема 8. Пожаробезопасность


Рассматриваемые вопросы: Характеристики пожароопасных веществ и процессов в ДВС. Пожароопасные ситуации. Пожарная профилактика. Пожарная защита.


На изучение материала данной темы отводится 1 час лекционных занятий и 9 часов самостоятельной работы.

При самостоятельной проработке материалов темы 8 необходимо использовать:

  • учебное пособие [1] (глава 6);

  • учебное пособие [4] (глава 6, разд. 6.1);

При изучении материалов темы 8 необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • пожар,

  • горение,

  • пожароопасность,

  • горючие вещества,

  • последствия пожаров,

  • огнетушащие вещества.



Тема 9. Электрический ток


Рассматриваемые вопросы: Воздействие электрического тока на человека. Особенности электрической цепи в двигателях внутреннего сгорания. Электробезопасность при работе с оборудованием ДВС.


На изучение материала данной темы отводится 1 час лекционных занятий и 1 час самостоятельной работы.

^ При самостоятельной проработке материалов темы 8 необходимо использовать:

  • учебное пособие [1] (глава 8).

При изучении материалов темы 8 необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • система зажигания в ДВС,

  • меры безопасности при работе с системой зажигания,

  • опасность поражения электрическим током.



Лекция №6

Лекция 7

Формируемые

компетенции

Объекты изучения

Внешнее проявление сформированности знаний и умений

Владение информацией о существующих нормах и правилах, обеспечивающих безопасность объектов энергомашиностроения и ДВС.

Нормы и правила безопасности.


Знания существующих типов норм и правил, обеспечивающих безопасность при работе с ДВС



^ Тема 10. Международные нормы и правила безопасности при эксплуатации объектов энергомашиностроения.


Рассматриваемые вопросы: Государственное регулирование безопасности при работе с объектами энергомашиностроения. Нормативно-техническая документация. Показатели безопасности. Ответственность за соблюдение требований по безопасности. Международные нормы и правила. Нормы и правила Российской Федерации по обеспечению безопасности жизнедеятельности, нормы и правила экологической безопасности Республики Башкортостан.


На изучение материала данной темы отводится 2 часа лекционных занятий и 10 часов самостоятельной работы.

^ При самостоятельной проработке материалов темы 9 необходимо использовать:

  • учебное пособие [2];

  • учебное пособие [3].


При изучении материалов темы 9 необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

  • Киотское соглашение,

  • нормы ЕВРО,

  • правила ЕЭК ООН,

  • нормативная документация.



^ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА


Перед выполнением лабораторных работ необходимо:

  • повторить материал соответствующих лекций;

  • внимательно изучить описание лабораторной работы, изложенное в лабораторном практикуме [4];

  • ответить на вопросы по содержанию лабораторной работы, задаваемые преподавателем на предварительном опросе перед выполнением лабораторной работы.

По окончании лабораторных работ необходимо оформить отчет по работе с соблюдением всех необходимых требований, указанных в практикуме [4].


^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕСТИРОВАНИЮ


Для получения допуска к зачету по дисциплине необходимо выполнить все лабораторные работы и защитить отчеты по ним, а также пройти тестирование по теоретическому материалу дисциплины.

Вопросы теста охватывают все разделы дисциплины и основываются на материале, изложенном в учебных пособиях [1-3].

Каждый вариант тестового задания состоит из 25 вопросов. Все вопросы считаются равнозначными и не имеют градации по степени сложности. Каждый тестовый вопрос содержит не менее 3-х вариантов ответов.

Тест считается успешно пройденным, если даны правильные ответы не менее чем на 80% тестовых вопросов.

Рекомендуется осуществлять подготовку к тестированию поэтапно. На первом этапе необходимо повторить основные положения всех тем, детально разбирая наиболее сложные моменты. Непонятные вопросы необходимо выписывать, чтобы по ним проконсультироваться с преподавателем на консультации перед проведением тестирования. На этом этапе необходимо использовать материалы лекционного курса, пособия [1-3], лабораторный практикум [4].

На втором этапе необходимо аккуратно просмотреть все материалы лекционного курса и лабораторного практикума.

При выполнении теста необходимо внимательно прочитать задание, а затем выбрать из 3-4 предлагающихся вариантов правильный вариант. На выполнение теста отводится 40 мин.

В том случае, если результаты выполнения тестового задания оказались неудовлетворительными, необходимо записать темы, на вопросы по которым были даны неверные ответы, и еще раз углубленно повторить соответствующие темы, работая поэтапно.


^ 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К зачету


Цель зачета – проверить степень усвоения базовых знаний и степень владения навыками, требуемыми при изучении дисциплины.

Зачет проводится по теоретической части курса с учетом качества выполнения лабораторных работ и результатов тестирования.

Перед зачетом необходимо повторить основные положения всех тем. Непонятные вопросы необходимо выписать и проконсультироваться по ним с преподавателем на консультации перед проведением зачета. В процессе подготовки к зачету необходимо использовать материалы лекционного курса, пособий [1-3], лабораторного практикума [4], а также основную и дополнительную литературу.

Зачет проводится в письменной форме с последующим собеседованием индивидуально с каждым студентом по сути зачетных вопросов и по материалам выполненных лабораторных работ.

Вопросы к зачету и критерии оценок приведены в приложении.


Заключение


Выполнение приведенных в данном учебно-методическом пособии рекомендаций позволит более качественно усвоить материал дисциплины «Безопасность в энергомашиностроении», грамотно выполнить все лабораторные работы и успешно пройти тестирование и промежуточную аттестацию.


Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины


^

Основная литература





  1. Дударева Н.Ю. Безопасность в энергомашиностроении: Учеб. пособие [Электронный вариант] / Уфимск. гос. авиац. техн. ун - т. - Уфа: УГАТУ, 2008 – 125 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С. В. Белов [и др.]; под ред. С. В. Белова.-4-е изд., испр. и доп..-М.: Высшая школа, 2004.-606 с.:

  3. Кульчицкий А. Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: учебное пособие для вузов / А. Р. Кульчицкий ; ВлГУ.-2-е изд., испр. и доп..-М.: Академический проект, 2004.-400 с.

  4. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности в энергомашиностроении»/ Уфимск. гос.авиац. техн. ун-т. Сост. Н.Ю. Дударева. - Уфа, 2004. - 24 с.



^

Дополнительная литература





  1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов: учебное пособие / В. И. Сарбаев [и др.]; Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. образования.-Ростов н/Д: Феникс, 2004.-446 с.: ил.; 21 см



ПРИЛОЖЕНИЕ


Критерии оценок промежуточной аттестации (зачета)


Зачтено – студентом продемонстрирован полный и исчерпывающий ответ на все вопросы билета, продемонстрирован высокий уровень усвоения и изложения материала без каких-либо грубых ошибок и неточностей. Продемонстрировано знание негативных воздействий объектов энергомашиностроения на человека и окружающую среду, основных методов обеспечения безопасности объектов энергомашиностроения, негативных факторов воздействия двигателя внутреннего сгорания на человека и окружающую среду, а также основных приемов безопасной эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. В полной мере усвоен материал об основных методах обеспечения безопасности на всех стадиях жизненного цикла объектов энергомашиностроения. Владеет знаниями об основных мероприятиях по защите человека и окружающей среды обитания от негативных воздействий со стороны двигателя внутреннего сгорания. В изложении материала возможно наличие лишь незначительных погрешностей и неточностей.

Не зачтено - присутствуют элементы знаний о негативных воздействиях двигателя внутреннего сгорания на человека и окружающую среду. Ответ изложен непоследовательно и фрагментарно. Не раскрыто основное содержание вопросов. Допущены грубые ошибки в изложении ответов, касающихся методов обеспечения безопасности со стороны двигателя внутреннего сгорания. А также если продемонстрировано абсолютное незнание учебного материала, имеют место грубейшие ошибки теоретического и фактического характера.



Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией