Поиск в базе сайта:
Исследовательская работа в начальной школе icon

Исследовательская работа в начальной школе




Скачать 118.39 Kb.
НазваниеИсследовательская работа в начальной школе
Дата конвертации24.01.2014
Вес118.39 Kb.
КатегорияИсследовательская работа
1. /Исследовательская работа в начальной школе.docИсследовательская работа в начальной школе

Исследовательская работа в начальной школе


Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, поисковой, исследовательской.

Повышение познавательной творческой активности детей важно в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних в рамках программы тесно), так и для школьников требующих специальной коррекционной работы.

Поскольку школа, в которой я работаю, небольшая находится в частном секторе, большой процент детей из социально опасных семей, не подготовленные к обучению в школе, не посещающие детский сад, то мне приходится работать на среднего ученика.

А как быть с теми, кто посещали детский сад, имеют желание узнать больше? А как быть с теми, у кого не бывает блестящих ответов?

По моему мнению, исследовательская работа помогает первым реализовать свои возможности, еще больше сблизится с родителями, так как этот вид деятельности в начальной школе предполагает помощь родителей, а вторым повысить свою самооценку, при подготовке этих детей, конечно же, важна помощь учителя, так как правило, с этими учениками родители не занимаются.

В обоих случаях я, как учитель, выигрываю, так как нет большего счастья, видеть радостные лица детей, когда после выступления их хвалят. Повышается их самооценка и оценка их труда одноклассниками. Появляется интерес на уроках, повышается познавательная активность.

Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Ну а выступления развивают речь детей, умение держаться на публике, отвечать на вопросы. Начинать эту работу надо в начальной школе.

В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Сущность развития личности ребенка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен.  Поэтому поисковая деятельность учащегося будет опираться на присущую ребенку от природы потребность познания действительности. А исследовательский интерес является характеристикой ребенка как личности. Большинство первоклассников приходят в класс как в новый мир, в котором им откроется множество интересных вещей. Моя задача, как учителя - оправдать эти надежды, не угасить потребность в познании. В контексте данной проблемы, необходимо отметить еще один факт. Нельзя забывать, что никогда никакая семья не дает ребенку того, что может дать школа; никакая самая лучшая школа не заменит семью. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.

При работе с детьми начальной школы чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы на уроках, по возможности организация работы в семье.

Роль исследовательской работы в школе

В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:           

-   расширяется кругозор в предметных областях

- способствует саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю

- повышает самооценку

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

-   наилучшим образом развиваются творческие способности

- развивает речь и умение выступать перед аудиторией

К основным видам творческой деятельности младших школьников относятся следующие виды работ:

  •         информационно-реферативные;

  •        натуралистические и описательные;

  •        исследовательские.

Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего передача литературных данных. В случае реферативных работ это является основным содержанием работы, в случае остальных выступает в качестве литературного обзора.

Таким образом, исследовательская деятельность это одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника:

* Анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; доказательство.

* Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.

* Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

* Умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых и среди сверстников

Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.


Предлагаю Вашему вниманию свой опыт:

Исследовательская работа на уроках в начальной школе

Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что учеба это не просто выполнение требований учителя, а овладение знаниями, умениями и навыками, используя так же свои способности и возможности.

Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления трудностей, которое доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое самостоятельно доведенное до логического завершения это ли не победа? Соответственно и знания полученные таким образом запомнятся намного лучше.

Предлагаю в качестве примера два фрагмента уроков.

Мир вокруг нас

автор учебника А. А. Плешаков

Тема: Классификация животных.

Цель: Сформировать у детей знания о классификации животных.

Учитель на доске делает заготовку для таблицы. Таблица заполняется на уроке вместе с детьми. Учитель играет роль координатора. Все умозаключения делают дети. На уроке использую картины, фотографии, загадки. Дети называют разных животных, мы говорим о том, где они живут, чем питаются и др. У нас получается предварительная таблица, где вместо слов можно поместить фотографии животных:

медведь

воробей

стрекоза

уж

лягушка

щука

лиса

ласточка

муха

кобра

жаба

лещ

корова

голубь

пчела

удав




окунь

белка

курица

жук




























Затем делаем вывод, что на земле 6 групп животных.

Классификация животных.

Название

Звери

Птицы

Насекомые

Пресмы

кающие

Земновод

ные

Рыбы

Где живет?



















Чем покрыто тело?



















Чем питается?




















Как размножается?



















Как передвигается?



















Сколько имеет конечностей?



















На этом же уроке у ребят возникает вопрос. А кит, пингвин к какой группе относятся? На этот вопрос нам ответила Александра Епишина в своей исследовательской работе «Эти интересные животные».

Чтение в 3 классе

Тема: Загадки.

Цель: Развивать творческую инициативу детей, фантазию, воображение, мышление.

Задачи: 1)Исследовать принцип построения загадки.

2)Научиться самим, составлять загадки.

3)Провести конкурс загадок.

1.Рассмотрим две загадки:

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а разговаривает (книга)

Висит груша,

нельзя скушать (лампочка)

Итог: первая загадка построена по принципу противопоставления, а вторая по принципу сравнения.

2.Вывод: загадки можно сочинять по следующей схеме:

…….., как ……..

………, как …….

Или

………, а не …..

………, а не …….

И еще одна находка. Придумываем загадку всегда с отгадки. Например: мышка.

В три столбика записываем слова.

Какая? Что делает? На кого она похожа?

Серая бегает белку, волка

Быстрая грызет крысу

Вот что у нас получилось.

Серая, как волк.

Быстрая, как белка.

Все грызет, как крыса. Или Серая, а не волк.

Быстрая, а не белка.

Все грызет, а не крыса.

3.Конкурс загадок.

Саша Епишина:

Летает, а не пчела,

Большеглазая, а не лягушка,

Ловит мошек, а не птица,

Стрекочет, а не сверчок (Стрекоза).

Кристина Крохалева:

Белый, как сахар,

Холодный, как лед,

Бывает липкий, как пластилин (Снег).

Дима Тиунов:

Людей перевозит, а не автобус,

Летает, а не птица.( Самолет).

Участие в исследовательской конференции

Вот уже пять лет мои ученики участвуют в районной исследовательской конференции. Темы берем разные: «Эти интересные животные», «История загадок», «Какие бывают сказки?», « Кто такие Октябрята?», «История Пионерского движения», «Луна», «Русская матрешка» и другие.

Самое главное в этой работе для меня, чтобы ученику было интересно изучать данную тему, чтобы впоследствии он мог поделиться своими знаниями с одноклассниками. Прежде чем выступать на районной конференции, ребята всегда делают сообщения в классе, отвечают на вопросы одноклассников.

Работу ведем по следующему плану:

1.Беседа с детьми. Рассказываем детям, о том, какую работу необходимо провести, чтобы стать участником данной конференции. Как правильно выбрать тему?

2.Проводим родительское собрание. Знакомим родителей с данным видом работы. Говорим о необходимости помочь ребенку, если возникнет такая необходимость. Делаем акцент, что такой вид работы не только повышает самооценку ученика, но и углубляет знания, развивает познавательный интерес. Каждый родитель получает памятку. Конечно, помогают единицы, но и это уже какой - то результат. В конце года с лучшими работами ученики могут выступить на родительском собрании и обязательно отметить родителей, которые помогают своему ребенку.

3.Этапы создания исследовательской работы.

1) предварительный этап

-Постановка проблемы

- Составление плана работы

- Выбор методов

- Изучение литературы

2)Собственно исследовательский

- Сбор и обработка данных

- Проведение анкетирования,

3)Заключительная часть

- Анализ результатов

- Формулировка выводов

- Поиск дальнейшего развития работы

Как правильно выбрать тему?

Под темой принято понимать то главное, о чем в ней говориться. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы ее глубоко проработать.

Области исследования:

  • русский язык

  • история, краеведение

  • технология (труд)

  • естествознание

  • искусство

Требования к работе:

Работа не более 9 печатных листов.

Вводная часть – 1лист. В этой части необходимо ответить на вопрос: Почему я выбрал эту тему?

Основная часть – 7 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал.

Заключение – 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой.

Титульный лист и лист со списком литераторы обязательны, но в счет не входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.)

Во время выступления желательно использовать презентацию. Выступление длится 5 – 10 минут. Затем ученик, выступающий с исследовательской работой отвечает на вопросы жюри.

В заключении хочу еще раз остановиться на мотивации исследовательской деятельности. И так, что же мы имеем, используя такой метод работы?

А это следующее:

1)Повышается интерес к предмету

2)Появляется желание углубить свои знания

3)Расширяется кругозор

4) Появляется удовлетворенность от работы

5) Появляется возможность получить награду на конкурсе

6) Повышается самооценка ученика

7)Возможен совместный труд учителя, ученика, родителя

Лично мне такой вид работы очень нравится. В этом году у меня 1 класс и я думаю, что несколько работ мы с детьми и родителями обязательно сделаем.

В папку вложены примеры работ моих учеников.

Список литературы

1.Н.П. Алешаева, Н.В. Тупарева «Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения» журнал «Начальная школа» №11 2004г.

2.Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

3. Т.В. Голубева « Исследовательская работа детей на уроках русского языка» журнал «Начальная школа плюс минус» №6 2002г.

4.А.И. Савенков «Я – исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.

5.А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.





Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией