Поиск в базе сайта:
Задачи на образование и разложение растворов icon

Задачи на образование и разложение растворов




Скачать 44.12 Kb.
НазваниеЗадачи на образование и разложение растворов
Дата конвертации23.12.2013
Вес44.12 Kb.
КатегорияЗадача

Задачи на образование и разложение растворов.


Задачи типа 2.1 (образование и разложение растворов без протекания химической реакции) представлены в заданиях ЕГЭ задачами В9. Как правило, это не слишком сложные задачи, решаемые прямым путем, без составления алгебраических уравнений. Но в отдельных случаях встречаются более сложные задачи.

Задача 1. Масса раствора уксусной кислоты с массовой долей 40%, которую необходимо добавить к 500 г воды для получения раствора с массовой долей 15% равна __________г. (Запишите число с точностью до целых.) (В9, ЕГЭ-2009)


Дано:

w1(к) = 40% = 0,4

m(H2O) = 500 г

w2(к) = 15% = 0,15




m(p1) = ?

Решение 1. Анализируя схему превращения фаз, видим, что данные задачи не связаны между собой, прямое решение задачи невозможно, задачу решаем алгебраическим методом, в качестве неизвестной величины выбираем массу раствора 1, для составления алгебраического уравнения используем закон сохранения массы по кислоте.

Пусть m(p1) = х г, тогда: m(p2) = m(p1) + m(H2O) = х+500 г;

Масса кислоты в растворах:

m1(к) = w1(к)*m(p1) = 0,4x г; m2(к) = w2(к)*m(p2) = 0,15(x+500) г;

Уравнение: 0,4x = 0,15(x+500); 0,4x = 0,15x+75; 0,25x = 75; x = 300.

Ответ: m(p1) = 300 г

Один из методов, позволяющий при решении задач типа ^ 2.1 избежать алгебраического уравнения, это использование правила квадрата (правило креста, смешения, Пирсона и др.). Как правило, его формулируют для задач на смешение двух растворов с заданной массовой долей растворенного вещества (рис. 2,а):



Правило квадрата: «Если по одной стороне квадрата записать массовые доли растворенного вещества в исходных, растворах, в центре квадрата – массовую долю растворенного вещества в полученном растворе, затем по диагоналям из большего вычесть меньшее, то числа a и b пропорциональны массам исходных растворов, а сумма этих чисел (a + b) пропорциональна массе полученного раствора».

Используем это правило для решения задачи 1:

Решение 2. Заполняем квадрат:




Составляем и решаем пропорцию:

m(p1)/ m(H2O) = 15/25

m(p1)/ 500 = 3/5

m(p1) = 300 г

Таким образом, мы применили правило квадрата к задаче на разбавление, считая, что вода – это раствор, где массовая доля растворенного вещества равна нулю. Аналогично можно применять правило креста к задачам на концентрирование (рис. 2,б) и к задачам на растворение кристаллогидрата (рис. 2, в). В последнем случае для использования правила квадрата нужно предварительно найти массовую долю безводной соли в кристаллогидрате (wк(c) = M(c) / M(кр-г)).



^ Разложение раствора обычно происходит при испарении части растворителя или при охлаждении горячего раствора. При этом из раствора может выпадать как безводная соль, так и кристаллогидрат. Поскольку процесс разложения раствора обратен процессу образования, методы решения этих задач аналогичны, в зависимости от содержания условия, они решаются или прямым методом или алгебраическим. Возможно применение и правила квадрата. Рассмотрим решение одной из задач этого типа, хотя к ЕГЭ она отношения не имеет

Задача 2. Определите массу насыщенного при 70оС раствора сульфата магния, если его охлаждение до 20оС сопровождается выделением кристаллогидрата MgSO4*6H2O массой 228 г. Растворимость сульфата магия при 70оС равна 58 г, а при 20оС - 38 г на 100 г воды.

Дано:

m(кр-г) = 228 г

K1 = 58г/100 г H2O

K2 = 38г/100 г H2O



m(p1) = ?

Особенностью этой задачи является то, что состав растворов охарактеризован не привычной массовой долей, а коэффициентом растворимости К. План решения задачи:

  1. Найдем массовые доли соли во всех трех фазах;

  2. Применим правило квадрата

Решение.

w = m(c) / m(p-pa) = m(c) / [m(c) + m(H2O)];

w1 = 58/(58+100) = 0,367 = 36,7%; w2 = 38/(38+100) = 0,275 = 27,5%;

wк(c) = Mr(c) / Mr(кр-г) = 120/228 = 0,526 = 52,6%

2. Заполняем квадрат:


52,6

27,5

9,2

15,9

36,7



Составляем и решаем пропорцию:

m(p1)/ m(кр-г) = (a+b)/a =(9,2+15,9) / 9,2

m(p1)/ 228 = 25,1 / 9,2 = 2,73

m(p1) = 228*2,73 = 622,4 г

Правило квадрата применимо ко многим задачам на смешение и не только к массовым долям. Но это уже выходит за рамки нашего мастер-класса.

Задание № 4.

1. Решите задачу 2 алгебраическим способом. Решение следующих задач сопроводите схемами превращения фаз, задачи 3 и 4 решите двумя способами.

Задача 3. В каком объеме 5%-ного раствора карбоната натрия (ρ=1,05 г/мл) надо растворить 25 г кристаллической соды (Na2CO3*10H2O) , чтобы получить 12%-ный раствор карбоната натрия.

Задача 4. Для очистки медного купороса, содержащего 2% примесей, методом перекристаллизации из 200 г его приготовили насыщенный при 100оС раствор. Затем этот раствор охладили до 10оС. Рассчитайте массу кристаллогидрата, который должен при этом выкристаллизоваться из раствора, если растворимость сульфата меди при 100оС равна 72 г, а при 10оС – 16 г на 100 г воды.

Задача 5. 120 г 25%-ного раствора сульфата магния поставили в эксикатор, где в отдельной чашке, в качестве осушителя, находилось 100 г 96%-ной серной кислоты. Спустя некоторое время в растворе выделились кристаллы MgSO4*7H2O, масса которых оказалась равной 24,6 г. Определите массовую долю серной кислоты к концу опыта, если растворимость сульфата магния при комнатной температуре составляет 35 г на 100 г воды.


Ответы (с указанием фамилии) оформлять в файле WORD, имя файла Familija-Z-4.

Возможен рукописный вариант, который сканируется или фотографируются и пакуются в архиве с таким же именем Familija-Z-4 (Familija- фамилия участника –англ.)

Файлы ответов загружаются в библиотеку творческой группы. Ответы считаются учебными работами, не выставляются на общее обозрение, после проверки удаляются из библиотеки. Общий анализ ответов дается на форуме. Контрольный срок выполнения задания №4 до 19-00 мск вр, 1.11.10 (понедельник)

Желаю успеха!


Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией