Поиск в базе сайта:
Развитие речи детей раннего возраста как средства познания окружающего icon

Развитие речи детей раннего возраста как средства познания окружающего




Скачать 311.51 Kb.
НазваниеРазвитие речи детей раннего возраста как средства познания окружающего
Дата конвертации12.12.2013
Вес311.51 Kb.
КатегорияТексты

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №30»


Развитие речи детей раннего возраста как средства познания окружающего


Сообщение из опыта работы


Старший воспитатель

Ю.Н.Тропина


2010г.

г.Сокол

«…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли.

Одно неотделимо от другого».

К. И. Чуковский

Наш детский сад работает по комплексной программе «Радуга» (научный руководитель Т.Н.Доронова). В основу программы положены идеи гуманизации педагогической деятельности, индивидуального общения с ребенком, вариативного использования технологий в решении программных задач. Цель программы – сохранение и укрепление здоровья детей и формирование привычки ЗОЖ, создание условий для своевременного и полноценного психического развития дошкольников, обеспечение возможности каждому ребенку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Каждый из разделов программы по аналогии с радугой обозначается определенным цветом. Разделы «Ребенок и окружающий мир» и «Обучение родному и иностранному языку» обозначаются …синим цветом. И это не случайно, т.к. с синим цветом ассоциируется все то, что необходимо как воздух, что позволяет детям приобщиться к языковой культуре и общечеловеческим ценностям. Формирование речевых умений и навыков рассматриваются авторами программы не как самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Такой подход соотносится с фундаментальными положениями Л.Выготского, С.Рубинштейна, согласно которым становление и развитие личности непосредственно связано с овладением ребенком речью. В программе выделяются следующие направления работы по развитию речи:

-звуковая культура речи,

-словарная работа,

-грамматический строй,

-связная речь и художественная литература.

Содержание задач имеет свою специфику, определяющуюся возрастными особенностями детей. В младших группах приоритетным направлением в развитии речи является обогащение, активизация словаря и формирование произносительной стороны речи.

Предоставляя малышу возможность активно исследовать окружающий мир, мы одновременно стимулируем его речевое развитие; обучая родной речи, способствуем развитию интеллекта.

Задачи познавательного развития детей раннего возраста:

-поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения,

-накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности,

-уделять особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.
Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий. Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего
- совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи выбрать для работы с детьми  раннего возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем возрастные особенности детей раннего возраста: 

им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; 

поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; 

детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;  преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Поэтому,  решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая  деятельность  должна быть:
во-первых,
событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых,
ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих,
процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Какие формы работы с детьми мы используем для развития познавательной активности и речи детей раннего возраста?

-специально организованные игры-занятия,

-дидактические игры,

-предметно-манипулятивная деятельность,

-наблюдения,

-прогулки,

-игры-экспериментирования,

-чтение и рассказывание детям,

-рассматривание картинок, иллюстраций,


-сюжетно-ролевые игры,

-проблемные ситуации (с использованием игрушек),

-игры-драматизации,

-создание «сокровищниц» и «чудесных мешочков»,

-ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.

Особенностью программы «Радуга» является то, авторами широко освещены вопросы такого направления в учебно-воспитательном процессе, как организация речевой среды в группе.


^ Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

1.Собственная речь воспитателя:

-постоянный разговор с ребенком, естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми,

-специально организованное речевое воздействие (рассказы): о детях, о трудных ситуациях, о жизни группы…

2.Тексты художественной литературы, воспризводимые воспитателем.


Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка. Рассмотрим подробнее компоненты, из которых состоит создание речевой среды.

Постоянный разговор с ребенком


С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч. О чем говорим с малышами? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.

При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое либо действие.

Необходимо помнить, что речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности мы стараемся предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение.

Приведем примеры различных ситуаций.

Пример: воспитатель вяжет для куклы шапочку. Несколько детей заинтересовались действиями воспитателя, подходят, спрашивают:

-Что ты делаешь?

-Я вяжу. Вяжу для нашей куклы шапочку. Вяжу на спицах из ниток. Спицы длинные, острые, потрогайте. Какого цвета нитки у меня в корзинке?

-Красные, синие, …(рассматривают, трогают нитки)

-Нитки мягкие, пушистые, шерстяные. Теплая, нарядная получится шапочка, кукле Кате будет тепло гулять. Из красных ниток какого цвета шапочка получится? Как вы думаете, понравится Кате такая шапочка? Что скажет нам Катя?

^ Дети вспоминают:

-Моя мама тоже вязала шапочку и рукавички.

-А моя бабушка вязала из ниток шарфик.

-Теплый шарфик связала бабушка? Какого цвета твой шарфик? И т.д.

^ Затем воспитатель на глазах у детей может сделать из ниток помпончики и поиграть с детьми.

Умывание

-Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.
Сборы на прогулку


– Сейчас мы пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

И т. д.

^ Во время укладывания детей на сон можно поговорить о чистом, красивом белье, как приятно положить головку на мягкую подушку со свежей наволочкой, какие замечательные сны приснятся, вспомнить названия предметов постельного белья, обязательно спеть колыбельную песенку.

Вопрос слушателям: О чем можно говорить детям во время приема пищи?

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

^ Речевая политика воспитателя.

К речи воспитателя предъявляются особые требования. (Какие?) Она должна быть правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной, выразительной, спокойной, доброжелательной. Воспитатель всегда внимательно и заинтересованно выслушивает ребенка, вовлекает детей в разговор на определенную тему, помогает ребенку вступить в контакт со сверстниками и взрослыми.

Наблюдения.

С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, незначительные, с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для малышей это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации.

Темы для наблюдений в природе подробно изложены в программе по всем временам года «Чем удивит и очарует осень, зима, весна, лето». В чем заключается участие взрослого в детских наблюдениях? Педагог ведет наблюдение вместе с детьми и комментирует все происходящее.


На прогулке:

* Навещаем любимую березку, обязательно здороваемся с ней, называем ласково, поглаживаем ствол:
  • Здравствуй, березонька-красавица! К тебе пришли наши ребятки: и Саша, и Ваня, и Сонечка, и Катюша…(называем всех детей по именам). Посмотрите, как березка машет нам веточками – это она здоровается с нами, приглашает в гости. Покажите, как березка здоровается. Весна пришла, наша березка одевается в листочки. Какие листочки у березки? (маленькие, зеленые, душистые) А еще березка нарядилась в сережки. Как красиво они свисают с веточек!


*Посмотрите, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевайте капюшоны. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажите, как много листиков.И т. д.


Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи малышей положительно влияет на пополнение словарного запаса, начинает бурно увеличиваться активный словарь, и прежде всего за счет употребления слов, сопровождающих те моменты его жизни, когда он активно действует. Словарь малыша пополняется за счет существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов, часто употребляемых окружающими его людьми (далеко, близко, высоко, низко, больно, скользко, сыро, грязно; горячий, холодный, тяжелый, пушистый, острый, большой, маленький, добрый, красивый и т.д.).


^ Огромное значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования .

Для своих опытов ребенок выбирает объекты, принадлежащие к разным сферам:
  • рукотворной, т.е. созданной руками человека,

  • миру живой природы (растения, звери, насекомые, рыбы и т.д.)

  • миру неживой природы (камешки, песок, вода, земля, снег и т.д.)

Например, с водой можно организовать множество игр. Варианты:

Знакомство со свойствами воды:

-Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.

-Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Как из горячей воды сделать теплую?

-Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.

-Вода не пахнет, у нее нет запаха, дать понюхать.

-Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.

-Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку…).

Вопрос слушателям: В какие еще игры можно поиграть с водой? С бумагой?

Все эти игры решают несколько задач, в том числе - расширение и обогащение словаря.

(Д.В. №2-2009г., стр.22: Е.Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»)


^ Предметно-манипулятивная игра как форма познавательной деятельности.

Предметно-манипулятивная игра является одной из основных форм игровой деятельности ребенка 2-3 лет. Она обеспечивает полноценное развитие его мышления и формирование мелкой моторики рук (что способствует развитию речи). Такого рода игра не имеет конкретной цели и, в отличие от сюжетной, не является попыткой воспроизведения или имитации чего-либо – для ребенка ценны и интересны производимые им действия и результат сами по себе. Первое знакомство малыша с изобразительными материалами тоже носит характер предметных манипуляций и может не иметь собственно изобразительных целей. Тем не менее значение этого этапа освоения мира трудно переоценить с точки зрения развития малыша.


В распоряжении детей постоянно должны быть следующие игрушки:

-игрушки-каталки (на палочке и с веревочкой), игрушки, заводящиеся ключом;

-пирамидки на конусной основе из 4-5 колец;

-матрешки 3-4 местные;

-формочки-вкладыши;

-конструкторы «Лего» и др.;

-сборно-разборные игрушки;

-мозаика крупная и мелкая;

-озвученные игрушки (свистки, бубны, барабаны, погремушки и др., неваляшки);

-куклы двух размеров (с комплектом одежды, мебели, посуды);

-крупные мягкие игрушки (2-3 на группу);

-автомобили большие и маленькие;

-мячи большие и маленькие, кегли

-разрезные картинки (2 части);

-парные картинки;

-лото «Малышам»;

-формочки, совки, ведерки для игр с песком;

-бусы крупные для нанизывания.


(Просмотр фрагмента игры «Лото»)

Игры с дидактическими игрушками для малышей 2 - 3 лет направлены в основном на развитие активной ориентировки, умения более осмысленно действовать в умственном плане, в воображаемой ситуации; самостоятельно переносить знакомые приемы и средства решения поставленной перед ними задачи в новую ситуацию. Они не задумываются над техникой их выполнения. Главные задачи обучения детей третьего года связаны уже не со способами практического выполнения заданий, а с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору.

^ Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами (пирамидки, кубики, плоскостные геометрические фигуры, вкладыши и т.д.)

Д.В.№4-2009 Е.Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие мышление», стр.22.

Задачи

  1. Различать форму, цвет, величину предметов, а также их количественное соотношение, положение в пространстве.

  2. Расширить ознакомление с предметами (игрушками), окрашенными в основные цвета и цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветное зрение ребенка.

  3. Составлять пирамидки разных цветов из 3-х последовательно уменьшающихся деталей: шаров, кубов, усеченных конусов и пр. Подбирать однородные и неоднородные предметы, ориентируясь на их цвет.

  4. Закреплять практику подбора частей игрушки по принципу их увеличения или уменьшения в системе «маленький-побольше-большой» или наоборот.

  5. Собирать пирамидки, башенки по принципу простого чередования двух деталей (по цвету, форме или величине).

  6. Формировать умение соотносить предметы трех величин и разных форм - плоскостные (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и объемные (шар, куб, конус и пр.) геометрические фигуры.

  7. Составлять различные по форме и цвету башенки из 2-3 геометрических форм-вкладышей.

Пример:

Пирамидка. Приготовьте пирамидку с 4–5 кольцами убывающей величины.

Покажите ребенку пирамидку и предложите провести по ней ручками сверху вниз. Обратите внимание на то, как раздвигаются руки по мере приближения их к основанию игрушки. «Это потому, – объясняете вы, – что колечки наверху совсем маленькие, потом находятся колечки побольше, а внизу – самые большие».

Покажите, как можно играть с пирамидкой: снимите вершинку, поставьте ее на стол справа от пирамидки; снимите верхнее, самое маленькое, колечко и положите его рядом с вершинкой; снимите следующее колечко, чуть большего размера, и положите в одну линию с остальными деталями пирамидки. Комментируйте свои действия: «Это колечко маленькое. Это колечко побольше. Это – еще больше. А это – самое большое».

Когда все кольца будут сняты и положены в ряд, привлеките внимание малыша к лежащим на столе колечкам, говоря: «Смотри, какой поезд получился. Колечко за колечком, колечко за колечком… Где самое маленькое, а где самое большое?»

Покажите ребенку, как нужно собирать пирамидку – надевать колечки на палочку, начиная с самого большого. Каждый раз называйте величину взятого в руку колечка: «Сначала надену на палочку самое большое кольцо, потом поменьше, еще поменьше, теперь надену самое маленькое колечко, а теперь – колпачок. Вот какая красивая пирамидка получилась!»

Дайте пирамидку ребенку и предложите ему поиграть с ней. Сначала помогайте малышу выкладывать колечки пирамидки в одну линию, а затем следите, чтобы ребенок брал их по порядку с учетом величины. Все действия комментируйте.

Когда ребенок научится правильно (с учетом величины колец) собирать пирамидку, можно несколько видоизменить игру. Перед тем как собирать пирамидку, перемешайте колечки. Если ребенок нанизал кольца без учета их величины, то предложите рассмотреть пирамидку и пощупать ее, проведя ручками сверху вниз. В этом случае ребенок сам убедится в том, что собрал игрушку неправильно.

Игра закрепляет понятие о величине предметов; развивает умение ориентироваться в 3–5 различных величинах; понимать и употреблять слова «большой», «маленький», «побольше», «поменьше», «самый большой», «самый маленький».

Матрешки (набор из 3–5 матрешек.)

Сначала покажите ребенку большую матрешку, обращая внимание на то, какая она нарядная. Затем приподнимите игрушку и скажите: «Тяжелая матрешка!» Дайте матрешку в руки ребенку, чтобы он сам мог убедиться в этом.

Предположите: «Может быть, в матрешке что-нибудь спрятано?» и потрясите игрушку (раздастся звук). Обращаясь к матрешке, скажите: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» После этого откройте большую матрешку и достаньте из нее другую – поменьше, а большую матрешку вновь соберите и поставьте рядом с меньшей. Попросите малыша показать, где большая матрешка, а где – маленькая.

Возьмите в руки большую матрешку и сообщите ребенку, что теперь она стала легкой. Дайте малышу подержать большую матрешку, чтобы он убедился в этом сам.

После слов: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» предложите ребенку открыть игрушку поменьше и посмотреть внутрь. Находящуюся внутри нее самую маленькую матрешечку выньте, а среднюю соберите.

Теперь поставьте все три матрешки в ряд по росту и уточните, как называется каждая из них: «большая», «поменьше» и «самая маленькая».

После этого со всех матрешек вновь снимите верхние части и каждую поставьте возле своего основания. Попросите ребенка снова собрать все игрушки, надев верхнюю часть игрушки на основание.

Внутрь маленькой разъемной матрешки можно положить небольшой гостинец для ребенка (например, конфетку, ягодку, изюминку).

В последнем варианте игры поставьте верхние части разобранных игрушек не у их оснований, а вперемешку. Затем попросите ребенка собрать матрешек, подобрав каждому основанию верхнюю часть нужной величины.

Игра развивает умение ориентироваться в трех-пяти различных величинах; закрепляет в словаре ребенка слова «большой», «маленький», «побольше», «поменьше», «самый большой», «самый маленький»; знакомит с понятиями «тяжелый» и «легкий».

Вопрос слушателям: приведите примеры использования мозаики. Как можно поиграть с мозаикой? Предложите варианты игр с матрешкой, вкладышами, пирамидкой.

Проблемные ситуации с использованием игрушек. При их решении решаются задачи:

-Развитие познавательных интересов детей, обогащение знаний детей о свойствах, качествах и функциональном назначении предметов.

- развитие умения устанавливать целостные связи среди предметов и объектов в окружающем мире.

-расширение и обогащение словаря, активизация навыков общения,

-формирование бережного отношения к рукотворному миру.

-формирование у малыша представлений о себе (добрый, внимательный, аккуратный, заботливый, многое умеет делать и т.д.).

В течение дня периодически появляется возможность специально создавать подобные ситуации.




Во время знакомства с новыми игрушками и предметами:

  • В группу пришла новая кукла. Где ей жить?

  • Приехала новая машина. Что она будет перевозить?

  • Принесли пластилин. Что это такое и для чего он нужен? И т.д.

При подготовке к детским праздникам:

- Кукла не хочет быть на празднике лохматой. Что делать?

  • Мишки и зайчики просят их нарядить. Как?

  • В гости пришла елочка. Что с ней делать?

При смене времен года:

  • Кукла хочет пойти с детьми на прогулку, но там ей будет холодно (жарко). Что делать?

  • Мячик не хочет прыгать по лужам. Где ему переждать непогоду?

  • Санки не знают, для чего они нужны. А кто знает? И т.д.

Особенности занятий с детьми раннего возраста



Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. Без хорошо развитых внимания и памяти невозможна подражательная деятельность, а именно она лежит в основе обучения речи.

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.


^ Итак, в работе с детьми раннего возраста мы учитываем следующие моменты:

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания


Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения


Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Экспериментально доказано, что в игре ребенок в полтора-два раза превосходит свои показатели зрения, слуха, физические возможности. Эмоциональность - фундамент умственного развития. Эмоции - то звено, за которое вытаскивается вся цепь психического развития. Даже при задержке речевого развития, многокрасочность и разнообразие эмоций является залогом умственной полноценности ребенка. Хочется напомнить простой механизм: интерес к чему-либо проявляется через удивление, а удивиться может человек богатый эмоционально!

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение


Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр. Одно и то же занятие в течение года целесообразно планировать 4-6 раз (через 1-3 дня после исходного занятия, через неделю, через месяц, через несколько месяцев, в конце года). В результате у педагогов есть возможность проанализировать, как нарастает активность детей, как включаются в разговор ранее молчавшие дети, повторяют ли они за воспитателем и другими детьми слова, фразы, как проявляют себя хорошо говорящие дети, что нового появляется в их речи и суждениях.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Содержание материала должно соответствовать детскому опыту


Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.

Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора.

Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала


Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу. Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия


Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

Необходима четкая структура занятия


Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.

Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры – «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в „Курочку и цыплят“ и т. п. Варианты окончания игры – „Курочка с цыплятами пошли домой“ (курочка и цыплята уходят), „Курочка и цыплята прощаются – до свидания!“ и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

Необходима смена видов деятельности


Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

Гибкость


Занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

Перенос знаний


Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

Малышам необходима положительная оценка их деятельности


В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!».

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

Особенности речевого сопровождения занятия


Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.

К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.

Необходимо помнить, что задачи развития речи мы решаем на всех видах занятий: физкультурных, музыкальных, изобразительной деятельности, конструировании, поэтому данные рекомендации применимы к организации любых занятий с малышами.


^ На занятиях по развитию речи дети:

  • познают разнообразный и удивительный мир, населенный предметами и явлениями, существующими отдельно друг от друга и в то же время взаимосвязанными, обладающими определенными качествами и свойствами,

  • знакомятся с произведениями художественной литературы,

  • слушают разные истории о событиях из жизни группы или кого-то из малышей, о приключениях игрушек и животных, литературных героев.

  • учатся рассматривать сюжетные картины,

  • участвуют в дидактических, хороводных, подвижных играх с текстами (с их помощью, в частности, решаются задачи воспитания звуковой культуры речи).


Игры

Ребенок 2–3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.

Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. Добиться доверия ребенка в этом случае педагогу помогают игры для самых маленьких – эмоциональные игры. Их цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым.

Например:
Хлопаем в ладоши!

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

^ Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

  • Давай похлопаем в ладоши вместе.



Лови мячик!

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

– ^ Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

– ^ Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.


Шарик

Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

– ^ Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

– ^ В какой руке шарик – угадай! Правильно угадал – вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

И многие другие («Ладушки», «По ровненькой дорожке», «Сорока-белобока» и т.д.)

Игры на развитие общего подражания


Подражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием – ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить, постепенно они становятся частью его собственной личности. Таков в упрощенном виде механизм подражания.

Котята

^ Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами:

– ^ Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.

 
Мяу-мяу, умываюсь,
 

(движения умывания)

 
Всем на свете улыбаюсь!
 

(улыбнитесь)
Мишка косолапый

^ Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям игру в мишку.

– Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

 
^ Мишка косолапый по лесу идет

(ходьба вперевалку)

 
Шишки собирает, песенку поет.
 

(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

 
^ Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
 

(легонько ударяем ладошкой по лбу)

 
Мишка рассердился и ногою – топ!
 

(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

(качаемся медленнее, затем останавливаемся)

^ Мы ногами топ-топ-топ!

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите малышам новую игру.

 
Мы ногами топ-топ-топ!
 

(топаем, высоко поднимая ноги)

 
^ А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп!
 

(хлопаем в ладоши)

 
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
 

(руки на пояс, кружимся).

Этой же цели – развитию подражания действиям взрослого, понимание речи - служат разнообразные пальчиковые игры с текстом, подвижные игры, музыкально-ритмические движения.

^ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВСЕХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ

 Чем лучше сформированы движения у ребенка младшего возраста, тем лучше развивается и его речь. Взаимосвязь этих процессов подтверждается многочисленными научными исследованиями. Поэтому развитие речи малыша невозможно без совершенствования всех видов движений: общих (бег, прыжки, ползание, игры с мячом и другими предметами), мелких (совершенствование подвижности пальцев рук) и артикуляционных (движения нижней челюсти, губ, щек, языка).
   В процессе движения малыш не только развивается физически, он гораздо лучше усваивает информацию об окружающем мире. Принимая участие в подвижных и пальчиковых играх, выполняя самые разнообразные двигательные упражнения, ребенок становится умелым и ловким, движения его приобретают точность и скоординированность. А одновременно с этим у маленького человека совершенствуются психические качества: внимание, память, мышление и речь.

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев


Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий и игрушек – пальчиковые игры, специальные игрушки (например, куколки, одежда которых застегивается на пуговицы, кнопки, молнии, бусы, шнуровки), пластичные материалы.

Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, в особенности это относится к городским детям. Еще лет 20 назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас многие операции выполняют за человека машины – кухонные комбайны, стиральные машины, пылесосы и др. В современной жизни домашняя еда вытесняется готовыми полуфабрикатами, в наше время не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием…

Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Наши педагоги целенаправленно развивают мелкую моторику с помощью специальных и пальчиковых игр (просмотр видеофрагмента).

^ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

На третьем году жизни нормально развивающийся ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: М, МЬ; Н, НЬ; П, ПЬ; Б, БЬ; Ф, ФЬ; В, ВЬ; Т, ТЬ; Д, ДЬ; К, КЬ; Г, ГЬ; Х, ХЬ; Й; СЬ; ЛЬ. При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими. Однако необходимо внимательно следить за тем, какие именно звуки не получаются. Для их отработки будут необходимы артикуляционные упражнения, специальные игры

Игры и упражнения на развитие дыхания

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия (неречевого и речевого слуха)

Игры и упражнения для развития голоса

Игры для развития артикуляции


Специальные занятия по звуковой культуре речи авторы программы «Радуга» проводить не рекомендуют, т.к. произношение многих звуков на третьем году жизни не закреплено и не автоматизировано. Малыш с удовольствием начинает повторять новое слово и новый звук, искажая при этом другие, уже усвоенные звуки. В этом возрасте не надо исправлять речь детей и предлагать повторить слово или звук правильно. Такие требования могут испугать или смутить малыша. Что делать?

Работать над собственной дикцией и контролировать ее, разговаривая с ребенком. Следить за темпом и выразительностью речи, четко артикулировать (малыши следят за нашими губами) произнесенные слова. Играть в игры на самые разные звукоподражания и слова с определенным звуков.


^ Ежедневное рассказывание детям дает возможность узнать что-то новое,

развивает способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного сопровождения.

Можно:

-рассказывать детям об одном и том же событии, используя авторские тексты (Л.Славиной, В.Гербовой, К.Ушинского и др.), повторяя их по 2-3 раза, с усложнением авторского текста;

-по 2-3 раза читать авторский текст, например, рассказы Я.Тайца, не отходя от авторского изложения,

-использовать серию рассказов с одним и тем же главным персонажем, рассказывая детям ежедневно по одному новому рассказу («Приключения зеленой елочки» В.Гербовой).

^ Рассказывание детям о них самих. Для каждого человека, и ребенка в т.ч., очень важно, что он о себе знает, и что он о себе думает, как он к себе относится. Это знание и отношение во многом зависит от окружающих. Рассказывая ребенку, что он немного лучше, чем есть на самом деле, мы создаем для малыша образец, которому он захочет следовать. Психологически для ребенка очень важно, что образцом для него является он сам, а не Саша или Катя… Такой подход придает ребенку уверенность в своих силах и служит дополнительным стимулом для усвоения нового.Темы рассказов:

- о выполнении бытовых действий (моет руки, раздевается, ест и т.п.),

- о том, как ребенок играет, рисует, строит…

- как к нему относятся сверстники, как он к ним относится (дружно играет, не ссорится, делится игрушкой и т.д.)

Рассказываем обо всех детях. Каждый ребенок хочет услышать историю про себя, и лучше воспринимает именно этот рассказ.

^ Игры-инсценировки (с использованием игрушек).

С их помощью создаются модели положительного и негативного поведения. Помогая игрушкам своими советами, малыши кое-что начинают соотносить со своим поведением.


^ Рассматривание сюжетных картин.

Картина – ценный материал для развития речи и познания окружающего. Рассматривая картину, ребенок учится понимать сюжет, слушать пояснения педагога, высказывать свои впечатления и суждения.

Методика:

-дать детям возможность рассмотреть картину и назвать изображенных персонажей, окружающие их предметы,

-кратко рассказать о содержании картины,

-беседа по содержанию картины,

-заключительный рассказ педагога (подробный).


^ Приобщение к книге.

Дети каждый день слушают народные песенки, потешки, небольшие авторские стихотворения, народные и авторские сказки.

Очень важно рассматривать с детьми книги, вызвать у малышей интерес к книжной иллюстрации и желание рассматривать ее вместе со взрослым или самостоятельно.

Народные потешки, песенки, небольшие стихи читаем наизусть (это дает возможность использовать их в различных бытовых ситуациях, когда художественное слово оказывается к месту).

При знакомстве с новым произведением воспитатель сначала неоднократно его читает, после этого (в последующие дни) ребенок пытается повторить, проговорить отдельные слова, берт на себя роль «соисполнителя».

Народные сказки детям тоже лучше рассказывать. Знакомые сказки можно показывать с помощью фигурок настольного театра или би-ба-бо, привлекая к участию детей.

Малыши с удовольствием рассматривают картинки в книгах. В книжном уголке помещаются книги не только с программными произведениями, но и другие – о животных, про машины и т.п. Малышей привлекают альбомы фотографий типа «Птицы», «Рыбы», Транспорт» и т.д. Так интересы малышей выводятся за пределы ближайшего окружения.


Подводя итог, можно сказать, что материал для развития речи ребенка дает, прежде всего, знакомство с окружающим миром, причем в разных формах.


То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет информация о мире, который окружает ребенка, во многом зависит от воспитателей и родителей.

(Вопрос слушателям)

Основные темы:

сезонные изменения в природе: признаки времен года, погода, наблюдение за объектами живой и неживой природы;

овощи, фрукты, деревья,

животные домашние и дикие;

птицы домашние и дикие;

дом, квартира, комната;

одежда и обувь;

мебель;

посуда;

транспорт;

первоначальные сведения о себе и своей семье, и др.

Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире, который можно постоянно надстраивать – расширять и дополнять. Насколько обширны и разнообразны познания ребенка, во многом зависит от воспитания и семьи: беседуют ли родители с ребенком; учат ли наблюдать за миром вокруг; организуют ли поездки и путешествия; походы в театр, кино, цирк; какие книги покупают ребенку, какие телепередачи разрешают смотреть. Деятельность по развитию речи и знакомству ребенка с окружающим миром тесно переплетаются между собой. Советуем объединить усилия воспитателей, родителей и специалистов, и желаем успехов!

Литература:

Радуга: программа и руководство для воспитателей 1 младшей группы. М.,1993г.

Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. М.,2004г.

Радуга. В.В.Гербова.Учусь говорить. М.2001г.

О.А.Шорохова. Речевое развитие ребенка. Анализ программ дошкольного образования. М.2009г.

Д.В. №2-2009г., стр.22: Е.Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»

Д.В.№4-2009 Е.Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие мышление», стр.22.

О.А. Новиковская. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи.

Е. Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет.


Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией