Поиск в базе сайта:
По самообразованию: «Духовно нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся». (2,3,4 слайды) icon

По самообразованию: «Духовно нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся». (2,3,4 слайды)




Скачать 159.96 Kb.
НазваниеПо самообразованию: «Духовно нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся». (2,3,4 слайды)
Дата конвертации01.12.2013
Вес159.96 Kb.
КатегорияТексты

Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся».


Моя тема по самообразованию: «Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся». (2,3,4 слайды)


Сегодня я поделюсь с вами, уважаемые коллеги, своим опытом работы по данной теме. В 2007-2008 уч. году, обобщая свой опыт по данной теме, я проводила открытые уроки, на которых многие из вас присутствовали: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них», «А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель», «Сатира Маяковского», «С днем рождения, Акакий Акакиевич!» (по повести Н.В.Гоголя «Шинель». С Двойниной Натальей Владимировной мы провели воскресное мероприятие, посвященное году русского языка «Сам язык наш есть…тайна!». И уроки, и мероприятие прежде всего способствовали формированию духовно-нравственного мировоззрения учащихся, приобщению к духовной культуре человечества.


Наш сегодняшний мир – это не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаяния. На каждом шагу мы сталкиваемся с нравственным упадком общества. Люди чувствуют все большую отчужденность друг от друга, почти не ощущают ответственности за благополучие своей страны. И поэтому особую тревогу вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, разрушение семейного уклада жизни и многое другое нелёгким бременем легли на неокрепшие детские плечи. Врачи свидетельствуют, что сегодня возраст приобщения к курению снизился до 10-и лет. Набирает обороты наркомания, алкоголизм. Всё больше преступлений совершают именно несовершеннолетние, причём тяжких преступлений. Итог – Воспитательная колония. Наши воспитанницы приходят к нам с негативным жизненным опытом, надломленными, опустошенными, озлобленными. Многие, если не большинство, обделены родительским теплом, вниманием, обыкновенным человеческим участием. Мы обязаны помочь девушкам увидеть в себе то хорошее, что есть в них, помочь вернуться к жизни на свободе добрыми людьми. И здесь нам приходится в буквальном смысле ломать и заново строить человека. Задумаемся над вопросом, что же ждёт нас? Что ещё сохраняет и может сохранить Россию? Конечно, возвращение умом и сердцем к духовным и нравственным основам жизни. Вопросам нравственного воспитания и духовного становлении личности в нашей колонии уделяется очень много внимания. Это, конечно же, объясняется спецификой нашей работы. Ведь в условиях изоляции от общества зачастую происходит переосмысление основополагающих вопросов бытия: о жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти, грехе и раскаянии. Именно поэтому проблема выбора мировоззренческих основ и религиозных базисных представлений для воспитанниц имеет не надуманный, а жизненно важный характер. Я уверена, что приобщение к религии, ее духовной культуре самым благоприятным образом влияет на морально-психологический климат в колонии, на очерствевшие души осужденных, помогает покаяться, переосмыслить всю свою жизнь. Религия помогает оступившемуся человеку расширить нравственный коридор, направить свои устремления к добру, избежать духовной смерти.

Хотелось бы также остановиться на формировании проблем нравственного воспитания и духовного становления личности в учебной деятельности. Я считаю, что именно мы, учителя, должны подготовить их формирование у наших учащихся. Как учитель-словесник, уверена, что в решении этой проблемы большая роль отводится урокам литературы. Проблема нравственного воспитания никогда не снималась с повестки дня нашей работы. Но вот с духовным воспитанием современных школьников дело, на мой взгляд, обстоит хуже. Это, конечно же, в общем. Это проблема современной школы. У нас же, в ВК, она решается на более высоком уровне, но, как я уже говорила, этого требует специфика нашей работы.

Произведения, изучаемые в школе, различны по характеру, жанру и т. д. Но все они способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников. Как же я реализую это на практике. Благодатным материалом являются произведения УНТ. Так, нашей русской национальной гордостью являются былины. Я не буду подробно останавливаться на работе с ними, поделюсь лишь опытом духовного воспитания учащихся на их примере. Так, после знакомства с былиной об Илье Муромце, беседы с девчонками о впечатлении от прочитанного и после работы по картине Васнецова «Богатыри», начинаем работу над образом Ильи Муромца. И здесь рассказываю, что такой человек, как Илья Муромец, действительно жил более восьми веков назад. Его святые мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Обращаю внимание, что левая рука у него пробита копьём, а правая изображает крестное знамение. Это не случайно, так как левая рука свидетельствует о служении воина, а правая, пальцы которой сложены в троеперстие, - о молитвенном служении монаха. Илья Муромец, говорю я учащимся, стал монахом, уже увенчанный славой народа и победителя врагов. Сам он славы не искал. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но они были – и нетленные мощи Ильи доказательство тому. Дальше, продолжая работу над образом, говорю, что от рождения Илья был немощен, подчёркивая, что именно в эти годы воспитывались в нём великое терпение и смирение, великая кротость. А, получив силу, не возгордился ею, а пронёс через всю жизнь, как великий дар. Вы согласитесь со мной, что произведения древнерусской литературы, предлагаемые в курсе школьной программы, достаточно сложны как с точки зрения преподавания, так и понимания учащимися текста. Но я уверена, что изучать их необходимо, потому что они несут в себе заряд огромной духовно-нравственной силы. Именно знакомство с литературой Древней Руси приближает к постижению красоты истинно народной речи, глубины её философского смысла. Произведения Древней Руси несут особое воспитательное значение. Например, «Повесть временных лет» ценна для нас тем, что она открывает завесу времени и дает возможность окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека.

Перед учащимися 7-го класса стоит задача увидеть художественное время и художественное пространство в литературе, прошлое нашей Родины, какие художественные способы и средства находит автор, чтобы высветить многообразие душевных состояний героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое видение сложной проблемы и характера персонажей. Пафосом отрицания деспотизма, идеей уважения человека, его чести, достоинства является поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”. О героических подвигах запорожских казаков повесть Гоголя “Тарас Бульба”.

С 8-го класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирается на фундаментальный материал средних классов. Остановлюсь на некоторых произведениях, изучаемых в 8 классе: «Капитанская дочка» А.С.Пушкина и «Песня о Соколе» М.Горького, «Шинель» Н.В.Гоголя. Все они принадлежат к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться культурный читатель с его раздумьями о серьезных проблемах морали (вопросах чести, долга, любви, дружбе), рассуждениями о смысле жизни, о бескорыстии

в любви и дружбе, о благодарности за добро и желании принести добро другим людям, о рыцарстве, о чести и чувстве собственного достоинства.

Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, нашло свое отражение в творчестве М.Горького, В.Маяковского, А.Толстого, Н.Островского, А.Твардовского и во многих других произведениях писателей, изучающихся в 11-12 классах. Русская созерцательность, углубленность в познание Бога и самопознание, стоицизм нашли отражение в ХХ веке и развитие в творчестве Блока, русских символистов, А.Ахматовой и акмеистов, Л.Леонова и М. Булгакова, в поэзии Пастернака, О.Мандельштама, И.Бродского, в прозе Солженицына, В.Распутина и других произведениях литературы второй половины ХХ века. Произведения о войне несут большой нравственный заряд: «Сотников», «Живи и помни», « А зори здесь тихие…», «Судьба человека» и другие. Старшеклассники учатся работать с художественным словом, анализировать художественные детали, сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь. А в произведениях Распутина есть стремление по-новому осмыслить проблемы человека и общества, общества и государства, народа и власти.


Конечно же, главной духовной ценностью является родной язык, формирующий духовно-ориентированное мышление, способствующее духовной самореализации личности. Эта проблема стала центральной. Не для кого ни секрет, что наш язык сейчас находится в плачевном состоянии. Приезжая в крупные города с трудом ориентируешься в вывесках, афишах, объявлениях, рекламах и т. д. Всюду перешли на английский язык! Такое впечатление, что наш язык беден, а ведь к этим же иностранным словам так легко подобрать русские синонимы. Великий литературный критик Белинский считал, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». Уничтожаем все, что связано с прошлым: имена, названия улиц и площадей, прекрасные русские слова, выражающие любовь к родине, память о прошлом. Если же принять во внимание речь молодежи – жаргон, то становится совсем не по себе. Сегодня ни одна книга, ни одна речь не обходится без элементарных ошибок в правописании, пунктуации. Что говорить, если допускаются ошибки даже в документах. О нецензурщине говорить не буду. Что говорить, если практически в любом кинофильме, выступлении со сцены, да и в печати – что ни слово, то мат или красноречивый намёк на него. И поэтому всегда на своих уроках русского языка я обращаюсь к девушкам с призывом любить и уважать русский язык. Стараюсь научить их правильно владеть им, не засоряя его жаргонными словечками. Объясняю, что мы отличаемся от животных не только тем, что можем мыслить и разумно поступать, но и тем, что владеем словом. И всегда привожу в пример высказывание известного русского юриста и общественного деятеля Ф. Кони: «Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне, вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском».


То есть урок русского языка в духовном становлении личности не менее важен, чем урок литературы. Ведь без языка – как без души. Вы знаете, что по праву уроки русского языка считаются одними из самых сложных и поэтому не особо любимыми, но я стараюсь заинтересовать, увлечь учащихся, пытаюсь заставить поверить в себя, в свои силы. На уроках использую различные игры, кроссворды, которые полезны не только в учебных, но и в воспитательных целях. Использую дифференцированный подход в обучении. Например, урок русского языка на тему: «О скверном и святом…». На уроке я стараюсь показать учащимся, что представляет собой сквернословие, как оно вредит человеку. Учащимся интересно на уроке, к тому же девушки учатся дискутировать, аргументировать свою точку зрения. При этом воспитывается речевая культура учащихся, уважение к родным, собеседнику и к самому себе. Такие уроки очень важны для наших воспитанниц, речь которых изобилует нецензурными словами. Огромную роль в духовном становлении личности играют сочинения на морально-этические темы, так как заставляют учащихся задумываться о смысле жизни. Это темы «Что такое милосердие?», «Зачем мы пришли на эту землю?», «Я мечтаю…» и т. д. Каждый урок должен быть направлен на то, чтобы помочь девушкам разобраться в себе, оценить свои поступки, может быть даже спасти свою заблудшую душу.

На классных часах провожу беседы по вопросам нравственности и духовного развития. Интересно, содержательно проходят беседы: «Быть человеком на земле», «Всегда оставляй людям только хорошее», «В человеке все должно быть прекрасно», «Смысл жизни. В чем он?», «Что такое милосердие» и. т. д. Диспуты: «Правильно ли ты живешь?», «В чем ты видишь свое счастье?» и другие. Уверена, что хороших результатов можно достигнуть личным примером. Нужно помнить о том, что убедить может только факт, яркий пример, жизненный опыт. Поэтому для проведения занятий стараюсь подобрать примеры из повседневной жизни, посильные для подражания, которые заставляли бы девушек переживать, задумываться о нравственной и духовной красоте человека, пересматривать сложившиеся отношения к жизненным ценностям. Всегда помните совет Святого праведного Иоанна Кронштадского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, на сердце больше всего нужно обращать внимание, сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом, нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».


^ Технология мастерских «Все способны»


Уважаемые коллеги! Сегодня в мастер-классе я хочу вам представить технологию мастерских как средство литературного образования и духовно-нравственного воспитания школьников.

Мой опыт проведения мастерских сформировался на уроках литературы в условиях школы ВК. Становление опыта проходило в течение последних трех лет работы в 5-11 классах. (5 слайд)

Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, основанная на идеях Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, Л. С. Выготского и разработанная «Французской группой нового образования», отличается своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.

Хочу отметить, что технология мастерских, предоставляет учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы будущего, которые затронут их самих.

На мастерской я направляю внимание учащихся на задания: через задания, логическую структуру мастерской осуществляю руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Учащиеся сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.

Уважаемые коллеги! Обратите внимание на то, что на уроке-мастерской очень важны атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и учителя, содержательная работа с художественным текстом, обращение к личному опыту учащихся. Все это способствует развитию индивидуальности ученика, дает толчок самостоятельному творческому процессу. Так рождаются ученические исследования и вера в возможность открытия, надежда на успех. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

Неплохой результат в моем опыте использования мастерских достигается за счёт того, что, формируя личность учащейся на уроке, я концентрирую свои усилия на его индивидуальных особенностях и способностях, отыскиваю духовно-нравственные и творческие ресурсы для его развития. В условиях школы ВК мои учащиеся получают хорошее литературное образование и становятся личностями, способными к самосовершенствованию, саморазвитию.

Но, уважаемые коллеги, будем внимательны! Проблемой для учителя является то, что алгоритм уроков-мастерских пригоден не для любого содержания и не для любого класса. Конечно же, мастерская проходит с пользой для учащихся только тогда, если у них уже имеются необходимые учебные и интеллектуальные умения.

Работе в мастерской нужно учить! Поэтому для своих еще начинающих учащихся я провожу мастерские, на которых они учатся работать на этапе восприятия текста, отбирать материал для ответов на проблемные вопросы, делать наблюдения, выполнять сравнения, обобщения, ставить вопросы.

Перспективная задача – на специальных общеобразовательных мастерских формировать у моих учащихся общеинтеллектуальные умения, без которых немыслима серьезная мыслительная работа над художественным текстом.

Моя система учебных занятий в режиме технологии мастерских такова: уроки проводятся два-три раза в месяц. В основном они посвящены подведению итогов изучения произведения, темам, связанным с изучением теории литературы и художественным своеобразием литературных произведений.

Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап мастерской отражен в предъявлении индуктора – предмета, побудителя направленной деятельности, который помогает ученикам пробиться через опыт, через заслон своих знаний. Прозреть, увидеть проблему – вот задача мастера, придумывающего индуктор.

Уважаемые коллеги, сегодня я продемонстрирую вам основные приемы работы в мастерской. Они таковы: (6 слайд)

  1. предъявление индуктора – побудителя познавательной деятельности;

  2. организация поиска ответа на проблемный вопрос;

  3. афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы;

  4. рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.


Уважаемые коллеги! Предлагаю вам выступить в роли учащихся на учебном занятии-мастерской по стихотворению в прозе
И. С. Тургенева «Мы еще повоюем!»


Тема урока: «Перестроить человека!» С чего мы начнем урок? Естественно, со слова учителя об И. С. Тургеневе, его стихотворениях в прозе и выразительного чтения стихотворения «Мы еще повоюем!» (7 слайд)


(8 слайд)

И сразу же постановка проблемы – предъявление индуктора: прослушав текст, подумайте над вопросом: «Что дает автору вдохновение, волю к жизни?»


(9 слайд)


Мы ещё повоюем!

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!

Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге.

Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.

Я поднял голову… Передо мной, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила в даль дорога.

И через неё, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьёв, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель – и полно!

А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.

Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.

И пускай надо мной кружит мой ястреб…

– Мы ещё повоюем, черт возьми!

Ноябрь, 1879.



(10 слайд)

А теперь организуем поиск ответа на проблемный вопрос. Предлагаю вам самостоятельную работу с текстом: выделите, пожалуйста, детали, ключевые слова.


Работать будем в парах по трем заданиям на выбор: (11 слайд), а затем после чтения ответов для сравнения слайды 12,13,14.


  • Душевное состояние героя стихотворения.

-«полный раздумья»

-«тяжёлые предчувствия»

-«унылость овладевала мною»

-«поднял голову»

-«по большой дороге»

-«стесняли мою грудь»

-«уходила в даль дорога»



  • Описание семейки воробьев.

-«раззолоченная ярким летним солнцем»

-«прыгала гуськом»

-«бойко, забавно, самонадеянно»

-«так и надсаживал бочком, бочком»

-«дерзко чирикая»

-«словно черт ему не брат»

-«завоеватель – и полно!»

  • Новое настроение рассказчика.

-«поглядел, рассмеялся, встряхнулся»

-«грустные думы тотчас блестели «прочь»

-«отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я»

-«и пускай надо мной кружит мой ястреб…»

-«Мы ещё повоюем, горб возьми!»

Уважаемые коллеги! Как вы думаете, какие из творческих умений мы пытаемся сформировать у учащихся на данном этапе?

^ Давайте обсудим выполненные задания (читаем, дополняем, высказываем мнения).

Продолжаем поиски ответа на проблемный вопрос.

(15 слайд)

Прошу вас дать письменный ответ на один из вопросов:

  • Почему человек впадает в уныние? (болезни, неудачи в личной жизни, общественная нестабильность, конфликты, стрессы, отсутствие источника вдохновения)

  • Что помогло автору перестроить себя? (красота природы, оживлённость воробьёв, задор, дерзость одного из воробьёв, философское размышление о “своём ястребе”, то есть причине уныния)

  • Чему научили нас тургеневские воробьи? (умению видеть все вокруг, умению перестроить себя, отваги, удали, охоте к жизни, т.е. оптимизму, философскому отношению к жизни)



^ Теперь заслушаем ответы каждого, выделяя каждый раз что-то новое.

Уважаемые учителя-ученики! Наступает кульминация нашего творческого процесса. (16 слайд)

Прошу вас закончить предложение:
«С моей точки зрения, перестроить человека, дать ему волю к жизни может…».


Возможные ответы:

  • мир живой и даже неживой природы;

  • общение с другими людьми;

  • философские раздумья, искусство;

  • любовь во всех смыслах.


Как вы считаете, уважаемые слушатели, зачем я задавала эти философские вопросы? К каким размышлениям они приведут наших учащихся?

^ Поразмышляем над ответами, обсудим разные мнения.


(17слайд)


Приходим к выводу: «Мы еще повоюем!» Этим оптимизмом нас наполняет стихотворение И. С. Тургенева. Не унывать, «перестраивать» себя, искать вдохновение всюду! Жить! Это главная мысль произведения. И, конечно же, рефлексия. (на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, результатов своей работы)

Уважаемые коллеги! Сегодня я не буду предлагать вам создать собственную модель учебного занятия в режиме мастерских, а дам вам свою модель, чтобы вы посмотрели, как она выглядит. Перед вами другое стихотворение в прозе И. С. Тургенева – «Воробей».

(18 слайд)


(19 слайд)


Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой- и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно. И он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.


Апрель,1878
Возможная модель учебного занятия:

  1. Слово учителя

  2. Постановка проблемы: “Что сильнее: жизнь или смерть?”

  3. Выразительное чтение

  4. Самостоятельная работа с текстом в парах.

Задания (на выбор)

- цепь событий (сюжет)

- описание воробья

- чувства рассказчика

5) Обсуждение

6) Письменный ответ на вопрос (на выбор)

- Что заставило воробья вести себя именно так?

- Чем восхищается автор?

- За что мы можем отдать жизнь?

7) Заслушивание ответов

8) Кульминация. Продолжите предложение: “Сильнее страха смерти в жизни бывает…”

9) Размышление над ответами

10) Вывод: Сила жизни может вытеснить даже смерть

11) Рефлексия

А теперь, уважаемые слушатели мастер-класса, проведем обсуждение данной модели урока-мастерской:

  • Удалось ли вам сразу обозначить проблему стихотворения, которая будет побуждать учащихся к познавательной деятельности?

  • Хорошо ли организован поиск ответа на вопрос?

  • Какой способ рефлексии вы предложили учащимся?

  • Как вы считаете, насколько эффективно может быть использован предложенный вам алгоритм практической деятельности учащихся на уроке-мастерской?

Мастерские вы можете моделировать сами.

Уважаемые коллеги! Благодарю вас за общение, полезное для нас всех, и прошу оценить ваше внутреннее состояние. (20 слайд)


  • Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным?

  • В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение?

  • Каковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?




Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией