Поиск в базе сайта:
Программа элективного курса «Химический эксперимент» icon

Программа элективного курса «Химический эксперимент»




Скачать 56.58 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Химический эксперимент»
Дата конвертации16.11.2013
Вес56.58 Kb.
КатегорияПрограмма

Программа элективного курса «Химический эксперимент»


Пояснительная записка


Одной из основных направлений повышения уровня знаний по химии является умелая организация связи теории с практикой. Интерес к химии возникает в том случае, если учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки пользоваться химической посудой, разного рода приборами, реактивами, изобретать необходимые и усовершенствованные приспособления и установки для практического решения экспериментальных задач.

Элективный курс «Химический эксперимент» предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и способствует повышению их интереса к предмету, углублению имеющихся знаний и практических умений, а также даёт возможность самоопределиться в выборе профиля и будущей профессии, связанных с химией.

Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Содержание элективного курса позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии.

Данный курс углубляет и расширяет знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. При организации практических занятий учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания.

Кроме того, предлагаемые экспериментальные работы вырабатывают у учащихся умения ставить конкретные задачи и решать их с помощью конкретных методик.

Программа курса предусматривает и самостоятельную работу учащихся с учебной, справочной и научно - популярной литературой, что способствует развитию у них навыков самообразования и повышению эффективности естественнонаучного образования.

Курс рассчитан на 8,5 часов.


^ Цель курса: расширение представлений учащихся о химическом эксперименте.

Задачи курса:

  • развивать и укреплять интерес к предмету.

  • совершенствовать экспериментальные умения и навыки.

  • развивать мыслительные процессы, склонности, способности учащихся.

  • развивать умения самостоятельно получать знания.

  • обучить учащихся некоторым навыкам ведения исследовательской деятельности.

  • оказать помощь в выборе профиля дальнейшего образования.

Образовательные результаты

Учащиеся должны знать:

  • технику безопасности и правила работы с химическими веществами и оборудованием.

  • этапы проведения практической работы и оформления результатов исследования.

  • способы поиска информации в разных источниках


Учащиеся должны уметь:

  •  отбирать и использовать теоретические знания;

  • выполнять химические операции по инструкции;

  •  составлять план эксперимента по инструкции;

  • определять перечень реактивов и оборудования по инструкции;

  •  выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • составлять уравнения проведенных реакций;

  • выполнять эксперимент в заданное время;

  • осуществлять самоконтроль по инструкции;

  • сравнивать и анализировать полученные результаты;

  • правильно обращаться с известными реактивами и оборудованием;

  • соблюдать правила безопасности труда;

  • применять полученные знания на практике;


Методы преподавания и обучения

Формы проведения занятий: лекция, практическая работа, лабораторные опыты, зачёт.
^ Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.

^ Формы контроля и критерии оценк

Оценивание обучающихся будет производиться по 10-бальной шкале на основании их отчётов по проделанным работам (по 1 баллу за работу, 6 баллов максимально) и итоговой зачетной работы, включающей составление, решение и экспериментальное выполнение качественного задания на определение состава вещества, распознавание веществ или осуществление цепочки превращений (по 1 баллу за составление, решение, выполнение и отчёт, 4 балла максимально).


^ Содержание курса


Введение (1 ч)

Общие требования к занятиям. Планирование, подготовка и проведение химического эксперимента. Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ.


^ Тема 1. Качественные реакции (4 ч)


Понятие качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы. Определение качественного состава неорганических веществ. Распознавание неорганических веществ, находящихся в склянках без этикеток. Химический анализ веществ ( на примере образцов природной воды и некоторых продуктов питания).


^ Тема 2. Превращения веществ (2 ч)

Понятие о химическом синтезе. Осуществление цепочки превращений неорганических веществ.


Итоговое занятие (1,5 ч)


Учебный план.




^ Название тем

Кол-во часов

Виды

деятельности

1

2

3

4

1.

Введение в химический эксперимент.

1

Лекция с элементами беседы

2.

Обнаружение катионов и анионов в растворах. Качественный анализ вещества.

1

Лабораторная работа №1.

3.

Определение нитратов в с/х продуктах с помощью дифениламина.

1

Практическая работа №1.

4.

Исследование образцов природной воды на содержание катионов и анионов.

1

Практическая работа №2.

5.

Экспертиза фруктовых соков. Определение искусственных красителей в соках, изучение органолептических показателей сока

1

Практическая работа №3.

6.

Распознавание неорганических веществ, находящихся в склянках без этикеток

1

Практическая работа №4

7.

Химический синтез веществ. Осуществление цепочки превращений неорганических веществ.

1

Практическая работа №5

8

Итоговое занятие

1,5

Зачёт



Литература

1. Химия. Практикум. Е.В. Савинкина, Г.П. Логина, Москва «Аст-пресс», 2001.

2. Экспериментальная деятельность учащихся. Б.В. Румянцев, научно-методический центр, Москва.

3. Химия для любознательных. Э. Гроссе.

4. Экспериментальные задачи по химии. Э. Гроссе.

5. Книга для чтения по неорганической химии. В.А. Крицман, Москва, «Просвещение».

  1. Аликберова Л.Ю. «Полезная химия» Дрофа Москва 2006г.

  2. Астафуров В.А. «Основы химического анализа»

  3. Богданова Н.Н. «Химия Лабораторные работы 8-11класс» Москва Астрель АСТ 2001г

  4. Васильева З.Г., Грановская А.А. «Лабораторные работы по общей и неорганической химии»


festival.1september.ru/articles/516823/

alhimic.ucoz.ru/load/10-1-0-75

www.it-n.ru/communities.aspx…




Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией