Поиск в базе сайта:
Программа элективного курса утверждена icon

Программа элективного курса утверждена




Скачать 90.78 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса утверждена
Дата конвертации09.11.2013
Вес90.78 Kb.
КатегорияПрограмма

МОУ Цнинская средняя общеобразовательная школа№1

П.Строитель Тамбовского района Тамбовской области


Программа элективного курса утверждена

Методическим советом школы


Программа

элективного курса

предпрофильной

подготовки учащихся

«Учимся писать изложения

на «Отлично»


автор – составитель:

учитель русского языка

и литературы

Баранова Наталья

Александровна


Пояснительная записка


Данная программа курса «Учимся писать сочинения на «отлично» рассчитана на 17 часов и рекомендуется для изучения учащимися 9-х классов.

Целью курса является развитие и формирование умения и восстанавливать и логично излагать его содержание соответствующими языковыми средствами.

Задачи курса:

  1. Научиться понимать содержание текста;

  2. Научиться определять основной тип речи, стиль текста, подбирать заголовок;

  3. Сформировать умение анализировать текст, определять его языковые особенности;

  4. Развивать умение составлять собственное высказывание;

  5. Закрепить умение писать изложение;

  6. Сформировать умение трансформировать текст;

  7. Развивать умение пересказывать текст, сохраняя стиль автора;

  8. Сформировать умение писать изложение с творческими заданиями;

  9. Закрепить умение писать сжатое или выборочное изложение;

  10. Сформировать умение понимать проблему, затронутую автором исходного текста.



Данный курс актуален и рекомендуется для подготовки к экзаменационному изложению.

В программе элективного курса рассматривают стили речи, строение текста, классификация изложений, их структурные виды и особенности.

В ходе работы учащиеся учатся трансформировать текст, составлять свой текст на основе исходного, изменять композицию.

Отличие данного элективного курса от программы базового предмета заключается в том, что все особенности работы над изложением учащиеся изучают и отрабатывают систематически и последовательно, начиная от простого к сложному.

В ходе работы предполагаются следующие формы организации работы: семинар, лекции, урок-практикум, урок-презентация, контрольный урок.

После изучения курса предполагается, что учащиеся смогут свободно пересказывать текст, заменять при необходимости первое лицо на третье, улавливать и сохранять при пересказе своеобразие авторского стиля, проявить умение выразить свое понимание текста, создать краткое или развёрнутое рассуждение о проблеме, затронутой автором исходного текста.

Формой отчётности может быть творческая работа на основе исходного текста, изложение или изложение с творческим заданием в зависимости от уровня подготовки учащихся.

^ Учебно-тематический план





п/п

Наименование темы, раздела


Кол-во

часов

Форма

занятия

Виды деятельности

Учащихся


1

Вводное занятие. Классификация изложений. Строение текста. Стили речи.

Структурные виды изложений.



1


Урок-лекция

Конспектирование, составление плана, анализ текста, решение языковых задач.


2

3


Изложение подробные и сжатые.

Особенности полного и выборочного изложение. Вступительная и заключительная части изложения.


2


Урок - практикум

Анализ текста, индивидуальные сообщения, работа в группах, составление связанного высказывания.

Написание изложения.



4

5

Изложения на основе текстов последовательного характера.


2


Урок - практикум

Анализ текста, индивидуальная работа, творческая работа, стилистическая правка.



6

Изложения на основе текстов описательного характера.

Описание предмета.



1


Урок - практикум

Групповая работа, анализ текста, решение языковых задач, выразительное чтение.



7


Изложение - Описание места, интерьера.



1


Урок - практикум

Решение языковых задач, творческая работа, составление связанного высказывания.



8


Изложение. Описание состояния среды (описание природы, пейзажа)


1


Урок - практикум

Работа над языковыми средствами языка, их анализ. Стилистическая правка, составление связанного высказывания.



9


Описание состояния человека. Портрет.


1


Урок - практикум

Составление плана, анализ текста, индивидуальные сообщения, творческая работа.



10


Работа над изложением - описанием


1


Контрольный урок

Индивидуальная работа, решение языковых задач.



11

12

Изложение на основе текстов – рассуждений. Рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.



2


Урок-

лекция


Урок-семинар

Групповые сообщения, составление связанного текста, анализ языковых средств, анализ текста.


13


Изложение - рассуждение


1


Контрольный урок



Работа над изложением – рассуждением.



14

Изложения на основе текстов оценочного характера.

Стилистика изложений.



1


Урок - практикум


Анализ языковых средств, анализ текста.


15


Изложение с дополнительными заданиями. Виды дополнительного задания.



1


Урок - семинар


Индивидуальные сообщения, работа в парах, стилистическая правка.



16


Изложение с творческим заданием.


1


Контрольный урок



Работа над изложением с творческим заданием


17


Обобщение изученного

по курсу.




1


Урок - презентация


Работа в группах, презентация.


^ Содержание программы


Тема 1.

Структурные виды изложений (1 ч). Строение текста. Стили речи. Классификация изложения.


Тема 2.

Виды изложений. (2ч) Подробные и сжатые изложения, выборочные и полные, их особенности. Вступительная и заключительная части изложения. (1ч) Самостоятельная работа (1ч).


Тема 3.

Изложение – повествование. (2ч) Изложения на основе текстов повествовательного характера (1ч). Самостоятельная работа (1ч).


Тема 4.

^ Изложения на основе текстов описательного характера. (5ч) Описание предмета (1ч). Описание места, интерьера (1ч).

Описание состояния среды (1ч) Описание состояния человека (1ч).

Портрет (1ч). Самостоятельная работа (1ч).


Тема 5.

Изложения на основе текстов-рассуждений (3ч).

Рассуждение-объяснение. Разъяснение-доказательство (1ч). Рассуждение-размышление (1ч). Самостоятельная работа (1ч).


Тема 6.

Изложения на основе текстов оценочного характера (1ч). Стилистика изложений.


Тема 7.

^ Изложения с дополнительными заданиями (2ч).

Виды дополнительных заданий (1ч). Самостоятельная работа (1ч) Заключительное занятие (1ч).


Методические рекомендации


Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об изложениях и их особенностях. Рассматривая виды изложений, их типологическую структуру, учащиеся получают углубленные знания и отрабатывают навыки работы над изложениями.

Данный курс может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.

Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений на итоговом занятии.


Требования к уровню знаний учащихся


В результате изучения данного курса ученик должен знать:

  • типы, стили речи и их особенности;

  • понятия: основная мысль текста, авторский стиль;

  • составлять план текста, подбирать заголовок;

  • порядок работы над изложением.


В процессе обучения учащиеся должны уметь:

  • пересказывать текст сжато, выборочно;

  • трансформировать текст;

  • пересказывать текст, сохраняя авторский стиль;

  • пересказывать текст различных типов и стилей речи;

  • писать изложения с творческим заданием;

  • определять проблему, поднятую автором исходного текста и составлять развёрнутое рассуждение на эту тему.



Литература для учащихся


  1. Лимонад Т. В. С изложением на «ты». М.: школьная пресса, 2001 г.




  1. Пленкин Н. А. Стилистика русского языка. М. 1975 г.




  1. Шипицина Г. М. Изложения и сочинение с заданиями и ответами. М.: Просвещение, 1997 г.



Литература для учителя


  1. Злобин Т.А. Анализ связного текста и повторение учебного материала. М., 1978 г.




  1. Капинос В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом 5-9 кл. М.: Просвещение, 1991 г.




  1. Пленкин Н. А. Уроки развития речи. М.: Просвещение, 1996 г.




  1. Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1998г.

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией