Скачать 102.2 Kb.
|
Команды цикла учитель информатики Тимофеева Л.А., лицей №1 им. Г.С. Титова В данной статье представлен материал для уроков, посвященных командам цикла. Цель этих уроков – развитие у детей творческого подхода в решении задач повышенного уровня сложности, углубление имеющихся знаний по информатике. Для определения качества знаний учащихся используется рейтинговый контроль, т.е. интегрированный показатель успешности каждого ученика. Актуализация знаний осуществляется с помощью теста-тренинга, компьютерная презентация позволяет представлять формулировки и объяснять материал. ^ Содержание и методы обучения Тема урока: Обобщение и закрепление материала по теме «Циклы». Цель урока - закрепить у учащихся навыки
Задачи урока: С точки зрения деятельности учителя 1.Закрепить навыки:
2.Закрепить знания:
3.Закрепить умение:
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков. Методы и приемы работы: беседа, частично поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, применение элементов рейтинговой системы, тестирование. ^ фронтальное решение задач, работа за компьютером для реализации индивидуальной работы учащихся, компьютерная презентация (формулировка фактов и объяснение). Оборудование: компьютеры (IBM PC Pentium 4), проектор, 12 мест, локальная сеть, выход в Интернет. Дидактический материал:
1.Постановка цели урока. У ч и т е л ь. Сегодня эпиграфом к уроку прозвучат слова ученого, философа, педагога - Конфуция: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время…». На предыдущих уроках мы изучали алгоритмы цикла, научились оформлять программы с использованием разных конструкций цикла, по блок-схеме формировать алгоритм и по выбранному сценарию разрабатывать компьютерные модели. Приходилось продумывать каждый шаг, чтобы построить результативный алгоритм. Сегодня мы продолжим работу с алгоритмами цикла и постараемся выяснить, кто как усвоил эту тему. Познакомьтесь с планом урока. План урока 1.Постановка цели урока. 2.Актуализация знаний. Вопросы по теме. Компьютерный тест-тренинг. Этап 1. 3.Решение задач. Этап2-Этап 5: 3.1.Поиск ошибок в программе. 3.2.Определение результата выполнения фрагмента программы. 3.3.Написание программы по блок-схеме. 3.4.Решение задач на компьютере в среде Borland Pascal 7.0 4. Подведение итогов урока. 5. Домашнее задание. У вас на столах имеются бланки планов работы на уроке и бланк рейтинговой карточки. Каждый из вас, работая по плану имеет возможность выполнить пять заданий и отвечая на дополнительные вопросы – получить дополнительную оценку. Оценка определяется, как сумма баллов за каждое задание. Для получения оценки «5» надо набрать 45 баллов, оценки «4» -35 баллов, оценки «3» - 25 баллов. Текущие результаты вы отмечаете в рейтинговой карточке. ^ У ч и т е л ь. Для повторения пройденного материала ответим на вопросы: Вопрос 1. Какой алгоритм называется циклическим? Вопрос 2. Какие команды цикла используются для оформления алгоритма? Вопрос 3. Особенностью цикла «с предусловием» является то, что… Вопрос 4. Особенностью цикла «с предусловием» является то, что… Вопрос 5. Особенностью цикла «с переменной» является то, что… Для закрепления материала пройдите к компьютеру и выполните тест-тренинг. Д е т и. Учащиеся пересаживаются на компьютер и выполняют тренировочное задание в среде обучающей программы TEST_TR. После выполнения задания полученный балл записывают в рейтинговую карточку. ^ . Вариант 1. 1.Цикл «с постусловием» - это цикл… А)в котором условие проверяется в начале тела цикла Б)с известным числом повторений В)в котором условие проверяется в конце тела цикла 2.Цикл «с предусловием» - это цикл… А)в котором условие проверяется в конце тела цикла Б)с известным числом повторений В)в котором условие проверяется в начале тела цикла 3.Цикл «с переменной» - это цикл… А)в котором условие проверяется в начале тела цикла Б)в котором условие проверяется в конце тела цикла В)с известным числом повторений 4.Особенностью цикла «с постусловием» является то, что… А)тело цикла повторяется многократно Б)тело цикла повторяется, если условие не выполняется В)тело цикла повторяется, если условие выполняется 5.Осбенностью цикла «с предусловием» является то, что… А)тело цикла повторяется, если условие выполняется Б)тело цикла повторяется, если условие не выполняется В)тело цикла повторяется многократно 6.Ключевые слова команды цикла «с предусловием» -… А)Repeat…Until Б)For…to…do В)While…do 7.Сколько раз повторится цикл for i:=1 to 10 do? А)10 Б)11 В)9 8. Ключевые слова команды цикла «с переменной» -… А)Repeat…Until… Б)For…to…do B)While…do 9.Определите результат выполнения фрагмента алгоритма: S:=0; for i:=1 to 5 do S:=S+i; writeln(S) А)14 Б)15 В)10 Ответы.1-В, 2-В, 3-В, 4-Б, 5-А, 6-В, 7-А, 8-Б, 9-Б ^ По завершении выполнения теста учащиеся знакомятся с условиями задач. У ч и т е л ь. Итак, тест-тренинг позволил вам вспомнить основные правила при работе с циклами и получить первую оценку. Приступим к решению задач. ^ У ч и т е л ь. Определите ошибки в программе и характер ошибки, вариант 1. За каждую найденную ошибку выставляется по 1 баллу. Д е т и. Учащиеся определяют ошибки в программе и обсуждают вместе с учителем. Вариант 1 (максимальное количество баллов - 5). ^ Var N: Integer; (ошибка 1- N не используется) Begin Writeln(‘Введите число); Real(‘к’); (ошибка 2 – ‘Введите число’; ошибка 3,4 – read(k); ) Repeat k:=k+1; Writeln(k); Until k<10; (ошибка 5 – until k>10; ) End. ^ : Количество ошибок в программе - 5 У ч и т е л ь. Самостоятельно выполните вариант 2. Занесите в рейтинговую карточку количество найденных ошибок в баллах (^ ), а в программе отметьте символом * место положение ошибки. Задание выполняется в учебном пособии - план работы ученика. Д е т и. Учащиеся самостоятельно выполняют вариант 2. Вариант 2 (максимальное количество баллов - 10). Program 1xxx; Var I,N: Integer; Begin Writeln(‘Введите число’); Read(N); For I:=1 Downto 10 to Begin Writeln(‘Число’,N;3;3); End. End. ^ : Количество найденных ошибок – 5 Во время выполнения задания учитель выставляет в сводную таблицу баллы учащихся по этапу 1 и заносит в электронную таблицу. Результаты представляются в форме диаграммы на экране с помощью проектора. ^ У ч и т е л ь. Определите результат выполнения фрагмента программы, вариант 1. Д е т и. Учащиеся определяют результат и обсуждают вместе с учителем Вариант 1 (максимальное количество баллов – 2). For i:=1 to 10 do Begin Write(i); End; ^ : 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 У ч и т е л ь. Самостоятельно выполните вариант 2. Результат оформите в учебном пособии – план работы ученика. Д е т и.Учащиеся самостоятельно выполняют вариант 2. Вариант 2 (максимальное количество баллов - 10). Выполнить самостоятельно. k:=3; While k<5 do Begin s:=k*k; k:=k+1; write(s) End; ^ Во время выполнения задания учитель выставляет в сводную таблицу баллы учащихся по этапу 2, оценивает выполнение задания этапа 3 и заносит в электронную таблицу. Результаты представляются в форме диаграммы на экране с помощью проектора. ^ У ч и т е л ь. На доске оформить блок-схему по задаче. Приступаем к обсуждению блок-схемы. Необходимо написать программу по данной схеме. К доске вызывается ученик, изъявивший желание выполнить задание. Задание обсуждается с учениками. Учитель оценивает результаты. Возможная для обсуждения программа: Программа (10 баллов): Program z4; var S,N:integer; begin S:=0; Wrteln(‘введите N:’); readln(N); While N>0 do begin S:=S+N; N:=N-1; end; writeln(‘результат:’,S) end. ^ У ч и т е л ь. Приступаем к выполнению задания на компьютере. Создать компьютерную модель по выбранному сценарию. Провести тестирование результата.
Тест 1. Задача1: Числа- 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 Ответ: 3025 Тест 2.Задача 2: Числа - -1, 2, 3, -4, 5, -6, -7, -8, -9,10 Ответ: 20 Тест 3. Задача 3: Иванов – 3,4,5,5 Петров – 4, 3, 5,4 Ответ: Лучше учиться Петров Тест 4. Задача 4: Числа – 4, 2, 3, 7, 8, 9, 6, 1, 5, 10 Ответ: 4, 2, 8, 6 Тест 5. Задача 5: Ответ: Сумма вклада через 5 месяцев – 2488,32 руб Во время выполнения задания учитель выставляет в сводную таблицу баллы учащихся по этапу 4, 5 и заносит баллы в электронную таблицу. Результаты представляются в форме диаграммы на экране с помощью проектора. ^ Сегодня на уроке мы с вами обобщили и закрепили знания по циклическим алгоритмам, для этого решали задачи с использованием основных форматов операторов цикла, осуществили поиск ошибок в программе, определяли результат задач, оформили программу по блок-схеме, построили компьютерную модель по сценарию. В результате проделанной работы каждый из вас получил в сумме определенное количество баллов. Рейтинговый контроль результатов вашей деятельности представлен на диаграмме. Он является интегрированным показателем успешности по усвоению темы. Выставите оценки в дневники, руководствуясь показателями диаграммы. Согласно правилам безопасной работы, выключите компьютер и приведите рабочее место в порядок. Приготовьте к сдаче учителю пособий и рейтинговых карточек. Откройте тетради и запишите домашнюю работу. 5. Домашнее задание 1. Повторить форматы операторов цикла. 2.Решить одну из задач, предлагавшихся на уроке Надо поблагодарить детей за работу, попрощаться, помочь им выйти из дисплейного класса. 5> |