Поиск в базе сайта:
Г. С. Титова в данной статье представлен материал для урок icon

Г. С. Титова в данной статье представлен материал для урок




Скачать 102.2 Kb.
НазваниеГ. С. Титова в данной статье представлен материал для урок
Г.С. Титова В данной статье представлен материал для урок
Дата конвертации06.10.2013
Вес102.2 Kb.
КатегорияУрок

Команды цикла

учитель информатики Тимофеева Л.А., лицей №1 им. Г.С. Титова


В данной статье представлен материал для уроков, посвященных командам цикла. Цель этих уроков – развитие у детей творческого подхода в решении задач повышенного уровня сложности, углубление имеющихся знаний по информатике. Для определения качества знаний учащихся используется рейтинговый контроль, т.е. интегрированный показатель успешности каждого ученика. Актуализация знаний осуществляется с помощью теста-тренинга, компьютерная презентация позволяет представлять формулировки и объяснять материал.


^ Структура урока


Содержание и методы обучения


Тема урока: Обобщение и закрепление материала по теме «Циклы».

Цель урока - закрепить у учащихся навыки

  • решения задач на применение алгоритмов циклов «с предусловием», «с постусловием», «с переменной»;

  • сопоставление блок-схемы и программы;

  • написания программы по блок-схеме;

  • набора, отладки программы, нахождения и исправления ошибок в программе, тестирования и анализа результата в среде программирования Паскаль.


Задачи урока:

С точки зрения деятельности учителя

1.Закрепить навыки:

  • решения задач на применение алгоритмов циклов «с предусловием», «с постусловием», «с переменной»;

  • написания программы по блок-схеме;

  • набора, отладки программы, нахождения и исправления ошибок в программе, тестирования и анализа результата в среде программирования Паскаль.

2.Закрепить знания:

  • форматов операторов цикла «с предусловием», «с постусловием», «с переменной»;

  • на использование алгоритмов цикла для решения практических задач;

3.Закрепить умение:

  • предвидеть результат выполнения алгоритма;

  • находить ошибки в программе.


Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.


Методы и приемы работы: беседа, частично поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, применение элементов рейтинговой системы, тестирование.


^ Формы работы: фронтальное решение задач, работа за компьютером для реализации индивидуальной работы учащихся, компьютерная презентация (формулировка фактов и объяснение).


Оборудование: компьютеры (IBM PC Pentium 4), проектор, 12 мест, локальная сеть, выход в Интернет.


Дидактический материал:

  • «Информатика и информационные процессы», Н. Угринович, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г.

  • План работы ученика.

  • Рейтинговая карточка.

  • Компьютерная обучающая программа TEST_TR (компьютерный тренинг).

  • Компьютерная презентация «Обобщение знаний по теме ЦИКЛЫ».

  • Конспект лекций.




^ Рейтинговая карточка

Фамилия, Имя ученика:


Название задания

Максимальное количество баллов

^ Набранное количество баллов

Этап 1. Компьютерное тестирование

«3» - 5 баллов, «4» - 10 баллов, «5» - 15 баллов

15




Этап 2. Поиск ошибок в программе







Вариант 1. (обсуждение)

5




Вариант 2

10




Этап 3. Определение результата выполнения фрагмента программы







Вариант 1 (обсуждение)

2




Вариант 2

10




Этап 4. Написание программы по блок-схеме







Вариант 1 (обсуждение)

15




Этап 5. Решение задач на компьютере (самостоятельно)







Вариант 1

10




Вариант 2

10




Вариант 3

10




Вариант 4

15




Вариант 5

20




Оценка ученика:

«5» - от 45 до 117 баллов

«4» - от 35 до 44 баллов

«3» - от 25 до 34 баллов


Итого: 122






1.Постановка цели урока.

У ч и т е л ь. Сегодня эпиграфом к уроку прозвучат слова ученого, философа, педагога - Конфуция: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время…». На предыдущих уроках мы изучали алгоритмы цикла, научились оформлять программы с использованием разных конструкций цикла, по блок-схеме формировать алгоритм и по выбранному сценарию разрабатывать компьютерные модели. Приходилось продумывать каждый шаг, чтобы построить результативный алгоритм.


Сегодня мы продолжим работу с алгоритмами цикла и постараемся выяснить, кто как усвоил эту тему. Познакомьтесь с планом урока.

План урока

1.Постановка цели урока.

2.Актуализация знаний. Вопросы по теме. Компьютерный тест-тренинг. Этап 1.

3.Решение задач. Этап2-Этап 5:

3.1.Поиск ошибок в программе.

3.2.Определение результата выполнения фрагмента программы.

3.3.Написание программы по блок-схеме.

3.4.Решение задач на компьютере в среде Borland Pascal 7.0

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.


У вас на столах имеются бланки планов работы на уроке и бланк рейтинговой карточки.

Каждый из вас, работая по плану имеет возможность выполнить пять заданий и отвечая на дополнительные вопросы – получить дополнительную оценку. Оценка определяется, как сумма баллов за каждое задание. Для получения оценки «5» надо набрать 45 баллов, оценки «4» -35 баллов, оценки «3» - 25 баллов.

Текущие результаты вы отмечаете в рейтинговой карточке.


^ 2.Актуализация знаний. (Этап 1)


У ч и т е л ь. Для повторения пройденного материала ответим на вопросы:

Вопрос 1. Какой алгоритм называется циклическим?

Вопрос 2. Какие команды цикла используются для оформления алгоритма?

Вопрос 3. Особенностью цикла «с предусловием» является то, что…

Вопрос 4. Особенностью цикла «с предусловием» является то, что…

Вопрос 5. Особенностью цикла «с переменной» является то, что…


Для закрепления материала пройдите к компьютеру и выполните тест-тренинг.

Д е т и. Учащиеся пересаживаются на компьютер и выполняют тренировочное задание в среде обучающей программы TEST_TR. После выполнения задания полученный балл записывают в рейтинговую карточку.

^ Вопросы (тест-тренинг).

Вариант 1.

1.Цикл «с постусловием» - это цикл…

А)в котором условие проверяется в начале тела цикла

Б)с известным числом повторений

В)в котором условие проверяется в конце тела цикла


2.Цикл «с предусловием» - это цикл…

А)в котором условие проверяется в конце тела цикла

Б)с известным числом повторений

В)в котором условие проверяется в начале тела цикла


3.Цикл «с переменной» - это цикл…

А)в котором условие проверяется в начале тела цикла

Б)в котором условие проверяется в конце тела цикла

В)с известным числом повторений


4.Особенностью цикла «с постусловием» является то, что…

А)тело цикла повторяется многократно

Б)тело цикла повторяется, если условие не выполняется

В)тело цикла повторяется, если условие выполняется


5.Осбенностью цикла «с предусловием» является то, что…

А)тело цикла повторяется, если условие выполняется

Б)тело цикла повторяется, если условие не выполняется

В)тело цикла повторяется многократно


6.Ключевые слова команды цикла «с предусловием» -…

А)Repeat…Until

Б)For…to…do

В)While…do


7.Сколько раз повторится цикл for i:=1 to 10 do?

А)10

Б)11

В)9

8. Ключевые слова команды цикла «с переменной» -…

А)Repeat…Until…

Б)For…to…do

B)While…do


9.Определите результат выполнения фрагмента алгоритма:

S:=0; for i:=1 to 5 do S:=S+i; writeln(S)

А)14

Б)15

В)10

Ответы.1-В, 2-В, 3-В, 4-Б, 5-А, 6-В, 7-А, 8-Б, 9-Б


^ 3.Решение задач. (Этап 2 - Этап 5)

По завершении выполнения теста учащиеся знакомятся с условиями задач.

У ч и т е л ь. Итак, тест-тренинг позволил вам вспомнить основные правила при работе с циклами и получить первую оценку. Приступим к решению задач.


^ Этап 2. Поиск ошибок в программе.

У ч и т е л ь. Определите ошибки в программе и характер ошибки, вариант 1. За каждую найденную ошибку выставляется по 1 баллу.

Д е т и. Учащиеся определяют ошибки в программе и обсуждают вместе с учителем.

Вариант 1 (максимальное количество баллов - 5).

^ Program xxx;

Var N: Integer; (ошибка 1- N не используется)

Begin

Writeln(‘Введите число); Real(‘к’); (ошибка 2 – ‘Введите число’; ошибка 3,4 – read(k); )

Repeat

k:=k+1;

Writeln(k);

Until k<10; (ошибка 5 – until k>10; )

End. ^ Ответ ученика: Количество ошибок в программе - 5

У ч и т е л ь. Самостоятельно выполните вариант 2. Занесите в рейтинговую карточку количество найденных ошибок в баллах (^ 1 ошибка – 2 балла), а в программе отметьте символом * место положение ошибки. Задание выполняется в учебном пособии - план работы ученика.

Д е т и. Учащиеся самостоятельно выполняют вариант 2.


Вариант 2 (максимальное количество баллов - 10).

Program 1xxx;

Var I,N: Integer;

Begin

Writeln(‘Введите число’); Read(N);

For I:=1 Downto 10 to

Begin

Writeln(‘Число’,N;3;3); End.

End.

^ Ответ ученика: Количество найденных ошибок – 5


Во время выполнения задания учитель выставляет в сводную таблицу баллы учащихся по этапу 1 и заносит в электронную таблицу. Результаты представляются в форме диаграммы на экране с помощью проектора.


^ Этап 3. Определение результата выполнения фрагмента программы.


У ч и т е л ь. Определите результат выполнения фрагмента программы, вариант 1.

Д е т и. Учащиеся определяют результат и обсуждают вместе с учителем


Вариант 1 (максимальное количество баллов – 2).

For i:=1 to 10 do

Begin

Write(i);

End; ^ Ответ ученика: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

У ч и т е л ь. Самостоятельно выполните вариант 2. Результат оформите в учебном пособии – план работы ученика.

Д е т и.Учащиеся самостоятельно выполняют вариант 2.

Вариант 2 (максимальное количество баллов - 10). Выполнить самостоятельно.

k:=3;

While k<5 do

Begin

s:=k*k;

k:=k+1; write(s)

End;

^ Ответ ученика:16

Во время выполнения задания учитель выставляет в сводную таблицу баллы учащихся по этапу 2, оценивает выполнение задания этапа 3 и заносит в электронную таблицу. Результаты представляются в форме диаграммы на экране с помощью проектора.

^ Этап 4. Написание программы по блок-схеме.


У ч и т е л ь. На доске оформить блок-схему по задаче.

Приступаем к обсуждению блок-схемы. Необходимо написать программу по данной схеме. К доске вызывается ученик, изъявивший желание выполнить задание. Задание обсуждается с учениками. Учитель оценивает результаты. Возможная для обсуждения программа:

Программа (10 баллов):

Program z4;

var

S,N:integer;

begin

S:=0;

Wrteln(‘введите N:’); readln(N);

While N>0 do

begin

S:=S+N; N:=N-1;

end;

writeln(‘результат:’,S)

end.


^ Этап 5. Решение задач на компьютере в среде Borland Pascal 7.0


У ч и т е л ь. Приступаем к выполнению задания на компьютере. Создать компьютерную модель по выбранному сценарию. Провести тестирование результата.



^ Номер варианта


Формулировка задачи

Максимальное количество баллов за решение задачи

1

Даны 10 чисел. Вывести квадрат суммы этих чисел, используя цикл «с постусловием».

10

2

Даны 10 чисел. Найти сумму положительных чисел.

10

3

Известны оценки двух учеников по 4 предметам. Определить, какой ученик учится лучше.

10

4

Даны 10 чисел. Вывести все чётные числа, меньшие 10, используя цикл «с предусловием».

15

5

Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, положив на него 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 20% от имеющейся суммы. Определить сумму вклада через 5 месяцев. Использовать цикл «с переменной».

20
Тесты

Тест 1. Задача1:

Числа- 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Ответ: 3025

Тест 2.Задача 2:

Числа - -1, 2, 3, -4, 5, -6, -7, -8, -9,10

Ответ: 20

Тест 3. Задача 3:

Иванов – 3,4,5,5 Петров – 4, 3, 5,4

Ответ: Лучше учиться Петров

Тест 4. Задача 4:

Числа – 4, 2, 3, 7, 8, 9, 6, 1, 5, 10

Ответ: 4, 2, 8, 6

Тест 5. Задача 5:

Ответ:

Сумма вклада через 5 месяцев – 2488,32 руб

Во время выполнения задания учитель выставляет в сводную таблицу баллы учащихся по этапу 4, 5 и заносит баллы в электронную таблицу. Результаты представляются в форме диаграммы на экране с помощью проектора.


^ 4.Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы с вами обобщили и закрепили знания по циклическим алгоритмам, для этого решали задачи с использованием основных форматов операторов цикла, осуществили поиск ошибок в программе, определяли результат задач, оформили программу по блок-схеме, построили компьютерную модель по сценарию. В результате проделанной работы каждый из вас получил в сумме определенное количество баллов. Рейтинговый контроль результатов вашей деятельности представлен на диаграмме. Он является интегрированным показателем успешности по усвоению темы. Выставите оценки в дневники, руководствуясь показателями диаграммы.

Согласно правилам безопасной работы, выключите компьютер и приведите рабочее место в порядок. Приготовьте к сдаче учителю пособий и рейтинговых карточек.

Откройте тетради и запишите домашнюю работу.


5. Домашнее задание

1. Повторить форматы операторов цикла.

2.Решить одну из задач, предлагавшихся на уроке

Надо поблагодарить детей за работу, попрощаться, помочь им выйти из дисплейного класса.



Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией