Поиск в базе сайта:
Программа элективного курса «Генетика и микроэволюция»10 класс( 34 часа, 1 час в неделю) icon

Программа элективного курса «Генетика и микроэволюция»10 класс( 34 часа, 1 час в неделю)




Скачать 72.06 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Генетика и микроэволюция»10 класс( 34 часа, 1 час в неделю)
Дата конвертации29.09.2013
Вес72.06 Kb.
КатегорияПрограмма



Программа элективного курса

«Генетика и микроэволюция»10 класс( 34 часа, 1 час в неделю)


Пояснительная записка.


Программа элективного курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10 классов, расчитана на 34 часа(1 час в неделю).Вид элективного курса: предметно-ориентировочный. Программа предполагает углубленное и расширенное изучение отдельных тем и разделов курса «Общая биология»,таких как «Эволюционное учение», «Генетика популяций», «Генетика и селекция».

Данная программа предполагает углубленное изучение основ закономерностей генетики и эволюции, движущих сил эволюции и ее результатов, генетики популяций. А так же установить связь генетики и эволюционной теории с селекцией, как теоретическими основами селекции.

Предполагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс и проводиться параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому способствует углублению и расширению биологических знаний. Курс предназначен так же для повышения интереса учащихся к предмету.


^ Цель курса: познакомить учащихся с фундаментальными понятиями генетики, эволюционной теорией, селекцией.

Задачи курса:

1.Систематизировать знания учащихся об использовании закономерностей генетики в различных областях биологической науки;

2.Познакомить учащихся с элементарной единицей эволюции -генетической популяцией, ее основной характеристикой:частотой генов и равновесным состоянием.

3.Углубить знания учащихся об эволюционном учении, подвести школьников к выводу о том, что селекция приобрела научный характер лишь после создания Ч. Дарвиным эволюционной теории

4.Сформировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний.

5.Развивать у учащихся навыки работы с учебной и научно-популярной литературой, владеть языком предмета.


^ Прогнозируемые результаты:


В процессе обучения учащиеся должны:

-приобрести дополнительные знания по предмету;

-научиться самостоятельно моделировать изучаемые вопросы;

-составлять собственные проекты с использованием информационных технологий;

-уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.


Основные формы и методы изучения курса.


1.Школьная лекция, предполагающая крупноблочное обобщенное изложение материала.

2.Семинары. с использованием групповой и индивидуальной работы.

3.Практикумы по решению задач.

4.Проектная деятельность.


Содержание курса.


1.Введение:

история развития генетики и эволюционного учения. Взаимосвязь генетики и микроэволюции,генетики и селекции.


^ 2.Популяция-элементарная единица эволюции :

вид ,критерии вида; генетическая популяция, ее основная характеристика. Частоты аллелей, закон Харди – Вайнберга, изменения в популяции,попавшей в новые условия.


3.^ Факторы эволюции:

эволюционные преобразования, вызываемые факторами эволюции. Генетическая природа изменчивости качественного и количественного характера, источники генетической изменчивости. Мутации и их характеристика.

Роль движущего и стабилизирующего отбора. Генетические основы селекции, методы селекции. Искусственный отбор как основной метод селекции. Другие факторы эволюции.СТЭ.


^ 4.Итоговое занятие:

защита проектов, рефератов

итоговое тестирование.


Тематический план.


Раздел

Всего часов

Часы

(теор.)

Часы (практ.)

I. ^ Введение -2 часа

1. История развития генетики.

2. Развитие эволюционного учения.


2

2




^ II. Популяция- элементарная единица

эволюции – 10 часов

3. Вид и его критерии.

4.Структура вида.

5.Популяция-единица вида.

6. Популяция-элементарная единица эволюции.

7. Основные генетические характеристики популяции.

8. Изменение в популяции, попавшей в новые условия существования.

9.Закон Харди-Вайнберга.

10-12.Практическое занятие: «Решение задач по теме» .


10

4

6

Факторы эволюции - 20 часов.

13. Изменчивость, как фактор эволюции.

14. Фенотипическая изменчивость.

15. Генетическая природа изменчивости качественных признаков.

16. Генетическая природа изменчивости количественных признаков.

17. Генотипическая изменчивость.

18. Мутации и их характеристика.

19.Мутагенез,мутагены.

20. Отбор, как основной фактор эволюции.

21. Виды отбора.

22. Как действует движущийся отбор.

23. Как действует стабилизирующийся отбор.

24. Искусственный отбор и его роль.

25. Массовый и индивидуальный отбор.

26. Селекция и генетика.

27. Другие факторы эволюции.

28. Дрейф генов. Изоляция.

29. Миграции.

30. Волны жизни.

31.Результат эволюции.

32СТЭ.


20

14

6

Итоговое занятие.

33. Защита проектов, презентаций.

34.Итоговое тестирование.


4




4

Всего

34

18

16



Примерные темы проектов, презентаций, рефератов.


1.Наследственная изменчивость, ее значение.

2.Мутагены и мутации, вызываемые ими.

3.Наследственные болезни и их распространение в популяции.

4.Селекция,ее роль в создании новых сортов растений.

5.Породы животных, созданные человеком.

6.Творческая роль искусственного отбора.

7.Селекция микроорганизмов.


Литература.


1.Общая биология: учебник для 10-11 классов; под редакцией А.О.Рувинского.М:Просвещение,1995г.

2.Грин,Н.,Стаут,У.,Тейлор,Д.Биология:в 3 т.М;Мир,1990г.

3.И.В.Бологова.Сборник задач по общей биологии.М;Оникс,2008г.

4.З.С.Киселева,А.Н.Мягкова.Методика преподавания факультативного курса по генетике.М;Просвещение,1999г.

5.Кемп,П.,Армс,К. Введение в биологию.М;Мир,1998г.

6.Н.В.Чебышев.Пособие для поступающих.М; «Издательство Барс»,1999г.


Итоговое тестирование «Генетика и микроэволюция».

1.Первым эволюционную теорию предложил…

А. Уоллес

Б. Дарвин

В. Линней

Г. Ламарк

2.О главной движущей силе эволюции в своём гениальном труде Дарвин писал в…

А. 1987

Б. 1859

В. 1895

Г. 1867


3.Теория Дарвина объясняет появление приспособленности…

А. Комбинативной изменчивостью и естественным отбором

Б. Комбинативной изменчивостью и искусственным отбором

В. Мутационной изменчивостью и искусственным отбором

Г. Мутационной изменчивостью и естественным отбором


4.Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро?

А. Межвидовая борьба

Б. Борьба с неблагоприятными условиями

В. Внутривидовая борьба

Г. Верного ответа нет


5.Биогенетический закон сформулировали:

А. Мюллер и Геккель

Б. Северцов и Шмальгаузен

В. Харди и Вайнберг

Г. Верного ответа нет


6.Недоразвитые органы, которые утратили своё значение в процессе эволюции – это…

А. Ароморфозы

Б. Атавизмы

В. Идиоадаптации

Г. Верного ответа нет


7.Некоторые безобидные неядовитые змеи приобрели значительное сходство с ядовитыми, что помогает им избегать нападения хищников, - такое явление получило название…

А. Мимикрия

Б. Маскировка

В. Демонстрационная окраска

Г. Верного ответа нет


8.Сходство между незащищёнными и защищёнными видами – это…

А. Демонстрационная окраска

Б. Маскировка

В. Мимикрия

Г. Все ответы верны


9.Направленное изменение частоты встречаемости отдельных генов – это…

А. Волны жизни

Б. Дрейф генов

В. Популяционные волны

Г. Изоляция


10.Морфофизиологический процесс, который ведёт к упрощению организмов, к морфофизиологическому регрессу – это…

А. Идиоадаптация

Б. Общая дегенерация

В. Ароморфоз

Г. Верного ответа нет


11.Среди семенных наиболее развиты покрытосеменные. Их ароморфозы выражаются в…

А. Появлении специального органа размножения – цветка

Б. Защите семени

В. Развитии двойного оплодотворения

Г. Все ответы верны


12.Выведением новых сортов и пород растений и животных занимается…

А. Селекция

Б. Генетика

В. Физиология

Г. Цитология


13.В селекции растений часто получают полиплоидные формы. В основе полиплоидии лежит:

А. Удвоение хромосом

Б. Слияние ядер клеток

В. Нарушение процесса деления

Г. Все ответы верны


14.Центры происхождения культурных растений открыл:

А. И.В.Мичурин

Б. Н.И.Вавилов

В. Ч.Дарвин

Г.Все ответы верны


15.Закон гомологических рядов сформулировал:

А. К.Линней

Б. Т.Морган

В. Н.Вавилов

Г. Нет правильного ответа.

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией