Поиск в базе сайта:
Метод проектов как фактор эффективного эстетического воспитания школьников icon

Метод проектов как фактор эффективного эстетического воспитания школьников




НазваниеМетод проектов как фактор эффективного эстетического воспитания школьников
Дата конвертации24.09.2013
Вес48.9 Kb.
КатегорияТексты

Метод проектов как фактор эффективного эстетического воспитания школьников

Новые социально-экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного совершенствования образования в нашей стране, создания возможностей для реализации и развития прогрессивных технологий.

На вооружении современного учителя появляется проект, как метод обучения, и в то же время – самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетья в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Суть метода проектов состоит в том, что ученик самостоятельно ставит цели и задачи, проводит анализ, решает нестандартные задачи, экспериментирует, на основе опытной, лабораторной, практической работы выводит новые для него положения, изучает первоисточники, специальную литературу и на этой основе составляет доклады и рефераты, содержащие свои выводы, обобщения, решения. Учитель – организатор. Ученики должны работать самостоятельно.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяют педагогу не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную и творческую деятельность. Поэтому одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе обучения сегодня и является метод проектов.

Отличие метода проектов от других заключается в том, что он сочетается с самим обучением и сам по себе является учебным процессом, а не выступает лишь средством подачи знаний и умений. Метод проектов - это способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Направление работы учителя зависит, в том числе, и от выбранного учащимся типа проектной деятельности.

Определим типологические признаки проектов:

-доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и другие;

-предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;

- характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

- характер контактов (среди участников одной школы, класса, города» региона, страны, разных стран мира);

- количество участников проекта;

- продолжительность выполнения проекта.


В целях эффективного эстетического воспитания школьников, выяснили, что:

  • метод проектов является эффективным методов обучения и воспитания, так как школьники сами выбирают интересующую их тему работы и самостоятельно проводят исследования по интересующим их вопросам;

  • существуют различные виды и типы проектов, которые позволяют применить личностный подход к процессу воспитания каждого школьника;

  • работа над проектом всегда предусматривает развитие коммуникативных качеств, а значит, и культуры межличностного общения школьников;

  • результаты проектной деятельности должны быть материальны, то есть, как-то оформлены. Следовательно, на этом этапе также развиваются эстетические качества детей;

  • в процессе работы над проектом у учащихся развиваются все виды мышления, а также творческие способности.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  • формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;

  • формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

  • развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;

  • вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

  • развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

  • развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Соединив задачи эстетического воспитания школьников со структурой метода проекта можно выделить следующие условия для эффективного эстетического воспитания школьников:

  1. развитие кругозора учащихся средствами мировой культуры и искусства;

  2. помощь в проведении уроков профессионалов из той или иной области искусства;

  3. формирование и развитие культуры общения учащихся в процессе групповой работы;

  4. индивидуальный подход к творческой и исследовательской деятельности каждого учащегося;

  5. воспитание в учащихся потребности в создании предметов искусства на занятиях, дома, в быту и их ориентация на выполнения и оформления работ в соответствии с законами красоты и гармонии окружающего мира;

  6. создание обстановки, благоприятствующей формированию эстетических качеств с помощью аудио, видео и других видов техники;

  7. наличие творческого компонента обучения;

  8. наличие длительного отрезка времени и возможность практической созидательной деятельности учащихся.



Введение в образовательные области « метода проекта» дает возможность учителю целенаправленно и эффективно осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Еще К.С.Станиславский говорил: «Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука, лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается».

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией