Поиск в базе сайта:
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: «Правописание союзов» icon

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: «Правописание союзов»




НазваниеКонспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: «Правописание союзов»
Дата конвертации21.09.2013
Вес70 Kb.
КатегорияКонспект
1. /Открытый урок/Конспект урока по русскому языку в 7 классе.docКонспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: «Правописание союзов»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

по теме:

«Правописание союзов»

Цели:   

1. обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о союзах;

2. отрабатывать практические навыки правописания союзов, опираясь на изученное правило;

3. формировать умения находить союзы в тексте, определять значение союзов, их роль в предложении; правильно применять их в речи.

  Оборудование: раздаточный материал, ноутбук для воспроизведения аудиозаписи, аудиозапись передачи «Русский устный», аудиозапись для музыкальной паузы.


Ход урока:

1) Урок мы сегодня начнём с традиционной словарной работы. В русском языке много слов, которые вызывают затруднение в написании, а порой и в произношении. С некоторыми из таких слов мы познакомимся сегодня. А поможет нам в этом аудиозапись передачи «Русский устный». Послушайте внимательно, на какие слова обращают ваше внимание, как они произносятся.

- Звучит аудиозапись (4 минуты).

  • Какие слова прозвучали? Давайте запишем их в тетрадь, поставим ударение в словах, подчеркнём ошибкоопасные места.

Баловник (сущ.)

баловаться (глаг.)

балованный (прич.)

балуясь (дееприч.)

  • Дополнительное задание: определите, к каким частям речи относятся эти слова.


2) Вы знаете, что не только эти слова могут вызывать затруднение в произношении и написании. Есть и другие части речи, заслуживающие наше внимание. Что это за слова? На этот вопрос поможет ответить стихотворение.

(Можно дать в качестве опережающего задания ученику выучить)

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

  • О какой части речи говорится в этом стихотворении? (о союзе)


Правильно. Сегодня мы продолжим разговор об этой части речи, вспомним разряды союзов по строению и по значению, а самое главное – остановимся на правописании союзов. Записываем тему урока: «Правописание союзов».


3) В аудиозаписи прозвучали не только слова (можно попросить учащихся их ещё раз прочитать), но и довольно известная пословица.

  • Кто скажет какая пословица прозвучала?

(Делу время, а потехе час.)

  • Как вы понимаете смысл этой пословицы? (относится обычно к человеку в качестве напоминания, который, развлекаясь, забывает о деле).

  • Скажите, какая служебная часть речи встретилась в пословице? (союз А)

  • Запишем и охарактеризуем этот союз. (А – союз простой, сочинительный, противительный)


4) Союзы достаточно многочисленная группа и порой без них просто не обойтись. А что мы знаем из истории этой части речи?

(Опережающее задание)

Из истории слова.

Союз – слово пришло из латинского языка. В русском языке появилось в 17 веке. Слово «союз» было образовано с помощью приставки СО от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, вязать, узы. Самыми древними являются сочинительные союзы. Сейчас в русском языке около 250 слов и словосочетаний, которые выполняют функцию союза. По частоте употребления союз занимает 7-ое место после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия.

  • К этому рассказу я добавлю только то, что составные союзы появились в языке в 18 веке, и сразу же возникли трудности с их правописанием. Поэтому мы с вами учимся и правильно употреблять союзы, и правильно писать, и отличать от других частей речи.

5) Задание: «Путаница».

  • Распределите на две группы эти слова. Какие две группы? Предлоги (1) и союзы (2)

Из-под, потому что, лишь, в течение, чтобы, если, когда, навстречу, как будто, согласно, зато, или, так как, благодаря, также, в, за, из-за, вследствие.

Предлоги Союзы

Из-под потому что

в течение лишь

навстречу чтобы

согласно если

благодаря когда

в как будто

за зато

из-за или

вследствие так как

также

  • Проверим, что у вас получилось. Что вы выписали в первый столбик? (При помощи карточек ещё раз обратить внимание на правописание предлогов: из-под, из-за, в течение, навстречу, вследствие).

  • Проверяя союзы, выписанные во второй столбик, выполняем ещё одно задание: определите разряд союзов по значению).

(Проверить правописание союзов при помощи карточек: потому что, чтобы, как будто, так как, также)


6) В русском языке есть и другие союзы, правописание которых мы должны помнить. Давайте вспомним эти союзы и их правописание.




  • Скажите, в чём трудность написания союзов тоже, зато, причём, притом?

  • Действительно, правописание некоторых союзов нас, порой, ставит в затруднительное положение и приходится решать целые лингвистические задачи. Вот одна из них.



7) Сейчас вы увидите небольшую сценку, в речи героев встретятся омонимичные (созвучные ) слова, вы должны их назвать и объяснить написание.

Сценка 1. (Сценку можно сопровождать звуковыми сигналами)

- Ох, успел, не опоздал! Пожалуйста, вот мой билет!

- Да-а-а, билет ваш, а теплоход не ваш! Ваш теплоход отходит ОТ ОТГО причала, причала №2. Туда вы уже не успеете!

- Ну вот, теперь придётся ехать на поезде, ОТТОГО ЧТО так долго собирался!


  • От того или оттого? Записать в тетрадь: Ваш теплоход отходит от того причала. Я поеду на поезде, оттого что так долго собирался.

Сценка 2.

- Привет, сестрёнка! Какие слёзы! Ну, и что у тебя опять случилось?

- Жужик, мой любимый Жужик пропал!!! Всё утро мы с ним играли во дворе, бегали ПО ТОМУ парку. А потом он исчез!!!

- Смотри! Вот он, твой Жужик! Отдыхает! Он от тебя убежал, ПОТОМУ ЧТО ты его просто замучила!


  • По тому или потому? Записать в тетрадь: Мы с ним бегали по тому парку. Он убежал, потому что ты его просто замучила.


- Музыкальная пауза (минутка отдыха).


8) Задание «Корректор». Найдите ошибки в написании союзов и исправьте их. (Один учащийся у доски, выписывает только сочетания с ошибками)

Дорого, за то надёжно

спрятался зато здание

ушёл, чтобы отдохнуть

он то же пришёл и сказал то же самое

также хвастлив, как и сосед

что бы почитать

что бы больше знать о мире животных

необходимо, что бы все были спокойны


9) Тест по теме с последующей проверкой.

1.Какая часть речи обладает перечисленными признаками: неизменяемая; служит для отношения выражений между однородными членами предложения и между частями сложного предложения? Это:

а) предлог;                 б) наречие;                  в) союз.

2. На какие вопросы отвечает союз?

а) где? куда? откуда?;

б) когда? как?;

в) не отвечает на вопросы.

3. Какую роль в предложении играют союзы?

а) бывает одним из главных членом предложения;

б) соединяет однородные члены предложения в простом предложении и простые предложения в сложном;

в) может быть только лишь второстепенным членом  предложения.

4. На какие две большие группы по значению делятся союзы?

а) соединительные и противительные;

б) временные и целевые;

в) сочинительные и подчинительные.

5. На какие виды по своему строению делятся все союзы?

а) простые и сложные;

б) только простые;

в) простые и составные.

6. Какие из перечисленных союзов являются составными?

а) потому (что);

б) при (том);

в) так (же);

г) как (будто).

7. Правильно ли дана характеристика союза?

Чтобы – союз составной, сочинительный, союз цели

а) да; б) нет.

(Тест можно использовать для подведения итогов урока)


10) Подведение итогов урока, выставление оценок и объяснение домашнего задания.

Домашнее задание (каждому распечатать):

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания:

А. У мамы самые добрые и ласковые руки, они умеют растить детей и готовить вкусные обеды.

Б. В нем никогда не гаснет любовь и оно ни к чему не остается равнодушным.

В. Самое прекрасное на земле слово – мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

Г. И еще у мамы самое верное и чуткое сердце.

1. В каком порядке должны следовать  предложения, чтобы получится текст?

1) АВБГ;                  2) ВАБГ;                      3) ВАГБ;                      4) ВБГА.

  • Запишите получившийся текст.

2. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) никогда – наречие;                                2) ласковые – прилагательное;

3) и непроизводный предлог;                 4) в нем – местоимение с предлогом.

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) А;                        2) Б;                       3) В;                         4) Г.

4. В этом предложении есть слово с чередованием гласной в корне:

1) А;                        2) Б;                       3) В;                         4) Г.

5. Найдите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

1) А;                        2) Б;                       3) В;                         4) Г.

6. Найдите в тексте союз, дайте ему характеристику, какую роль он выполняет.

  • Остальные задания выполняются по принципу теста.

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией