Поиск в базе сайта:
Программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» Программа по окружающему миру icon

Программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» Программа по окружающему миру




НазваниеПрограмма по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа» Программа по окружающему миру
страница1/3
Дата конвертации18.09.2013
Вес0.55 Mb.
КатегорияПрограмма
  1   2   3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 1 КЛАССА

(УМК «Перспективная начальная школа»

Программа по окружающему миру

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов)


Составлена в соответствии с учебным планом МОУ «Гимназия № 20» городского округа Саранск, Республики Мордовия


Пояснительная записка


Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом и включает в себя такие области как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Основная задача первого года обучения – формирование у учащихся потребности и заинтересованности в знаниях по окружающему миру. Поэтому в первый год своей школьной жизни дети в основном знакомятся с тем материалом, который они будут изучать и в следующих классах.

В первом классе выделяется несколько содержательных линий при изучении данного курса. Первую из них составляет ознакомление с природой. Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся. Изучение каждого времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.

Программа первого класса систематизирует знания и опыт прежних встреч детей с объектами живой и неживой природы, с изделиями. Рассматриваются растения, грибы, животные, одежда, природные явления (выпадение снега, дождя, замерзание воды и пр.), так как в дошкольный период именно эти объекты и явления окружающего мира были хорошо известны детям. Это создает условия наиболее комфортного прохождения адаптационного периода обучения, когда формируется учебная деятельность и переход от наглядно-образного мышления к теоретическому.

Программа составлена на основе программы и учебников О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой «Окружающий мир». Программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю. Учебный комплект для первого класса включает: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, хрестоматию, методическое пособие.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (6 ч)

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

^ Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Живая природа (14 ч)

Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.

^ Природа и ее сезонные изменения (37 ч)

Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе.

Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.

Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.

^ Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия

осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.

Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

^ Наша родина — Россия (9 ч)

Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).

Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.


^ Тематическое планирование


Раздел

Тема урока, тип урока.



Предметные

^ Планируемые результаты


Характеристика деятельности учащихся

Личностные УУД

Метапредметные

^ Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (6 ч)


1. Вводный урок. Знакомство с учебником «Окружающий мир». Семья.

У. с. 1-3

Первичное предъявление новых знаний.


Знать героев книги, условные обозначения книги. Членов и состав семьи, родственные отношения, возраст.

Мотивация учебной деятельности (знакомство с героями интриги, способом вхождения в урок).

Развитие готовности к сотрудничеству, дружбе.

Познакомить со знаково-символическими средствами для поиска необходимой информации в учебнике.

Следование точным инструкциям учителя и условным обозначениям учебника и тетради.

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья). Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание: как обращаться к учителю, одноклассникам, родителям;

Обсуждать коллективно план беседы с родителями, со старшими родственниками, местными жителями о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе).

Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы

Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются

Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки

2. Где живет семья Ивановых

У. с. 4-5

Первичное предъявление новых знаний.

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности.

Мотивация учебной деятельности (по рисункам-подсказкам устанавливают адрес Маши и Миши Ивановых).

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе (в процессе игры).

Описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их основные существенные признаки (У. с.4-5).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал как этапы выполнения задания (установление адреса семьи Ивановых).

Использовать речь для регуляции своей деятельности. Выбор действия в соответствии с поставленной задачей (выполнение рисунка по заданной теме).

Умение строить монологическое высказывание (У. с. 4-5). Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (игра).

3. Мы познаем мир

У. с. 6-7

Т. № 1-5

Первичное предъявление новых знаний.

Знакомство с термином «признак предмета». Познание окружающего мира с помощью глаз, ушей, нома, языка и кожи.

Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта. Умение идентифицировать себя с героями интриги (У. с.6-7).

Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана объекты и явления живой и неживой природы (У. с. 6-7, Т. № 3). Проводить несложные наблюдения (У. с. 6-7, Т. № 3,).

Проводить сравнение, выбирая правильный ответ (Т. № 2).

Проведение простейшей классификации изученных объектов природы на основе их существенных признаков (Т. № 1,4,5).

Подведение под понятие «признак предмета» (У. с. 6-7). Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Получение возможности выполнять инструкции взрослого при проведении игры «Глаз, ухо», «Назови предмет по признакам», «Отгадай предмет», умение следовать установленному требованию.

Умение строить монологическое высказывание (У. с. 6-7, Т. № 2,3,5).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (игра).

4-5. Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

У. с.8-9

Т. № 6-7

Практическое применение полученных знаний.

Повторение терминов «органы чувств», «признаки предмета». Опытное определение признаков предметов с помощью органов чувств.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.

Используют при выполнении задания иллюстративный материал учебника как этапы постановки опыта (У. с. 8-9).

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты (У. с.8-9). Делать выводы на основании полученных результатов (У. с.9).

Проведение простейшей классификации изученных объектов природы на основе их существенных признаков (Т. № 6,7). Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Следовать инструкциям и правилам при проведении опытов.

Определять, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью, слушать собеседника. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (У. с.8-9).

Умение строить монологическое высказывание (Т. № 6-7).

6. Заключительный урок по теме «Мы познаем мир».


Обобщение и систематизация знаний.

Получение знаний о естественных и искусственных объектах окружающего мира с помощью органов чувств.

Мотивация учебной деятельности. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Применять правила, пользоваться инструкцией и освоенными закономерностями.

Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату.

Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

^ Живая природа

7. Что нас окружает

У. с 10-11

Т. № 8

Первичное предъявление новых знаний.

Различение объектов живой и неживой природы. Выделение из объектов неживой природы изделий человека.


Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (звуки и запахи по дороге в школу).

Ритуал вхождения в урок. Умение идентифицировать себя с героями интриги (У. с.11).

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы (У. с.10-11).

Проводить простейшую классификацию изученных объектов (изделий и объектов живой природы) на основе их существенных признаков (Т. № 8).

Описывать на основе иллюстрации объекты и явления живой и неживой природы (У. с. 10-11). Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Получение возможности выполнять инструкции взрослого при проведении игры «Объекты живой природы», умение следовать установленному требованию (выполнение изделия из листа бумаги).


Умение строить монологическое высказывание (У. с. 10-11, Т. № 8).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (игра).

Называть окружающие предметы и их признаки.

Различать предметы и выделять их признаки


Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам


Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения (на примере своей местности)

Группировать по названиям диких и домашних животных (на примере своей местности)

8. Что нас окружает


Урок-экскурсия


Различение объектов живой и неживой природы. Выделение из объектов неживой природы изделий человека.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы.

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Следовать инструкциям и правилам при проведении экскурсии.

Умение строить монологическое высказывание.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

9-10. Животные – часть живой природы

У. с. 12-13

Т. № 9

Хрест. с.4

Первичное предъявление новых знаний.

Уточнение представлений о животных. Знакомство с признаками живых организмов.

Ритуал вхождения в урок. Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (какие животные живут в твоем дворе?).

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков (У. с. 12).

Описывать на основе иллюстрации явления живой природы (цикл развития цыпленка, У. с. 13).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий (У. с. 13).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков (отнесение к птицам, насекомым, животным, Т. № 9).

Устанавливать причинно-следственные связи (Каких животных называют домашними?).

Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Следовать инструкции при выполнении задания (Т. № 9).

Умение строить монологическое высказывание. Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).


11-12. Дикие и домашние животные

У. с. 14-15 Т. № 10,11

Первичное предъявление новых знаний.

Отличительные признаки диких и домашних животных. Закрепление знаний о животных.

Мотивация учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний (игра, отгадывание животных из рассказа Н. Сладкова «Угадай: кто я?» и загадки).

Описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (диких – У. с. 14 и домашних – У. с. 15 животных).

Подведение под понятие (дикие и домашние животные) на основе выделения существенных признаков.

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника (Как семья Ивановых заботиться о животных?).

Устанавливать причинно-следственные связи (Что случилось с кошкой?). Самостоятельное маркирование (Т. № 10).

Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Т. № 11). Применять установленные правила в планировании способа решения (Т. № 10).

Умение строить монологическое высказывание (Расскажи о своем любимом животном).


13. Насекомые – часть живой природы

У. с. 16-17

Т. № 12

Хрест.с.5

Первичное предъявление новых знаний.


Установление существенных признаков насекомых.

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта.

Подведение под понятие (насекомые) на основе выделения существенных признаков (У. с. 16, Т. № 12).

Проводить простейшую классификацию изученных объектов живой природы на основе их существенных признаков (Как ты думаешь, паук =- насекомое?).

Описывать на основе иллюстрации изученные объекты живой1 природы (пчела, паук), выделять их основные существенные признаки (У. с.17).

Работа с дидактическими иллюстрациями (хрест. с. 5).

Самостоятельное маркирование (Т. № 12). Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Следовать инструкции при выполнении задания (Т. № 12).

Умение строить монологическое высказывание.


14. Растения – часть живой природы

У. с 18-19

Хрест. с.6-7

Первичное предъявление новых знаний.

Установление общих признаков растений


Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта (разговор о комнатных растениях). Ритуал вхождения в урок.


Подведение под понятие (растения – часть живой природы) на основе выделения существенных признаков (У. с.19, хрест с. 6-7).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий этапы постановки опыта (У.с. 19).

Работа с дидактическими иллюстрациями (Какие растения ты видишь с вертолета?). Ставить опыты, используя простейшее оборудование (У. с. 19).

Проводить сравнение, выбирая верное решение, правильный ответ (^ Листья каких растений рассматривает Маша? У. с. 18-19).

Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Составлять план и последовательность действий, следовать инструкциям и правилам при проведении опыта.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (подведение итогов опыта).

Умение слушать собеседника, вступать в диалог.

Умение строить монологическое высказывание.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


15. Деревья, кустарники, травянистые растения

У. с 20

Т.№.13

Хрест. с.8

Первичное предъявление новых знаний.

Черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев.


Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта (У. с. 20).

Проводить сравнение, выбирая правильный ответ (… сравни растения, Что общего, чем отличаются? У. с. 20).

Работа с дидактическими иллюстрациями (Назови … растения, У. с.20).

Самостоятельное маркирование (Т. № 13).

Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Применять установленные правила в планировании способа решения (Т. № 13).

Умение строить монологическое высказывание.


16. Части растений

У. с. 21.

Т. № 14-16.

Хрест. с. 9

Первичное предъявление новых знаний.

Знакомство с новым термином «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).


Проявлять познавательную инициативу, выполняя задания вместе с героями интриги (У. с. 21).

Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).

Работа с дидактическими иллюстрациями (Это рисунок Маши и Миши, У. с.21, Т. № 14).

Оценка достоверности получаемой информации (^ Он не ошибся? Правильный ли вывод сделала Маша? У. с. 21).

Маркирование (Т. № 16).

Моделирование ответа с помощью простейших инструментов – стрелок (Т. № 15).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации (Т. № 15, 16).

Умение строить монологическое высказывание (^ Расскажи, что ты знаешь об этих растениях? Т. № 16).


17. Растения и их части

Урок – экскурсия


«Органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).


Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Ориентация на их практическое применение.

Различать (узнавать) изученные «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Следовать инструкциям и правилам при проведении экскурсии.

Умение строить монологическое высказывание.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

18-19. Способы размножения растений.

У. с. 22 – 23

Хрест. 10

Первичное предъявление новых знаний.

Особенности распространения плодов и семян в природе. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Мотивация учебной деятельности (введение игрового момента, чтение сказки Н. Осипова).

Проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний: соотнесения названия растения с его изображением.

Работа с двумя источниками информации (учебник, хрестоматия).

Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с. 22-23).

Описывать на основе иллюстрации способы распространения растений в природе (У. с. 22-23).

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты (У. с. 23). Делать выводы на основании полученных результатов.

Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов (У. с. 23).

Умение строить монологическое высказывание (^ Расскажи, как расселяются растения в природе У. с. 22; Придумай рассказ, У. с. 23, … ты сможешь рассказать, Х. с. 10).

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (^ Покажи другу, У. с. 22).


20. Заключительный урок по теме «Живая природа» Обобщение и систематизация знаний.

Систематизация знаний по теме «Живая природа».

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Применять правила, пользоваться инструкцией и освоенными закономерностями.

Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату.

Задавать вопросы для организации собственной деятельности.

^ Природа и ее сезонные изменения

21. Природа и ее сезонные изменения

У. с. 24-25

Т. № 17

Первичное предъявление новых знаний.

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе. Выбор одежды в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствами.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (времена года, месяцы).

Работа с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с. 24-25).

Описывать на основе иллюстраций явления живой природы (смена времен года), выделять их основные существенные признаки (У. с. 24-25).

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий (смена времен года, У. с. 24-25).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации (Т. № 17).

Умение строить монологические высказывания (У. с. 25).

Умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).


Приводить примеры явлений природы

Проводить наблюдения во время экскурсии по парку или городу (времена года)


Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Проводить наблюдения явлений природы

Оценивать конкретные примеры поведения в природе

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определенное время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья


Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (встречающихся в своей местности)

Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определенное время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья

Характеризовать времена года.


Различать времена года по признакам
  1   2   3

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией