Поиск в базе сайта:
Тема урока: «род имён существительных» icon

Тема урока: «род имён существительных»




Скачать 63.76 Kb.
НазваниеТема урока: «род имён существительных»
Дата конвертации18.09.2013
Вес63.76 Kb.
КатегорияУрок

Кубянская СОШ

Атнинского муниципального района РТ


Тема урока:

«РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»


3 класс


Учитель начальных классов

Сафина Резеда Рашатовна


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с приёмами распознавания рода имён существительных.

Задачи:

1. Учить распознавать род имён существительных .

  1. Развивать речь, мышление.

  2. Воспитывать интерес к творчеству татарского поэта

Оборудование: презентация, карточки, у каждого учащегося учебник «Русский язык» 3 класс Р.Ягафарова, ручка, простой карандаш.


^ ХОД УРОКА:

1. Оргмомент.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку.

2. Самоопределение к действию. (Слайд 1)

Это день больших секретов,

Сто вопросов – сто ответов,

Все готовятся к нему

Отвечать на «почему»!

- Как вы думаете, что ждёт нас на уроке? (Будем искать ответы на разные вопросы, делать новые открытия).

Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.


^ 3. Актуализация знаний.

Дежурный. Отчет.

Какое время года? Зима наступает. (слайд - 2)

Зима – это слово какой части речи? (Имя суш.) Какие признаки им.сущ можете найти в этом слове?

(Это слово обозначает время года, отв. на вопр. что?, в ед. числе) (слайд 3)

^ Какую большую тему мы с вами изучаем?

Части речи. Имя существительное.

А что вы можете сказать об имени сущ-ном?

Мы с вами в течение нескольких уроков составляем схему и имени

сущ-ном. Расскажите по этой схеме:

Имя сущ-ное

Часть речи

Предмет

Кто? Что?

Ед.чис. Мн.чис.

Изменится ли эта таблица в конце урока? (cлайд 4)

Я вам раздам таблицы. На экране вы видите слова. Вот эти слова вы должны разделить на две группы. На какие две группы их можно разделить?

Слова: мальчик, папа, дом, рыба, дочка, мама, солнце, дитя, дерево, очки, брюки, книги.

^ 4. Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки,  учащиеся записывают: в первую колонку – мальчик, папа, дом, рыба, дочка, мама, солнце, дитя, дерево. В другую – очки, брюки, книги.

Объясните свой выбор.

^ 5. Постановка учебной задачи

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени  существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы разделить имена сущ-е ед. числа на три группы?

Работа в парах

1. мальчик, папа, дом
2. рыба, дочка, мама
3. солнце, дитя, дерево


А теперь свяжите каждое слово со словами мой, моя, моё и составьте словосочетания.

Как вы думаете, вы всё правильно составили? А почему не получается?

- Потому что мы эту тему еще не усвоили. А тема у нас называется : Род имён существительных.

Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.
Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)

6. Чистописание.

Число.

Классная работа.

Габдулла Тукай – великий татарский поэт. (слайд 5, 6)

Почему мы написали это имя. Что оно вам говорит?

Это имя сущ –ое, пишется с заглавной буквы, одушевленное . 2011 год – год Тукая. Он поэт. Писал сказки для детей. Какие сказки помните? (Шурале, Су анасы, Кәҗә белән сарык и т.д.)

Весь огромный поэтический мир Тукая опирается на народное творчество, мифологию, фольклор, сказки, баиты. Сказочно- завораживающи его сказки "Су анасы", " Шурале", "Коза и баран". Небольшие по объёму повествования удивительно ёмки, содержательны. В его стихах — мудрость, ум, фантазия; яркие образы, точно переданные характеры.

^ 7. Открытие новых знаний.

Сегодня я тоже хочу рассказать вам сказку о том, как у существительных появился род. Вам хочется об этом узнать?

- Тогда послушайте сказку.

^ Как у существительных род появился.

Из этой истории вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, Тот будет награждён».

А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили они их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул и стол, и дом, и мир, и много других). А слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода).

Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.


- Интересная сказка? Как вы поняли из сказки: какого же рода бывают существительные?

А по каким признакам мы будем распределять слова по родам?

^ 1. Это грамматический признак – окончание (слайд 7)

Слова м.р. имеют окончание – нулевое

Слова женского рода имеют окончание –а/-я

Слова среднего рода - -о/-е

По этим признакам у нас слова будут распределяться так:

Моя мама, папа, дочка, ваза, дитя. – ж.р.

Мой мальчик, чайник, дом – м.р.

Мое солнце и дерево – с.р.

Вы со мной согласны? Нет? Почему?

2. Значит род слов, обозначающих людей, имен людей, фамилий зависит от его пола. (слайд 8)

Папа – мужчина, мужского пола, поэтому это слово м.р.

Значит Габдулла Тукай какого рода будет?

А слово Назгуль, Айгуль – ж.р. , п.ч. они женского пола.

А вот слово дитя кого обозначает? И мальчика, и девочку – значит, относится к среднему роду. Это вам нужно запомнить.

Какой вывод сделаем?

Имена существительные имеют м. , ж, и ср. род. Род существительных зависит от окончаний и от принадлежности к полу.

^ 8. Физк-ка. (слайд 9,10,11)

9. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой.

Вам даны слова – имена существительные. Первая пара выписывает слова женского рода, вторая пара – мужского рода, третья пара – среднего рода. Проверяем. По каким признакам определили?

Женщина, корова, окно, народ, дедушка, трамвай, улица, пальто, метро, солнце, беседа, ужин, сыр, Сюмбель, курица. (слайд 12)

^ 10. Работа по учебнику.

Упр.1. Цель: Читаем и думаем. Почему Габдулле было трудно отвечать на вопросы? Форму каких частей речи определяет имя существительное?

Род определяет форму прилагательного и глагола, которые связаны с сущ-ным.

Находим ошибки в тексте и исправляем.

«корова пошёл», «большой лошадь», «дочь твой», «сестра твой».

^ 11. Карточка № 16

12. Тест со взаимопроверкой. (слайд 13)

1. Имя сущ-ное – это а) часть слова б) часть речи в) часть предложения

2. Имя существительное – изменяется а) по числам б) по родам

3. Найди группу слов только ж.р. а) дядя, парта, арбуз б) бабушка, чашка

4. Найди группу слов только м.р. а) дед, стол, круг б) Айнур, ёж, сестра

5. Найди группу слов только среднего рода : а) ведро, масло, медресе

б) школа, яблоко

6. Имя существительное – а) изменяется по родам б) имеет род

Проверяем по эталону работу соседа и ставим оценку. Ставим оценку в дневники. Также пишем д.р.

Д.Раб. Упр.4 с. 91. Выписать из текста имена сущ. М.р. и составить с ними 3 предложения.

13. Итог.

- Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).

- О чём говорили? (о роде имени существительного).

- Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род; род определяется при помощи слов-помощников и по  окончаниям слов).

Что добавим в схему?

Имя сущ-ное

Часть речи

Предмет

Кто? Что?

Ед.чис. Мн.чис

Ж.р. М.р. Ср. р

   Учитель: Отметь ступеньку, на которой ты стоишь после этого урока:

1. « Не понял тему урока»

2. « Надо еще поработать дома»

3. « Мне все понятно»

Молодцы. Спасибо за работу на уроке (слайд14)

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией