Поиск в базе сайта:
Программа объединения «Школа творческого развития» по развитию пальчиковой моторики для детей дошкольного возраста (4-7лет) icon

Программа объединения «Школа творческого развития» по развитию пальчиковой моторики для детей дошкольного возраста (4-7лет)




Скачать 125.27 Kb.
НазваниеПрограмма объединения «Школа творческого развития» по развитию пальчиковой моторики для детей дошкольного возраста (4-7лет)
СТЕПАНОВА Е.А
Дата конвертации01.09.2013
Вес125.27 Kb.
КатегорияПрограмма



Образовательная программа

объединения «Школа творческого развития»

по развитию пальчиковой моторики

для детей дошкольного возраста (4-7лет)

на 2 года обучения.


АВТОР: учитель начальных классов

СТЕПАНОВА Е.А.


2011 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

Актуальность:     

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  ^ Новизна программы:

  • обучение детей проводится с четырехлетнего возраста;

  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

  • разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

  • мелкая моторика;

  • речевое развитие.

  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.



^ Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях дети   работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами. Интересны для детей и занятия с применением Информационно-компьютерных технологий, где они работают - рисуют, раскрашивают, штрихуют с помощью компьютерных технологий.

^ Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Научить детей владеть графическими навыками письма

  2. Формировать навыки исполнительского мастерства.

  3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

  3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Отличительные особенности данной программы:

Дана программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.

^ Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах (15 человек) по 30 минут и предполагают использование следующих форм:

  • беседа

  • экскурсия

  • дидактическая игра

  • ролевая игра

  • физические упражнения

  • коллективное творчество

  • анкетирование

  • индивидуальная корректировка действий.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика

  • оригами

  • конструирование

  • графические упражнения

  • игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Оригами” дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе “Конструирование” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.

  • Овладение разными видами трудовой деятельности.

  • Умение создавать художественный образ своего изделия.

  • Овладение приемами работы с разными инструментами.

  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

  • Овладение нормами этики поведения.



Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения.


Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети

должны знать:

  • виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);

  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

  • понятие “оригами”, “шаблон”;

  • виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);

  • основные правила склеивания;

  • понятие «конструктор»; «мозаика»

должны уметь:

  • применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);

  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

  • работать с трафаретами;

  • изготавливать детали по шаблону;

  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.



К концу второго года обучения дети

должны знать:

  • виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);

  • виды штриховки (простая и комбинированная);

  • виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);

  • понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;

  • понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

должны уметь:

  • изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;

  • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;

  • плести косички из ниток;

  • выполнять шнуровку.

  • вырезать симметричные детали;

Формы подведения итогов реализации программы:

В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  • тестирование по индивидуальным карточкам,

  • самостоятельные работы,

  • беседа, выступления

  • выставки графических работ

  • участие в конкурсах



Учебно-тематический план.

1год обучения – 72 часа





Содержание

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Диагностика

1 ч

-

1 ч

2

Пальчиковая гимнастика

4 ч

-

4 ч

3

Оригами

10 ч

1 ч

9 ч

4

Конструирование

13 ч

3 ч

10 ч

5

Графические упражнения

24 ч

3 ч

21 ч

6

Игры и действия с предметами

20 ч

3 ч

17 ч




Итого:

72 ч

10 ч

62 ч



Учебно-тематический план.

2 год обучения – 72 часа



Содержание

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Диагностика

1 ч

-

1 ч

2

Пальчиковая гимнастика

4 ч

-

4 ч

3

Оригами

8 ч

1 ч

7 ч

4

Конструирование

13 ч

2 ч

11 ч

5

Графические упражнения

27 ч

4 ч

23 ч

6

Игры и действия с предметами

19 ч

2

17 ч




Итого:

72 ч

9 ч

63 ч



Содержание курса.

Первый год обучения.

  • Диагностика 1ч.

Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.

  • Пальчиковая гимнастика 4 ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»

  • Оригами 10 ч.

Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Практика: «Корзиночка для мамочки», «Конверт», «Фоторамка для папы».

  • Конструирование - 13 ч.

Знакомство с различными видами конструкторов (лего, железные конструкторы, кубики). Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.

Практика: «Домик для любимых игрушек», «Стульчик», «Стол», «Санки».

  • Графические упражнения 24 ч.

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.

Практика: «Маша и медведь», «Колобок», «В гостях у кота Матроскина».

  • Игры и действия с предметами 20 ч.

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.

Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков»


Второй год обучения.

  • Диагностика 1 ч

Проведение диагностических исследований, появление новых самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики.

Практика: «Как я пишу и русую»

  • Пальчиковая гимнастика 4 ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Рыбки», «Морские свинки», «Буратино».

  • Оригами 8 ч.

История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Практика: «Цветы любимой мамочке», «Фуражка для папы», «В зоопарке»

  • Конструирование 13 ч.

Работа с железными конструкторами, самостоятельное изготовление различных предметов по заданию педагога. Комбинирование различных форм в изделии. Алгоритм работы с конструктором. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Практика: «Город будущего», «Я соблюдаю ПДД», «Бумажные фрукты и овощи». Беседа о культуре общения «Я и мои друзья».

  • Графические упражнения 27 ч.

Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);

Практика: графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты. «Тридцать три богатыря», «У лукоморья…», «День и ночь».

  • Игры и действия с предметами 19 ч.

Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;

Практика: игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль»


Список литературы

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.

  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.

  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

  5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.

  6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

  7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

  8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

  9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.

  10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.

  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

  12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.

  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.

  14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией