Поиск в базе сайта:
Тема: И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна». Цель: Выявить какой приём использовал И. А. Крылов для высмеивания людских пороков. Задачи icon

Тема: И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна». Цель: Выявить какой приём использовал И. А. Крылов для высмеивания людских пороков. Задачи




Скачать 66.14 Kb.
НазваниеТема: И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна». Цель: Выявить какой приём использовал И. А. Крылов для высмеивания людских пороков. Задачи
Дата конвертации30.08.2013
Вес66.14 Kb.
КатегорияТексты

Тема: И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».


Цель: Выявить какой приём использовал И.А.Крылов для высмеивания

людских пороков.

Задачи: 1.Учить видеть иносказательный смысл басен.

2.Развивать умение рассуждать, проявлять склонность к обмену

впечатлениями, уверенность в своих силах.

3.Воспитывать нравственные качества.


Ход урока


1.Актуализация знаний

1) Чтение стихов А.С. Пушкина и М.Ю Лермонтова.

(подведение итогов чтения)

УчительКакое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этих великих русских поэтов? Что вызвало эти чувства? (высказывания детей)

Учитель Но, несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей, А.С Пушкин и М.Ю Лермонтов были наказаны: отправлены в ссылку.

Причём А.С. Пушкин не однажды. Как вы думаете почему? (ответы детей).


Ученик (Индивидуальное д/з )– Да потому, что они писали не только о красоте природы, но и об отношениях между людьми. Так А.С. Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, которое процветало при дворе императора Александра 1. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё прилюдно. Вот их и наказывали за это, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми.

2. Создание проблемной ситуации


Учитель: Но вот И.А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А наказать его было нельзя.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?

(вопрос записывается на доске)

Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).

^ 3.Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность)


1) - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:

Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы

^ 1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;

2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;


(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность.)


2) Подводящий диалог

Учитель – Расскажите, как вы разделили слова на группы (проверка)

ложь доброта

глупость правдивость

жадность храбрость

хитрость нежность

трусость верность

лесть

лень


- Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.


3) - А кто уже может ответить на главный вопрос: « Почему Крылова не наказывали за то, за что наказывали Лермонтова и Пушкина?»

(если дети затрудняются, ведём поиск решения проблемы дальше)

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

-Вы, конечно, узнали, откуда эти строки?

Ученики – Из басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Учитель – Так что писал И.А Крылов? (басни)

- А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).


4) - Что такое басня? (ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ).

Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.

- Так кто главные герои басен? (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? (животных)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).

-А это обидно для человека? (нет)

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

Ученики - Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.


- Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока?

Ученики – И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

Учитель – И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.

- Ещё во 2 классе мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).

- Вспомните мораль известных вам басен

Ученики – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…(и др.)

Учитель – А что такое мораль? (если дети затрудняются, ответы даны на карточках).

Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.


Физминутка


^ 3. Работа с учебником

1)басня «Мартышка и очки»

- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Мартышка и очки».

Скажите, вы можете по названию этой басни определить, о чём, или о ком в ней пойдёт речь? (высказываются)

-Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? ( Обезьяна надевает очки.)

- А зачем она это делает?

- Сейчас я прочту вам эту басню, а вы сравните свои предположения с содержанием басен. (сравнивают)

-Что вызвало у вас смех? Какой показалась вам мартышка?

- Что она сделала с очками?

-Найдите в тексте мораль этой басни (читают мораль).

2) словарная работа

(на доске записано слово Невежда)

- Вам встретилось слово Невежда, кто это такой?

- Найдите в словаре значение этого слова.

^ Необразованный человек , неуч – Невежда.

3) работа над содержанием

- Так какова же главная мысль басни?

- Что высмеивает И.А. Крылов? (глупость необразованного человека).

Ребята, прочтите первые 4 строки. Какой вопрос бы вы задали классу?

Ученики: -Почему Мартышка решила завести очки?

Учитель: - Достала она очки или нет? Сколько?

- А полдюжины это сколько?

- С каким настроением она их надевала? (злилась)

- С какой интонацией надо прочитать эти строки?

- Прочтите.

Попробуйте представить себе эту сердитую Мартышку, а теперь сами изобразите её мимикой, жестами.

- Вот с таким выражением лица прочтите следующие 4 строки.

( читают несколько человек)

Учитель:- Как вы понимаете выражение: И проку на волос нет в них ?

Ученики: - Значит, нет толку, пользы.

Учитель: - Покажите это голосом, читая следующие 3 строки ( читают).

- Как вы думаете Крылов сожалеет, что есть такие неучи среди людей? Прочтите мораль басни, она поможет вам ответить на вопрос. (читают)

3)Анализ басни « Зеркало и обезьяна»

Учитель:- Следующая басня И.А. Крылова называется «Зеркало и Обезьяна». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (высказывают предположения)

-А что автор будет высмеивать?

- Давайте, сравним ваши предположения с текстом.

( дети читают)

- Что вы хотите сказать?

-Похожа эта Обезьяна на Мартышку из предыдущей басни? Чем?

- Кого она увидела в зеркале? (себя)

- Узнала она себя в зеркале? (нет)

- Почему?

- Какой она, наверное, себя считала?

-Ребята, а какой совет дал ей Мишка?

(^ Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?)

Эти слова стали поговоркой, и я часто вам их напоминаю. Когда я это делаю?

(Когда хочу, чтобы вы не судили другого, а посмотрели, прежде всего, на себя).

- Так какова главная мысль, какие человеческие качества высмеивает Крылов?

- Найдите и прочтите мораль этой басни.

- Что значит « На руку нечист»?

4) Чтение по ролям

- Давайте представим себя в роли Обезьяны с зеркалом.

- Посмотрите в него, покривляйтесь.

- А теперь найдите в тексте слова, которые произносит обезьяна, глядя в зеркало.

-Я прочту слова автора, а вы слова обезьяны, Петя с Димой прочтут слова Медведя. ( ^ Выразительное чтение по ролям)

Итак, ребята, мы сегодня читали……. (басни), автора…….(И.А. Крылова). И напоследок я предлагаю вам поиграть в игру «Мораль сей басни такова». Ваша задача, определить к какой басне относится данная мораль.

5) Игра

  • Вперёд чужой беде не смейся, голубок . (Чиж и голубь)

  • Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

(Лебедь, Щука и Рак)

  • Таких примеров много в мире, не любит узнавать никто себя в сатире. (Обезьяна и зеркало)

  • Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона.

(Слон и Моська)

  • Ты всё пела, это дело. Так пойди же, попляши!

(Стрекоза и муравей)

6) Итог урока

-На этом наш урок заканчивается, а я прошу вас закончить предложения, опираясь на слова, Я знаю: (что Крылов писал басни, в каждой басне есть мораль, мораль это…..)

^ Я умею:(находить мораль в басне)

На доске появляется надпись

Знаю: Умею:


И.А.Крылов Мораль

Басни

Мораль

Поучение

Или главная мысль

(Отметка за урок)

Домашнее задание:

- А кто ещё кроме Крылова писал басни? ( Л.Н.Толстой)

- Соотнесите мораль басен Крылова с моралью басен Толстого

Дима - басню « Гуси и павлин» ;

Петя- «Собака и её тень»;

-Сочинить мораль к басне:

Алёна - «Учёный сын»

Все: Наизусть басню.

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией