Поиск в базе сайта:
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: \"М. М. Пришвин \"Моя Родина\" icon

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "М. М. Пришвин "Моя Родина"




Скачать 47.19 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения в 4 классе по теме: "М. М. Пришвин "Моя Родина"
Дата конвертации19.08.2013
Вес47.19 Kb.
КатегорияУрок



Урок литературного чтения в 4 классе

по теме: "М.М. Пришвин "Моя Родина"

УМК «Планета Знаний»

Урок разработан учителем начальных классов Герасимовой Татьяной Борисовной, МОУСОШ №16 села Александровского Ставропольского края

Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы

Земля наша.

А.П.Чехов


ЦЕЛИ:

  • ВВЕСТИ В КРУГ ЧТЕНИЯ НОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ М.М. ПРИШВИНА, ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЕМ “ОЧЕРК”;

  • РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ОСОЗНАННОГО, ПРАВИЛЬНОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ, МОНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ, МЫШЛЕНИЕ;

  • ^ ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ, ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.



ХОД УРОКА


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


^ 2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.


-Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова А.П. Чехова. Прочитайте. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?


^ Поэтическая минутка (ученик читает стихотворение о малой родине)


-Как вы понимаете слово Родина?


Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. (Прикрепляю на доску лексическое значение слова). Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.


^ “РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.


Знакомство с автобиографией М. Пришвина .


М.М. Пришвин родился 4 февраля в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных – языковедов, изучая фольклор народов Севера.


К писательскому творчеству пришел уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году. Однако лишь в 1925 г. Вышла его первая детская книжка “Матрёшка в картошке”. Затем увидели свет и другие произведения: “Ярик”, “Ёж”, “Лисичкин хлеб”, “Кладовая солнца”


-О чем писал М.М.Пришвин? (М.М.Пришвин писал о природе).


^ 3.РАБОТА НАД ОЧЕРКОМ “МОЯ РОДИНА”.


-Сегодня на уроке мы познакомимся с очерком М.М. Пришвина “Моя Родина”


(На доску учитель вывешивает лексическое значение слова ОЧЕРК).


-Прочитайте про себя лексическое значение слова.


Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.


(Учитель читает текст)

-От чьего имени ведется рассказ.

-Чем понравился вам очерк?


^ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.


1 абз. – Чтение про себя с “копилкой” вопросов. Ребята задают вопросы по прочитанному абзацу.


- Как вы понимаете выражение “рано до солнца”?

- Чем угостила мать автора?

- В чем кипятилось молоко?

- Чем покрывалось сверху?


^ 2 абз. Чтение вслух.


Как вы понимаете выражение “это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону”?


3-4 абз. Чтение «цепочкой»

О чем говорят эти строки?


5-6 абз. – Чтение про себя. Найти и подчеркнуть слова, которые поясняют, в чём заключается “охота писателя”


^ 7-8 абз. – Чтение про себя. Приготовьтесь к выразительному чтению. Расставьте паузы, покажите логическое ударение.


Рабора по тексту

-С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?(Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.)


- Чем угощала мать будущего писателя? («Мать угостила меня чаем с молоком»).

-Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону? (Научился вставать рано, до солнца.)

Озаглавливание

Учитель: Как можно назвать первую часть очерка?

«Вкусный чай».


-Всегда ли Пришвин жил в деревне?

В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.( «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.)


-Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?(Он очень любил природу)

.

-Какое значение он придаёт раннему подъёму?( «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»)

-Как можно озаглавить вторую часть?

«Восход солнца».


Куда уходил Пришвин после чая? («После чая я уходил на охоту»).


-В чём заключалась охота писателя? («Моя охота была тогда и теперь – в находках»).

-Что это за находки?(«Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел»)

-Как можно озаглавить эту часть?

«Находки».


-К кому же обращается писатель?(Писатель обращается к детям, которые читают его книги).

-Что значит «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.)

-Что называет Пришвин «сокровищами жизни»? («Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных).

-К чему призывает Пришвин? (Пришвин призывает охранять Родину).

-Что значит «охранять природу»? («Охранять природу – значит охранять Родину»).


-Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.

Как можно озаглавить часть?

^ Обращение к молодым друзьям.


-Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?

«Охранять природу – значит охранять Родину».

Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.


^ РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ.


Очерк М.М.Пришвина заканчивается пословицей.

Охранять природу – значит охранять Родину.


-Как вы понимаете смысл этой пословицы.

Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл.


Одна у человека мать родная, одна у него и Родина.


Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.


^ МИНИ- СОЧИНЕНИЯ

Ребята, сейчас в очерке мы познакомились с авторской позицией. А теперь у вас есть возможность выразить своими словами свою позицию, свое представление о своей малой родине.

Как по- вашему, с чего начинается РОДИНА? С любви к матери (Наташа С. читает собственное стихотворение о маме)


Мы побывали в прошлом, в настоящем, а теперь заглянем в будущее.


- Какой будет наша Родина?

(2 ученика заранее готовились и зачитывают свои тексты)


ИТОГ.


Что вам запомнилось?

Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.

Каждый из нас любит свою Родину. Поэт создаёт образ Родины с помощью слова, композитор - с помощью звуков, художник использует краски и кисть, чтобы передать нам всю красоту, увиденную им. И всё это великий труд, приносящий радость.

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией