Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» icon

Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан»

Реклама:



Скачать 101.8 Kb.
НазваниеЗнакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан»
Дата конвертации12.08.2013
Размер101.8 Kb.
ТипДокументы
источник

ЗНАКОМИМ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙ РОССИИ

«Герб и флаг страны отражают историю народа,

мечту создателя и достоинство своих граждан»

М. де Монтень


Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотическо­го воспитания дошкольников.

Однако принципы, методы, конкретные приемы такой работы раскрыты и пред­ставлены недостаточно не только в про­граммах, но и в методической литературе по этому разделу.

В полной мере понять, осмыслить, за­помнить некоторые исторические сведе­ния, значение цветов и образов, их взаим­ное расположение и функции - дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об истори­ческом прошлом Родины невелик, круго­зор не так обширен.

Поэтому педагоги, подбирая методы и приемы патриотического воспитания, должны учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточно сформированное ис­торическое сознание, непонимание неко­торых социальных явлений.

Следует помнить: патриотическое вос­питание дошкольников и работа по озна­комлению с государственной символикой как его часть - это не столько передача знаний, сколько формирование на их ос­нове любви к Родине. И эта работа даст больший эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей де­ятельности.

Таким образом, задача педагога услож­няется многократно, что связано как с объ­емом предлагаемого материала, так и с от­бором методических приемов, способных в полной мере донести его содержание до дошкольника и сделать занятия интерес­ными и незабываемыми.



^ Тематический план цикла занятий по ознакомлению дошкольников с государственной символикой РФ

Месяц

Тема

^ Обучающие цели, задачи

Сентябрь

Наша Родина - Рос­сия

Уточнить и углубить знания и представления о России (тер­ритория, президент, столица, язык и др.)

Октябрь

Неофициальные символы России

Познакомить с основными неофициальными символами России

Ноябрь

Государственный флаг РФ

Познакомить с Государственным флагом РФ, дать представ­ление о его происхождении, назначении, символике цветов и их взаиморасположении

Декабрь

Государственный гимн РФ

Познакомить с Государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначе­нии, содержании; определить его признаки, сходные с призна­ками других музыкальных произведений и отличные от них

Январь

Москва - столица России. Герб Москвы

Познакомить с гербом Москвы, его происхождением, назначе­нием, символикой образов и цветового сочетания в нем

Февраль

Вооруженные силы России: эмблемы и символы

Познакомить с понятием «эмблема», закрепить понятие «сим­вол», познакомить с наиболее распространенными эмблемами различных родов войск и значением символов на них

Март

Государственный герб России

Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветово­го сочетания и образов в нем

Апрель

Герб и флаг Уфы (родного города)

Познакомить с изображением флага и герба Уфы (родного города), со значением символов в нем, символикой цветов

Май

Знамя Победы

Формировать элементарные представления об истории Оте­чества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен

Июнь

Конкурс-викторина «Герб - флаг - гимн»

Обобщить знания и представления о государственных симво­лах РФ

Внимание! Основная цель занятий цикла - воспитание уважения к своему народ, благодарно­сти к предкам, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к государственным символам РФ.
Помимо занятий предусмотрены экс­курсии к историческим и культурным па­мятникам, в музеи города. В тематический план не входят интегрированные занятия аналогичной тематики, которые проводят­ся совместно с другими специалистами МДОУ, а также патриотические досуги и праздники.

Все занятия цикла условно можно раз­делить на основные и вспомогательные. Основных занятий четыре - знакомство с государственными символами РФ (герб, флаг и гимн) и гербом Москвы. На вспомо­гательных занятиях детей готовят к ознакомлению с тем или иным государствен­ным символом или закрепляют получен­ные ранее знания.


^ Какую литературу целесообразно ис­пользовать при подготовке к занятиям?

Это книги и пособия, выполняющие ин­формационную функцию, т.е. помогающие педагогу восполнить имеющийся дефицит собственных познаний в данной области.

1. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.

2. Романовский В.К. Символы россий­ской государственности: Пособие для учи­теля. М.: Русское слово, 2002.

3. Хорошевич АЛ. Символы русской го­сударственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.

4. Министерство образования Российской Федерации. Государственная симво­лика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. (комплект: книги + компьютерный диск).


Можно порекомендовать также следую­щие методические пособия:

1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реа­лизации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003.

2. Ерохина ЕЛ., Круглова ТА. Государст­венные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приоб­щение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004.

5. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Зна­комим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.

6. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.

7. Серов Н.Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М.: ВАКО, 2005.

8. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.


Изучив литературу, мы пришли к выво­ду, что наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.

Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т.д.

Во-вторых, при знакомстве с россий­ским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и их взаимное распо­ложение.

Затем следует познакомить детей с Го­сударственным гимном России, который имеет две составляющие - текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.

Это уже более сложная задача в отличие от запоминания символики полос флага и их взаиморасположения. Кроме того, та­кая последовательность позволяет повто­рить пройденный материал.

Далее желательно провести занятие «Герб Москвы», на котором детям предла­гается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символи­зируют. Дети слушают, легенду о всаднике и драконе, изображенных на гербе Моск­вы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение (белый конь, синий плащ всадника).

С символическими значениями красно­го, белого и синего цвета дети уже знако­мы, а черный, как правило, не вызывает за­труднений.

Только после этого целесообразно про­вести занятие-исследование «Герб Рос­сии». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют. Воспитатель предлагает рассмотреть крылья птицы, по­рассуждать о том, на что они похожи, что символизируют. Информацию о трех ко­ронах, перевитых лентой, о скипетре и дер­жаве педагог сообщает в ознакомительном порядке.

Такая последовательность при ознаком­лении дошкольников с символикой Рос­сии соответствует одному из основных ди­дактических принципов - от простого к сложному - и, как показывает опыт, дает хорошие результаты.




Конспект занятия для подготовительной к школе группы


^ Я – России часть и знак


Задачи. Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое ре­шение, расположение полос); формиро­вать представление о его значении; воспи­тывать уважительное отношение к нему, любовь к Родине, гордость за нее, углуб­лять представление детей о России как о государстве, в котором они живут (столи­ца, президент); способствовать развитию грамматического строя речи, связной ре­чи, обогащать словарный запас; расширять кругозор; поддерживать познавательный интерес к истории страны.

^ Предварительная работа. Заучивание стихотворений, дидактическая игра «Бе­лый-синий-красный», слушание песен о Родине, подбор материала в «Уголок Рос­сии».

^ Работа с родителями. Консультация «Как знакомить детей с символикой РФ», анкетирование «Что мы знаем о родной стране», рекомендации в папке-раскла­душке, рубрика «Прочитайте детям» (спи­сок произведений о Родине в Родитель­ском уголке).

Оборудование. Изображение Государ­ственного флага РФ; таблица «Флаги государств Европы» (четыре флага); флаж­ки-билеты с изображением флагов различ­ных государств; оборудование для Музея вещей; аудиозапись песни «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).

^ Раздаточный материал. Индивидуаль­ные пакетики с цветными полосками для выкладывания флагов, воздушные шары - два белых, два синих, два красных.

Ход занятия


Ребенок.

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною.

Это все мое, родное!

В. Орлов


Воспитатель. Как вы думаете, о чем это стихотворение? (О Родине.) Что такое Родина? (Ответы) Как называется наша страна? (Россия) Кто является главой Российского государства? (Президент.) Как называется столица нашей Родины? (Москва.)

^ Дидактическое упражнение «Глав­ный город». Воспитатель показывает кар­точки с изображением главных достопри­мечательностей Санкт-Петербурга, Москвы. Дети узнают их и называют.


Ребенок.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах...

Столько храмов, столько башен

На семи твоих холмах!..

...Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат,

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Ф. Глинка


Воспитатель (показывает плакат с изо­бражением панорамы Москвы).

Посмотрите, какая красивая столица нашей Родины - Москва! Чем столица от­личается от других городов? (Это главный город страны. Здесь работают президент и правительство.) Где работает прези­дент? (В Кремле.) Посмотрите на панораму Кремля и попробуйте определить, в ка­ком здании работает президент. (В здании с флагом на крыше.)

Правильно, это резиденция Президента Российской Федерации. Над всеми самы­ми важными зданиями нашей страны раз­вевается Государственный флаг России. (Рассматривание фотографий.) Где еще можно увидеть изображения Государст­венного флага РФ?


^ Экскурсия в Музей вещей. Экскурсия в «музей» помогает детям ответить на этот вопрос. (Дети рассматривают разложен­ные на столах предметы с изображением российского триколора: грамоты, одежда, фотографии транспорта, спортивных со­ревнований и т.д.)


Воспитатель. А теперь попробуйте сами сложить флаг нашей страны. (Дети из по­лосок красного, белого и синего цвета скла­дывают флаги.) Давайте проверим, пра­вильно ли вы выполнили задание. (Дети отвечают на вопросы: какого цвета первая сверху полоска? расположенная над синей полосой? между белой и красной? И т.п.)

Знаете ли вы, что на нашем флаге каж­дый цвет имеет свое значение? Верхняя, белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Си­няя полоса в середине – символ миролю­бия – говорит о том, что Россия против воины. Красная полоса - символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.


Эстафета. Дети делятся на две коман­ды. У каждой команды по три воздушных шарика - белый, синий, красный. Первая пара участников составляет пирамиду из шариков (зажимает синий между белым и красным) - добежав до обруча, оставляет в нем шары. Следующая пара бежит к обру­чу, складывает шары в правильном поряд­ке и возвращается с ними к команде. И т.д.


Воспитатель. Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимос­ти, самостоятельности государства. Как вы думаете, зачем нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)


^ Игра «В дальние страны». Дети, глядя на таблицу «Флаги государств Европы» (в подготовительной к школе группе – четыре-шесть флагов), находят Государствен­ный флаг России, объясняют свой выбор. Затем сравнивают изображение флага России с изображением флагов других го­сударств.


^ Игра «Возвращаемся домой». Дети вы­бирают билеты с изображением флага Рос­сии, затем находят «поезд» (составленные стулья) с российской символикой, занима­ют места. (Звучит аудиозапись песни «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.) Дети имитируют стук колес поезда.


Закрепление. На занятиях и в повседнев­ной жизни с использованием дидактических игр «Раскрась Государственный флаг Рос­сии», «Сложи из полосок Государственный флаг России», «Выложи флажок из пало­чек», «Белый-синий-красный» (с цветовы­ми сигналами), «Сравни» (по таблицам «Флаги государств мира»), домино «Флаги».






Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» iconГеральдика нашей страны. Интеграция образовательных областей: «Познание»
Демонстрационный материал: иллюстрации с государственной символикой Р. Ф. (герб, флаг, гимн), аудиозапись с исполнением гимна Р....

Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» iconНоминация: Литературное творчество
Я живу в России на родине своих предков. И как у каждой страны, у России есть своя символика это гимн, флаг и герб. Я хотел бы окунуться...

Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» iconБиблиография
Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание №8 – 2007 С. 54 – 58

Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» iconОзнакомление дошкольников с государственной символикой России
Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными...

Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» iconТема урока этап проектной или исследовательской
...

Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» iconТема урока этап проектной или исследовательской
...

Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» iconУрок Тема: «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы»
Цели урока: «Изучение географического положения, государственной символики России и герба Тулы»

Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» iconУчебник А. А. Плешаков, 2011 г
Если мы будем различать государственные символы России – флаг, герб, гимн; различать предметы рукотворного мира; знать историю своего...

Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» iconПланирование учебного материала курса: окружающий мир во 2 «А» классе 2012-2013 учебный год
...

Знакомим дошкольников с государственной символикой россии «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан» iconСимволы государства Цель: изучать историю государства, государственных символов. Помещение оформляется по теме : «Три символа на фоне истории»
Символы государства, знаки его суверенитета – это герб, флаг, гимн. Во многих гербах используются существовавшие ранее геральдические...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©fs.nashaucheba.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы