Поиск в базе сайта:
Описание природы (работа над сочинением) icon

Описание природы (работа над сочинением)




Скачать 48.35 Kb.
НазваниеОписание природы (работа над сочинением)
Дата конвертации11.08.2013
Вес48.35 Kb.
КатегорияТексты
1. /л..docОписание природы (работа над сочинением)

Описание природы

(работа над сочинением)


Обучающие цели:

- дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы

- показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа

- познакомить с ролью прилагательных в описании природы

- научить понимать роль описания в повествовании

Развивающие: развивать наблюдательность, речевое чутье, воображение

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного

Оборудование: учебник, дидактический материал, иллюстрации разных видов пейзажа


Ход урока:

  1. Введение понятия «пейзаж».

–Послушайте стих М.Лисянского «Пейзаж», определите основную мысль, которую хотел выразить в этом стихотворении поэт.

Почему стихотворение называется «Пейзаж»?

Зима всю землю в снег одела,

Проникла в каждый уголок.

Стоит в лесу под шапкой белой

Пенёк, похожий на грибок.

Не шелохнут ветвями елки,

Такая тишина вокруг,

Что слышно, как летят иголки

На чистый снег из белых рук.


- Что такое пейзаж? Прочитайте об этом в учебнике (упр. № 253)

- Какие виды описания видите вы на этих иллюстрациях?

Какие из них ближе и роднее для вас? Почему?

- Почему сердце каждого человека трогают картины родной природы?

Прослушайте стих З.Александровой и подумайте, почему у человека бывает

только одна родина?


2. Если скажут слова «родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь: от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!


  1. Наблюдение над употреблением прилагательных в художественном описании природы (упр. № 254, 255).


- Прослушайте отрывок из повести А.Толстого «Детство Никиты». Чем отличается описание зимнего дня в этом отрывке от тех описаний, над которыми мы работали при выполнении упр. № 254, 255?


Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, уголочками уколол щёки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор…

Никита повернул направо, к речке, и и старался идти по дороге, по чужим следам, в тех же местах, где снег был нетронутый, чистый, - Никита шел задом наперед, чтобы отвести глаза Аркадию Ивановичу.

На крутых берегах Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс- и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли.


- Выпишите из текста прилагательные, эпитеты + существительные.

- Зачем писатель ввел описание природы в рассказ о зимних забавах Никиты?


  1. Редактирование сочинения «Танькина калоша». (Дидактич. мат. , к № 407).


- Прочитайте рассказ ученицы, определите основную мысль. Соответствует ли название рассказа основной мысли? Как следовало назвать этот рассказ?

- К какому типу речи вы отнесете этот текст? Почему?

- Найдите в рассказе описание природы. Какую роль играет это описание для выражения основной мысли?


-Отредактируйте сочинение.


V. Подведение итогов урока.


- Что такое пейзаж? Какие виды описания природы вы знаете?

- Какую роль играют прилагательные в художественном описании природы?

- Какова роль описания природы в повествовании?


II – вариант.


Онегин и Печорин – «герои своего времени»


  1. Причины появления «лишних» людей в русской литературе XIX в.

  2. Онегин и Печорин – «герои своего времени».

  1. Черты сходства:

- дворянское происхождение;

- светское образование и воспитание;

- праздное существование, отсутствие высоких целей и идеалов в жизни;

- понимание людей;

- неудовлетворенность жизнью.

2) Различия между ними:

- глубина страданий Печорина, поверхностное переживание Онегина;

- пренебрежение законами «света» у Печорина и боязнь светской молвы у Онегина;

- безмолвие Онегинаи сила воли у Печорина;

- противоречивость, двойственность натуры, скептицизм Печорина, «резкий,

охлажденный ум» Онегина.



  1. Место Печорина и Онегина в галерее «лишних людей» XIX в.



III- вариант.



  1. Прочитать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени» и подготовить сообщение, опираясь на вопросы:

- Какова основная мысль романа?

- О каких отрицательных чертах в характере Печорина говорит Белинский и чем

объясняет их появление?

- Какие положительные черты в характере Печорина отмечает критик?

- В чем сходство и различие между Печориным и Онегиным?

- Каковы особенности композиции романа?

- Почему «роман исполнен высочайшего интереса»?


Задание к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».


I – вариант.


Подготовить сообщение по плану.

Печорин – герой своего времени.


  1. Печорин – герой переходного времени («Печорин – представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов», «Отсутствие высоких общественных идеалов – яркая черта исторического периода»).

  2. Трагизм судьбы и жизни Печорина.

  3. Происхождение и общественное положение.

  4. Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:

- незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критического склада ума;

- жажда действий и постоянные поиски применения своих сил – отличительная черта Печорина;

- противоречивость его и разлад с самим собой;

5. Печорин – один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х г. XIX в.:

- близость его людям 30-х г. и Лермонтову;

- черты, роднящие Печорина с героями «Думы».

6. Причины гибели Печорина:

- отсутствие общественных запросов и чувства родины;

- воспитание и влияние света.

7. Значение образа Печорина в общественно-политической борьбе 30-40-х г.

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией