Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов icon

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов

Реклама:



Скачать 37.11 Kb.
НазваниеВзаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов
Дата конвертации28.07.2013
Размер37.11 Kb.
ТипЗадача
источник

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов

Н
Сотрудничество учителя-логопеда с учителями начальных классов
арушение речи
– распространённое явление среди учеников младших классов. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта. Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве учителя и логопеда. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда и учителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия.




Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Учитель начальных классов и логопед стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

^ Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Логопедическая работа в начальных классах нашего образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции. Поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя. На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно.

Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для детей, имеющих ОНР.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому логопед не дает заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией. Например, при автоматизации звука [р] на учебном материале по русскому языку логопед предлагает детям такие задания:

- прочитать словарные слова с буквой «р»;

- прочитать и записать названия птиц (сорока, ворона, утка);

- составить предложения с этими словами и т.д.

^ Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями.

При этом необходимы:

- учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

- учет возрастных особенностей детей;

- предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

- закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

- придание обучению воспитывающего характера;

- всестороннее развитие личности учащегося.

Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий.

Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма логопед периодически проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

В целях пропаганды своих занятий логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Логопед выступает здесь с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению.

Логопед, как и учителя начальных классов, является членом медико-психолого-педагогического консилиума, на заседаниях которого рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов iconВзаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Татистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но...

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов iconТематика консультативной работы учителя-логопеда (разработана для мо учителей начальных классов)
Упражнения на уроках русского языка, способствующие обогащению активного словаря учащихся

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов iconВзаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов iconПлан работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год
Методическая тема объединения: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного...

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов iconАнализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 уч год
В работе мо принимали участие 12 учителей начальных классов. Все работают по умк «Гармония». В этом учебном году методобъединение...

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов iconОтчёт о работе методического объединения учителей начальных классов
Трофимова Светлана Владимировна – учитель высшей квалификационной категории, руководитель Районного методического и школьного объединения...

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов iconВыступление на городском методическом семинаре «Работа учителя по адаптации первоклассников с использованием икт» Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов iconЕсли ребенок плохо говорит
А тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой...

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов iconАнализ работы мо учителей начальных классов мбоу сош №11 в 2011/2012 учебном год
Основная научно-методическая тема, над которой работал коллектив учителей начальных классов «Развитие ведущих учебных умений, как...

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов iconПубличный отчёт учителя начальных классов мбоу города Астрахани «Гимназия №2»
Работаю учителем начальных классов более 30 лет. Более 10 лет работаю по ос «Школа 2 100». Изучила и обобщила опыт работы по теме...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©fs.nashaucheba.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы