Поиск в базе сайта:
Тема выступления: «Профессиональное самоопределение учащихся» icon

Тема выступления: «Профессиональное самоопределение учащихся»




Скачать 45.26 Kb.
НазваниеТема выступления: «Профессиональное самоопределение учащихся»
Дата конвертации13.07.2013
Вес45.26 Kb.
КатегорияТексты

Общешкольное родительское собрание СШ №10

15.11.11. Митюхина Н.П. ЦПМСС «Лабиринт»

Тема выступления: «Профессиональное самоопределение учащихся»


В настоящее время насчитывается более 40 тыс. профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно ис­чезают и почти столько же появляется новых.

Психолог, оказывая помощь в ознакомлении с профессиями, уделяет главное внимание професси­ональным требованиям, предъявляемым к психологи­ческим особенностям ребенка, его склонностям, способностям.


В сентябре-октябре нами была проведена диагностика по методике ДДО

В 9 «б» классе преобладает направленность на тип профессий


^ Человек-Техника(10) 1. Человек- Техника (Ч-Т).
Труд людей этой группы профессий связан с:
· изготовление деталей, машин, вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы и др.
· обслуживанием технических объектов;
· восстановление и ремонт технического оборудования, изделий;
· контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий

^ Человек - художественный образ (Ч-Х). (8)
Труд людей этой группы профессий связан с:
· архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.;
· дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
· мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.

^ Человек - человек: (5 человек), Человек-Знак (2) Человек-Природа (0)


В 9 «а» и 9 «в» результаты примерно такие же.

Т.е. мы выявили, в какой области лежат интересы детей в профессиональном самоопределении.


^ Была также проведена диагностика коммуникативных и организаторских способностей.

Очень высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей у 25% учащихся


Теперь эти результаты необходимо сравнить со шкалами оце­нок тех и других способностей. Наша испытуемая получила оцен­ку 5 по коммуникативным способностям и 4 по организаторским. Подтвердила правильность своего выбора, самоутвердилась и за­горелась желанием еще больше совершенствоваться, добиться преодоления некоторой робости в публичных выступлениях.

А если результаты тестирования оказались невысокими, а же­лание быть учителем велико? Тест в таком случае диагностирует то, чего недостает, что надо приобретать (путем самообразования, с помощью учителя). Тест — не конечная инстанция, а помощник учителю—психологу—педагогу. Имеются высокие результаты ис­пользования теста в практической работе со школьниками.


Мы будем работать с детьми 9-х классов по программе «Профессиональное самоопределение». Программа разработана с целью помощи подростку в профессиональном самоопределении.

Ведущей целью нашего элективного курса является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей цели профориентации мы ставим перед собой задачи: вооружение учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я ? чего я хочу? что я могу?, окажет психодиагностика, поэтому мы включили некоторые диагностические методики в наш элективный курс. О некоторых результатах было сказано выше.

Основные цели и задачи программы:

1. Формирование у учащихся ценностно-нравственной основы выбора.

2. Осознание ценности труда.

3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации и мире профессий.

4. Осознание необходимости профессиональной подготовки.

5. Выделение профессиональных целей и др.

Особенностью программы является перенос акцента с акта выбора профессии на подготовку к профессиональной карьере путем:

· правильной оценки своих природных и приобретенных особенностей;

· свойств личности;

· формирования реальных представлений о профессиональном мире и социальной обстановке;

· отработки и усвоения будущих социальных и профессиональных ролей в учебно-игровых ситуациях.

Создание программы элективного курса связано с идеей психологической поддержки подростков при решении ими одной из возрастных задач – профессионального самоопределения. Курс построен с учетом возрастных особенностей и потребностей личности в период взросления.

Данный элективный курс направлен на раскрытие личностного своеобразия каждого подростка и признание его права на самостоятельный поиск профессионального пути.

Программа построена как активный диалог с молодыми людьми об их внутреннем мире, стремлениях и возможностях, талантах и способностях, жизненных ценностях. Все это обсуждается в контексте профессионального будущего старшеклассников и созвучно их внутренним переживаниям.

Программа рассчитана на 28 часов, из них: 20 на уроки. И по 4 часа на контрольные и самостоятельные работы. В занятия включены цитаты, которые предполагают её совместное обсуждение. (например, «Тот, кто думает, что может обойтись без других сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее». (Ф. де Ларошфуко))

В каждое занятие программы включены теоретическая часть (1/3 занятия) и практическая часть (2/3 занятия), включающая в себя тесты, игры, упражнения, информацию о профессиях и видах профессионального обучения. Методы обучения тщательно подобраны к каждой теме, включают в себя традиционные формы - лекции и нетрадиционные интерактивные формы: деловая игра, дискуссия.

Контроль осуществляется через интерактивные формы: деловая игра, общая дискуссия, построение личного профессионального маршрута, контрольные работы.

Предусмотрена индивидуальная работа с учащимися: консультирование, дополнительная компьютерная диагностика, не входящая в данный курс; работа с родителями - консультирование.

По окончании данного курса учащиеся защищают реферат на тему «Моя будущая профессия», получают зачет и Сертификат в том, что они успешно прошли элективный курс. В конечном итоге учащиеся осознают, что выбор карьеры может быть успешным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная внутренняя работа.


И в заключение детям, а сегодня и каждому из вас пожелание:

Мужества — изменить то, что можно изменить в себе.

Смирения — принять то, что изменить в себе невозможно.

Разума — чтобы отличить одно от другого.

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку,

Посеешь привычку – пожнёшь характер,

Посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией