Поиск в базе сайта:
Исследовательская работа на конкурс младших школьников «Я исследователь» icon

Исследовательская работа на конкурс младших школьников «Я исследователь»




Скачать 213.41 Kb.
НазваниеИсследовательская работа на конкурс младших школьников «Я исследователь»
Дата конвертации07.07.2013
Вес213.41 Kb.
КатегорияИсследовательская работа
1. /валерия.docИсследовательская работа на конкурс младших школьников «Я исследователь»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа села Середниково

Шатурского района Московской области


Проектно-исследовательская работа

на конкурс младших школьников

«Я – исследователь»

Тема: «Кукла – моя любимая игрушка».


Автор: Верзунова Валерия,

учащаяся 4 класса;

МОУ Середниковской ООШ


Руководители:

Огурцова Алла Олеговна,

учитель физкультуры

МОУ Середниковской ООШ,

руководитель творческого объединения

«Русская народная кукла»;

Филатова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ Середниковской ООШ


2010 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..стр.3


Глава I. Как появилась кукла…………………………………………………..стр.4

1.Рождение куклы…………………………………………………………………стр.5

2. Куклы – обереги, игровые и обрядовые………………………………………стр.5

2.1. Куклы – обереги…………………………………………………………...стр.6

2.2.Игровые куклы……………………………………………………………...стр.6

2.3.Обрядовая кукла…………………………………………………………….стр.6

Вывод к главе I…………………………………………………………………….стр.8


Глава II. Куклы моей семьи……………………………………………………..стр.8

2.1.Из рассказа моей бабушки…………………………………………………стр.8

2.2.Из рассказа моей мамы……………………………………………………..стр.8

2.3.Мои куклы…………………………………………………………………...стр.9

Вывод к главе II……………………………………………………………………стр.9


Глава III. Практическая часть моей работы……………………………………стр.9

3.1. Анкета «Моя любимая игрушка»…………………………………………стр.10

3.2.Рисунок «Моя любимая игрушка»………………………………………..стр.10

3.3.Кроссворд «Моя любимая игрушка»……………………………………...стр.11

3.4. Из рассказа Колотковой В.Д. (воспитатель МДОУ №31)……………….стр.11

3.5. Куклы всегда привлекали и волновали человека………………………...стр.12

Вывод к главе III…………………………………………………………………...стр.13


Заключение…………………………………………………………………………стр.14

Литература………………………………………………………………………….стр.14

Приложение ………………………………………………………………………..стр.15


Введение

Мне 10 лет, я учусь в 4 классе. В свободное время занимаюсь рисованием и музыкой, а еще я посещаю творческое объединение «Русская народная кукла» историко-краеведческого направления. Там мы многое узнаем о традициях русской культуры и, конечно же, о куклах. Так же кукол мы делаем своими руками. Поэтому я и выбрала эту тему.

Актуальность нашей темы состоит в том, что в последнее время интерес к русской народной кукле вырос. Тряпичной куклой заинтересовались этнографы, краеведы, педагоги и даже психологи.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы.


Мы провели большую работу, посетили и побеседовали с жителями села, побывали в школьном музее, изучили литературу, просмотрели фотографии в семейных альбомах. Мы разработали: вопросы, анкеты, кроссворды. Провели с учениками начальной школы и с членами творческого объединения тесты, игры, анкетирование. Собрав достаточное количество материала, принялись оформлять свою работу.

Большую помощь в подготовке и оформлении работы оказала мне моя бабушка Антонина Григорьевна Хлебкова.

Наша цель: как можно больше узнать, откуда появилась кукла, что значит русская народная кукла.

Задачи:

- собрать литературу по теме;

- побеседовать с членами семьи по теме;

- побеседовать с жителями нашего села по теме;

- сделать обрядовых кукол своими руками;

- узнать, что значит кукла для детей моего возраста;

- провести с учащимися начальной школы практическую часть нашей работы.

В процессе решения поставленных задач мы опирались на следующую гипотезу: русские обычаи и традиции будут сохранены, если нам удастся сохранить русскую народную куклу.

Этапы и методы исследования. Исследование проводилось в течение сентября-декабря 2009г. и имело пять этапов.

На первом этапе (сентябрь) мы выбрали тему, подобрали литературу.

На втором этапе (сентябрь-октябрь) посетили и побеседовали с жителями села, побывали в школьном музее, изучили литературу, просмотрели фотографии в семейных альбомах.

На третьем этапе (октябрь-ноябрь) провели практическую часть нашей работы.

На четвертом этапе (ноябрь) мы принялись изготавливать кукол своими руками.

На заключительном этапе (декабрь) материал оформлялся в работу с презентацией.

Для этого использовались методы исследования: беседы, интервью, анкетирование, рисунки, кроссворды, изучение и анализ литературы.


Глава I.

Как появилась кукла.

Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). Вода смывала и уносила жилища, людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда было ласковым к человеку и земле. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: “А кто все это делает?” И нашел для себя ответ: “Конечно, это были высшие и могущественные существа – боги”. И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог (бог огня), Дажьбог (солнце), Макошь (бог воды, земли, семейного очага и рукоделия), Перун (гром и молнии), Стрибог (ветер) и другие. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур.

Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. Однажды кому-то пришла в голову мысль принести в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека.

Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел.

Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы вокруг них, затевали игры, а затем “отдавали” богам – топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям и т.д. А взамен просили здоровья, урожая, любви.

1.Рождение куклы.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Любой человек, более или менее интересующийся русской тряпичной куклой, посещающий выставки, фестивали и конференции, может сказать, что всё-таки куклы чем-то отличаются – одни одеты более детально, другие нет. Одни больше похожи на человека, другие только напоминают образ и символичны.

Изготовление кукол - длительный и трудоемкий процесс, в котором бывает, занято сразу несколько человек. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

2. Куклы – обереги, игровые и обрядовые.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.

2.1. Куклы – обереги.

Эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало

зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу «Ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки. Из двух носовых платков делается кукла Бессонница.

Сонница - бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой…

2.2.Игровые куклы.

Предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

2.3.Обрядовая кукла

Обрядовая кукла — не игрушка. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже — кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке».

Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты утром в день венчания. Обычно в его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Они же приносили продукты для будущего пирога. Когда пирог был готов, подруги невесты украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В центре пирога возвышалась воткнутая берёзовая рогатка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Эту куклу называли «Мировое древо». Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете. Кукла «Мировое дерево» изготавливается без сшивания иглой, «чтобы счастье не зашить».

Вепсская кукла – символ кормящей матери, образ замужней женщины. Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее.

После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась.

Кувадки (куватки) – в древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. Поскольку рожала женщина в бане, то муж разными действиями выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы. Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки.

Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке. Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.

При обряде «закликания» весны делали кукол Мартинички. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.


Вывод к главе I:

Кукла обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Работа

над созданием куклы требует не только высокого технического и художественного мастерства, но и скрупулезного изучения истории костюма каждой конкретной эпохи, ее обычаев, быта.


Глава II.

Куклы моей семьи

Меняется время, вкусы и мода, но любовь девочек к куклам не проходит. Так было и есть в нашей семье.

2.1.Из рассказа моей бабушки:

«Я родилась в Горьковской области, поселке Коммунар, в 1950 году. Это были тяжелые послевоенные годы. Кругом была нищета, разруха и трудности с продовольствием. В семье было 7 детей. Я была четвертым ребенком. От областного и районного центра поселок находился очень далеко.

В самом поселке промтоварного магазина не было. Всю одежду нам шила мать. О покупке куклы можно было только мечтать.

Девочки – будущие женщины, и в них с самых ранних лет проявляется инстинкт материнства. Кукла для них, как «ребенок», о котором они заботятся и играют. Поэтому, не имея возможности купить куклу, она была сшита. Материал набили ватой, а нос, рот и глаза нарисовали угольком.

Вот с такой куклой и прошло мое детство.

О кукле «голыш», которая продавалась в то время в магазинах, я только слышала. Увидела «голыша» в 14 лет, когда старший брат из города привез ее младшей сестренки. Сделана кукла была из пластмасса, а внутри полая. Голова, руки и ноги ввинчивались в туловище…»

2.2.Из рассказа моей мамы:

«Когда я родилась в 1972 году, магазины были полны разнообразием игрушек. Кукол тоже было много. И большие и маленькие на любой вкус. У меня была очень красивая кукла – «Индианка». Хотя больше всего я любила нарисовать, а затем вырезать куклу. Также происходило и с одеждой для куклы. Даже мебель рисовалась и вырезалась из бумаги…»

2.3.Мои куклы

Все девочки любят играть в куклы. Я не исключение. У меня три куклы: Барби, Русалочка и Красная Шапочка.

Моя Барби – модница. У нее много красивой одежды и обуви. Мне нравится менять ей наряды.

Русалочка – принцесса из сказки. У нее длинные красивые волосы. Я люблю ей делать разные прически.

Красная Шапочка – артистка, она у меня поет. Ее веселая песенка про Африку всегда поднимает мне настроение. Я люблю свои куклы. Они мне очень дороги.

Я еще у меня есть куклы, сделанные моими руками:

- Свадебная кукла;

- Мировое древо;

- Бессонница;

- Мартинички;

- Вепсская кукла.

Но в эти куклы я не играю, они стоят у меня на полке, как сувениры. Я этими поделками очень горжусь. Они получились очень красивые и аккуратные.

Вывод к главе II:

Куклы появились давно и существуют в наше время. В них играю я, играла моя мама и бабушка. Куклы есть в каждой семье, как игрушка, как частичка народной культуры, или просто как сувенир. И неважно современная эта кукла или русская народная – она наша родная, любимая.


Глава III.

Практическая часть моей работы

В практической части нашей работы принимали участия учащиеся МОУ ООШ с.Середниково начальной школы. Некоторые из этих учеников посещают творческое объединение «Русская народная кукла».

  1. Архипова Юлия - 4 класс (посещает т/о «Русская народная кукла»);

  2. Бааджи Юлия – 2 класс (посещает т/о «Русская народная кукла»);

  3. Белов Илья – 4 класс;

  4. Воронцова Анастасия – 3 класс (посещает т/о «Русская народная кукла»);

  5. Зайцева Юлия – 4 класс;

  6. Кудрявцева Анастасия – 4 класс;

  7. Попов Илья – 4 класс;

  8. Соболев Влад – 4 класс;

  9. Филатова Анна – 1 класс (посещает т/о «Русская народная кукла»);

  10. Щербакова Светлана – 4 класс.

А так же воспитатель детского сада №31 села Середниково.

3.1. Анкета «Моя любимая игрушка»

(Приложение №1)



ФИО

На сколько вопросов ответили

Справились или нет с заданием

1

Архипова Юлия

11

Да

2

Бааджи Юлия

11

Да

3

Белов Илья

5

Нет

4

Воронцова Анастасия

11

Да

5

Зайцева Юлия

8

Да

6

Кудрявцева Анастасия

11

Да

7

Попов Илья

5

Нет

8

Соболев Влад

4

Нет

9

Филатова Анна

11

Да

10

Щербакова Светлана

11

Да

Вывод


Анкета состояла из 11 вопросов. Из 10 человек не справились с заданием 3 ученика. Они ответили на «4», «5» вопросов.


3.2.Рисунок «Моя любимая игрушка»

(Приложение №2)



ФИО

Любимая игрушка

Справились или нет с заданием

1

Архипова Юлия

Кукла «Оксана»

Да

2

Бааджи Юлия

Кукла «Петрушка-веселушка»

Да

3

Белов Илья

Машина

Да

4

Воронцова Анастасия

Кукла принцесса

Да

5

Зайцева Юлия

Кошка «Ульяна»

Да

6

Кудрявцева Анастасия

Зайчик «Беляк»

Да

7

Попов Илья

Тигр

Да

8

Соболев Влад

Мишка «Тедди»

Да

9

Филатова Анна

Кукла «Неваляшка»

Да

10

Щербакова Светлана

Кукла

Да

Вывод



А моя любимая игрушка – кукла «Барби», и я ее нарисовала.

Из 10 человек , 6 называют игрушку по имени. Это значит, что они ее любят и общаются с ней.


3.3.Кроссворд «Моя любимая игрушка»

(Приложение №3)



ФИО

На сколько вопросов ответили

Справились или нет с заданием

1

Архипова Юлия

7

Да

2

Бааджи Юлия

7

Да

3

Белов Илья

5

Да

4

Воронцова Анастасия

8

Да

5

Зайцева Юлия

5

Да

6

Кудрявцева Анастасия

5

Да

7

Попов Илья

5

Да

8

Соболев Влад

6

Да

9

Филатова Анна

9

Да

10

Щербакова Светлана

5

Да

Вывод


С заданием справились все. Но кто-то больше смог разгадать слов, а кто-то меньше. Всего было 10 вопросов.


3.4.Из рассказа Колотковой В.Д.

(воспитатель МДОУ №31):

«Я в детском саду работаю почти сорок лет. Мне моя работа нравится. Всегда с удовольствием наблюдаю за игрой детей. И вот, что я заметила. Все дети и девочки, и мальчики любят играть в игру «Дочки-матери». Сами дети представляются родителями, а дети – куклы. За сорок лет я разных видела и детей, и кукол. А вот игра «Дочки-матери» остается не изменой, любимой детьми. Дети в игре кукол: одевают, кормят, гуляют с ними, лечат, учат, причесывают, укладывают спать. Дети так представляют себе семью. В этой игре они развиваются, воображают, представляют, готовятся к взрослой жизни. Кукла – это любимая игрушка детей, всех поколений…»

3.5. Куклы всегда привлекали

и волновали человека.

О них написаны стихи.

Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
— Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
— Это просто палка!

Я свернул два лоскута.
— Ах,— сказала Катя,—
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!

(Автор детского стиха про куклу: Агния Барто)


Песни:

1.Папа, подари мне куклу (сл.А. Морозов, муз. Г.Горбовский)

2.Песенка Буратино и его друзей о кукольном театре;
(Автор музыки и текста Олеся Емельянова);

3.Песни про кукол (А. Макаревич);

4. Ожившая кукла (Слова С. Алиханова и А. Жигарева, музыка В. Шаинского);

5. Я леплю из пластилина (Слова Н. Матвеевой, музыка С. Никитина)
Из телефильма «Почти смешная история».

Про кукол есть считалочки:

В детской есть особый угол:
Домик там стоит для кукол.

Кукла Даша куклу Машу
Угощала манной кашей…
После этой каши манной
Отмывали кукол в ванной!

Кукла Нина с куклой Валей
Акварелью рисовали…
После этой акварели
Все диваны отсырели!

Кукла Рита с куклой Надей
Вышивали скатерть гладью,
Кукла Лёля с куклой Олей
Только пальцы искололи!

Хорошо живется куклам
В этом домике уютном!

Загадки:

Я сегодня рано встала,
Кукол всех своих считала:
3 матрешки - на окошке,
2 Маринки - на перинке,
Пупсик с Катей, Буратино
И Петрушка в колпачке -
На зеленом сундучке.
Я считала, я трудилась,
Но потом со счету сбилась,
Помогите мне, опять
Кукол всех пересчитать! (9)


Кукол рисуют:

Джордж Лемнен.

Девочка с куклой, 1904 год.


Вывод к главе III:

Дети с удовольствием приняли участие в практической части нашей работы. Но как показали результаты анкет, рисунки и кроссворды лучше это удавалось тем детям, которые посещают творческое объединение «Русская народная кукла». Эти ученики больше знают о русской кукле, из чего она сделана, как появилась.

Куклы всегда привлекали и волновали не только детей, но и взрослых. Поэтому про кукол сочиняли стихи, писали песни, рисовали. И наконец, в них просто играли и играют.


Заключение

В наше время каждая девочка знает, кто такая Барби. Это любимая игрушка девочек — изящная кукла ростом чуть меньше 30 см, с длинными волосами и красивой фигурой.

Она любит наряды и автомобили, всегда улыбается и довольна жизнью. С ней можно играть в семью, дом, работу, спорт — во все, что угодно.

Барби появилась на свет в 1959 году в Америке. Ее «родители» — супруги Рут и Эллиот Хэндлер, основатели фирмы игрушек «Маттел» (Mattel).

Но все-таки самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Дети – самые вдохновенные творцы кукол. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. С одной стороны ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором». С другой - та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и

связанным с ним понятием - красивым и некрасивым, хорошим и плохим, добром и злом.


Литература:

  1. 1. В. Даль «Толковый словарь русского языка», М. 1989 год.

  2. 2. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта», М. 2003 год;

  3. 3. И.Н. Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции», Санкт-Петербург 2005 год;

  4. 4. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры», М. 2005 год;

  5. 5. М. Семенова «Мы – Славяне!», Санкт-Петербург 1998 год.

Приложение №1

Анкета

«Моя любимая игрушка»

1.Как Вас зовут__________________________________________________________

2.У Вас много игрушек___________________________________________________

3.У Вас есть кукла (у Вашей сестры)________________________________________

4.Что Вы знаете про кукол_________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5.Ваши мамы, бабушки играли в кукол__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6.Что Вы знаете о Русской народной кукле___________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

7.Из чего делают Русскую народную куклу__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

8.У Вас дома есть Русская народная кукла___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

9.Как зовут современную куклу__________________________________________________________________

10. Что Вы о ней знаете_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

11.Как Вы думаете Русская народная и современная кукла родственники___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


Желаем удачи!

Приложение №2

Рисунок

«Моя любимая игрушка»

Приложение №3

Кроссворд


«Моя любимая игрушка»





  1. Любимая игрушка девочек? (Кукла)

  2. Как ее зовут? (Барби)

  3. Во что она одета? (Платье)

  4. Что у нее на ногах? (Туфли)

  5. Маленькая игрушка, похожая на человечка. (Пупсик)

  6. Игрушка крепкого телосложения? (Крепыш)

  7. Как еще можно назвать русскую народную куклу? (Тряпичная)

  8. Если игрушка нарисована на бумаги, ее можно… (Раскрасить)

  9. Из чего шьют игрушки и одежду для них? (Ткань)



Приложение №4

Я с куклами.





Приложение №5

Творческое объединение

«Русская народная кукла».












Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией