Поиск в базе сайта:
Программа пропедевтического курса «Введение в биологию и экологию» icon

Программа пропедевтического курса «Введение в биологию и экологию»




Скачать 227.76 Kb.
НазваниеПрограмма пропедевтического курса «Введение в биологию и экологию»
Дата конвертации28.06.2013
Вес227.76 Kb.
КатегорияПрограмма

Рабочая программа пропедевтического курса

«Введение в биологию и экологию»

(5 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа пропедевтического курса «Введение в биологию и экологию» разработана на основе учебника Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы под редакцией Н.М.Черновой. Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Учебный курс ориентирован на учащихся 5 классов.

Предлагаемая программа предусматривает целена­правленное формирование общих биологических и эко­логических понятий уже с 5 класса: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Вводный курс дает обобщенные представления о жизни на Земле, о ее возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли че­ловека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих при­знаков жизни. За основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в курсе «Природоведение». Процессы дыхания, питания, раз­множения, роста рассматриваются в плане общей харак­теристики жизни на планете, с учетом сложных взаимо­отношений организмов со средой обитания. Экологиче­ский подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Изучение курса в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

• освоение знаний о многообразии объектов природы, связи мира живой и неживой природы, об изменении природной среды под воздействием человека;

• овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач:

• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни: » применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, безопасного поведение в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Программа соответствует учебнику Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./ Под ред. проф. Н.М. Черновой. – М.: «Вентана - Граф». В планировании указаны названия тем курса, объём учебного времени в каждой теме, с указанием практических и лабораторных работ, и примерным домашним заданием.


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1. Введение (4 ч)

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле.

^ Основные понятия. Биология — наука о живом. Живые организмы. При­знаки жизни. Клетка— единица строения и размножения живых организмов.

Лабораторная работа. Знакомство с микроскопом

Лабораторная работа. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

Опыт в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе


^ 2. Как размножаются живые организмы (2 ч)

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных и человека. Однополые и обоеполые живые организмы.

Перекрестное опыление – условие появления здорового потомства у растений. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.

^ Основные понятия. Однополые и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермии. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.


^ 3. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей сре­ды (3 ч)

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль рас­тений в жизни животных и человека.

^ Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитания. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость жи­вых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.

^ Опыт в домашних условиях. Условия прорастания семян.


  1. Как питаются и дышат живые организмы (7 ч)

Роль воды в питании живых организмов.

^ Основные понятия. Вода — растворитель. Наличие кислорода — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Взаимосвязь процессов пи­тания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

^ Опыт в домашних условиях. Испарение воды листьями, изучение роста корней и направления движения побега и корня.

Демонстрационный опыт. Прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды.


^ 5. Многообразие живого мира (8 ч)

Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Пред­ставления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на био­логическое разнообразие. Биологическое разнообразие — условие устойчиво­сти жизни на Земле.

^ Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царст­ва. 6 царств: простейшие, бактерии, вирусы, растения, животные, грибы. Ноmо sapiens. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы.


  1. ^ Жизнь в сообществах. Экосистема (10 ч)

Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у расте­ний и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотно­шения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.

Человек — часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды.

^ Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к со­вместному обитанию. Человечество. Биосфера.

Практические работы. Наблюдения за расходом воды и электроэнергии в школе. Красота и гармония в природе. Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА


Знать/понимать:

• о многообразии тел, веществ и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

• основные факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

• место и роль человека в природе;

• меры по охране неживой и живой природы.


Уметь:

• вести фенологические наблюдения,

• выращивать растения, животных и ухаживать за ними;

• ставить простейшие опыты с растениями и животными на учебно-опытном участке;

• узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.


^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

• определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

• следования нормам экологического и безопасного поведения в природе;

• составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.


^

ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Виды осуществления диагностики результатов обучения курсу «Введение в экологию и биологию» можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:

  • устные ответы учащихся;

  • письменные работы;

  • практические задания.

Устные ответы учащихся – это:

  • рассказ о выполнении домашних заданий;

  • участие в диалогах-дискуссиях на уроках;

  • выступления;

Письменные работы – это:

  • записи лабораторных работ;

  • отчеты о выполнении домашних заданий;

  • самостоятельные и контрольные работы;

  • тестирование;

Практические задания – это:

  • изготовление приборов;

  • подготовка докладов;

  • подготовка презентаций;

  • подготовка рисунков «от руки».

^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

« Введение в биологию и экологию» - 34 часа (1 час в неделю)

(5 класс)

урока

Содержание тем



Кол.

час


Тип урока


Контроль.

Лабораторные, практические

работы.

Виды деятельности, форма занятия

ЦОР

Задания на дом


Дата

(учебная неделя)




ВВЕДЕНИЕ


4

















1


История развития представлений о возникновении живых организмов. §1-2



1

Урок изучения и закре­пления новых знаний


Лекция.

Текущий контроль




Подготовить своё любимое стихотворение о природе родного края

03.09 – 07.09

2

Продолжительность жизни разных живых организмов. Живое возникает от живого. §3


1

Комбинированный урок


Беседа

Фронтальный опрос




Провести опыт в домашних условиях «Выращивание плесени» (с. 18)

10.09 – 14.09

3

Прибор, открывающий тайны. §4


1

Комбинированный урок

Лаб.раб №1 «Знакомство с микроскопом»




Выучить правила работы с микроскопом

17.09 – 21.09

4

Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. §5


1

Комбинированный урок


Лаб.раб №2 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»

ИКТ

Написать выводы к лабораторной работе

24.09 – 28.09




^ КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

2
















5

Размножение живых организмов. §5-7

1

Изучение нового материала

Биолог. диктант

ИКТ

Устно ответить на вопрос: Одинаково ли размножаются разные животные? Выучить термины

01.10 – 05.10

6

Способы расселения (распространения) растений. §9-12

1

Изучение нового материала

Устный опрос




Составь коллекцию разных семян или сделай их зарисовку

08.10 – 12.10




^ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ С УСЛОВИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


3
















7



Благоприятные и неблагоприятные условия среды. §13, 14 с.66-70



1

Комбинированный урок


Тест

ИКТ

Проделать опыты №1 и №2 в домашних условиях (с.61)

15.10 – 19.10

8



Причины гибели организмов. Регуляция численности. §14 с.70-74



1

Комбинированный урок


Лекция с элементами беседы




Ответить на вопросы в тетради: Правильно ли по-твоему поступает человек, когда истребляет хищников? Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? ( на выбор)


22.10 – 26.10

9



Отношения «хищник - жертва», «паразит -хозяин». §15 с.75



1

Комбинированный урок


Тестирование


ИКТ

Подготовить сообщение на тему «Роль зеленых растений на Земле»

05.11 – 09.11




^ КАК ПИТАЮТСЯ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ?


7
















10



Органические вещества. Пищевая цепь Хлорофилл.

§15-16 с.76-83



1

Урок изучения и закре­пления новых знаний


Наблюдение №1,

№2, №3





Составить 3 примера пищевых цепей

12.11 – 16.11

11

Способы питания животных. §17

1

Комбинированный урок

биодиктант

ИКТ

Провести наблюдения за питанием рыб в аквариуме или любого домашнего животного. Подготовить устный рассказ «Почему животным надо постоянно находить пищу, почему нельзя наесться за один день на всю жизнь?»

19.11 – 23.11

12

Питание растений. §18-19

1

Комбинированный урок

Лаб. раб №3 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа




Прочитать рассказ Е.Н.Алешко «Росянка ловит насекомых»

26.11 – 30.11

13


Минеральные вещества. Нитраты. § 22


1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

ИКТ

Составить 3 вопроса для одноклассников по теме «Минеральные вопросы»

03.12– 07.12

14

Роль воды и воздуха в жизни живого организма.

§ 23, 30


1

Комбинированный урок

Опыт №1, №2,

№3, №4.





Проделать опыт в домашних условиях, доказывающий, что листья испаряют воду. (с.112)

10.12– 14.12

15

Роль питания в жизни живого организма. § 24-26

1

Комбинированный урок

Устный опрос

ИКТ

Пронаблюдать за движением любого домашнего животного. Составить об этом небольшой рассказ. Повторить термины.

17.12 – 21.12

16


Влияние живых организмов на окружающую среду. § 31



1

Комбиниро-ванный урок


Тестирование


ИКТ

Составить кроссворд по теме «Растения»

24.12 – 28.12




^ МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА


8
















17

Границы жизни. Условия необходимые для поддержания жизни. § 33



1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.

Беседа




Нарисовать в тетради расположение ярусов хвойного леса

14.01 – 18.01

18

Представление о царствах природы. Систематика.

§ 34


1

Комбинированный урок

Лекция

ИКТ

Дополнить схему примерами «Царства живой природы»

21.01 – 25.01

19

Царство растений и грибов

§ 35 стр.167 -168.

1

Комбинированный

урок

Кроссворд


ИКТ

Составить схемы пищевых цепей, в которые входят представители царства грибов. Какое место они занимают при построении пищ.цепи.

28.01 – 01.02

20

Царство животные и вирусы. §36-37


1

Урок изучения и закрепления знаний

Работа со схемой, беседа

ИКТ

Подумать над вопросами. Почему нельзя пользоваться одной разделочной доской для резки сырого мяса, хлеба и сырых овощей? Почему продукты хранят в холодильнике?

04.02 -08.02

21

Среда обитания. Факторы среды.§ 39 - 43


1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.


Устный опрос

ИКТ

Заполнить таблицу (с.189, 192)

11.02 – 15.02

22

Влияние деятельности человека на биологи­ческое разнообразие.


1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.


Лекция




Продолжить заполнение таблицы «Среда обитания живых организмов»

18.02 – 22.02

23

Живые организмы весной.§ 33 – 43

1

Урок практикум

Беседа

ИКТ

Повторить термины. Подготовиться к провер.работе

25.02 – 01.03

24

Урок обобщения по теме «Многообразие живого мира»

1




Тестирование,

МОНИТОРИНГ




Составить кроссворд на тему «Животные»

04.03 – 08.03




^ ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ. ЭКОСИСТЕМЫ

10













25

Приспособленность к совместному обита­нию. Ярусное распо­ложение. § 44 стр. 205-207

1

Урок изучения и закре­пления новых знаний.


Лекция с элементами беседы




Дать объяснение определению: биоценоз+ факторы неживой природы= экосистема

11.03 – 15.03

26

Сигнальные и пище­вые взаимоотноше­ния. Цепь питания. § 44 стр. 208 – 209


1

Комбинированный урок.

Устный опрос

ИКТ

Составить схемы пищевых связей, в любом из природных сообществ местности

18.03– 22.03

27

Роль хищников, пара­зитов, сапрофитов в сообществе. § 45

1

Комбинированный урок.


Беседа

ИКТ

Привести примеры взаимоотношений организмов

01.04 - 05.04

28

Человек - часть природы. § 46


1

Комбинированный урок.


Лекция




Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть свой город». Что для этого можешь сделать ты сам?

08.04 – 12.04

29

Человек — разумное существо. Регулирова­ние потребностей людей, (основы рационального природопользования).


1

Урок изучения и закре­пления новых знаний

лекция




Заполнить таблицу в тетради. (с.220)

15.04 – 19.04

30


Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке

1

Урок

практикум

Практическая

работа №1




Оформить практическую работу в тетради

22.04 – 26.04

31

Экономия воды и электро­энергии в школе. Санитарное состояние классов, коридоров, столовой.


1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.


Практическая работа №2 «^ Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».





Принести цв.карандаши, фломастеры, лист А4

29.04 – 03.05

32

Гармония живых организмов. Силуэты или рисунки деревьев. Листья. Бабочка. Жук. С.234


1




Практическая работа №3 «Красота и гар-мония в природе». Рисование.





Закончить практическую работу

06.05 – 10.05

33

Современные пробле­мы охраны окружа­ющей среды.



1

Урок изучения и закре­пления новых знаний

Лекция

ИКТ

Подготовиться к итоговому уроку

13.05 – 17.05

34

Итоговый урок по курсу

1

Обобщение и систематизация знаний по курсу

Тестирование, карточки-задания

МОНИТОРИНГ







20.05 – 24.05

ЛИТЕРАТУРА

    1. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб.: Лениздат; изд-во «Союз», 2001. – 78с.

    2. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./ Под ред.проф.Н.М.Черновой.- М.: Вентана-Граф, 2001 – 240 с.

    3. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с.






ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией