Поиск в базе сайта:
И в середине числительных Цели урок icon

И в середине числительных Цели урок




Скачать 39.29 Kb.
НазваниеИ в середине числительных Цели урок
и в середине числительных<><><>Цели урок
Дата конвертации12.05.2013
Вес39.29 Kb.
КатегорияУрок

Кузьмина В.Ф.


Мягкий знак на конце и в середине числительных


Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с орфографическим правилом

«Мягкий знак на конце и в середине числительных», сформировать умение применять его при написании числительных; повторить правописания мягкого знака в других частях речи;


развивающие: развитие логического мышления, внимания, восприятия, памяти;


воспитательные: воспитание интереса к урокам русского языка через ознакомление с новыми словами; развитие положительной мотивации учения.


Ход урока


I.Организационный момент.

II.Повторение ранее изученного о числительном ( подготовка к восприятию новой темы).


1) Письмо по памяти:

Жил на свете муравей

В чёрной шапке до бровей!

Он держал в своей квартире

Двадцать две пудовых гири.

- Найдите числительное. Что это за часть речи?

- Какие разряды числительных вы знаете? Каковы они по структуре?

- Охарактеризуйте данное числительное.


2) Словарная работа (нестандартное представление слов):

а) целое число, следующее сразу за десятком (одиннадцать);

б) наименьшая единица измерения времени (секунда);

в) промежуток времени в 10 дней, третья часть месяца (декада, от греческого «дека» - десять);

г) четвёртая часть отчётного года (квартал, от латинского «квартус» - четвёртый).

- Запишите словарные слова и подчеркните в них орфограммы, обратите внимание на ударение в слове квартал (на последнем слоге).

Одиннадцать, секунда, декада, квартал.


Учитель:

Тема «Имя числительное» позволяет нам узнать или повторить значения не раз слышанных слов. Вернёмся к записанному четверостишию. Что значит пудовая гиря?

- А приходилось слышать выражение «пядь земли» («Не отдадим ни пяди земли!»)?


Сообщение ученика:

В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще они были связаны с размерами частей тела человека. Пядь – древнерусская мера длины (17-18 см), равная расстоянию между концами растянутых пальцев (большого и указательного). Выражение означает «не отдадим даже самой малой части».


III. Работа по теме урока.

1) Тестовое задание.

а) трост…, восем…, двадцат…

б) булоч…ная, смен…щик, печ…ник

в) мел…кнут, стекол…щик, мен…ше

- В словах какого ряда не пишется мягкий знак и почему?

- Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова.


- Назовите ряд, где мягкий знак пишется на конце слова для обозначения мягкости согласных. Есть ли числительные среди слов этого ряда?

2) Объяснение учителя:

Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных тоже регламентируется правилом.

Правило 1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак, как и в существительных на мягкие согласные. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется.


- А теперь разберём по составу слово пятьдесят. Как оно образовано? (пятьдесят – это пять десятков, следовательно, числительное сложное). Мягкость последнего согласного первого корня сохраняется и обозначается с помощью мягкого знака. Прочитайте в учебнике, в каких числительных в середине пишется мягкий знак.


Правило 2 (рассказывают ученики).

3) Составление таблицы и заполнение её примерами.

Пиши ь


На конце числительных от пяти до

двадцати и в числительном тридцать

В середине числительных от пятидесяти

до восьмидесяти, от пятисот до девятисот







Восемь, одиннадцать, шестьдесят четыре, семьдесят один, тридцать, семнадцать, девятьсот двенадцать, восемнадцать, двадцать, пятьсот пятьдесят пять, пятнадцать, восемьсот одиннадцать, четырнадцать.


IV. Закрепление изученного материала.

1. Спишите и обозначьте орфограммы в числительных, заменяя их словами.

Наибольшая глубина Балтийского моря – 459 метров, Азовского – 14 метров. Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. Верблюды и лошади живут 20 лет, слон – лет 80.


2. Прочитайте пословицы, выпишите числительные и объясните их написание.

Человек 60 лет живёт, а 30 из них спит. У другого видит 7 недостатков, а у себя 10 не замечает. Чем 50 пустых слов, лучше одно веское. Когда беда пройдёт и всё уймётся, тотчас 500 советчиков найдётся.

3. Самостоятельная работа по карточкам «Крестики-нолики».

- Отметьте в таблице крестиком правильный ответ.




ь

Без ь

Восем…сот







Шест…десят







Пят…надцатью







Шест…надцатью







Восем…десят







Сем…сот







Сем…надцать







Сем…десят







Девят…сот








V. Итог урока.

Домашнее задание: 1) упр.353, 2) запишите названия старинных мер длины, фразеологические обороты, в которых они встречаются.

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией