Поиск в базе сайта:
Урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков» 4 класс icon

Урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков» 4 класс




Скачать 257.87 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков» 4 класс
Дата конвертации01.05.2013
Вес257.87 Kb.
КатегорияУрок
1. /урок проект.1.docУрок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков» 4 класс






Тема проекта: Волшебная сила слов и поступков.

Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков»)

4 класс


Подготовила: Ломоносова И.Н.

учитель начальных классов

филиал д.Преображеновка общеобразовательного бюджетного учреждения Школа с.Николаевка Стерлитамакский район


2013 г.


Тема проекта: Волшебная сила слов и поступков.

Тема: Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков»)

Подготовка.

1. Определяются следующие этапы работы:

мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяется тема, цели, задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности);

информационно -_операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, проводит консультации);

рефлексивно -_оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют устную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Цели:

1.     Обобщить знания детей по теме: «Рассказы В.А.Осеевой».

2.     Формировать умение оценивать героя на основе сопоставления намерений и поступков; видеть развитие образа героя на основе сопоставления его поведения в схожих ситуациях.

3.     Формировать умение определять основную мысль рассказов.

4.     Формировать основы читательской самостоятельности, читательские умения и навыки.

5.     Формировать интерес к работе с книгой на основе проектной деятельности.

6.     Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение.

7.     Воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества.

 

Оборудование.

1.     Портрет В.А.Осеевой.

2.     Сборник творческих работ: «Если бы я был главным героем рассказа, то …»

3.     Газета «По страницам книг В.А.Осеевой».

4.      «Советы в картинках».

5.     Солнце, лучами которого являются волшебные слова.

6.     Мультимедиапроектор, компьютер.

 Раздаточный материал: карточки с текстами произведений, сердечки, цветочки и листочки

Структура урока.

1 этап. Вызов интереса к теме.

2 этап. Актуализация знаний. Осмысление текстов. Творческая мастерская.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

4 этап. Домашнее задание. 

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Организационная форма.

Работа учащихся в малых группах.

Состав группы

Материалы, подготовленные в группе

1 группа

 

 

 

 

1. Инсценирование рассказа «Хорошее».

2. Вопросы к рассказу.

3. Творческие работы: «Если бы я был главным героем рассказа «Хорошее», то …

4. «Советы в картинках».

2 группа

1. Чтение по ролям 2 части рассказа «Волшебное слово».

2. Картинный план.

3. Творческие работы: «Если бы я был главным героем рассказа «Волшебное слово», то …

4. Солнце, лучами которого являются волшебные слова.

3 группа

1.Работа с текстом

2.Вопросы к рассказу.

3. Творческие работы: «Если бы я был главным героем рассказа «Почему?», то …

4. Сведения об авторе.



Сценарий урока.

1 этап. Вызов интереса к теме.

(Определение эмоционального комфорта в начале урока.)

Учитель. Ребята, я очень рада вас видеть на уроке литературного чтения.

Мы читаем в классе, вы самостоятельно читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут книги (чтобы интересное рассказать, чтобы научить своих читателей чему-то заставить задуматься над собой, своим поведением.)

А какие рассказы вам больше нравится читать: большие, длинные или небольшие по объему, когда можно быстро узнать, чем заканчиваются события (небольшие).

Каких авторов вы знаете, которые пишут короткие рассказы (Носов, Драгунский и др).

Я вам сейчас прочитаю, что сказала о своих произведениях одна замечательная писательница.

“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.

Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих рассказах такие слова (В.А.Осеева.)

Зачем В.А.Осеева писала для нас короткие рассказы? ( Чтобы нам было легче научиться читать и думать).

Давайте же учиться читать, думать и рассуждать вместе.

Сегодня на уроке мы вновь обратимся к рассказам В.А.Осеевой

Готовясь к этому уроку, мы с вами проделали большую работу: выполняли различные творческие задания. Вся работа была посвящена теме нашего проекта.

Назовите тему нашего проекта. Волшебная сила слов и поступков.

И сейчас мы продолжим исследование, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и поступков. Увидим наш общий результат: сборник творческих работ и газету «По страницам книг В.А.Осеевой».

У вас есть возможность за работу получить дополнительные баллы. А в конце урока мы поймём: кто из нас самый успешный читатель.       

2 этап. Актуализация знаний. Осмысление текстов. Творческая мастерская.

Группа 1.

Учитель. Все вы выполняли различные задания по группам. Мы внимательно слушаем выступление группы, чтобы понять, в чём волшебная сила слов и поступков.

Слово ребятам 1 группы.

Учитель. Ребята! Что вы для нас приготовили?

Группа 1. Мы приготовили инсценирование рассказа В.А.Осеевой «Хорошее» и вопросы, на которые мы просим вас ответить.

Слайд.

  Скажите, что же было хорошее в рассказе?

О чем заставил нас задуматься этот рассказ?.



Учитель. Давайте внимательно послушаем их выступление, оценим и ответим на вопросы.

Инсценирование рассказа В.А.Осеевой «Хорошее».

Учитель. Ответьте на вопросы.

1На сколько частей вы бы разделили этот рассказ?

У меня на доске цитатный план. Обсудите в группе, правильно ли я его написала, если надо измените №.

1 «Вот если бы на няню…»

 

3

2 «Вот если бы Трезорка…»

 

4

3 «Что, если б моя сестренка…»

 

2

4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

 

1

- О чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?


Дальше о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- И так сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его поступки.

Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)


- Итак сделайте вывод. Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юра)

-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)

Учитель. О чем заставил нас задуматься этот рассказ?

(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить).

Мы составляем страницы нашего сборника творческих работ. Ребята, вам предлагалось домашнее задание: поставить  себя на место главного героя и высказать своё мнение. Нам тоже будет интересно узнать его.

Чтение творческих работ: «Если бы я был главным героем рассказа «Хорошее», то …( я бы Юре дал совет поменьше мечтать и говорить о хороших поступках, а делать их. Ведь дело, словом не заменишь. Акчулпанов Марат.

Я не вижу ничего плохого, что Юра мечтает. Но он поступает не так, как мечтает. Ему надо сначала научиться маленькие дела делать. Ведь он просто не знал, как он может сделать хорошее. Шевцова Ангелина и т.д.)

Итог. Молодцы! Интересные у вас высказывания.

         Одна из страниц нашего сборника готова.

Учитель. Ребята! А какие советы вы хотели бы дать всем нам?

Группа 1. Выступление ребят 1 группы с «Советами в картинках».

Ребята, добрые, хорошие дела можно делать и в обычной жизни каждый день. Не нужно ждать особого случая, стоит лишь посмотреть вокруг. Мы вам предлагаем «Советы в картинках». (см. приложение)

Учитель. Спасибо вам за советы. Прикрепите картинки!

Одна страница нашей газеты готова!

Мы внимательно послушали выступление ребят, увидели результат их работы. Подумайте, какие поступки имеют волшебную силу?

Обобщение учителя. В.А.Осеева помогла нам понять, что делаешь хорошее тогда, когда думаешь о других, стараешься помочь людям, а не добиться славы. Хорошие поступки в обычной жизни имеют волшебную силу, ведь они творят добро.

Итог работы группы.

Учитель. Ребята! Как вы оцените выступление 1 группы? (Светофоры.)

Обобщение учителя.

Прогнозирование ситуации по опорным словам.

Учитель. Ребята! Прочитайте ключевые слова.

Слайд.


сказал

сердито буркнул

сжал кулаки

засопел от обиды

крикнул

стукнул кулаком по скамейке

вдруг замолчал

подошёл боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал

заглянул в глаза и прошептал, расцеловал в обе щёки

сидел притихший, положил руку на плечо и тихо попросил

 


Учитель. К кому из героев относятся эти слова?

К какому рассказу В.Осеевой мы сейчас обратимся? («Волшебное слово».)

Прочитайте ключевые слова во 2 столбике.

Слайд.

 А эти слова к кому из героев относятся?

Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое. Что заставило героя так измениться? Помогут нам понять ребята 2 группы. Это было их творческое задание.

Группа 2.

 (Чтение по ролям 2 части рассказа. Просмотр и озвучивание отрывка диафильма.)

Группа 2. Мы приготовили чтение по ролям 2 части рассказа «Волшебное слово» и просим вас выполнить наши задания.

Учитель. Мы все внимательно следим, чтобы прокомментировать чтение ребят и выполнить задания.

Анализ чтения по плану:

1.Способ чтения.

2. Правильность.

3. Выразительность.

Обобщение учителя.

Учитель. Я  знаю, что ребята этой группы нарисовали рисунки к рассказу, ваша задача составить план по рисункам словами из текста (см .приложение).

Учитель. Вы можете обратиться к тексту.

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

- Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста. И т.д.

Учитель. Спасибо ребята. Прикрепите картинки!

Учитель. Ребята, есть такая народная пословица «Доброе слово, что ясный день». Как вы её понимаете?

- Народ, слагая сказки, складывая пословицы, прославил слово ласковое, дело доброе. Может быть поэтому, мы часто такие слова называем «волшебными».

Работа в группах

У вас на столах лежат конверты, в них слова. Из данных слов составьте пословицу и объясните как вы понимаете её. (Ребята работают у доски).

Добрый человек добру и учит. (Если человек добрый, хороший, то он и учит хорошему).

За добро добром и платят (Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят.)

Вежливости открываются все двери.

-Какие пословицы у вас получились?

Обобщение учителя.

Составление синквейна

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

  4. Четвертая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.



Вежливость.

Волшебное, доброе.

Радует, помогает.

Как ты, так и к тебе

Доброта.

Учитель. О чем заставил нас задуматься этот рассказ? (Доброе отношение к людям, вежливость приносят радость, рождает доброе отношение к самому себе.

Мы продолжаем составлять страницы нашего сборника творческих работ. Ребята, вам предлагалось домашнее задание: поставить  себя на место главного героя и высказать своё мнение. Нам тоже будет интересно узнать его.

Чтение творческих работ: «Если бы я был главным героем рассказа «Волшебное слово», то …(я бы всем говорил только вежливые слова спасибо, пожалуйста, чтоб потом не грызла тебя совесть. Иногда я тоже поступаю как Павлик: ору на друзей, дерусь даже с одноклассниками, но потом понимаю, что не прав и извиняюсь. Касимов Батыр).

Совесть у всех есть, но не все понимают, как это сделать по совести. Иногда хочется сделать наоборот. Так и Павлик, герой нашего рассказа, не сразу пришёл к правильному решению. Если б он не встретил старика, то может долго еще не нашёл общего языка с окружающими. Значит и хорошему надо учиться. Козлова Светлана. И.т.д)

Итог. Молодцы! Интересные у вас высказывания.

Еще одна страница нашего сборника готова.

Учитель. Я  знаю, что ребята этой группы решили нас порадовать. Пожалуйста, ребята!

Выступление ребят 2 группы, которые на доску прикрепляют солнышко.

Группа 2. Мы сравнили доброту с солнцем, а его лучами являются волшебные слова. Ребята, как вы думаете, какие это слова? (Дети обращаются ко 2 и 3 группам, прикрепляют лучик со словом на доску.)

Каждое слово волшебное! Давайте дарить эти слова друг другу и помнить о том, что они имеют волшебную силу!



Учитель. Значит доброту мы можем сравнивать с солнцем, а его лучами являются добрые слова.

Давайте хором прочитаем стихотворение, а может быть кто-то и запомнит его.

Добрым быть совсем непросто

Не зависит доброта от роста.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Ребятам 2 группы мне хочется сказать волшебное слово «спасибо», ведь вы действительно нас порадовали. Правда, ребята?

Еще одна страница нашей газеты готова!

Мы внимательно послушали выступление ребят, увидели результат их работы. Подумайте, какие слова имеют волшебную силу?

Обобщение учителя. Оказывается, это обычные простые и добрые слова, но без них просто невозможно обходиться. Волшебными они стали потому, что учат думать о других людях, быть внимательными к ним.

Итог работы группы. Ребята! Как вы оцените выступление II группы? (Светофоры.)

Обобщение учителя.

Физкультминутка.

Гимнастика для глаз

Презентация «Цветик - семицветик»

Работа с текстом.

Учитель. Мы все любим задавать вопрос «почему?», когда выясняем причину. Попробуем все вместе ответить на вопрос «Почему?», который задаёт нам В.А. Осеева.

Мы уже познакомились с этим рассказом, но настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному, потому, что при первом чтении трудно все понять, все осознать.

Мы сделаем маленький шаг к настоящему чтению и попробуем открыть в тексте что-то новое. Сейчас я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое.

Выслушиваются высказывания детей, которые сводятся в основном к тому, что ученики осуждают поступок главного персонажа, называют его "обманщиком и предателем", жалеют собаку и маму.

Какой-то непривлекательный получился у нас герой. Давайте теперь обратимся к тексту и попытаемся понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику. У каждого на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое-что изменила. Прочитайте этот отрывок.

Валентина Осеева

Почему?


Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на стуле, мне показалось, что папа качает головой...

Смотри, Бум, — шепотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти.

Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон...( Сердце у меня замерло.)

Я тихонько встал (тихонько сполз) со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка... папина чашка... — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. (Колени у меня дрожали, язык заплетался:)

Это это Бум! (- Это... это... Бум!)

- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?

(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)

Тихонько сполз     заменила на     Встал

- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?

- Какой можно сделать вывод?

Встал – ничего не боится, делает уверенно.

Тихонько сполз – неуверенно, боится, понял, что виноват.


У. Как точно вы подметили, к чему может привести замена всего лишь нескольких авторских слов! Давайте искать дальше.

Д. Вы пропустили слова: "сердце замерло, язык заплетался, колени у меня дрожали, уши мои горели".

У. Но мы и без этих слов понимаем, что мальчик обманул маму.

ДЕсли пропустить эти слова, то получается, что герою просто и легко обмануть маму, свалить вину на собаку. Делает он это без стыда, не стесняясь. А вот с этими словами мы понимаем, что мальчик обманывать не умеет.

- Эти оценочные слова относятся к какой части речи?

- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?

Да .Они помогают оценить состояние мальчика.

- Молодцы! Давайте дальше.

Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!”

- Ну и что подумаешь какие-то точки!

- Почему они важны?

Без многоточия получается, что мальчику нетрудно обвинить своего друга. А с многоточием получается, что мальчик волнуется, с первого раза ему даже не удается произнести кличку собаки.

У. Молодцы, ребята! А можно ли теперь догадаться, как относится писательница к своему герою?

Д. Мне кажется, что ей жалко мальчика. Да, он обманывает, но делает это неумело.

Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.

- В подтверждение этой мысли, я предлагаю вам следующее задание:

перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА. Работая с текстом, заполним звенья кластера.




























Творческая работа. (Дети заполняют.)

А первой группе предлагаю с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые вызывает у вас такое описание природы.

(Дети рисуют).

- Ребята, с чем связано такое настроение природы? (C настроением мальчика.)

- Так как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги? Настроение или душу мальчика?

- А теперь в тексте найдите и прочитайте эпизод признания мальчика.

Мама, это я, я разбил чашку! (Читают дети.)

- Обратившись опять к краскам, давайте попробуем предположить, какой теперь стала душа мальчика в этот момент признания.

(Дети рисуют.)

- Давайте сравним. (Первая иллюстрация у детей тёмными цветами, а вторая яркими).

Его душа после признания стала гораздо светлее и чище.

Отгадав ключевое слово синквейна, мы ответим на вопрос. - Что живёт в душе мальчика?

Синквейн:

1……

2. Чистая, беспокойная.

3. Мучает, побуждает, возвышает.

4. Стыд не дым, а глаза ест.

5. Честь.

Учитель. Вы правильно сказали, что мальчик очень переживал, его мучила совесть.

- Что, по-вашему, совесть?


- А теперь узнаем с научной точки зрения. ( Работа с толковым словарем)

Ученик1.Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи): совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2.  С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с  «чистой совестью».

А о каком человеке можно сказать, что он совестливый?

(Это человек, который чувствует себя ответственным за свое поведение перед людьми, обществом.)

Обобщение учителя. Совесть заставляет человека строго судить самого себя, помогает ему стать лучше.

Приглашаем ребят 3 группы.

Учитель. Мы продолжаем составлять страницы нашего сборника творческих работ. Ребята, вам предлагалось домашнее задание: поставить  себя на место главного героя и высказать своё мнение. Нам тоже будет интересно узнать его.

Чтение творческих работ: «Если бы я был главным героем рассказа «Почему?», то …( я бы сначала тоже испугалась. Ведь разбилась папина чашка, из которой он пил чай. Теперь, когда его не стало, дорога была каждая вещь. И маму жалко, она ведь часто плакала. Но потом, когда я хорошо подумала, я нашла правильное решение и признала свою ошибку. Почему? Да потому что ни за что был наказан Бум, на которого я свалила свою вину. Это несправедливо. За свои поступки каждый человек должен отвечать сам. Айдарова Дилара.

В жизни каждого человека случаются такие вещи, о которых говорит В.Осеева в своем рассказе. Конечно, и мне нелегко ответить на вопрос «почему» так поступил мальчик. Я думаю, что каждый принимает решение по обстоятельствам. Мальчик от неожиданности случившегося очень испугался наказания и решил свалить на собаку. Ведь Бум не может за себя ответить. Я его не оправдываю и не виню, так как не знаю, как бы поступила сама. Чтобы признать свои ошибки надо быть смелой и решительной. Пока таких качеств у меня нет, но я буду над собой работать. Альмухаметова Гульназ.

Врать не хорошо, но сознаваться очень тяжело. Но лучше самому признаться, чем потом ждать, когда тебя разоблачат. Будет еще больше стыдно. Усачёв Даниил. И т.д.)

Итог. Молодцы! Интересные у вас высказывания.

В наш сборник добавилась еще одна замечательная страница.

-Ребята! Что вы для нас приготовили?

Выступление ребят 3 группы «Почему?»

Ученик. Мы ребятам предложили на листочках написать поступок, который не очень приятно вспоминать и обратились к нашей помощнице, волшебной шкатулки, которая попытается исправить ситуацию.

Учитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.

Учитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.

Однажды в классе уронили цветок.

Совершил это я, непоседа.

Кто разбил? Выяснение шло...

И тогда я свалил на соседа.

С той минуты повсюду, всегда

Взгляд его тяготил мою душу.

Я боялся его, как огня,

И ребят на уроках не слушал...

Но однажды на уроке литературе

Нам пояснили про слово "совесть".

И тогда мое сердце,

Словно камень, сорвалось в пропасть.

И я, из-за парты вставая,

Учителю правду сказал

И просил его очень, рыдая,

Чтобы строго меня наказал!

Касимов Батыр

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека.

-Сейчас я хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается шкатулка. В ней красные сердечки.)



-Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.

Ребята! А что ещё вы нам приготовили?

Выступление ребят 3 группы со сведениями об авторе.

Ученик 1. Нас заинтересовала биография В.А.Осеевой. И нам захотелось узнать еще о ее жизни. Мы сходили в библиотеку, нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад. Так же, как и вы, ребята, она училась в гимназии. В.А. мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

Ученик 2. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала

детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». За книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» В.А.Осеева получила государственную награду.

Учитель. Когда я была такой же, как и вы, ребята, я зачитывалась этой книгой. Мы передавали её друг другу, обсуждали, делились впечатлениями. Думаю, что вам эта книга тоже понравится.

Молодцы! Интересные сведения об авторе вы узнали.

Ребята! А что вы можете дополнить?

1.     Родилась 28 апреля 1902 года.

2.     Первый рассказ «Гришка».

3.     Первая книга «Рыжий кот».

4.     Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

5.     Кроме рассказов писала стихи и сказки.

Учитель. Наш сборник пополнился интересными сведениями об авторе.

Итог работы группы. Ребята! Как вы оцените выступление 3 группы? (Светофоры.)

Обобщение учителя.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Обобщение учителя. Свои книги В.Осеева писала давно, почти 100 лет назад. А как вы думаете, почему сегодня интересно читать эти книги? (Они поучительные.)

Когда читали рассказы, да и просто в жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.
У вас на парте две ручки (красная и синяя) и листочек, цветочек от дерева. Синей пастой напишите, какая черта вашего характера вам нравиться, а красной – какую черту характера вы бы хотели выработать в себе. Вам могут помочь слова на доске.

Мужественность
    Справедливость
    Доброта
    Долг


Правдивость
    Заботливость
    Умение помочь
    Умение прощать


    Заботиться о людях
    Дружить
Быть честными

(На доске нарисовано дерево. По очереди подходят и приклеивают цветочки и листочки на дерево).

Учитель. Посмотрите, человек силой своего характера, целеустремленностью даже сухое дерево может превратить в цветущее.

В жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином случае. Научиться понимать самих себя, других людей нам помогают книги, в том числе и книги В.А.Осеевой.

Слайды. Книги В.А.Осеевой. (Назвать.)

Слайды. Викторина «По страницам книг В. Осеевой»

Учитель. В чём заключается волшебная сила слов и поступков?

(Она делает добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее.)

Ребята! Спешите делать добро! Тогда и мы, и наша семья, и наша планета станут лучше и добрее.

Мы с вами работали над проектом.

Подведём итог работы.

Чему был посвящён проект? (Волшебной силе слов и поступков).

-И я думаю, на уроке вы смогли получить частичку этой волшебной силы, которая делает мир добрее.

Наш урок стал показателем вашего успеха в чтении:

1.Мы составили сборник «Если бы я был героем рассказов В.А.Осеевой…».

Своими переживаниями мы сможем поделиться не только друг с другом, но и с ребятами 3 класса, с родителями и представим наши работы в детскую библиотеку.

2.Сделали выпуск нашей газеты «По страницам книг В.А.Осеевой». 

Вы все успешные читатели.

Вы все хорошо выполнили творческие задания, хорошо отвечали на уроке, активно работали. Поэтому получаете «пятерки».

4 этап. Домашнее задание. 

Подобрать стихотворение любого поэта или сочинить самому на тему:

«Совесть», «Волшебные слова» «Хорошее».

Спасибо за урок! Исполнение песни «Дорога добра»


Сл. и муз.: Т. и С.Никитиных

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведет, не как сестра,
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
И прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
И прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!








Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией