Поиск в базе сайта:
Удк 316. 334: 7 социокультурная деятельность как основа эффективного управления неустойчивой социальной системой в современных городских агломерациях каргин Николай Николаевич icon

Удк 316. 334: 7 социокультурная деятельность как основа эффективного управления неустойчивой социальной системой в современных городских агломерациях каргин Николай Николаевич




Скачать 130.07 Kb.
НазваниеУдк 316. 334: 7 социокультурная деятельность как основа эффективного управления неустойчивой социальной системой в современных городских агломерациях каргин Николай Николаевич
Дата конвертации15.10.2014
Вес130.07 Kb.
КатегорияТексты

УДК 316.334:7
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА
ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
СИСТЕМОЙ В СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЯХ

Каргин Николай Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры
психологии и социальной работы, nikolay.kargin@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Миронов Вячеслав Дмитриевич, кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой менеджмента в спорте, redkollegiamgus@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»,
г. Москва
Современный город рассматривается как целостная система, развивающаяся неравномерно и противоречиво с точки зрения различных составляющих его структур и социальных групп, что приводит к неадекватности индивидуализированного и социального сознания. Важнейшим системообразующим фактором, влияющим на формирование целостности социума, преодоление его противоречивости, признаётся духовность – социокультурная деятельность, приводящая в равновесие личностное и общесоциальное в контексте городской агломерации. Ставится задача конструирования разнообразных прогнозных сценариев, в которых коэффициент управляемости будет превышать возможность деструктивных процессов.

Ключевые слова: социальная система, социальные противоречия, негэнтропия, жизнедеятельность, социальные ценности, системное управление.
The modern city is considered as a holistic system, developing irregularly and contradictorily from point of view of the various components of its structures and social groups, which leads to the inadequacy of individualized and social consciousness. The most important system-forming factor influencing the formation of the integrity of society, overcoming its contradictions, is spirituality - the socio-cultural activity leading to personal and general social equilibrium in the context of the urban agglomerations. The problem is to construct a variety of forecast scenarios in which the controllability ratio is greater than the possibility of destructive processes.

Keywords: social system, social contradictions, negentropy, vitality, social values​​, system management.
Постановка проблемы. Отличительной особенностью современного мира является тенденция регулярной трансформации структуры и функций городской агломерации. Рост городов и усложнение совокупности составляющих их структур и процессов, привели к необходимости осмысления этого феномена. Вместе с количественным расширением территории, занимаемой городом, увеличением количества проживающих в ограниченном пространстве города, множеством разноплемённого населения происходит накопление и интеграция огромных средств (финансовых, технологических, интеллектуальных), причём сосредоточенных практически в одних руках.

Вследствие этих и других, не познанных ещё причин и условий, город превращается в структуру, способную оказывать значительное влияние на протекание социальных процессов сохранения целостности существования любой страны. Стихийное, неуправляемое развитие городов может привести как к благу, так и к новому Вавилону и отбросить современную цивилизацию назад, в прошлое.

Для осознания и разумного понимания данной проблемы, поставим перед собой ряд методологических вопросов. Конструкция ответов на них позволит нам выстроить простую модель, которая образно и непротиворечиво продемонстрирует возможную картину развертывания событий.

Вопросы эти социального и управленческого характера: Может ли успешно и плодотворно развиваться несистемно организованное множество в системном миреЕсли хаотически развивающееся множество всё же постепенно преобразовывается в систему, то какие же законы объективного мира лежат в основе регулирования этого процессаВозможно ли эффективно управлять развитием сложноорганизованных функциональных системМетодологические подходы. Для ответов на эти вызовы времени самым простым и действенным способом будет представление законов, регулирующих функции развития нашего социума.

1. Переход от «животной» формы организованности индивидов к социальной регулируется законом взаимодействия активных элементов социальной структуры в системе деятельности. Приводя к некоторому нормативу существующую терминологию, договоримся считать синонимами: сотрудничество и содействие, с одной стороны, борьбу и противодействие – с другой. Такое соотнесение терминов дает возможность рассматривать взаимодействие, распадающееся в условиях научного анализа на две противоположные формы – противоречивые, взаимно исключающие друг друга и существующие между тем в единстве, присущем любому реальному взаимодействию.


взаимодействие




содействие


противодействие

Обратим внимание еще на одну специфическую особенность развития человечества: некоторый «накопительный» для человечества в целом характер самого взаимодействия, т.е. такая его направленность, которая лежит в основе прогрессивного развития вида «homo sapiens».

Общепринятым эквивалентом данной особенности развития служит понятие негэнтропии, которая в данном случае выступает как мера упорядоченности явления, как «количественная мера подчинения микрособытий макроскопическому и в пределе – космическому «ratio» [1. C. 30]. Л.Г. Морган, по-своему преломляя указанную особенность, пишет: «Есть что-то величественное в том принципе, который путем непрерывных усилий сумел создать цивилизацию из ничтожных зачатков: от наконечников стрелы, выражающих мышление, свойственное мозгу дикаря, до плавления железной руды, представившего более развитый мозг варвара, и наконец, до движущегося по рельсам поезда, который можно назвать триумфом цивилизации» [2. С. 330]. Следовательно, взаимодействие становится тем принципом или законом, который регулирует становление человеческой деятельности, а деятельность, в свою очередь выступает в качестве структуры или «скелета», вокруг которого формируется социальный организм в разных формах своего проявления, в том числе и в его современном обличии как социально-экономическая система. Не вызывает никакого сомнения, что деятельность и функциональная система – явления одного порядка и подчиняются одним и тем же законам регулирования [3].

2. Социально-экономический процесс может осуществляться в любой социальной системе, но он может происходить спонтанно или организованно. Следовательно, мы можем выделить следующие составные элементы понятий «процесс» и «организация»: цели процесса (деятельности); структура процесса; ресурсы процесса-деятельности; организация процесса; методы и механизмы преобразования ресурсов в цели.

История развития этого вопроса содержит период, когда ряд исследователей предприняли попытку свести многообразие общественных форм взаимодействия индивидуумов к дарвинскому закону «борьбы за существование». Показывая несостоятельность однобокого и метафизического переноса закона развития «животного общества» на развитие общественных отношений людей, Ф. Энгельс следующим образом расширяет сферу диалектического его понимания: «… взаимодействие живых существ, – пишет он, – включает сознательное и бессознательное сотрудничество, а также сознательную и бессознательную борьбу» [4. С. 251].

  • Законы, регулирующие преобразования спонтанно организованного общества в управляемую социально-экономическую систему, основаны на принципах: целое, больше чем сумма его частей (Аристотель) [5]: понимается, как свойство целостной функциональной системы обеспечивать функции развития во всех аспектах его объема (экстенсивное и интенсивное), следовательно, по отношению к пониманию закономерностей, регулирующих функционирование социально-экономической системы общества, проблема целостности социального организма выдвигается на первый план: не сохранение целостности общественного организма в любой его ипостаси ведет к его разрушению; механизмы саморегулирования общественного организма представлены в форме различных типов сознания – индивидуального, этнического и социального, каждый из основных типов сознания обладает свойственным только ему качеством и выполняет определённую функцию, по отношению к социуму, например, индивидуальному сознанию присуще свойство сострадания, этническому – сопереживание, социальному – созерцание; для формирования более высокоорганизованных процессов (на пространстве государства) необходимо государственное управление в форме специальной деятельности [6]; структурное (системное) управленческое преобразование, называемое в физике фазным переходом, может реализовываться только при условии максимальной напряженности каждого регулируемого процесса в структуре социума; существующие в практике управления статистические показатели не адекватны существующей системе, да и те, что используются, не достоверно отражают действительность.

3. Исходя из данных посылок, конструкция иерархии управленческих задач и, соответственно, терминов их обозначающих, будет следующая:

Термины

Цели

Принципы

Управление

Качественные изменения свойств системы

Развитие – адекватность

Менеджмент

Количественные изменения свойств подсистемы, процессов функционирования, по отношению к структуре

Мини-максное отношение:

минимизация затрат, максимальная выгода, оптимальность

Регуляция

Количественное изменение протекания процессов

Увеличение – уменьшение

Коррекция

Количественное изменение самих параметров

Эффективность – результат –

целеизменение

Координация

Согласование целей и принципов; единство, синхронность действий и деятельности

Фрактальность


Следовательно, чтобы управлять системно, нужно знать:

  1. набор целей, выполнять которые призвана данная система; характеристику их флуктуаций – для каждой системы необходим и достаточен только ей присущий допустимый набор целей; функциональные возможности связей и взаимодействий между отдельными элементами системного образования, при которых взаимодействия не допускают поглощения одного элемента другим; способность (системной) структуры осуществлять процесс преобразования средств достижения цели без потери главного свойства системного образования – развития всей системы, а не отдельных её составляющих; наличие ресурсных составляющих, необходимых для решения целевых задач; системные закономерности: длительность этапов, фаз жизненного цикла системного образования; систему механизмов регуляции, обеспечивающих оптимальность протекания всех процессов в системном образовании; необходимую форму системной организации как оптимальную координацию её функционирования.

Это и есть элементы аппарата управления внешние по отношению к организованной системе.

^ Пути и способы решения проблем. Среди множества индикаторов, характеризующих состояние как отдельных социально-экономических структур, так и целостной городской системы всё большее значение приобретает духовная компонента и социально-культурная деятельность, являющаяся производной социального сознания, представляющих город граждан. На протяжении веков общая негэнтропийная направленность развития мирового социума обеспечивалась медленным, но постоянным увеличением числа взаимодействий и уменьшением противодействий в структуре жизнедеятельности.

Двадцать первый век обострил проблему единства социума до уровня кризиса, неразрешённость которого может привести к разрушению государства. Причины этого явления – развитие городских агломераций преимущественно по параметру экономического благополучия. Изменение после второй мировой войны традиционных принципов построения жизнедеятельности по этническим, национальным и религиозным канонам, включающих возможность перемещения капитала и человеческих ресурсов практически в любую страну, привело к ослаблению «горизонтальных» информационных и эмпатических связей. Естественный симбиоз жизнедеятельности индивидов, связанных этническими, религиозными, культурными и духовными ценностями, преобразовался в химеру, или, пользуясь современными терминами «теории катастроф», в отсутствие общего русла для ряда процессов целостной функциональной системы. Это приводит к явлению «странных аттракторов», что в условиях даже незначительного кризиса легко разрушает систему.

Для решения возникших организационно-управленческих проблем важнейшей задачей становится коррекция уровня понимания как отдельными индивидами, так и социальными стратами необходимости формирования новой модели социального сознания, обеспечивающего максимальную степень взаимодействия на всех уровнях социальной системы. Наиболее адекватный и понимаемый большинством граждан нашей страны термин, отражающий внутренний смысл и цели изменения сознания, является «духовность».

Термин «духовность» уже прочно вошёл в научный обиход и используется в парадигме научного знания. Так в редакции устава Всемирной Организации Здравоохранения 2004 года, здоровье характеризуется как «полное физическое, социальное и духовное благополучие». В нашем понимании, духовность представляет свойство, рожденное высокоорганизованным социальным организмом, как выражение потребности осознания места, миссии и поведения человека в структуре мироздания. Вполне уместно признание духовности как элемента ноосферного сознания.

Цель духовности – проекция сущностного или смыслового содержания жизнедеятельности людей. Средствами формирования духовности выступает сама человеческая деятельность, направленная на развитие как самого человека, так и той общественной системы, в рамках которой он реализует свой психофизиологический и интеллектуальный потенциалы. Принципы духовности формируются, исходя из задач сохранения целостности социума и его качественного преобразования в направлении от сокращения противодействия к увеличению взаимодействия, сплоченности и повышения результативности предметной деятельности. Структура духовности – познание, убеждение, вера и сама жизнедеятельность как имманентная сущность бытия человека. Теоретическое обоснование необходимости веры осуществляли разные научные школы: школа логиков-неопозитивистов (Карнап, Рассел, Вилькенбанд и др.) обосновала наличие априорных постулатов в любых самых строго обоснованных, в том числе и математических теориях; в естественнонаучных концепциях, это квантовая теория поля и небезызвестные эффекты Энштейна – Подольского – Розена.

^ Духовность человека – механизм, обеспечивающий достижение состояния целостности любой социально-биологической системы. Помимо теологических теорий, существуют научно-экспериментальные теории, обосновывающие сущность духовности. Например, в психологии это работы В.М. Гордона, В.П. Зинченко. В теории ноосферы – труды В.И. Вернадского, Н.И. Вавилова.

Духовность опирается на социальные ценности. ^ Социальные ценности – это, прежде всего, структура основополагающих принципов, обеспечивающих расширенное воспроизводство самого социума. Одним из главных противоречий современного общества является не преодоленный до сих пор функциональный подход к пониманию природы ценностей. Прежде всего, это кантианский подход, признающий за ценностями их априорный характер, имманентно присущий системе мироздания. Для человека они выступают как сакраментальные, в своей основе, категорические императивы (И. Кант). Другой подход – материалистический – признает за ценностями свойства функциональной полезности и предполагает постоянное изменение их сущностной значимости.

На наш взгляд, современные теории систем, во-первых, используют оба обозначенных подхода и, во-вторых, придают ценностям иное атрибутивное свойство, свойство, принадлежащее именно к какой-либо конкретной системе и обеспечивающее выполнение ее основной целевой функции. В этом плане важны два основных свойства социально-биологических систем любого класса сложности и уровня организованности – это свойство целостности и гомеостаза, или равновесия со средой, которые и обеспечивают системе возможность существования. И потому любые по форме процессы, способствующие поддержанию этих функциональных параметров, будут актуальны и востребованы социумом.

В научных подходах рассматривается несколько вариантов прогнозных сценариев развития социума и города как его части, но основных два.

Первый рассматривает прогноз развития социума, исходя из экстраполяции тенденций развития индивидуальных потребностей человеческой «особи» – гипертрофированность отдельных личностных качеств. В этом случае мир будущего – это, прежде всего, сам человек как индивидуальность. Он может предстать «благородным или не очень», обладающим большой фантазией или прагматичным и т.д., но он всегда весьма ограничен в ресурсных возможностях, может быть ярким, но всегда «слаб» и неустроен. Это значит, что человек как индивид есть представитель «неравновесного» и нецелостного элемента социально-биологической целостной системы.

Второй выстраивает модель прогноза будущего состояния социальной системы на основе анализа реально функционирующих системных образований (например, природных и экологических систем). В целом для каждого из «миров», или целостных системных организаций, существует собственная модель будущего их состояния: Так, для физических систем актуальны законы термодинамики, и изменение состояния от хаоса к порядку не вызывает никаких сомнений; для биологических систем – идеальной формой системной организации является гомеостаз со средой обитания, иногда в локальных географических зонах – «симбиоз» как межвидовое взаимодействие. Для социальных, так же как и для естественно-биологических систем (например, «социальных» насекомых) характерен внутривидовой симбиоз. Главным законом воспроизводства при этом выступает репродукция структурной целостности (в «системологии» называемая законом 20-процентной кумуляции структуры основных средств).

Для социально-культурной (человеческой) системы, как самой молодой и потому весьма нестабильной, естественно, присущи все выявленные системные свойства. Но в силу огромной идеологизации современного общества, его разобщенности и невежества, известные науке закономерности (знания) не только не востребованы, но и всячески отвергаются власть предержащими на разных организационно-управленческих уровнях. Поэтому современная социальная система весьма неравновесная и при общей системной тенденции постоянного увеличения количества культурно-экономических связей между структурными элементами локальных сообществ имеет огромное количество «бифуркационных» явлений, и при определенном политически-организационном усилии деструктивных сил вполне возможен запуск неуправляемой реакции.

На наш взгляд, наиболее перспективный подход к созданию принципиально управляемой и направленной на реализацию принципа развития социальной системы будущего – это конструирование разнообразных прогнозных сценариев, в которых коэффициент управления должен превышать величину (0,5). Ведущей социальной деятельностью следует признать формирование нового уровня социального самосознания, разработку и внедрение системы социальных ценностей, выступающих мотиватором деятельности в крупных городских агломерациях. В связи с этим в социально-философских науках следует поставить в новом ракурсе вопрос о социальных функциях науки, культуры и образования в современном мире.
Литература

  1. Кузнецов В.Т. Философия оптимизма. М.: Наука, 1972.

  2. Морган Л.Г. Древнее общество. Ленинград, 1934.

  3. Каргин Н.Н. Системология: теория, методология, практика: монография. Ч. 1. М.: МГУс, 2007. 245 с.

  4. Энгельс Ф. Диалектика природы. Ленинград, 1940.

  5. Аристотель. Метафизика. М-Л.: 1934.

  6. Каргин Н.Н. Инновации в социальных и образовательных системах: монография, ФГУ ФИРО. М.: 2008. 478 с.

  7. Каргин Н.Н. Характеристики подходов к решению познавательных и управленческих проблем. // Журнал прикладной психологии. 2007. №8,.

  1. Каргин Н.Н., Диденко В.Д., Сигида Е.А. Системный подход к разработке жизнесберегающей концепции здоровья // Сервис plus. 2008. №4.

  2. Столяренко А.М. Психологическая системология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

  3. Байдаков С.Л. Теория и методология стратегического управления мегаполисом и его территориальными единицами: автореф дисс. … доктора экономических наук. М., 2010.

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией