Поиск в базе сайта:
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины icon

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины




Название«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/5
Дата конвертации11.08.2014
Вес0.64 Mb.
КатегорияРабочая программа
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Кафедра художественного образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

М.2.В.02 МОНИТОРИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Направление подготовки Педагогическое образование

Магистерская программа: Музыка

Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Музыка.

Дисциплина (модуль) М.2.В.02 Мониторинг в социально-культурной среде входит в вариативную часть (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование. Общее количество часов - 108, из них 34 ч. - аудиторные занятия и 74 — самостоятельная работа. Трудоемкость составляет 3 зачетных единицы.

Степень (квалификация) выпускника — магистр.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование для очной формы обучения составляет 2 года.
Составными компонентами УМК являются:

  1. Аннотация.

Стр. 1

  1. Рабочая программа учебной дисциплины М.2.В.03 Мониторинг в социально-культурной среде по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Музыка

Стр. 2

2.1. Список рекомендуемой литературы

Стр. 7

2.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы

Стр. 13

2.3. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету)

Стр. 25


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ

Директор ИК

______________ Е.А. Каюмова

«_____» _______________ 2011 г.


^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


М.2.В.02 Мониторинг в социально-культурной среде

ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 3

Направление: 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа: Музыка
Квалификация (степень) выпускника: магистр

1. Цель изучения дисциплины
Цель: ознакомить магистранта с мониторингом в социально-культурной среде, его методологией и современными направлениями развития.

Задачи:

- изучение основных понятий о задачах и проблемах мониторинга в социально-культурной среде;

- анализ особенностей мониторинга в социально-культурной среде;

- выделение проблемных направлений современного мониторинга в социально-культурной среде.

^ 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Мониторинг в социально-культурной среде» является вариативной частью профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры направления подготовки 050100.68 «Педагогическое образование».

Предпосылками успешного овладения дисциплиной «Мониторинг в социально-культурной среде» является предваряющее этот курс изучение таких дисциплин модуля как Б.2.02. «Основы математической обработки информации»; Б.2.01 «Информационные технологии в образовании», Б.3.01 «Психология». Курс тесно связан с такими дисциплинами модуля как М.1.01 «Современные проблемы науки и образования», М.1.02 «Методология и методы научного исследования», М.1.В.01 «Методология научно-исследовательской деятельности в области искусства», М.2.В.06 «Инновационный менеджмент в образовании», М.2.В.08 «Создание и использование гуманитарной образовательной среды».

^ 3. Требования к уровню освоения программы
Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

  • способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1):

  • готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задача (ОК-2);

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля свой профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способность формировать ресурсно-информационнаые базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использования практической деятельности новых знаний и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

  • готовность работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6);

профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные (ОПК):

  • готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

  • способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

в области педагогической деятельности:

  • способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях и в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

  • способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

  • способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения задач (ПК-6);

  • готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использование современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

  • готовность к разработке и реализации методических моделей, методики, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

  • готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

в области управленческой деятельности:

  • готовность изучать состояние и потенциал управляемой систему и её макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

  • готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использование инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

  • готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

  • готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждение, опираясь на отечественны и зарубежный опыт (ПК-13);

в области проектной деятельности:

  • готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

  • способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

  • готовность проектирования нового учебного содержания, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

  • способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

  • готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

  • способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

  • готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

  • способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21)

После изучения курса магистранты должны знать:

- основные задачи и проблемы мониторинга в социально-культурной среде;

- особенности мониторинга в социально-культурной среде;

- новые концептуальные идеи и направления развития мониторинга в социально-культурной среде;

- методы получения современного научного знания в области мониторинга в социально-культурной среде.

После изучения курса магистранты должны уметь:

- осуществлять научный информационный поиск,

- интерпретировать данные научной литературы;

- анализировать особенности развития мониторинга в социально-культурной среде;

- выделять проблемные направления современного развития мониторинга в социально-культурной среде;

- представить сферу своих научных интересов в области мониторинга в социально-культурной среде.

- владеть методами получения современного научного знания в области мониторинга в социально-культурной среде.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачётных единицы и виды учебной работы


Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Распределение по семестрам (час)

Всего

2 семестр

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

17

17

Практические занятия

17

17

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

74

74

Курсовой проект (работа)







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет



^ 5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины


№ п/п

^ Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (час)

ВСЕГО

лекции

практические (семинары)

лабораторные

В т.ч. интерактивные формы обучения (не менее 40%)

1

Виды социологического исследования

4

2

2




//1

9

2

Теория и методология выборки

4

2

2




//1

10

3

Программа социологического исследования

4

2

2




1//1

9

4

Анализ эмпирических данных

4

2

2




1//1

9

5

Анкета, виды и типы анкеты

4

2

2




1//1

8

6

Методология и технология интервью

4

2

2




1//1

10

7

Маркетинговое исследование

4

2

2




1//1

9

8

Неопросные методы наблюдения

6

3

3




1//1

10




ИТОГО:

34 часа (0,94 зачетных единиц)

17

17




14 часов (41%)

74



5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Виды социологического исследования

Социальное и социологическое исследования. Пробное и пилотное исследования. Описательное и аналитическое исследования. Точечное исследование. Сплошное и выборочное исследования. Повторные исследования. Мониторинг. Полевое исследование. Анализ случая (Case study). Оперативное исследование. Опросные и неопросные методы исследования. Признаки научного опроса. Виды опроса. Технические средства опроса.
^ Раздел 2. Теория и методология выборки

Основные понятия и сущность выборочного метода. Типы и методы выборки. Методы вероятностной (случайной) выборки. Простой случайный отбор. Систематический отбор. Районированная и стратифицированная выборки. Гнездовая выборка. Методы невероятностной (неслучайной) выборки. Квотная выборка. Многоступенчатая выборка. Идеальные и реальные совокупности. Расчет объема выборки. Ошибка выборки. Контроль и ремонт выборки. Репрезентативность.
^ Раздел 3. Программа социологического исследования

Общее представление о программе. Теоретико-методологическая часть программы. Формулировка и обоснование проблемы исследования. Цели и задачи исследования. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ основных понятий. Теоретическая интерпретация. Выдвижение гипотез. Эмпирическая интерпретация понятий. Методическая часть программы. Выборка. Обоснование методов сбора эмпирических данных. Методы сбора информации. Методы обработки и анализа данных. Организационный план исследования. Научный отчет.
^ Раздел 4. Анализ эмпирических данных

Общие принципы анализа данных. Анализ одномерных распределений. Номинальная шкала. Ранговая шкала. Интервальная шкала. Анализ двумерных распределений. Табличное представление данных. Техника редактирования таблиц. Графическое представление данных.
^ Раздел 5. Анкета, виды и типы анкеты

Познавательные возможности анкетного вопроса. Функции анкетного вопроса. Логическая структура вопроса. Виды анкетных вопросов. Закрытые и открытые вопросы. Вопросы-фильтры. Сложные вопросы. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов. Общая композиция анкеты. Базисная часть анкеты. Важнейшие принципы композиции анкеты. Обслуживающие разделы анкеты. Правила кодирования. Разработка анкеты. Основные правила формулировки вопросов. Анализ качества анкеты. Логический контроль анкеты. Ошибки и контроль поля. Хорошие и устойчивые вопросы. «Эффект имени» при формулировке вопросов. Ошибки анкетера и контроль поля.
^ Раздел 6. Методология и технология интервью

Дефиниция и особенности интервью. Интервью в качественной и количественной социологии. Организация фокус-групп. Состав и численность фокус-группы. Ограничения на участие в фокус-группе. Процедура проведения. Устройство помещения. Функции и качество модератора. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров. Эффект интервьюера. Типология интервью. Формализованное интервью. Свободное интервью. Фокус-группа. Определение и особенности метода. Преимущества и недостатки. Сфера применения. Телефонное интервью.
^ Раздел 7. Маркетинговое исследование

Цели и задачи маркетингового исследования. Проблема выборки и репрезентативности. Трудности в общении заказчика и исследователя. Бриф и брифинг. Методические и технические приемы исследования. Лабораторный опрос (Hall-test). Домашний тест (Home-test). Личное интервью (face-to-face). Кабинетное исследование (Desk Research). Телефонный опрос OMNIBUS. The VALS Survey. Вопросник VALS Survey (online version). Виды экспертного опроса. Отбор экспертов. Факторы валидности экспертных оценок. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса. Необычные эксперты.
^ Раздел 8. Неопросные методы наблюдения

Сущность наблюдения. Отличительные черты научного наблюдения. Специфика социологического наблюдения. Виды наблюдения. Формализованное наблюдение. Включенное наблюдение. Преимущества и недостатки наблюдения. Роль и качества наблюдателя. Научный эксперимент. Сущность научного эксперимента. Методология и методика эксперимента. Процедура экспериментирования. Формирование групп в эксперименте. Ошибки и трудности в эксперименте. Классификация экспериментов. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты. Action research. Методология. Процедура проведения

^ 5.3. Лабораторный практикум - не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования : Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 768 с.

6.2. Дополнительная литература:

  1. Ануфриев, А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А. Ф. Ануфриев. – М. : «Ось-89», 2002. – 112 с.

  2. Бряник, Н. В. Введение в современную теорию познания / Н. В. Бряник. – М. : «Феникс», 2003. – 208 с.

  3. Волков, Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю. Г. Волков. – М. :«Феникс», 2001. – 127 с.

  4. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность : опыт межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. – СПб. : «Питер», 2001. – 180 с.

  5. Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/work/nti/dok/

  6. Рогожин, М. Ю. Подготовка и защита письменных работ : Учебное практическое пособие / М. Ю. Рогожин. – СПб. : «РДЛ», 2001. – 240 с.

  7. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/

  8. Рузавин, Г. И. Методология научного исследования : Учебное пособие для ВУЗов / Г. И. Рузавин. – М. : «ЮНИТИ», 1999. – 317 с.

  9. Савицкий, И. О философии глобального образования // Философия образования для XXI века : сб. статей / И. О. Савицкий. – М., 1992. – 321 с.

  10. Соснин, П. И. История и методология науки / http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN/umk/History_and_Methods_of_Science/metod.htm

  11. Томпсон, М. Философия науки / М. Томпсон ; пер. с англ. А. Гарькавого. – М. : «ФАИР-ПРЕСС», 2003. – 304 с.

  12. Электронное научное издание (журнал) «Современные проблемы науки и образования». http://www.science-education.ru/

  13. Эхо, Ю. Письменная работа в вузах / Ю. Эхо. – М : «Инфра-М», 2002. – 127 с.

  14. Ясницкий, Л. Н. Современные проблемы науки : Учебное пособие / Л. Н. Ясницкий, Т. В. Данилевич. – М. : «БИНОМ», 2008. – 294 с.

  1   2   3   4   5

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией