Поиск в базе сайта:
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра музыкального и художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины icon

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра музыкального и художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины




Скачать 329.93 Kb.
Название«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра музыкального и художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины
Дата конвертации10.08.2014
Вес329.93 Kb.
КатегорияРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Кафедра музыкального и художественного образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Р.01 МУЗЫКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Специальность 030700 (050601.65) Музыкальное образование

Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 4 курса очной формы обучения по специальности 030700 (050601.65) Музыкальное образование.

Дисциплина «МУЗЫКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» входит в национально-региональный (вузовский) компонент цикла Общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Общее количество часов - 160, из них 87 ч. - аудиторные занятия и 73 — самостоятельная работа.

Квалификация выпускника - учитель музыки.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя музыки по специальности 030700 Музыкальное образование при очной форме обучения - 5 лет.

Составными компонентами УМК являются:

  1. Аннотация.

Стр. 1

  1. Рабочая программа дисциплины ОПД.Р.01 МУЗЫКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ по специальности 050601.65 Музыкальное образование

Стр. 2

2.2. Список рекомендуемой литературы

Стр. 11

2.3 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов

Стр. 12

2.4 Примерный перечень заданий к зачету и экзамену

Стр. 14


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


«Утверждаю»

Декан ФКИ

Е.А. Каюмова

03 сентября 2012 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
^

ОПД.Р.01

МУЗЫКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


1. Цели и задачи курса
Цель курса - познакомить студентов с особенностями дошкольного музыкального воспитания и развития детей, дать знания и умения необходимые для работы музыкального руководителя в детском дошкольном образовательном учреждении и, тем самым, расширить профиль профессиональной деятельности выпускника.

Задачи курса:

  • выявить основные закономерности музыкального развития детей дошкольного возраста;

  • раскрыть особенности организации, методов и форм музыкального воспитания дошкольников;

  • дать представление о формах музыкальной деятельности детей на музыкальных и иных занятиях в дошкольных учреждениях;

  • освоить методы и приемы проведения музыкальных занятий, праздников и других мероприятий в детском саду;

  • освоить музыкальный материал и репертуар для деятельности музыкального работника в детском саду;

  • научиться планированию, организации и разработке сценариев, относящихся к различным формам музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.



^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен иметь профессиональное представление о специфике музыкально-творческого развития дошкольников и особенностях их музыкального воспитания, понимать цели, задачи и принципы дошкольного музыкального воспитания, владеть методами и приемами музыкального воспитания детей, знать основные формы организации музыкальной деятельности дошкольников, музыкальный материал, используемый в работе с ними, уметь самостоятельно разрабатывать планы и сценарии занятий и мероприятий по дошкольному музыкальному воспитанию.




^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

7

8

Общая трудоемкость дисциплины

160

82

78

Аудиторные занятия

87

45

42

Лекции

58

30

28

Практические занятия

29

15

14

Семинары










Лабораторные работы










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

73

37

36

Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля

зачет




зачет



^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия




7 семестр










1.

Значение музыки в жизни детей и современные проблемы музыкально-художественного воспитания

4

1




2.

Цели, задачи и принципы дошкольного музыкального воспитания

4

2




3.

Структура музыкальности и возрастные уровни музыкального развития детей

4

2




4.

Методы и приемы музыкального воспитания детей

4

2




5.

Активное восприятие как основа музыкальной деятельности. Организация слушания музыки в ДОУ

6

4




6.

Детский репертуар и его классификация

4

2




7.

Вокально-хоровая деятельность

4

2







8 семестр










8.

Ритмика и хореография в музыкальном воспитании дошкольников

4







9.

Развитие творческих способностей дошкольников

4

6




10.

Игра на детских музыкальных инструментах

4







11.

Музыкально-дидактические игры и пособия

4

4




12.

Формы организации музыкальной деятельности детей

4







13.

Фольклорное воспитание дошкольников

4







14.

Праздники и развлечения в детском саду

4

4






^

4.2. Содержание разделов дисциплины



Лекционные занятия

Тема 1. Значение музыки в жизни детей и современные проблемы музыкально-художественного воспитания

Чувственное познание мира ребенком и роль звуковой и музыкальной среды. Роль взрослых в раскрытии для ребенка мира звуков и образов. Задачи приобщения ребенка к миру искусства и особенности их решения.

Первичные формы и жанры музицирования и пения (колыбельные, потешки, прибаутки, частушки, сказки, пение в быту и на праздниках). Проблема обеспечения гармоничного эстетического и нравственного становление личности ребенка музыкальное воспитание.

Музыка и умственное развитие ребенка. Музыка и психическое здоровье.

^

Тема 2. Цели, задачи и принципы дошкольного музыкального воспитания


Цель, задачи музыкального воспитания. Развитие музыкальности детей как основная задача. Музыкальность как способность переживать музыку в качестве некоторого содержания, способность эмоционально откликаться на музыку. Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, к музыкальному искусству. Содержание и методы обучения музыкальной деятельности в единстве ее воспитательной, образовательной и развивающей функций, сочетание разнообразных типов занятий (традиционных, творческих, комплексных). Учет индивидуально-дифференцированного подхода.

Принципы связи музыкально-эстетической деятельности детей с окружающей действительностью, с современностью, активизации процесса музыкально-эстетического воспитания на основе учета своеобразия музыкального искусства, преемственность в музыкальном развитии детей на различных возрастных этапах.

^

Тема 3. Структура музыкальности и возрастные уровни музыкального развития детей


Музыкальная деятельность ребенка и приобретение музыкального опыта. Единство биологических и социальных элементов в структуре музыкальности. Основные музыкальные способности: эмоционального переживания и различения ладовых функций - ладовое чувство, произвольного пользования слуховыми представлениями, активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения - ритмическое чувство.

Сенсорная основа музыкальных способностей. Сенсорное воспитание и его задачи. Способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности). Исполнительские способности (чистота певческих интонаций, согласованность движений при игре на детских инструментах). Способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

Творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д. Качественное сочетание общих и специальных способностей. Музыкальная одаренность. Возрастные этапы формирования музыкальных способностей.

^

Тема 4. Методы и приемы музыкального воспитания детей


Метод как путь достижения цели и способ работы учителя и учеников. Методы побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса, приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания. Роль наглядно-слухового метода.
^ Тема 5. Активное восприятие как основа музыкалтьной деятельности.

Организация слушания музыки в ДОУ

Эмоции как главный психологический инструмент музыкального восприятия. Детское сознание и переживание смысла музыки. Восприятие музыки как творческий процесс, отличающийся активностью, заинтересованностью, свободным проявлением фантазии, эмоциональным откликом.

Формирование музыкального восприятия. Работа по слушанию музыки как фактор развития музыкального восприятия детей. Цель слушания музыки - воспитание устойчивого интереса и любви к ней.

Воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению как первоначального проявления музыкального вкуса. Формирование навыка слушания музыки; создание фонда любимых детских произведений.

В содержании программы по слушанию музыки можно выделить три основных направления:

1. Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

2. Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки.

3. Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.

Формы слушания музыки. Содержание и приемы работы по слушанию музыки. Этапы слушания музыки.

^

Тема 6. Детский репертуар и его классификация


Репертуар, изучаемый детьми, как основной компонент музыкального образования. Принципы отбора музыкальных произведений, используемых в работе с дошкольниками: художественность, доступность и целесообразность. Доступность художественно-образного в соотнесении с эмоциональным опытом ребенка и способностью сопереживать чувствам, выраженным в музыке. Учет возрастных возможностей дошкольников в исполнительском аспекте.

Народное музыкальное творчество, образцы классики и современной музыки как источники подбора репертуара.

Сборники произведений для различных видов музыкальной деятельности: пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, инсценировок.

^

Тема 7. Вокально-хоровая деятельность


Значение пения в общем и музыкально-эстетическом воспитании. Влияние пения на детский организм. Роль пения в личностном развитии ребенка.

Возможности обучения пению дошкольников. Координирование звукообразования, певческого дыхания и дикции. Умение петь в ансамбле. Задания в обучении пению. Разучивание песни с дошкольниками и его этапы. Приемы для развития дикции.

^

Тема 8. Ритмика и хореография в музыкальном воспитании дошкольников


Единство моторной и образной сторон в основе музыкальной интонации и переживания музыки. Активизация музыкального развития через интеграцию звучащих образов и пластически-двигательных мотивов.

Опыт нахождение разнообразных форм движения для выражения различных музыкально-ритмических формул в музыкальной педагогической практике. Музыкально-хореографическая система Э. Жак-Далькроза.

Ритмическое воспитание в жизни детского образовательного учреждения. Синтез различных форм художественной деятельности в разных сферах художественной деятельности детей. Музыкальное воспитание средствами движения, виды ритмического движения.
^
Ритмико-хореографическая деятельность детей 5-6-7 лет на музыкальных занятиях. Пути и методы и приемы активизации работы по ритмическому воспитанию детей



^

Тема 9. Развитие творческих способностей дошкольников


Творчество как деятельность детей, возможности их творческого развития. Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Интересы, художественные способности как предпосылки к возникновению творчества.

Пути и этапы формирования творчества. Творческие задания в дошкольной педагогике. Овладение способами творческих действий, которые готовят к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Компоненты, определяющие качество творческих действий. Характер педагогического руководства детским творчеством.

Музыкально-творческие проявления дошкольника: импровизирует несложные песенные мелодии, составляет композиции простейших танцев, инсценирует в движениях текст песен, сочиняет попевки, исполняя их на детских музыкальных инструментах. Различие видов музыкальной деятельности - пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах - по приемам обучения и методам развития творчества.
^

Художественное творчество детей в педагогической системе М. Монтессори.




Тема 10. Игра на детских музыкальных инструментах


История использования шумовых музыкальных инструментов в детской деятельности: теория и практика. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами в раннем возрасте. Использование дидактических игр на различение тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности). Обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Металлофон. Игра по слуху и ее развивающий эффект в обучении. Методика о бучения детей игре на ДМИ по слуху. Постепенное расширение диапазона исполняемых попевок. Обучение приемам звукоизвлечения.

Обучение игре на струнных и духовых, клавишно-язычковых инструментах - в зависимости от способностей детей.

Разновидности детского оркестра: шумовой, ансамбль однотипных инструментов и смешанный оркестр. Модели пьес с элементами импровизационности для инструментального музицирования

Применение различных музыкальных инструментов и игрушек. Классификация детских музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

^

Тема 11. Музыкально-дидактические игры и пособия


Функции музыкально-дидактических игр: 1. Активное управление сенсорным аппаратом и психическими функциями. 2. Ориентировка на зону ближайшего развития. 3. Достижение дифференцированного восприятия музыки, отражающего грани свойств этого вида искусства. 4. Развитие моторики и воли (сдерживающих психических механизмов при соблюдении правил игры). 5. Развитие интеллектуальных возможностей, умения анализировать образно-смысловые особенности музыки в процессе решения дидактических задач.

Модели дидактических игр; принципы их тематического построения, исходящего из программного материала, опоры на характеристику музыкальной речи и ее компонентов, поддающихся моделированию в доступных для дошкольников формах; наглядности как опоры на зрительные, слуховые и моторно-двигательные ощущения.

Назначение музыкально-дидактических игр - научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых музыкальных явлений. Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий - развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические упражнения и игры.

Три вида музыкально-дидактических игр, подразделяемые в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий: 1. Спокойное музицирование. 2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий, характерная динамика действий. 3. Музыкально-дидактические игры, построенные по типу хороводных. Методика их проведения.

Репертуар музыкально-дидактических заданий, упражнений и игр по всем возрастным группам.

Примеры разработок музыкально-дидактических игр трех видов.

Формы игр: игры-путешествия (мысленная поездка, прогулка), игры-поручения (движения под музыку, игра на музыкальном инструменте, определение жанра, регистра, формы, средств музыкальной выразительности), игры-загадки. Настольные игры для развития внимания, памяти, мышления в целом и музыкальных способностей, умений. Игры по развитию музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Музыкально-дидактические пособия с включением зрительной наглядности.

^

Тема 12. Формы организации музыкальной деятельности детей


Формы организации музыкальной деятельности детей: занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье. Музыкальные занятия в детском саду их образовательные задачи. Методика занятий при активизации эмоциональных проявлений детей, мышление, воображение, творчество. Идивидуально-дифференцированный подход в обучении, оптимальные способы взаимодействия взрослого и ребенка, атмосферы дружбы и взаимопонимания между детьми. Содержание музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада.

Вопросы музыкального воспитания в семье рассматриваются на педсоветах, родительских собраниях, беседах.

Индивидуальные занятия и занятия с подгруппой детей являются основными в группах раннего возраста. Фронтальные занятия: типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Своеобразие музыкальных занятий. Слушание музыки как процесс восприятия произведений; исполнительская деятельность; творчество-импровизация простейших мелодий, комбинация элементов танца, драматизация песен, передача образа персонажей музыкальных игр. Виды музыкальных занятий. Тематическое занятие. Занятие по слушанию музыки. Занятие по развитию творчества. Комплексные занятия. Занятия с доминированием одного вида деятельности: танца, драматизация песен, передача образа персонажей музыкальных игр. Виды музыкальных занятий. Тематическое занятие. Занятие по слушанию музыки. Занятие по развитию творчества. Комплексные занятия. Занятия с доминированием одного вида деятельности.
^ Тема 13. Фольклорное воспитание дошкольников

Формирование у детей ценностного отношения к фольклорному наследию как одно из приоритетных направлений современной педагогики. Цель фольклорного воспитания - знакомство с произведениями фольклора и через их исполнение - привитие любви к родной природе, к Родине и ее людям.

Задачи музыкального фольклорного воспитания: образовательные - формировать первоначальные навыки исполнения народных песен, плясок, танцев, игр, драматизации; воспитательные - воспитывать у детей интерес и уважение к традициям своего народа и традициям других народов; - развивающие - развивать эстетический вкус и творческие способности детей, стремление к самостоятельной художественной деятельности.

Выдающиеся педагоги: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский и др. о необходимости развития русской национальной школы. Русское народное творчество и его воспитательные возможности. Народный праздник как национальное синкретичное действо, объединяющее все искусства. Проведение фольклорного праздника с детьми старшего дошкольного возраста. Элементы фольклора (игры, забавы, частушки, считалки, дразнилки, небылицы, потешки, заклички, песенки, пляски, танцы, сценки) в работе с малышами.

Жанры музыкального фольклора. Народные песни. Прибаутки. Небылицы. Скороговорки.

Загадки. Игры. Хоровод. Детский фольклор.
^ 14. Праздники и развлечения в детском саду

Праздники как особая форма организации детской художественной деятельности, соединяющая различные виды искусства.

Воспитательно-эстетические свойства и функции детского праздника. Место музыки на детском празднике.

Подготовка к празднику. Роль выбора музыкального материала и качества его исполнения. Принципы подбора музыки. Разучивание песен стихотворения, игры, пляски, инсценировки, выступление детского оркестра в праздничной программе.

Праздничные утренники как средство всестороннего воспитания детей. Спортивные праздники и роль в них музыканта. Развлечения в детском саду. Виды развлечений. Концерты. Драматизации. Театр игрушек. Музыка и развлечения.

Требования к организации развлечений: разнообразие содержания для накапливания дошкольниками музыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями; художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми; занимательность содержания, новизна его элементов; доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития: направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей; соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида; чередование подготовленных номеров со спортивными развлечениями, играми. Возможности проявиться самостоятельной художественной деятельности детей.
^ Практические занятия

Темы 1,2. Значение музыки в жизни детей и современные проблемы музыкально-художественного воспитания. Цели, задачи и принципы дошкольного музыкального воспитания

Вопросы:

1. Влияние музыки и музыкальной деятельности на развитие личности ребенка.

2. Формирование у детей эстетического отношении к музыкальному искусству.
3. Возрастные особенности музыкального развития детей.

4. Характеристика задач музыкального воспитании детей дошкольного возраста.

Тема 3. Структура музыкальности и возрастные уровни музыкального развития детей
Вопросы:

  1. Понятие способности. Общие и специальные способности, начало их формирования в дошкольном возрасте.

  2. Формирование музыкальных способностей и проявление задатков в дошкольном возрасте.

  3. Структура музыкальности. Основные и неосновные музыкальные способности.

  4. Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре музыкальности

  5. Развитие эмоциональной отзывчивости в разных видах музыкальной деятельности
    дошкольников.

  6. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста.

  7. Формирование музыкально-слуховых представлений дошкольников.

  8. Чувство ритма и его развитие у детей.

  9. Контроль за развитием музыкальных способностей дошкольников.


Тема 4. Методы и приемы музыкального воспитания детей

Вопросы:

  1. Характеристика различных классификаций педагогических методов.

  2. Методы музыкального воспитания, обучения и развития дошкольников.

  3. Реализация комплексного подхода к использованию методов и приемов музыкального
    воспитания и практике работы с детьми дошкольного возраста.


Тема 5. Активное восприятие как основа музыкальной деятельности. Организация слушания музыки в ДОУ

Вопросы:

  1. Понятие восприятие. Характеристика музыкального восприятии.

  2. Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников.

  3. Проблемный характер методов развития музыкального восприятия.

  4. Особенности методики развития музыкального восприятия в зависимости от возраста детей и
    этапа работы над музыкальным произведением.


Тема 6. Детский репертуар и его классификация
Вопросы:

  1. Требования к отбору музыкального репертуара для детей.

  2. Принцип тематического подбора репертуара как эффективный путь организации педагогического процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

  3. Значение контрастного принципа подбора репертуара.

  4. Роль репертуара в решении основных задач музыкального воспитания дошкольников.


Тема 7. Пение как основной вид музыкальной деятельности
Вопросы:

  1. Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развитии дошкольника.

  2. Цели и задачи певческой деятельности детей.

  3. Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников. Охрана детского голоса.

  4. Виды певческой деятельности детей. Характеристика репертуара.

  5. Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду.

  6. Анализ вокальных произведений, исполняемых детьми, разного дошкольного возраста.

  7. Этапы обучении детей пению. Специфика методов обучения па каждом этапе разучивания песни.

  8. Приобщение к пению детей раннего возраста.

  9. Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста.

  10. Особенности методики обучения пению детей 5, 6, 7 лет.

  11. Методика работы по «Музыкальному букварю» Н. А. Ветлугиной.


Тема 9. Развитие творческих способностей дошкольников
Вопросы:

  1. Характеристика понятия творчества в психолого-педагогической литературе.

  2. Сущность понятия детское художественное творчество, его условность.

  3. Различные точки зрения отечественных и зарубежных педагогов на проблему развития детского творчества.

  4. Изучение проблемы детского художественного творчества в работах Н.А. Ветлугиной.

  5. Специфика детского музыкального творчества.

  6. Формирование предпосылок развития детского музыкального творчества.

  7. Создание условий для успешного развития музыкально-творческих способностей
    дошкольников.

  8. Взаимосвязь обучения и развития музыкального творчества детей.

  9. Этапность в применении творческих заданий: в певческой деятельности детей; в танцевально- и музыкально-игровой деятельности; в игре на детских музыкальных инструментах.

  10. Вариативность заданий, их усложнение с учетом возраста детей или этапов обучения.


Тема 11. Музыкально-дидактические игры и пособия
Вопросы:

  1. Характеристика музыкально-дидактических игр и пособий, направленных на развитие
    музыкальности дошкольников

  2. Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей

  3. Целесообразность применения музыкально-дидактических игр и пособий с точки зрения развития основных музыкальных способностей дошкольников.


Тема 14. Праздники и развлечения в детском саду
Вопросы:

  1. Как Вы понимаете самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников.

  2. Музыка и физкультура.

  3. Музыка и развлечения.

  4. Музыка и праздник в детском саду.


^ 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Щербакова, Наталья Афанасьевна. Музыкальный сундучок: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей : приложение к журналу "Обруч"/Наталья Щербакова.-Москва:Обруч,2012.-79 с.

  2. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования : приложение к журналу "Обруч" : методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений : [сборник]/[Т. Н. Доронова, О. Е. Веннецкая, Т. В. Двуреченская и др.] ; под ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой.-М.:Обруч,2010.-294, с.



б) дополнительная литература:

  1. Девятова, Т. Н. Звук-волшебник : материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Девятова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 204 с.

  2. Дубровская, Е. А. Музыкальное развитие ребенка : практические советы педагога / Е. А. Дубровская. - М. : Школьная Пресса, 2005. - 26 с.

  3. Захарова, С. Н. Праздники в детском саду : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Захарова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 254 с.

  4. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для вузов / А. Н. Зимина. - М. : Владос, 2000. - 302 с.

  5. Из истории музыкального воспитания : Хрестоматия / сост. О. А. Апраксина. - М. : Просвещение, 1990. - 206 с.

  6. Коллекция увлечений : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / сост. Н. А. Рыжова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 80 с.

  7. Ланкин, В. Г. Музыка и развитие личности ребенка / В. Г. Ланкин, Е. Е. Ланкина, И. Р. Хох. - Томск : Издательство ТГПУ, 2005. - 174 с.

  8. Михайлова, М. А. Поем, играем, танцуем дома и в саду : Популярное пособие для родителей и педагогов / М. А. Михайлова, Е. В. Горбина. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 234 с.

  9. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе : Песни, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г. М. Науменко. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 222 с.

  10. Образцова, Т. Н. Музыкальные игры для детей / Т. Н. Образцова. - М. : Лада, 2005. - 154 с.

  11. Праздники и развлечения в детском саду : Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. - М. : Просвещение, 1999. - 237 с.

  12. Пенькова, Л. А. Под парусом Лето плывет по Земле : организация работы тематических площадок в летний период : методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л. А. Пенькова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 279 с.

  13. Пряников, Г. Д. Родник юных талантов : Проблемы педагогики одаренных детей / Г. Д. Прянников. - М. : Новая школа, 1995. - 136 с.

  14. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников : Пособие для вузов, педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / О. П. Радынова. - М. : Просвещение, 1994. - 222 с.

  15. Радынова, О. П. Баюшки-баю : Слушаем и поем колыбельные песни / О. П. Радынова. - М .: ВЛАДОС, 1995. - 293 с.

^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие видеотеки, телефильмов, диафильмов.

^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие музыкального инструмента, средств звукозаписи (проигрыватель, магнитофон, музыкальный центр), видеомагнитофона, аудио- и видео-записей.
^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Важнейшие принципы музыкальной педагогики: единство музыкально-художественного и технического развития, постепенность и последовательность накопления знаний, умений, навыков, сочетание индивидуальных (практические занятия и консультации) и коллективных форм обучения, воспитание самостоятельности студентов, их творческой инициативы.

Поставленные цель и задачи учебной дисциплины предусматривают адекватные методы и средства обучения.

Типы и виды лекций:

1. Информационные лекции:

  1. вводные – установочные лекции;

  2. обзорно-повторительные – лекции на закрепление материала;

  3. обзорные – лекции, которые проводятся по определенным темам.

2. Проблемные лекции.

Проблемные лекции могут быть использованы преподавателем на заключительных этапах освоения тем.

3. Лекция-визуализация. Вышеуказанные лекции проводятся при прохождении тем, требующих визуального контекста и восприятия.

4. Интегративная лекция. Подобные лекции служат цели прохождения комплексной циклической темы.

5. Лекция-консультация. Данный тип лекций проводится непосредственно перед экзаменом и подразумевает вопросно-ответную форму работы.

6. Лекция-пресс конференция. Такая форма лекций удобна при проведении защиты самостоятельной работы студентов.

Практические занятия представляют собой различные формы закрепления знаний и контроль над усвоением материала. С этой целью планируется проведение семинарских занятий или коллоквиумов по каждой теме рабочей программы.

Самостоятельная работа студентов заключается в изучении основной и дополнительной литературы (согласно списку рабочей программы), а также ее конспектирование и реферирование.
^ 8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Привести примеры музыкальных произведений, способствующих формированию определенных качеств личности.

  2. Оценить воспитательное значение пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

  3. Составить индивидуальную характеристику уровня музыкального развития ребенка одной из возрастных групп.

  4. Составить индивидуальную характеристику уровня музыкального развития ребенка одной из возрастных групп (по выбору), используя показатели, выделенные Н.А. Ветлугиной.

  5. Подобрать музыкальные произведения и на основе содержания таблицы «Диагностика музыкальных способностей детей».

  6. Разработать задания для определения уровня развития музыкальных способностей детей
    младшего, среднего или старшего дошкольного возраста (по выбору).

  7. Проанализировать развивающие функции различных видов музыкально-дидактических игр, предлагаемых в пособии Л.Н. Комиссаровой и Э.П. Костиной «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Отметить их роль в развитии каждой музыкальной способности. Привести примеры.

  8. Разработать варианты усложнения музыкально-дидактических игр на основе «Музыкального букваря» Н А. Ветлугиной.

  9. Составить конспект фрагмента занятия с проведением музыкально-дидактической игры для младших и старших дошкольников.

  10. Проанализировать конспект занятия с точки зрения различных методов и приемов
    обучения.

  11. Привести примеры использования наглядных методов и приемов с нарастанием проблемности в различных группах детского сада.

  12. Разработать конспекты фрагментов занятий с различным применением словесных методов.

  13. Предложить варианты применения практических методов в музыкальном воспитании с учетом возрастных возможностей развития детей.

  14. Подготовить сообщение по одной из статей из опыта работы музыкальных руководителей.

  15. Проанализировать несколько музыкальных занятий с точки зрения использования в них различных видов музыкальной деятельности.

  16. Посетить 2—3 музыкальных занятия и назвать виды деятельности, в которых успешно развивается каждая музыкальная способность.

  17. Привести примеры музыкальных произведений разных эпох и на основе анализа средств.
    музыкальной выразительности обосновать стилевые различия произведений.

  18. Составить коллекцию музыкальных произведений (шедевров классической и народной музыки) по одной из предложенных тем музыкальною воспитания дошкольников: музыка выражает настроения и чувства человека; песня, танец, марш; музыка рассказывает о животных и птицах; природа и музыка; сказка в музыке; музыкальные инструменты.

  19. Составить из музыкальных произведений несколько пар, в которых одно — произведение, рекомендованное Типовой программой музыкального воспитания детей дошкольного возраста, другое - произведение музыкальной классики (произведении и паре должны быть близкие по настроению к жанровой принадлежности). Проанализировать средства музыкальной выразительности отобранных произведений.

  20. Разработать конспекты музыкальных занятий (раздел «Слушание музыки) для младших и средних групп детского сада.

  21. Составить развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении.

  22. Разработать комплекс методических приемов, используемых на этапе углубленной работы над музыкальным произведением с детьми старшего дошкольного возраста.

  23. Подобрать, прокомментировать и исполнить: контрастные произведения одного жанра;
    контрастные но характеру произведения, имеющие сходные названия; контрастные произведения одного настроения.

  24. Исполнить одно произведение с различной интерпретацией художественно-образного содержания. Обосновать выбор одного или нескольких вариантов исполнении, доступных для детей разного возраста.

  25. Найти выразительные интонации в произведениях дошкольного репертуара.

  26. Сочинить выразительные интонации, передающие настроения, звукоподражание.

  27. Подготовить сообщение о методической системе вокального воспитания М.И. Глинки.

  28. Разработать игровые задания, подобрать приемы, упражнения, наглядные пособия,
    направленные на формирование вокальных (звукообразование, певческое дыхание, дикции) и хоровых (чистота мелодической интонации, ансамбль) навыков у детей дошкольного возраста.

  29. Подобрать по две скороговорки для младших, средних и старших дошкольников. Предложив группе студентов различные варианты их проговаривания или пропевания, добиться единого темпа исполнения, ритмического и динамического ансамбля. Исполнить сочиненную мелодию скороговорки с разнообразными интонациями (радостно, робко, таинственно, печально и т.п.).

  30. Разработать приемы формирования художественного ансамбля.

  31. Используя малые фольклорные формы, сочинить несколько упражнений для распевания в
    старшем дошкольном возрасте. Разработать методические рекомендации по их применению.

  32. Написать аннотацию на сборник песен для дошкольников (по выбору). Проанализировать
    его содержание с точки зрения принципов отбора вокального репертуара.

  33. Написать развернутую характеристику песни из репертуара одной из возрастных групп.

  34. Составить план-конспект последовательного разучивания песни.

  35. Разработать методические рекомендации по разучиванию упражнения и «Музыкального
    букваря» Н.А. Ветлугиной. Придумать разнообразные практические действия, направленные на развитие голоса и слуха у дошкольников, а также варианты усложнения заданий.

  36. Законспектировать предложенную литературу по выделенным вопросам
    занятия.

  37. Подготовить устные сообщения по вопросам: источники детского художественного творчества.

  38. Основные этапы творческого процесса; предпосылки музыкального творчества; самостоятельность и подражательность как первоначальный этап в развитии музыкального творчества детей.

  39. Подготовить реферат на тему «Проблема развития детского музыкального творчества» по работе Н.А. Ветлугиной «Музыкальное развитие дошкольников».

  40. Подготовить несколько заданий для развития песенного творчества старших дошкольников с учетом усложнения.

  41. Придумать задания на развитие танцевального творчества детей младшей, средней, старшей групп.

  42. Предложить задания на развитие творчества в игре на детских музыкальных инструментах.

  43. Придумать несколько игровых ситуаций для детей разного дошкольного возраста с включением творческих заданий: пи развитию песенного, танцевального, музыкально-игрового творчества, а также творчества и процессе игры на детских музыкальных инструментах и составить краткий конспект музыкального занятия или развлечения с подробным описанием используемых в нем творческих заданий.


Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Влияние музыки и музыкальной деятельности на развитие личности ребенка.

  2. Формирование у детей эстетического отношении к музыкальному искусству.

  3. Возрастные особенности музыкального развития детей.

  4. Характеристика задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

  5. Структура музыкальности. Основные и неосновные музыкальные способности.

  6. Развитие эмоциональной отзывчивости в разных видах музыкальной деятельности
    дошкольников.

  7. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста.

  8. Формирование музыкально-слуховых представлений дошкольников.

  9. Чувство ритма и его развитие у детей.

  10. Методы музыкального воспитания, обучения и развития дошкольников.

  11. Музыкальное восприятие как основной вид деятельности. Организация слушания музыки в ДОУ.

  12. Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников.

  13. Особенности методики развития музыкального восприятия в зависимости от возраста детей и
    этапа работы над музыкальным произведением.

  14. Детский репертуар и его классификация.

  15. Пение как основной вид музыкальной деятельности. Цели и задачи певческой деятельности детей.

  16. Виды певческой деятельности детей. Характеристика репертуара.

  17. Методика обучения пению детей дошкольного возраста.

  18. Сущность понятия детское художественное творчество. Специфика детского музыкального творчества.

  19. Формирование предпосылок и создание условий развития детского музыкального творчества.

  20. Взаимосвязь обучения и развития музыкального творчества детей.

  21. Вариативность заданий, их усложнение с учетом возраста детей или этапов обучения.

  22. Музыкально-дидактических игр и пособий, направленных на развитие
    музыкальности дошкольников.

  23. Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей.

  24. Целесообразность применения музыкально-дидактических игр и пособий с точки зрения развития основных музыкальных способностей дошкольников.

  25. Праздники и развлечения в детском саду.

  26. Музыка и физкультура.

  27. Музыка и развлечения.

  28. Музыка и праздник в детском саду.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030700 (050601.65) «Музыкальное образование».
Программу составила:

доцент

кафедры музыкального и художественного образования Е.Е. Ланкина

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры музыкального и художественного образования

протокол № 1_ от «30_»_08.2012 г.


Зав. кафедрой П.Л. Волк

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФКИ ТГПУ



Председатель методической комиссии ФКИ Л.Г. Тимошенко

Согласовано:
Декан ФКИ Е.А. Каюмова

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией