Поиск в базе сайта:
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины icon

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины




Скачать 324.11 Kb.
Название«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины
Дата конвертации10.08.2014
Вес324.11 Kb.
КатегорияТексты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Кафедра художественного образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
        1. ДПП.Ф.01. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ


Специальность 050601.65 Музыкальное образование

Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 2,3 курсов очной формы обучения по специальности 050601.65 Музыкальное образование.

Дисциплина «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ» входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Общее количество часов - 276, из них 140 ч. - аудиторные занятия и 136 — самостоятельная работа.

Квалификация выпускника - учитель музыки.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя музыки по специальности 030700 Музыкальное образование при очной форме обучения - 5 лет.

Составными компонентами УМК являются:

1. Аннотация.

Стр. 1

2. Рабочая программа дисциплины ДПП.Ф.01. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ по специальности 050601.65 Музыкальное образование

Стр. 2

2.2. Список рекомендуемой литературы

Стр. 10

2.3 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов

Стр. 12

2.4 Примерный перечень заданий к зачету и экзамену

Стр. 13


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Утверждаю

Директор ИК

Е.А. Каюмова

__02___ _____09_________ 2011 г.



                1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



        1. ^

          ДПП.Ф.01.

        2. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ




1. Цели и задачи курса
Цель курса - оснащение педагогов-музыкантов знаниями музыкальной культуры зарубежных стран.

Основными задачами курса являются формирование у студентов:

  • знаний общих закономерностей развития мировой музыкальной культуры и зарубежной музыкальной культуры, в частности;

  • представлений о системе средств музыкальной выразительности прежде всего европейской музыки в их историческом развитии;

  • знания музыкального материала изучаемых произведений;

  • представлений о жизни и творчестве выдающихся зарубежных композиторов;

  • умения разбираться в музыке разных эпох, направлений и стилей.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По завершении изучения дисциплины студент должен знать:

  • закономерности стилеобразования в искусстве в целом и в музыке, в частности;

  • знать основы периодизации истории зарубежной профессиональной европейской традиции;

  • особенности каждого исторического этапа развития европейского музыкального искусства во взаимосвязи с социальными, идейными и эстетическими концепциями;

  • разбираться в исторической эволюции системы музыкальных жанров и форм;

  • знать конкретный музыкальный материал изученных произведений на слух;

  • особенности национальных традиций;

  • творческие биографии крупнейших зарубежных композиторов;

  • специальную литературу в сфере профессиональной деятельности;

  • теоретические основы музыкального искусства;

  • принципы формообразования и структуры музыкального языка.

По окончании изучения дисциплины студент должен уметь:

  • исполнить на инструменте темы наиболее исторически значимых произведений европейской музыки;

  • давать историко-музыковедческий комментарий к музыкальным произведениям зарубежных авторов;

  • преподавать музыкальные теоретические дисциплины в учреждениях дополнительного музыкального образования, используя классические и современные методики;

  • работать с учебно-методической литературой по дисциплине;

  • пользоваться профессиональной терминологией.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

5

6

Общая трудоемкость дисциплины

276

70

70

70

66

Аудиторные занятия

140

36

36

36

32

Лекции

106

36

18

36

16

Практические занятия
















Семинары

34




18




16

Лабораторные работы
















Индивидуальные практические занятия
















Самостоятельная работа

136

34

34

34

34

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат







+







И (или другие виды самостоятельной работы
















Вид итогового контроля

экзамен, зачет




зачет




экзамен


^ 4. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по ГОС

Многообразие путей исторического развития музыкальных культур различных регионов и стран. Музыкальные культуры Запада и Востока. Периодизация истории зарубежной профессиональной музыки европейской традиции. Музыка эпохи античности, ее значение для последующего развития европейского музыкального искусства. Музыка эпохи средневековья. Значение Христианства в истории европейского музыкального искусства. Основные жанры средневековой музыки, ее эволюция от раннего к позднему средневековью. Музыка эпохи Возрождения. Франко-фламандская и итальянская школы «строгого стиля». Возникновение оперы. Музыка барокко. Развитие гомофонно-гармонического мышления. Основные жанры. Национальные школы (опера, инструментальная музыка). Классицизм в музыке. Возникновение сонатно-симфонического цикла. Индивидуальные особенности стиля венских классиков. Романтизм в музыке. Новые явления в области музыкальных жанров. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах, индивидуальных стилях ведущих композиторов. Развитие и перерождение традиций романтизм, экспрессионизм, неоклассицизм, неофольклоризм; полистилистика. Многообразие музыкальных жанров, их обновление. Новые системы композиторской техники. Композиторские школы и группировки («Нововенская школа», «Шестерка», американские минималисты). Проникновение европейской музыкальной традиции за пределы Европы (США и другие страны). Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов.
^ 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1

Многообразие путей исторического развития музыкальных культур различных регионов и стран

2

2




2

Музыкальные культуры Запада и Востока

4

2




3

Периодизация истории зарубежной профессиональной музыки европейской традиции

4

2




4

Музыка эпохи античности, ее значение для последующего развития европейского музыкального искусства

4

2




5

Музыка эпохи средневековья. Основные жанры средневековой музыки, ее эволюция от раннего к позднему средневековью

8

2




6

Музыка эпохи Возрождения. Франко-фламандская и итальянская школы «строгого стиля»

8

2




7

Возникновение оперы

4

2




8

Музыка барокко. Развитие гомофонно-гармонического мышления. Основные жанры. Национальные школы (опера, инструментальная музыка)

8

2




9

Классицизм в музыке. Возникновение сонатно-симфонического цикла. Индивидуальные особенности стиля венских классиков

8

2




10

Романтизм в музыке. Новые явления в области музыкальных жанров

4

2




11

Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах, индивидуальных стилях ведущих композиторов

16

4




12

Развитие и перерождение традиций романтизма в европейской музыке конца XIX - начала XX веков

8

2




13

Стилевое многообразие европейской музыки XX века. Многообразие музыкальных жанров, их обновление. Новые системы композиторской техники

8

2




14

Композиторские школы и группировки («Нововенская школа», «Шестерка», американские минималисты)

12

2




15

Проникновение европейской музыкальной традиции за пределы Европы (США и другие страны)

4

2




16

Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов

4

2





^ 4.2.Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Многообразие путей исторического развития музыкальных культур различных регионов и стран.

История зарубежной музыки как научная дисциплина в системе музыкально-педагогического образования, ее цели и задачи в свете профессиональной направленности процесса обучения. Географическое положение регионов и стран. Национальные черты и традиции. Мировоззрение. Значение культовой (вокальной и инструментальной) музыки в развитии музыкальных культур различных регионов и стран. Теории происхождения музыки. Музыкальные инструменты.

^ Тема 2. Музыкальные культуры Запада и Востока.

Сходство и различия музыкальных культур Востока и Запада. Значение древних цивилизаций в истории мировой культуры и в музыке, в частности. Усовершенствование музыкальных инструментов. Теория происхождения музыки.

^ Тема 3. Периодизация истории зарубежной профессиональной музыки европейской традиции.

Периодизация на основе принципа историзма. Музыковедческий подход к определению границ эпох на основе смены системы музыкального мышления, переинтонирования музыкального языка, общественно-политических и социокультурных преобразований в общественной жизни.

^ Тема 4. Музыка эпохи античности, ее значение для последующего развития европейского музыкального искусства.

Истоки музыкальной культуры античности. Традиции Востока. Песнопения. Музыкальные жанры Древней Греции. Вокальная хоровая лирика. Пифийские игры. Античная трагедия. Инструментарий. Музыкальная культура Рима. Музыкальная эстетика и музыкальная теория. Каноники. Гармоники.

^ Тема 5. Музыка эпохи средневековья. Основные жанры средневековой музыки, ее эволюция от раннего к позднему средневековью.

Характеристика эпохи феодализма, народное искусство, церковная музыка Западной Европы, её основные жанры. Месса. Григорианское пение. Музыкальная культура средневекового города. Антигригорианские явления в культовой музыке. Народное искусство. Рыцарское музыкально-поэтическое искусство. Менестрели. Жанровые разновидности в творчестве менестрелей. Музыкальная эстетика Средневековья. Развитие многоголосия. Органум. Кондукт. Мотет. Ars Nova.

^ Тема 6. Музыка эпохи Возрождения. Франко-фламандская и итальянская школы «строгого стиля».

Характеристика эпохи - ее прогрессивных общественных тенденций, породивших идеологию гуманизма. Музыкальное искусство эпохи Возрождения. Музыкальное эстетика и музыкальная теория. Искусство хоровой полифонии (франко-фламандская и итальянская школы). Композиторы. Периодизация. Итальянская школа полифонистов. Дж. Палестрина, Кл. Монтеверди. Полифония «строгого письма». Cantus Firmus как основа всей композиции. Модусная техника. Обзор крупнейших национальных музыкальных культур (Англия, Нидерланды). Музыкальная эстетика и музыкальная теория. Жанр мадригала. Его эволюция. Инструментальная музыка.

Тема 7. Возникновение оперы.

Характеристика эпохи - отражение ее острых противоречий в искусстве. Основные тенденции развития музыкального искусства. Музыкальная эстетика. Рождение оперы в Италии ( Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь ). Отличительные черты черты и нововведения. Создание стиля bel canto и основных разновидностей речитатива. Сюжеты опер. Опера серия. К. Монтеверди. Опера во Франции. Ж.. Б. Люлли. Судьба оперы в Англии. Г. Пёрселл. Инструментальная музыка XVI-XVII вв.

^ Тема 8. Музыка барокко. Развитие гомофонно-гармонического мышления. Основные жанры. Национальные школы (опера, инструментальная музыка).

Характеристика XVIII века – «века разума и просвещения». Основные тенденции в развитии музыкального искусства. Стилевые направления (барокко, рококо, сентиментализм, классицизм), их проявление в музыке. Основные тенденции в развитии инструментальной музыки XVI-XVIII вв. (трио соната, concerto grosso), органная и клавирная музыка. Становление и развитие сонатно-концертных жанров. Немецкая культура первой половины XVIII века. Творчество И. Баха. Органные, клавирные оркестровые, кантато-ораториальные произведения И. Баха. Периодизация творчества. Круг образов и эстетические воззрения И. Баха. Ораториальное творчество Г. Генделя. Периодизация творчества. Национальные истоки творчества И. Баха и Г. Генделя. Значение и место их творчества в стилевой системе XVIII века. Эстетические воззрения энциклопедистов и их воздействие на развитие художественной культуры XVIII века. Кризис оперы seria (серия). Рождение оперы buffa (буффа). Рождение французской комической оперы и её эволюция. Опера в Германии и Австрии: судьба Гамбургской оперы, возникновение зингшпиля.

К.В. Глюк и его оперный театр. Эстетические взгляды Глюка и их отражение в оперной реформе.

^ Тема 9. Классицизм в музыке. Возникновение сонатно-симфонического цикла. Индивидуальные особенности стиля венских классиков.

Формирование венской классической школы. Идейно-эстетические основы венского классицизма. Особенности творческого метода. Новаторство оперной и сонатно-симфонической драматургии. Симфонии И. Гайдна. Эволюция творчества. Установление 4-х частного цикла в симфонии. Оратории Гайдна. Темы и идея. Творчество В. Моцарта. Симфонии. Новаторство в области оперы. Увертюры к операм. Реквием. Историческое значение достижений венской классической школы.

^ Тема 10. Романтизм в музыке. Новые явления в области музыкальных жанров.

Общественно-исторические предпосылки возникновения романтизма. Его место среди других художественных направлений эпохи. Своеобразие романтического метода. Основные принципы романтического метода. Романтизм в музыке (новизна идейно-образного содержания, обновление жанров и композиционных принципов, обогащение выразительных средств). Роль Австрии и Германии в истории романтической музыки (камерная вокальная музыка в творчестве-Ф. Шуберта. Идейно-публицистическая и музыкально-просветительская деятельность. Шуман Р., Ф. Мендельсон. Национальные композиторские школы. Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ. Симфоническое творчество И. Брамса.

^ Тема 11. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах, индивидуальных стилях ведущих композиторов.

Камерная вокальная музыка Шуберта. Симфонии Шуберта. Камерная и вокальная музыка Шумана. Новаторство Ф.Мендельсона в концерте для скрипки с оркестром ми минор. Фортепианное творчество Ф. Шопена. Прелюдии. Транскрипции для фортепиано Ф. Листа. Сравнительная характеристика творчества Шопена и Листа в области фортепианной музыки. Предпосылки возникновения программности у романтиков. Претворение программности в творчестве Г. Берлиоза. Фантастическая симфония. Симфонические поэмы Ф. Листа. Творчество И. Брамса. 4-я симфония. Немецкий реквием и преломление его в творчестве классического и романтического стилей. Романтизм в Норвегии. Э. Григ «Пер Гюнт». Концерт ля минор. Немецкая классическая опера. Черты. Опора на национальные традиции. Вебер К.М. «Вольный стрелок». Р. Вагнер и проблемы музыкальной драмы. Эстетические взгляды и историческое значение. Р. Вагнера. Оперы 40-х годов. Воплощение оперно-реформаторских идей в «Кольце Нибелунга». Итальянская опера. Национально-освободительное движение и его влияние на оперное творчество Дж. Верди. Оперная тематика Дж. Верди. Оперы 50-х годов. Тема, сюжет. Значение творчества. Вокальный стиль bel canto в творчестве Дж. Россини, Беллини В., Г. Доницетти. Веризм. Французский натурализм. Переход от тем патриотизма к темам социальной бытовой драмы простых людей. Масканьи П. «Сельская честь», Р. Леонкавалло «Паяцы». Характерные особенности содержания, музыкальной драматургии и вокального стиля в творчестве Дж. Пуччини. Музыкальная культура Франции. Исторические процессы во Франции и причины возникновения различных жанров в области музыкального театра. Большая французская опера Дж. Мейербера. Признаки. Лирическая опера Ш. Гуно. Оперетта Ж. Оффенбаха.

^ Тема 12. Развитие и перерождение традиций романтизма в европейской музыке конца XIX - начала XX веков.

Р. Штраус -продолжатель традиций романтизма (поэмы Листа Ф.). Черты постромантизма в его симфонических поэмах. Черты театральности и тембровой драматургии в поэмах «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель». Изобретательность художественных приемов. Сферы творчества. Место в мировой культуре. Творческая деятельность Г. Малера. Малер — создатель школы дирижеров ( Б. Вальтер, О. Клемперер). Малер — симфонист. Философская проблематика его творчества. Трагедийная направленность его искусства. Развитие Г. Малером жанра симфонии в её бетховенском варианте. Обращение к поэтическому слову в симфониях. Особенность оркестрового письма. Параллель Малер Г.- Д. Шостакович. Место Г. Малера в мировой культуре.

^ Тема 13. Стилевое многообразие европейской музыки XX века. Многообразие музыкальных жанров, их обновление. Новые системы композиторской техники.

Импрессионизм в музыке. Понятие, черты, его связь с импрессионисткой живописью, символисткой поэзией, с некоторыми тенденциями позднего романтизма; обогащение музыкально-выразительных средств и приемов письма. Творчество К. Дебюсси., М. Равеля. К. Дебюсси — основоположник направления «импрессионизм». Роль, жанровость и современный характер композиторского мышления М. Равеля (импрессионизм, элементы джаза, индивидуальный стиль).

Экспрессионизм в искусстве. Зарождение и его общественно-историческая обусловленность. Идейно-эстетические позиции экспрессионизма. Антитеза «экспрессионизм-импрессионизм». Специфические особенности отражения окружающего мира и человеческой личности. А. Берг «Воццек». Развитие экспрессионизма в творчестве композиторов других стран. Комплекс музыкально-выразительных средств, принципы формообразования (атональность, додекафония, сериальность).

Неоклассицизм в музыкальном искусстве. И. Стравинский «Царь Эдип». Неопримитивизм К. Орф «Кармина Бурана». Неофольклоризм Б. Барток «Музыка для челесты и ударных». Додекафония А. Шенберга. Атональность А. Берга.

^ Тема 14. Композиторские школы и группировки («Нововенская школа», «Шестерка», американские минималисты).

Нововенцы Шенберг А., А. Берг, П. Хиндемит. Шестерка. Композиторы. Роль Ж. Кокто в формировании эстетических позиций группы «шести». Влияние Э. Сати на творчество этих композиторов. Идеалы новой эстетики: отказ от психологизма, урбанизм, приближение к современности в музыке (опора на джаз, мюзик-холл, кафе-концерт). Обращение композиторов к буффонаде, гротеску, пародии. Своеобразие стилистики композиторов «Шести» : жанровая основа мелодии, господство ладотонального мышления, камерность, интерес к фольклору. Творчество Онеггера А., Ф. Пуленка.

^ Тема 15. Проникновение европейской музыкальной традиции за пределы Европы (США и другие страны).

Особенности формирования музыкальной культуры США в связи с колониальным типом развития страны. Народная музыка Америки. Негритянский фольклор. Жанры (спиричуэл, блюз, регтайм). Особенности их ладовой и метроритмической организации интонационного стиля. Стремление к академичности стиля, высокому профессионализму. Г. Айвз. Творчество Дж. Гершвина — представителя американской композиторской школы. Демократичность искусства Концерт и рапсодия в блюзовых тонах Гершвина. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Сочетание элементов негритянского фольклора и джаза с формами европейской музыкальной классики.

^ Тема 16. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов.

Чешская музыкальная классика XIX века. Сметана Б., А. Дворжак. Национальная самобытность их искусства. Значение их творчества для развития национальной композиторской школы. (Л. Яначек). Опора на народное творчество. Творческая группа «Молодая Польша» (К. Шимановский, Г. Фительберг). К. Пендерецкий-представитель польского авангардизма. Б. Бриттен — представитель английской музыкальной культуры. Обращение к музыке камерного типа. Военный реквием (1961г.) как продолжение темы о трагедии войны. Б. Барток — музыкант-фольклорист. Особенности стиля. Образная сфера творчества.

^ 4.2. Практические (семинарские) занятия

Занятие 1. Тема 1, 2.

1. Теории происхождения музыки.

2. Влияние национальных традиций на развитие музыкальной культуры

3. Географическое положение стран. Тема и содержание музыкального искусства.

4. Происхождение инструментов.

Занятие 2 . Тема 2.

1. Драма-мистерия в Египте.

2. Инструментарий в цивилизациях Древнего Востока.

3. Значение культовой музыки.

4. Китайский театр.

5. Музыкальная культура Индии.

Занятие 3. Тема 3.

1. Эпоха Средневековья.

2. Эпоха Возрождения.

3. Эпоха Барокко

4. Эпоха Классицизма.

5. Эпоха Романтизма.

6. Направления рубежа XIX-XX веков.

7. Музыкальный авангард.

Занятие 4. Тема 4.

1. Музыкальная культура Древней Греции.

2. Вокальная хоровая музыка (оды, гимны).

3. Музыкальная культура Древнего Рима.

4. Сравнительная характеристика муз. инструментов Древней Греции и Древнего Рима.

5. Значение древнегреческой трагедии Роль хора.

Занятие 5. Тема 5.

1. Григорианский хорал. Стиль, вид, нотация.

2. Антигригорианские явления в культовой музыке.

3. Месса.

4. Характеристика эпохи Средневековья.

5. Творчество менестрелей. Тема . Сюжеты. Круг образов.

6. Истоки творчества менестрелей.

7. Жанровая система творчества менестрелей

Занятие 6. Тема 6.

  1. Музыкальная эстетика и музыкальная теория эпохи Возрождения.

  2. Вокальные жанры эпохи Возрождения.

  3. Эволюция мадригала XIV-XVI вв.

  4. Орландо Лассо. Дж. Палестрина.

Занятие 7. Тема 7.

1. Зарождение оперы в Италии.

2. Оперное творчество Монтеверди.

3. Композиторские школы Италии.

Занятие 8. Тема 8.

1. Основные тенденции в развитии инструментальной музыки.

2. Разновидности трио-сонаты.

3. А. Корелли, Ж. Рамо, Ф. Куперен.

4. Драматургия барочного концерта.

5. Ораториальное творчество Генделя.

6. Периодизация творчества И. Баха.

7. Органное, клавирное творчество И. Баха.

8. Кантаты и пассионы И. Баха.

Занятие 9. Тема 9.

  1. Характеристика эпохи Классицизма.

  2. Музыкальная эстетика и музыкальная теория.

  3. Эстетические взгляды и оперные реформы Глюка.

  4. Становление сонатно-симфонического цикла.

  5. Симфоническое творчество Моцарта и Гайдна.

  6. Оперное творчество Моцарта.

  7. Значение творчества классиков для дальнейшего развития музыкального искусства.

Занятие 10. Тема 10.

  1. Общественно-политическая обстановка после 1789 г.

  2. Возникновение романтизма как направления. Принципы эстетики.

  3. Бетховен. Классик или романтик? Симфоническое творчество.

  4. Шуберт. Первый романтик. Вокальный цикл.

  5. Появление новых музыкальных жанров.

Занятие 11. Тема 11.

  1. Программность в музыке.

  2. Поэмы Ф. Листа и «Фантастическая» Берлиоза как яркие примеры проявления программности.

  3. Появление национальных композиторских школ.

  4. Музыкальная культура Франции.

  5. Жанровые разновидности опер во Франции.

  6. Музыкальная культура Германии.

  7. Романтическая опера Вебера.

  8. Оперная реформа Р. Вагнера.

  9. Творчество И. Брамса.

  10. Музыкальная культура Италии.

  11. Оперная эстетика Дж. Верди.

  12. Триада 50-х годов. «Аида», «Отелло». Эволюция творчества Дж. Верди.

  13. Стиль бельканто в творчестве композиторов первой половины XIX века в Италии.

  14. Итальянский веризм.

  15. Творчество Дж. Пуччини. Оперный стиль. Значение оперного наследия.

  16. Ф.Шопен. Классик или романтик. Фортепианное творчество и стиль.

Занятие 12. Тема 12.

  1. Перерождение традиций романтизма в музыке конца XIX - начала XX века.

  2. Импрессионизм в музыке Дебюсси, М. Равеля. Произведения. Творческие портреты.

  3. Преломление метода Бетховена в песенном симфонизме Г. Малера.

  4. Романтизм в Норвегии. Э. Григ. Концерт ля минор.

  5. Симфонические поэмы Р. Штрауса.

Занятие 13. Тема 13.

  1. Стилевое многообразие (экспрессионизм, неоклассицизм, урбанизм, неофольклоризм).

  2. Обновление жанров в творчестве И. Стравинского. «Царь Эдип».

  3. Новые системы в композиторской технике (додекафония Шенберга, атональность А.Берга. Опера «Воццек».

Занятие 14. Тема 14.

  1. Нововенская школа.

  2. П. Хиндемит — неоклассицизм в творчестве.

  3. Сценические кантаты К. Орфа. Неопримитивизм не примере «Картины Бураны».

  4. Группа «Шести». Принципы эстетики в труде Ж. Кокто «Петух и Арлекин».

  5. Новый музыкальный язык в кантатах Пуленка.

  6. Тема войны в симфониях А. Онеггера.

  7. Музыкальная жизнь в США. Американский минимализм.

  8. Дж. Гершвин. Обогащение жанров в его музыке. Песни. «Порги и Бесс».

Занятие 15. Тема 15.

1. Музыкальная культура Венгрии. Концертная жизнь. Фольклористика.

2.Влияние немецкого романтизма на творчество венгерских композиторов.

3. Венгерская оперетта. Ф. Легар., И. Кальман.

4. Деятельность З. Кодая и Б. Бартока по собиранию национального фольклора.

5. Народная музыка- основа произведений З. Кодая и Б. Бартока.

6.Музыкальная культура Англии. Б. Бриттен и его камерная музыка.

Занятие 16. Тема 16.

  1. Стиль И. Баха и Генделя. Значение творчества.

  2. Стиль Моцарта. Новаторство.

  3. Стиль Бетховена. Значение его эстетических воззрений на последующих композиторов.

  4. Оперный стиль Дж. Верди.

  5. Оперный стиль Дж. Пуччини., и Дж. Россини.

  6. Симфонизация оперы в творчестве Р.Вагнера.

  7. Стиль И. Стравинского. Периоды творчества и жанровое многообразие его сочинений.

  8. Фортепианный стиль Ф. Шопена.

  9. А. Дворжак. Стиль музыкального мышления на примере симфонии «Из нового света».

^ 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.
6 .Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки : Популярные лекции : Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Е. Л. Гуревич. - М. : Академия, 2009. - 320 с.

  2. История зарубежной музыки : Учебник для музыкальных вузов / ред.-сост. В. В. Смирнов. - СПб. : Композитор. Вып. 6 : Начало XX века - середина XX века. - 2008. - 630 с.

  3. История зарубежной музыки. XX век : учебное пособие для вузов / Н. А. Гаврилова [и др.] ; отв. ред. Н. А. Гаврилова. - М. : Музыка, 2007. - 572 с.


б) дополнительная литература:
  1. Аберт, Г. Моцарт В. А. / Г. Аберт. - М. : Музыка, 1983. – 518 с.

  2. Гиленсон, Б. А. История зарубежной музыки конца XIX в. - начала XX в. : Практикум : учебное пособие для вузов / Б. А. Гиленсон. - М. : Академия, 2006. - 221 с.

  3. Гозенпуд, А. Оперный словарь / А. Гозенпуд. - М.-Л., 1965.

  4. Гуревич, Е. Л. Западно-европейская музыка в лицах и звуках. XVII в. - первая половина XX века / Е. Л. Гуревич. - М. : Пассим, 1999.- 320 с.

  5. Жанры эпохи Возрождения. - М., 1985.

  6. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Д. В. Житомирский и [др]. - М., 1990.

  7. Левик, Б. История зарубежной музыки / Б. Левик. - Вып. 2. - М. : Музыка – 1980. - 277 с.

  8. Левик, Б. Рихард Вагнер / Б. Левик. - М. : Музыка, 1980 – 550 с.

  9. Музыкальная литература зарубежных стран : учебное пособие для муз. училищ / Г. Жданова, И. Молчанова, И. Охалова. - Вып. 2. - М. : Музыка, 2002. – .414 с.

  10. Музыкальная литература зарубежных стран : учебное пособие / сост. В. С. Галацкая. - Вып. 1. - М. : Музыка, 2002. - 350 с.

  11. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв. - М. : Музыка, 1971.

  12. Панова, Ж. Кармина Бурана (история одного шедевра) / Ж.. Панова : Изд-во Классика - ХХI, 2008. - 32 с.

  13. Популярная история музыки / сост. Е. Г. Горбачева. - М. : Вече, 2002. - 512 с.

  14. Соловцова, Л. А. Джузеппе Верди / Л. А. Соловцова. - М. : Музыка, 1981. – 416 с.

  15. Чередниченко, Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики / Т. В. Чередниченко. - М. : Музыка, 1989.

  16. Шорникова, М. И. Музыкальная литература : пособие для ДМШ : 1год обучения - Муз. формы и жанры / М. И. Шорникова. - Ростов-на -Дону, 2005. - 186 с.

  17. Шорникова, М. И. Музыкальная литература : пособие для ДМШ : 2 год обучения - Развитие западно-европейской музыки / М. И. Шорникова. - Ростов-на -Дону, 2006. -281 с.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компоненты учебно-методического комплекса, как основное средство обучения.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие аудитории с музыкальным инструментом, аудио- и видеоаппаратуры, аудио- и видеозаписей. Библиотечный фонд ТГПУ.
^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

История зарубежной музыки является одной из важнейших дисциплин в системе подготовки педагога-музыканта. Он предусматривает изучение основных этапов развития музыкального искусства европейской традиции от древнейших времен по ХХ век. Данный курс формирует у студента установку на осознание музыкально-исторического процесса как целостного явления, в основе которого лежит смена исторических систем мышления, проявляющаяся в смене художественных стилей и методов.

Курс истории зарубежной музыки призван вооружить студентов способами анализа явлений музыкального искусства в соответствии с актуальными проблемами современного музыкознания.

Курс истории зарубежной музыки очень обширен и требует строгой систематизации материала. Лекции читаются сжато, с выделением основных черт эпохи, стиля, тенденций в музыкальном искусстве, стилей композиторов и характеристикой их творчества. На практических семинарских занятиях преподаватель не только должен спрашивать студентов по содержанию лекционного материала, но и ставить музыку изучаемого композитора для прослушивания, вместе со студентами проникать в сущность музыкальных явлений той или иной эпохи, делать музыкальный анализ произведений.

Ввиду специфики преподавания курса преподаватель уделяет больше внимания прослушиванию музыкальных произведений на практических занятиях. Особенно это касается эпохи романтизма и появления национальных композиторских школ. На практических занятиях необходимо рассказывать содержание опер или идей симфоний, что нужно для более глубокого проникновения в замысел сочинения, помогать студентам находить необходимую литературу по данному курсу, приглашать на симфонические концерты, сообщать о показе того или иного произведения по телевидению для расширения музыкально-культурного кругозора.
^ 8.2. Методические указания для студентов
Для более глубокого усвоения лекционного материала студенты должны посещать фонд библиотеки ТГПУ и города для написания докладов и рефератов по темам самостоятельной работы, посещать симфонические концерты, музыкальные вечера по предложению преподавателя, что несомненно расширит их кругозор и поднимет уровень культуры.
Примерные темы рефератов
1. Античная музыкальная эстетика и культура.

2. Духовная музыка Средневековья: католическая, православная традиции.

3. Рождение оперы.

4. Творчество К. Монтеверди.

5. Оратория «Самсон» Г.Ф. Генделя.

6. Мангеймская школа. Её влияние на становление жанра симфонии.

7. Органное творчество И. Баха.

8. Роль хора в ораториях Г.Ф. Генделя.

9. Оперная реформа Глюка.

10. Музыкальная эстетика классицизма.

11. Р. Вагнер. Оперы 40-х годов.

12. Модернизм в музыке.

13. М. Равель «Болеро».

14. К. Орф и его музыкальный театр. «Кармина Бурана».

15. Музыкальные идеи романтизма.

16. Истоки и развитие джаза.

17. Мессы Ф. Шуберта.

18. Кантаты И.С. Баха.

19. Триада Дж. Верди.

20. Импрессионизм в музыке и в искусстве. Моцарт. Реквием.

21. Древнегреческая трагедия. История и значение.

22. Программность в европейской музыке.

23. Музыкальный авангард после второй мировой войны.

24. Тема войны в 2-3 симфониях А. Онеггера.

25. И. Стравинский «Царь Эдип».

26. Симфонические поэмы Ф. Листа.

27. Хоровое творчество романтиков первого и второго поколений.

28. Фортепианная миниатюра в творчестве романтиков.

29. Музыкальный стиль и творчество Г. Малера.

30. Ф. Шопен. Жизнь и творчество. Фортепианный стиль.
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Термин «музыка». Происхождение музыки.

2. История происхождения музыкальных инструментов.

3. Гипотезы происхождения музыкального искусства.

4. Музыкальная культура Древней Греции и Древнего Рима. Место в мировой художественной культуре.

5. Жанровая система и музыкальная стилистика творчества менестрелей.

6. Церковная музыка эпохи средневековья. Месса.

7. Григорианский хорал. Антигригорианские явления.

8. Развитие многоголосия. Органум.

9. Раннее многоголосие во Франции. Мотет

10. Музыкальная эстетика эпохи Возрождения.

11. Жанры эпохи Возрождения.

12. Зарождение и развитие оперы в XVII веке.

13. Инструментальная музыка XVII века ( ренессанс, барокко).

14. Возникновение жанров и их развитие в творчестве композиторов эпохи Барокко.

15. Значение творчества И.С. Баха.

16. Вокальные жанры в творчестве И.С. Баха.

17. Инструментальная музыка И.С. Баха. Клавирное, органное и оркестровое творчество.

18. Ораториальное творчество Г.Ф. Генделя.

19. Эстетика классицизма. Век разума и просвещения.

20. Классицизм в музыке. Венские классики.

21. Симфоническое творчество И.Гайдна, В.Моцарта.

22. Оперное творчество В.А. Моцарта.

23. Опера seria, её кризис. Зарождение оперы buffa.

24. Оперная реформа К.В. Глюка.

25. Предреволюционный классицизм. Творчество Людвига ван Бетховена.

26. Периодизация творчества И. Баха.

27. Драматургия барочного сольного концерта.

28. Увертюры в творчестве Л.В. Бетховена.

29. Виды речитативов и арий в опере-сериа.

30. Трио-соната и её разновидности.

31 Эволюция мадригала XIV-XVI вв.

32. Лирическая трагедия Ж.Б. Люлли.

33. Романтизм в музыке. Идеи. Предпосылки, причины возникновения. Периодизация.

34. Миниатюры в творчестве романтиков первого поколения.

35. Симфоническое творчество Л. Бетховена.

36. Становление сонатно-симфонического цикла.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Романтизм в музыке. Предпосылки. Идеи. Эстетика музыкального романтизма.

2. Зарождение национальной оперы в Германии. Творчество К.М. Вебера.

3. Оперная реформа Р. Вагнера. Тетралогия.

4. Оперы 40-х годов в творчестве Р. Вагнера.

5. Программность у романтиков. Причины. Значение.

6. Симфонические поэмы Ф. Листа.

7. Камерно-вокальное творчество Ф. Шуберта.

8. Камерно-вокальное творчество Р. Шумана. «Карнавал».

9. Творчество Ф. Мендельсона.

10. Музыкальная культура Италии XIX века. Стиль bel canto.

11. Оперы Дж. Россини.

12. Жизнь и творчество Г. Доницетти, В. Беллини.

13. Оперная эстетика Дж. Верди.

14. Триада Дж. Верди.

15. Эволюция оперного жанра в творчестве Дж. Верди.

16. Большая французская опера Дж. Мейербера. Значение.

17. Оперетта Ж. Оффенбаха.

18. Лирическая опера Ш. Гуно. Творчество. Оперы.

19. Итальянский веризм П. Масканьи , Р. Леонкавалло.

20. Оперное творчество Дж. Пуччини.

21. Импрессионизм в музыке. К. Дебюсси, М. Равель.

22. Экспрессионизм в музыке.

23. А. Берг. «Воццек».

24. Додекафония. А. Шенберг.

25. Неоклассицизм. И. Стравинский «Царь Эдип».

26. Карл Орф и его музыкальный театр. «Кармина Бурана».

27. Группа «Шести». Идеи. Композиторы.

28. Урбанизм в музыке. Музыкальное произведения. Композиторы.

29. Дж. Гершвин и музыкальная культура США.

30. Неофольклоризм. Б. Барток, З. Кодай, И. Стравинский.

31. Национальная композиторская школа в Польше. Ф. Шопен.

32. Фортепианный стиль Ф. Шопена.

33. Национальная композиторская школа в Чехии. Б. Сметана, А. Дворжак. Характеристика их творчества.

34. Ж. Бизе «Кармен».

35. Миниатюра в творчестве романтиков 1-го поколения.

36. Музыкальная культура Франции 1-й половины XIX века.

37. Симфонические поэмы Р. Штрауса. Значение творчества.

38. Дж. Верди Опера «Аида».

39. Стиль бельканто. Композиторы. Оперы.

40. Фортепианное творчество Шопена.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030700 (050601.65) «Музыкальное образование».
Программу составил:

ассистент кафедры художественного образования П.М. Митякин

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № 1 от «30» августа 2010_г.



Зав. кафедрой П.Л. Волк

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ



Председатель методической комиссии ИК О.А. Батурина

Согласовано:

Директор института культуры Е.А. Каюмова

Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2011-2012 учебный год
В программу учебной дисциплины ДПП.Ф.01 История зарубежной музыки вносятся следующие изменения:
1. Пополнен список дополнительной литературы:

^ 6.1. Рекомендуемая литература

б) дополнительная литература:

  1. Богоявленский, С. Н. История зарубежной музыки. Первая половина XX века / С. Н. Богоявленский [и др.]. - СПб. : Композитор, 2001.

  2. Друскин, М. С. История зарубежной музыки. Вторая половина XIX века / М. С. Друскин. - СПб. : Композитор, 2002.

  3. Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII–XX вв. Учебное пособие / А. Ю. Кудряшов. - Изд-во : Лань, 2010.

  4. Минаков, С. А. Всеобщая история музыки / С. А. Минаков, А. С. Минакова. - Изд-во : Эксмо, 2009.

  5. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие / Е. В. Назайкинский. - Изд-во : Лань, 2003.

  6. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) : Учебное пособие / У Ген-Ир. - Издательство : Планета музыки, 2011.

  7. Хенли, Д. Кратчайшая история музыки. Самый полный и самый краткий справочник / Д. Хенли. - Изд-во : Рипол Классик, 2011.

  8. Хотунцов, Н. Музыканты о музыке Век XX / Н. Хотунцов. - Изд-во : Лань, 2005.


2. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 1549 внесены изменения в бланки ТГПУ в части наименования организации (распоряжение № 37 от 01.06.2011 г.).

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № _1_ от «30_» августа 2011_г.



Зав. кафедрой П.Л. Волк


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ




Председатель методической комиссии ИК О.А. Батурина



Согласовано:

Директор института культуры Е.А. Каюмова


Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией