Поиск в базе сайта:
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю директор фти в. П. Кривобоков 2011 г icon

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю директор фти в. П. Кривобоков 2011 г




Скачать 249.52 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю директор фти в. П. Кривобоков 2011 г
Дата конвертации20.02.2013
Вес249.52 Kb.
КатегорияРабочая программа



Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01




УТВЕРЖДАЮ

Директор ФТИ

_____________ В.П. Кривобоков

«_____»___________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ (ДИСЦИПЛИНЫ)

ДОЗИМЕТРИЯ


НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП

140800 «Ядерные физика и технологии»


ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА)

Радиационная безопасность человека и окружающей среды

^ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС IV СЕМЕСТР VIII

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 3

ПРЕРЕКВИЗИТЫ ___________________________________________

КОРЕКВИЗИТЫ ____________________________________________


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции 34 час.

Практические занятия 18 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 70 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 72 час.

ИТОГО 142 час.

^ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ экзамен

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра Прикладной физики


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ Потылицын А.П.

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП Ливенцов C.Н.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Лисин В.А.

2011 г.



^ Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





Предисловие


1. Рабочая программа составлена на основе ГОС по направлению 140800 «Ядерные физика и технологии », утвержденного 14.01.2010 г.

(код и наименование)

№ 23 и ОС ТПУ по по профилю «Радиационная безопасность человека и окружающей среды».

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей

кафедры ПФ ФТИ , 2011 г. , протокол № .

(наименование кафедры) (дата)

2. Разработчик(и)

доцент ПФ ФТИ В.А. Лисин

(должность) (кафедра) (подпись) (И.О.Фамилия)

3. Зав. обеспечивающей кафедрой ПФ А.П. Потылицын

(подпись) (И.О.Фамилия)

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с институтом, выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.


Зав. выпускающей кафедрой ПФ А.П. Потылицын

(подпись) (И.О.Фамилия)

Председатель МК ФТИ, доц. _________________С.Н. Ливенцов


УДК 539.1.074(075.8)


Ключевые слова: доза, ионизирующее излучение, методы дозиметрии, ионизационная камера, сцинтилляционный дозиметр, фотографический метод дозиметрии.






^ Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





^ Аннотация дисциплины


“Дозиметрия”

140307

Каф. ПФ ФТФ

Профессор, д. т. н. Лисин Валерий Андреевич

Тел.(3822)-41-80-65; e- mail: lisin@oncology.tomsk.ru

Цель: формирование знаний и умений для решения задач, связанных с измерением и расчетом доз различных типов ионизирующих излучений.

Рассматриваются следующие разделы: история развития дозиметрии; дозиметрические величины и единицы их измерения; физические основы различных методов дозиметрии ионизирующего излучения; дозиметрия смешанных потоков гамма – и нейтронного излучения; дозиметрия инкорпорированных радионуклидов и аэрозолей; особенности дозиметрии различных типов ионизирующего излучения дозиметрия в медицинской физике;

Курс 4 (8 сем  экзамен)

Всего 142 ч, в том числе: Ауд. 70, Лк 34 ч, Пр 18 ч, Лаб. 18, См 72 ч.

Annotation


This program has been developed for the course "DOSIMETRY" for students majoring in "Radiation safety of the man and the environment" (140307).

The course will include the following topics: The history of dosimetry development; dosimetric quantities and their units; physical basics of different ionizing radiation monitoring methods; dosimetry of mixed gamma-ray and neutron radiation beams; dosimetry of incorporated radionuclides and aerosols; dosimetry features of different kinds of ionizing radiation; dosimetry in medical physics.

Developed by Valery A.Lisin, Applied Physics Chair of Physico-Technical Department.


e-mail: lisin@oncology.tomsk.ru






^ Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





Взаимодействие ионизирующих излучений (ИИ) с различными веществами, в том числе и с биологической тканью, проявляется многообразием физических и радиобиологических эффектов. Качественные и количественные характеристики возникающих эффектов определяются особенностями взаимодействия излучения с облучаемой средой, количеством и пространственным распределением поглощенной в среде энергии. Так как выпускники специальности "Радиационная безопасность человека и окружающей среды" будут иметь дело с изучением эффектов, возникающих под воздействием ионизирующих излучений, то они должны уметь правильно измерить или рассчитать распределение энергии, поглощенной в рассматриваемом объекте. Изучение способов измерения и расчета распределения поглощенной энергии в среде при воздействии на нее различных видов ионизирующих излучений и является целью дозиметрии.

Дисциплина “Дозиметрия” является профилирующей дисциплиной специальности 330300 "Радиационная безопасность человека и окружающей среды".

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в курсах “Общая физика”, “Атомная физика” и “Теория переноса ионизирующих излучений”.

Курс “Дозиметрия ионизирующих излучений” служит теоретической и практической основой для профилирующих дисциплин: "Биологические основы радиационной безопасности", "Защита от ионизирующих излучений". Отдельные сведения из него используются в курсах "Источники излучений", "Метрология радиационного эксперимента", "Дозиметрические и радиометрические приборы".


Цели и задачи учебной дисциплины.

Дисциплина «Дозиметрия» является обязательной дисциплиной специального цикла, и является одним из важнейших этапов подготовки специалистов.

^ Целью и задачами преподавания дисциплины являются:

  • овладение понятиями, законами и теориями современных методов дозиметрии ионизирующих излучений;

  • формирование у студентов научного мировоззрения и физического мышления;




Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





  • освоение арсенала средств дозиметрии, служащих для измерения доз различных видов излучения в различных энергетических диапазонах;

  • овладение современными навыками организации и проведения

автоматизированного физического эксперимента;

  • развитие навыков самостоятельных исследований, способностей

творческого осмысления получаемых результатов.

Цели преподавания дисциплины, характеризующие знания и умения, которыми должен владеть специалист:

Специалист должен иметь представление:

  • Об истории развития дозиметрии как разделе физики;

  • О задачах дозиметрии и методах их решения;

  • О многообразии методов дозиметрии ИИ;

  • Об особенностях дозиметрии различных типов излучения;

  • Об особенностях дозиметрии в области больших и малых доз;

  • О дозиметрии смешанных потоков излучения;

  • Об особенности дозиметрии в различных средах: твердых, жидких, газообразных;

  • О закономерностях распределения поглощенной дозы различных типов ИИ в тканеэквивалентной среде;

  • О влиянии гетерогенности среды, в частности биологической ткани, на распределение в ней поглощенной дозы;


Специалист должен знать и уметь использовать:

  • Основные величины, единицы и понятия дозиметрии;

  • Теорию Брэгга – Грэя для ионизационных камер;

  • Условие равновесия вторичных заряженных частиц (электронное равновесие);

  • Принципы работы основных типов дозиметров;


Специалист должен уметь:

  • Устанавливать количественные соотношения между различными дозиметрическими характеристиками поля излучения;

  • Выбирать методы и устройства дозиметрии, адекватные возникающим задачам;







Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





  • Применять пакеты прикладных программ в области дозиметрии, например, для дозиметрического планирования лучевой терапии;

  • Измерять и рассчитывать дозовые характеристики поля излучения любого вида по заданным параметрам источника.

Специалист должен приобрести опыт:

  • Дозиметрических измерений с помощью различных приборов

  • Практических расчетов распределения поглощенных доз в различных средах;

  • Практических расчетов значений доз от различных источников излучения на рабочих местах с учетом поглощения потоков излучения в материале защиты.



^

Задачи изложения и изучения учебной дисциплины реализуются в следующих формах деятельности:




Для достижения поставленных при обучении задач используются следующие формы работы со студентами:


  • лекции, обеспечивающие получение студентами необходимой информации о сути решаемых дисциплиной задач;

  • практические занятия, направленные на активизацию познавательной деятельности студентов, приобретение ими навыков решения практических задач на основе информации, полученной в лекциях и при самостоятельной работе.

  • консультации, проводимые еженедельно для всех желающих студентов;

  • самостоятельная внеаудиторная работа, способствующая приобретению навыков самостоятельного решения задач по дисциплине и реализующаяся в виде практических заданий на семестр по всем разделам дисциплины;

  • текущий контроль за деятельностью студентов, осуществляемый на лекционных и практических занятиях в виде самостоятельных работ для оценки степени усвоения материала.

  • рубежный контроль включает две двухчасовые контрольные работы, которые проводятся в стандартные сроки этого контроля на Физико-техническом факультете;

  • контроль деятельности студентов проводится также в рамках рейтинговой системы, принятой в ТПУ, при этом количество баллов, получаемых студентом по







^ Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





каждому виду контроля, определяется в соответствии с рейтинг - листом дисциплины; к экзамену допускаются студенты, набравшие не менее 450 баллов по всем видам контроля.

^
Содержание теоретического раздела дисциплины

(лекции 34 часа)

Введение: Краткая история развития дозиметрии,

ее назначение, цели, основные направления развития (2 ч)

Часть . Основные понятия дозиметрии, дозиметрические

величины и единицы их измерения (4 часа).


Энергия связи электронов в ядре. Ионизация и возбуждение атомов среды. Средняя энергия ионообразования. Ионизирующие излучения, нижний порог по энергии. Фотонное и корпускулярное, прямо и косвенно ИИ. Основные характеристики потоков излучения. Линейная передача энергии (ЛПЭ). Поглощенная энергия излучения. Поглощенная доза: определение, единицы измерения. Экспозиционная доза: определение, единицы измерения, ограничения в использовании. Количественная связь между поглощенной и экспозиционной дозами. Керма, удельная керма: определение, единицы измерения. Коэффициент качества и относительная биологическая эффективность (ОБЭ) излучений, их связь с ЛПЭ. Особенности понятия “изоэффективная доза” в области лучевой терапии. Эквивалентная доза, эффективная эквивалентная доза.

^ Часть II. Физические основы дозиметрии фотонного излучения (6 часов)


Преобразование энергии фотонного излучения в веществе. Коэффициенты передачи энергии излучения при различных типах взаимодействия фотонного излучения со средой. Электронное равновесие. Соотношение между мощностью дозы и интенсивностью излучения. Эффективный атомный номер вещества. Теория Брэгга – Грэя для газовой полости. Энергетическая зависимость чувствительности (ЭЗЧ, “ход с жесткостью”) дозиметрического детектора в поле фотонного излучения.


^ Часть III. Основные методы дозиметрии ионизирующих излучений

(12 часов)

Ионизационные дозиметрические детекторы. Принципы устройства и работы ионизационных камер (ИК). Формула Боуга. Наперстковые, конденсаторные ИК.






^ Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





Газоразрядные счетчики в дозиметрии. Сцинтилляционный метод дозиметрии: принципиальное устройство; конверсионная эффективность сцинтилляторов; выход фотоэлектронов; чувствительность сцинтилляционного дозиметра; ход с жесткостью. Примеры дозиметров на базе сцинтилляционных детекторов. Полупроводниковые дозиметры: дозиметрические характеристики ППД; дозовая чувствительность детекторов. Примеры п/п дозиметров,их характеристики Фотографический метод дозиметрии: принцип метода, оптическая плотность почернения; экспозиция; сенситометрическая зависимость для дозиметрических пленок. Дозовая чувствительность рентгеновской пленки. Компенсация энергетической зависимости чувствительности в фотодозиметрах. Химический метод дозиметрии. Химические процессы, протекающие в воде под действием ИИ. Радиационно-химический выход реакций. Оптическая плотность раствора. Ферросульфатный дозиметр. Цериевый дозиметр. Люминесцентные методы дозиметрии. Фотолюминесценция и термолюминесценция. Фотолюминесцентные дозиметры. Механизм фотолюминесценции. Характеристики конкретных ФЛД. Термолюминесцентная дозиметрия. Механизм термолюминесценци. Кривая высвечивания. Чувствительность ТЛД, влияние на нее продолжительности облучения и мощности дозы.


Часть IV: ОСОБЕННОСТИ ДОЗИМЕТРИИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ. Особенности дозиметрии электронов, нейтронов. Активационный метод дозиметрии нейтронов. Дозиметрия смешанного гамма – нейтронного излучения. Дозиметрия тормозного излучения высокой энергии.


^ Распределение заявленного материала в часах представлено в таблице:

См. файл «Содержание теоретического раздела дисциплины»




^ Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01




^
Содержание практического раздела дисциплины

(18 часов)


  1. Дозиметрические величины, единицы их измерения 4 часа




  1. Основы дозиметрии фотонного излучения 4 часа




  1. Свойства ионизационных камер 4 часа




  1. Сцинтилляционный метод дозиметрии 2 часа




  1. Фотографический, химический методы дозиметрии 2 часа




  1. Дозиметрия смешанного гамма-нейтронного излучения 2 часа



Примеры задач для практических занятий,

домашних заданий и экзамена по курсу

Дозиметрия”


1. Установить количественное соотношение между внесистемными единицами «рентген» и «рад» для воздуха.


2. Выразить ионизацию, вызванную космическими лучами на уровне моря, (2.74 пар ионов на 1 см3 в сек.) в Р/сек и в допустимых дозах облучения, если допустимая доза гамма-излучения задана. Результат решения задачи привести в СИ.


3. Полгода назад реальный источник 60Со имел мощность экспозиционной дозы; Мощность источника из атласа изодоз: ; Мощность дозы источника по атласу в опорной точке – 4.33 рад/мин. Опорная точка лежит на 100 % -ой изодозе. Найти длительность облучения с помощью реального источника 60Со, обеспечивающую дозу 7 Гр в точках, лежащих на 70 % -ой изодозе.


4. Чему равен атомный вес изотопа, имеющего период полураспада T= 7.13108 лет, если при активности 0.73 Кюри его вес равен 235 кг ?


5. Чему равны интенсивность излучения и плотность потока  - излучения для двух моноэнергетических пучков  - излучения с энергиями фотонов 0.05 и 2 МэВ, если мощность экспозиционной дозы в каждом пучке равна 3 мР/сек ?


6. В 10 см3 воздуха при нормальных условиях под действием -излучения образовалось 8.31010 пар ионов. Чему равна керма, если происходит равномерное облучение по бесконечно большому пространству ?





^ Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





7. Плотность потока -квантов меняется со временем по закону Ф = Фо e-t/.

Найти значение кермы в воздухе за время облучения 2.4 часа, начиная с t = 0, если  = 1.5 ч, Фо = 4109 1/(см2сек), а энергия -квантов 1 МэВ.


8. Найти среднее значение ЛПЭ электронов в воде, возникающих под действием фотонного излучения, если при мощности дозы 2 мрад/час плотность потока электронов составляет 8.7 .


9. Найти плотность потока электронов, возникающих в воде при равномерном облучении в условиях электронного равновесия фотонным излучением с энергией 400 кэВ, если мощность дозы равна 15 рад/ сек.


10. Какое необходимо приложить напряжение на электроды камеры, чтобы эффективность собирания ионов при мощности экспозиционной дозы 104 р/сек была такой же, как и при мощности экспозиционной дозы 1 Р/сек, измеренной при напряжении 200 В ?


11. Эффективность собирания ионов в камере, к которой приложено напряжение 25 В, при мощности экспозиционной дозы -излучения 30 мр/сек оказалась равной 0.8. Чему равна эффективность собирания ионов, если напряжение на камере равно 50 В и она находится в поле излучения с мощностью дозы 15 мР/сек ?


12. Наполненная воздухом наперстковая камера объемом 0.35 см3 в поле низкоэнергетического рентгеновского излучения при мощности экспозиционной дозы 3,5 р/сек дала при температуре 25о С и давлении 770 мм.рт. ст. ионизационный ток насыщения, равный 1.84 ×10-10 А. Определить эффективный номер и материал стенки камеры, если толщина стенки равна пробегу самых быстрых электронов, а ослаблением излучения в стенке можно пренебречь. Считать, что из всех эффектов взаимодействия имеет место только фотоэффект.


13. Рассчитать количество мг.-экв. радия, любого изотопа, с которым можно работать без защитных экранов в течение 36 часов на расстоянии 2, 8 метра. Принять допустимую недельную дозу 0. 088 рад.


14. Рассчитать активности изотопов 137Cs и 60Cо, а также их мг.-эквваленты, с которыми можно работать за свинцовым экраном толщиной 60 мм на расстянии3 м в течение 36 часов. Принять допустимую недельную дозу 0. 088 рад.


15. Источники по 8 мг.-экв. радия находятся в точках с координатами А(2; 20), В(18; 21), С(4; 1), D(23; 5). Определить дозу в точке пересечения прямых АD и CB.


16. Чему равна доза смешанного гамма-нейтронного излучения в тканеэквивалентной среде, если экспозиционная доза гамма-излучения равна 0.15 Р, а интегральный поток нейтронов 3×106 нейтрон/см2? Энергия гамма-квантов равна 300 кэВ, а нейтронов – 8 МэВ.




^ Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





17. Получить выражение для мощности экспозиционной дозы от активного стержня длиной L в точке А, находящейся от него на расстоянии R, полагая, что известен гамма – эквивалент единицы длины стержня m в мг - экв радия/см.


18. Какова масса изотопа 238U активностью 1 кюри?

19.Оценить возможность измерения экспозиционной дозы Р = 0.8 мкР/сек ионизационной камерой объемом 1 см3 и дозиметром на основе газоразрядного счетчика с эффективностью регистрации 0.3 %, если учесть, что указаной мощности дозы соответствует плотность потока гамма-квантов 1.7×103 см-2×сек-1.


20. Число атомов в радиоактивном изотопе активностью 1.8 кюри равно 8.91013. Чему равен период полураспада изотопа?


21. Найти среднее значение ЛПЭ электронов в воде, возникающих под действием фотонного излучения с энергией 3 МэВ в условиях электронного равновесия. Считать, что облучение равномерно по объему.


22. Вычислить среднее значение ЛПЭ протонов, возникающих в биологической ткани в результате упругого рассеяния нейтронов с энергией 8 МэВ, принимая средний пробег протонов в ткани равным 34 мг/ см2.


23. Чему равна мощность дозы гамма- излучения, если ток насыщения в ионизационной камере объемом 15 см3 равен 4.2×10-9 А? Камера негерметична, в момент измерения температура была равна 21о С, а давление – 740 мм. рт. ст.


24. Наперстковой камерой с полиэтиленовыми стенками, наполненной этиленом, измеряется смешанное гамма-нейтронное излучение. Энергия гамма-квантов равна 1.25 МэВ, а нейтронов 5 МэВ. Чему равен ток насыщения в камере объемом 5.6 см3, если мощность поглощенной дозы гамма излучения и нейтронов в тканеэквивалентной среде равна по 1 рад/сек. Плотность газа этилена в камере 1 мг/см3.


25. Сцинтилляционный дозиметр с антраценовым сцинтиллятором толщиной 1.5 см проградуирован по гамма-излучению изотопа 60Со. Считая, что конверсионная эффективность не зависит от энергии электронов, оценить погрешность, обусловленную «ходом с жесткостью» при измерении рентгеновского излучения с энергией 250 кэВ.


26. При какой толщине сцинтиллятора (в направлении распространения излучения) дозовая чувствительность дозиметра в токовом режиме увеличится в 3 раза по сравнению с чувствительностью при толщине 1 см? Коэффициент ослабления излучения в сцинтилляторе принять равным 0.21 см-1.


27. Чему равна поглощенная доза, полученная ферросульфатным дозиметром, если в нем образовалось 10-5 моль трехвалентного железа на 1 г раствора? Выход ионов трехвалентного железа 15.6 на 100 эВ.





Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





28. Найти изменение оптической плотности раствора цериевого дозиметра при получении дозы 105 рад. Коэффициент молярной экстинкции 5580 л/(моль × см); Выход трехвалентного церия 2.58 мкмоль на 1 л на 1000 рад, толщина поглощающего слоя 1.5 см.


29. При спектрофотометрическом измерении кон­центрации ионов трехвалентного железа в ферросульфатном дозиметре для пропускания света получены значения 0,85 до гамма-облучения дозиметра и 0,35 после облучения в течение 3 ч, Чему равна мощность поглощенной дозы, если молярный ко­эффициент экстинкции равен 2100 л/(моль*см), а выход ионов трехвалентного железа 16,7 мкмоль на 1 л на 1000 рад? Тол­щина поглощающего слоя 1,5 см.

^
Лабораторный практикум

  1. Вводное занятие.

  2. Измерение абсолютной активности бета - источников газовым счетчиком.

  3. Определение альфа-заrpязненности неизвестного препарата сцинтилляционным детектором.

  4. Определение суммарной бета-активности проб внешней среды сцинтилляционным детектором.

  5. Определение объемной активности радона по альфа-активности осажденных на фильтре аэрозолей.

  6. Градуировка дозиметрических приборов.

  7. Индивидуальный дозиметрический контроль с использованием фотодозиметров.

  8. Индивидуальный дозиметрический контроль с использованием термолюминесцентных дозиметров.

  9. Зачет.







^ Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





Контрольные вопросы по дозиметрии.


  1. Непосредственно и косвенно ионизирующие излучения.

  2. Почему фотонное излучение, способное непосредственно ионизировать атомы вещества, все таки относят к косвенно ионизирующему излучению?

  3. Понятие «поглощенная доза» - определение, единицы измерения.

  4. Какие ограничения существуют для использования понятия «экспозиционная доза»?

  5. Область применения понятия «поглощенная доза» (вид и энергия излучения, тип вещества).

  6. Область применения понятия «керма» (вид и энергия излучения, тип вещества).

  7. В чем заключается явление электронного равновесия при взаимодействии гамма – излучения с веществом?

  8. Как изменяется соотношение между поглощенной дозой и кермой по мере проникновения пучка фотонов в ткань?

  9. Каково соотношение между энергиями, затрачиваемыми на ионизацию и возбуждение тканеэквивалентной среды при прохождении через нее фотонного излучения?

  10. Принцип работы ионизационной камеры, ее вольтамперная характеристика.

  11. Возможное техническое решение для устранения влияния токов утечки на показания ионизационной камеры.

  12. Типы конструкций ионизационных камер для различных целей дозиметрии.

  13. Принципы теории Брэгга – Грэя для ионизационной камеры.

  14. Чем отличаются гомогенные, гетерогенные и тканеэквивалентные ионизационные камеры.

  15. Как определяется тканевая доза в тканеэквивалентной среде при измерении гетерогеными ионизационными камерами?

  16. Как влияют атмосферные условия на результат измерения ионизационной камерой и способы учета такого влияния.

  17. Особенности распределения поглощенной дозы по глубине тканеэквивалентной среды для различных источников излучения (гамма – излучение 60Со, высокоэнергетическое тормозное излучение, быстрые моноэнергетические электроны, нейтроны циклотрона).




^ Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





  1. Особенности распределения поглощенной дозы гамма – излучения на входе в облучаемую ткань.

  2. Изодозы – определение, способ построения.

  3. Эмпирический способ описания распределения поглощенной дозы в тканеэквивалентной среде для гамма – излучения 60Со.

  4. Способы формирования распределения дозы электронов, равномерного на входе в облучаемую ткань.

  5. Конструктивные особенности ИК для дозиметрии в гамма – нейтронных полях.

  6. Классическое определение ОБЭ и зависимость ОБЭ нейтронов от дозы, полученная на основе использования радиобиологических параметров ткани.

  7. Эмпирический способ описания распределений поглощенной дозы от нейтронного пучка циклотрона в тканеэквивалентной среде.

  8. Получить зависимость, описывающую ослабление узкого пучка гамма – излучения в среде; линейный и массовый коэффициенты ослабления, их физический смысл.

  9. Коэффициент передачи энергии в различных процессах взаимодействия гамма – излучения с веществом.

  10. Понятие чувствительности детектора излучения, чувствительность ионизационного дозиметра.

  11. «Ход с жесткостью» для ионизационных камер, способ устранения этого явления.

  12. Особенности работы конденсаторных камер, область их применения.

  13. Сравнить по чувствительности ионизационную камеру и дозиметр на основе газоразрядного счетчика.

  14. Преимущества и недостатки полупроводниковых дозиметров.

  15. Устройство и принцип работы сцинтилляционного детектора.

  16. Понятие конверсионной эффективности для сцинтиллятора.

  17. По какому параметру необходимо согласование сцинтиллятора и фотокатода ФЭУ?

  18. Сравнить количественно по чувствительности ионизационную камеру и сцинтилляционный дозиметр.

  19. Механизм радиофотолюминесценции.

  20. Какие фотолюминофоры наиболее приемлемы для дозиметрии и почему – чистые соединения, или соединения, содержащие соответствующие химические добавки?







^ Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





  1. Центры люминесценции фотолюминесцентных дозиметров, содержащие информацию о дозе, разрушаются в процессе однократного измерения дозы, или процедура измерения может проводиться многократно?

  2. Механизм радиотермолюминесценции.

  3. Центры люминесценции термолюминесцентных дозиметров, содержащие информацию о дозе, разрушаются в процессе однократного измерения дозы, или процедура измерения может проводиться многократно?

  4. Интервал доз, в котором возможно применение термолюминесцентных и фотолюминесцентных дозиметров.

  5. Материалы, применяемые для изготовления люминесцентных дозиметров.

  6. Сенситометрическая характеристика пленок, применяемых для дозиметрии.

  7. «Ход с жесткостью» и его компенсация в фотографическом методе дозиметрии

  8. Понятие «радиационный выход реакции» в химическом методе дозиметрии.

  9. Сравнительные характеристики ферросульфатных и цериевых дозиметров.

  10. Новые материалы и методы в химическом методе дозиметрии.

  11. Ионизационный метод в дозиметрии смешанного гамма – нейтронного излучения.

  12. Чем объясняется различная чувствительность к нейтронному излучению ионизационных камер, изготовленных из полиэтилена и графита.

  13. Активационный метод в дозиметрии нейтронов.

  14. Особенности дозиметрии высокоинтенсивных потоков излучения.

  15. Расчет доз при внутреннем облучении.

  16. Область применения и основные понятия микродозиметрии.
^
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. Иванов В. И. Курс дозиметрии, 1988.

  2. Голубев Б.П. "Дозиметрия и защита от ионизирующих излучений", М.: Энергоатомиздат, 1986.

  3. Машкович В. П., Кудрявцева А. В. Защита от ионизирующих излучений, М., 1995.

  4. Моисеев А.А., Иванов В. И. Справочник по дозиметрии и радиационной гигиене. - М.: Энергоатомиздат, 1990.

  5. Иванов В. И., Машкович В. П. Сборник задач по дозиметрии и защите от ионизирующих излучений, М., 1973. – 287 С.

  6. Иванов В.И., Машкович В.П., Центер Э.М. Международная система единиц в атомной науке и технике. - М.: 1981. - 199 С.

  7. Штольц В., Бернхардт Р. Дозиметрия ионизирующих излучений.- Рига, 1982.







Рабочая программа учебной дисциплины



Ф ТПУ 7.1-21/01





Дополнительная литература:

  1. Лисин В. А. Физические и радиобиологические основы лучевой терапии, Томск, ТПУ, 2006, 166 С.

  2. Иванов В. И., Лысцов В.Н. Основы микродозиметрии. - М.: 1979. - 192 С.

  3. Нормы радиационной безопасности (НРБ – 96), 1996, 126 С.

  4. Вайнберг М. Ш. Переход к единицам СИ в медицинской радиологии. - М.: 1984. - 125 С.

  5. Воробьёв А. А., Кононов Б. А. "Прохождение электронов через вещество", Томск, ТГУ, 1966.



Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией