Поиск в базе сайта:
Примерная программа дисциплины прикладная механика icon

Примерная программа дисциплины прикладная механика




Скачать 224.21 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины прикладная механика
Дата конвертации16.12.2012
Вес224.21 Kb.
КатегорияПримерная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


прикладная механика



Рекомендуется Минобразованием России для направлений

подготовки (специальностей) в области техники и технологии,

сельского и рыбного хозяйства


Москва 2001г.

1. Цели и задачи дисциплины


«Прикладная механика» – дисциплина, представляющая собой основу общетехнической подготовки студентов немашиностроительных специальностей.

Курс прикладной механики базируется на таких математических, естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплинах, как математика, информатика, физика, инженерная графика, материаловедение, технология конструкционных материалов, теоретическая механика.

«Прикладная механика» – комплексная дисциплина. Она включает разделы курсов «Теория механизмов и машин», «Сопротивление материалов», «Детали машин и основы конструирования».

Однако темы дисциплины должны читаться с единых позиций, логически дополняя друг друга.

Цель изучения дисциплины – заложить основу общетехнической подготовки студента, необходимую для последующего изучения специальных инженерных дисциплин, а также дать знания и навыки в области механики, необходимые при разработке и эксплуатации машин, приборов и аппаратов.

Задачей изучения дисциплины является формирование представлений об общих методах проектирования на примере механических систем, получение сведений о различных разделах механики, основных гипотезах и моделях механики и границах их применения, приобретение первичных навыков практического проектирования и конструирования и обеспечения надежности объекта проектирования.
^

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студент, изучивший курс «Прикладная механика» должен

знать:


  связи различных разделов прикладной механики с другими общенаучными инженерными дисциплинами;

– основные модели механики и границы их применения (модели материала, формы, сил, отказов);

– основные методы исследования нагрузок, перемещений и напряженно-деформированного состояния в элементах конструкций, методы проектных и проверочных расчетов изделий;

– методы проектно-конструкторской работы; подходы к формированию множества решений проектной задачи на структурном и конструкторском уровнях; общие требования к автоматизированным системам проектирования,

уметь:


– пользоваться терминологией, характерной для различных разделов прикладной механики;

– проектировать и конструировать типовые элементы машин (передач, валопроводов, соединений и др.), получать оценки их прочности, и жесткости,
^

иметь навыки:


– использования справочной литературы и стандартов;

– выбора аналогов и прототипа конструкций при проектировании;

– проведения инженерных расчетов по теории механизмов и механике деформируемого твердого тела;

– оформления проектной и конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД.
^

3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего

часов

Семестры

3

4

5

Общая трудоемкость дисциплины

220 (68)

92

92(68)

36

Аудиторные занятия

110(34)

55

55(34)




Лекции

50 (17)

25

25(17)




Практические занятия (ПЗ)

34 (13)

17

17(13)




Семинары (С)













Лабораторные работы (ЛР)

26 (4)

13

13(4)




и (или) другие виды аудиторных занятий













Самостоятельная работа

110(34)

37

37(34)

36

Курсовой проект (работа)

36







36

Расчетно-графические работы

40 (17)

20

20(17)




Реферат













и (или) другие виды самостоятельных работ

34(17)

17

17(17)




Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)




Зачет

экзамен

Зачет

экзамен

Зачет


Общая трудоемкость дисциплины «Прикладная механика» в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами существенно зависит от направления подготовки (от 68 часов, включая теоретическую механику, до 220 часов). Поэтому в табл. общая трудоемкость дисциплины, объемы аудиторных и самостоятельных занятий и распределение их по семестрам указаны для двух вариантов – предельных значений общей трудоемкости.

Учебный план должен быть составлен таким образом, чтобы изучение теоретических разделов прикладной механики было согласовано по времени с изучением необходимых разделов базовых дисциплин; курсовой проект должен выполняться после изучения теоретической части курса. Теоретическая подготовка завершается зачетом и экзаменом; курсовое проектирование – публичной защитой.
^

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

(или С)

ЛР

1.

Введение









2.

Основные понятия и методы прикладной механики







3.

Основы машиноведения







4.

Обеспечение прочностной надежности. Расчеты механизмов и машин на прочность и жесткость.







5.

Конструирование механизмов, узлов и деталей.








В рабочей программе необходимо представить подробный тематический план.
^

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Введение


Предмет и задачи курса. Значение машиностроения для социально-экономического развития общества. Краткие сведения из истории машиностроения. Современные тенденции развития машиностроения в целом и машиностроения отрасли.
^

4.2.2. Основные понятия и методы прикладной механики


Гипотеза абсолютно твердого тела. Деформируемое твердое тело. Гипотеза о малости деформаций и перемещений. Виды связей и замена связей их реакциями. Гипотеза сплошности или однородное тело. Изотропные и анизотропные тела.

^ Силы внешние и внутренние. Операции над системами сил. Ограниченность аксиом и теорем статики абсолютно твердого тела о замене системы сил статически эквивалентной. Метод сечений. Напряженное состояние в точке. Нормальные и касательные напряжения. Напряжения на трех взаимно перпендикулярных площадках. Понятие тензора напряжений. Виды напряженного состояния.

Относительная линейная деформация и деформация сдвига.

^ Характер зависимости между напряжениями и деформациями. Роль экспериментальных исследований. Диаграмма растяжения образца из малоуглеродистой стали. Упругие и пластические деформации. Закон Гука. Диаграмма пластичности. Представление о вязкоупругом поведении полимеров.

Три группы соотношений механики деформируемого твердого тела (без вывода): уравнения равновесия элементарного объема тела, геометрические соотношения между перемещениями и деформациями, физические соотношения.

^ Расчеты на прочность по допускаемым напряжениям. Расчетные и предельные напряжения, коэффициент запаса. Расчетная схема. Требования к расчетной схеме – быть простой, логически безупречной, допускать математическую обработку, соответствовать реальной конструкции. Примеры расчетных схем – звено, стержень, пластина и оболочка, массивное тело. Расчетные схемы опор.

Понятие отказа. Виды отказов механических систем: остаточные (пластические) деформации; хрупкое разрушение; разрушение в результате накопления усталостных повреждений, механического износа, ползучести; потеря устойчивости; значительные перемещения; вибрация.

Факторы, влияющие на выбор коэффициента запаса.

Обеспечение взаимозаменяемости элементов конструкций. Точность изготовления по геометрическим признакам. Единая система допусков и посадок. Номинальный размер. Точность размера (поле допуска). Виды посадок. Системы отверстий и вала. Отклонения формы и расположения поверхностей. Параметры шероховатости.
^

4.2.3. Основы машиноведения


Машины и механизмы, аппараты, приборы. Элементная база машин (механической части машины). Сборочные единицы, детали. Этапы процесса проектирования. Выбор физического принципа действия, структурный и параметрический синтез. Формирование множества вариантов принципа действия, структур, параметров объекта проектирования. Методы выбора оптимальных решений. Техническое задание и показатели качества.

Основы структурного, кинематического и динамического анализа механизмов. ^ Структура механизмов. Звенья, кинематические пары и их классификация. Кинематические цепи. Методы построения механизмов. Определение положения звеньев. Определение скоростей и ускорений точек звеньев. Кинематические диаграммы.

Силы, действующие на звенья механизмов и машин. Силы полезных и вредных сопротивлений, веса и инерции.

Кинетическая энергия звеньев механизма. Приведение масс и моментов инерции звеньев. Принципы возможных перемещений и приведение сил, действующих на механизм. Рычаг Жуковского.

Дифференциальные уравнения движения машины и их решения. Неравномерность движения машины. Коэффициент полезного действия. Уравновешивание сил инерции звеньев. Балансировка.

Постановка задач синтеза механизмов. Стержневые механизмы. Плоские и пространственные зубчатые передачи. Плоское эвольвентное зацепление, его параметры и свойства. Кулачковые механизмы.
^

4.2.4. Обеспечение прочностной надежности. Расчеты механизмов и машин на прочность и жесткость


Расчеты на прочность стержневых элементов конструкций.

Частные гипотезы (плоских сечений и ненадавливания волокон). Внутренние силовые факторы.

Расчеты на прочность при растяжении (сжатии). Температурные и монтажные напряжения. ^ Напряжения при изгибе. Прямой и косой изгиб. Сочетание изгиба с растяжением (сжатием). Внецентренное действие нагрузки. Перемещения при изгибе.

Кручение стержней круглого и кольцевого поперечного сечения. Расчет пружин.

Сочетание изгиба и кручения. Критерии прочности (критерии текучести и хрупкого разрушения) при статическом нагружении.

^ Переменные напряжения. Накопление усталостных повреждений. Проверочные расчеты на усталость при линейном и сложном напряженных состояниях.

Устойчивость сжатых стержней. Формула Эйлера. Границы применения формулы Эйлера.

Расчет упругих систем при динамическом воздействии. Вынужденные колебания. Простейшие расчетные схемы. Явление резонанса.

Расчет на прочность тонкостенных конструкций. Пластины и оболочки. Безмоментная теория. Цилиндрическая оболочка под внутренним давлением.

Некоторые задачи теории упругости (без вывода). Цилиндр под внутренним и внешним давлением (задача Ламе). Посадка цилиндров с натягом (задача Гадолина). Контактная задача теории упругости. Контакт двух цилиндров (задача Герца).

Трение и износ деталей механизмов. Предмет и задачи триботехники. Основные виды трения скольжения. Виды изнашивания в машинах. Требования к триботехническим материалам. Функции смазочных материалов. Жидкие, пластичные и твердые смазочные материалы и области их применения. Методы смазки.
^

4.2.5. Конструирование механизмов, узлов и деталей


Назначение и структура механического привода. Механические передачи. Классификация передач. Передачи зацеплением и трением, с жесткими звеньями и с гибкими связями.

Зубчатые передачи. Классификация зубчатых передач. Механизмы отказа зубчатых передач (накопление усталостных повреждений в поверхностном слое и в объеме зуба), расчетные схемы, предельные и допускаемые напряжения.

Материалы, виды упрочнений. ^ Силы в зацеплениях цилиндрических, конических, червячных передач. Алгоритмы проектировочного и проверочных расчетов. Тепловой расчет червячной передачи.

Планетарные и волновые передачи. Основные схемы, кинематика, особенности расчета.

Многоступенчатые зубчатые механизмы. Разбивка общего передаточного отношения между ступенями.

Смазывание зубчатых передач, смазочные материалы, уплотнительные устройства.

Корпусные детали зубчатых передач.

Винтовые передачи. Кинематика, КПД, виды отказов, проектный и проверочные расчеты. Общие характеристики ременных и цепных передач.

Валопроводы (валы, подшипники, муфты). Назначение валов и осей. Конструктивное исполнение. Виды отказа (накопление усталостных повреждений, пластические деформации, низкая жесткость, вибрация). Проектный и проверочные расчеты (прочность, жесткость, отстройка от резонанса). Назначение и классификация подшипников. Подшипники скольжения. Расчет в режиме полужидкостного трения. Типы подшипников качения. Схемы установки. Расчет подшипников по динамической грузоподъемности. Смазка подшипников. Назначение и классификация муфт.

Разъемные и неразъемные соединения. Виды соединений для передачи крутящего момента: шпоночные, зубчатые (шлицевые), с натягом по цилиндрическим и коническим поверхностям.

Резьбовые соединения. Основные виды крепежных резьбовых изделий. Расчет стыка для разных случаев приложения нагрузки.

Общие характеристики заклепочных, сварных, паяных и клеевых соединений.

Общие и частные правила конструирования. Компоновка, эскизный, технический и рабочий проекты. Рациональное конструирование. Повышение жесткости и прочности конструктивными методами. Автоматизация проектирования.

Примечание: курсивом дано содержание разделов для заниженного объема дисциплины.
^

5. Практические занятия и семинары


Цель практических занятий и семинаров – привить студентам навыки в решении задач, в выполнении расчетов деталей, узлов и механизмов, в пользовании справочной и методической литературой, атласами конструкций и стандартами. Практические занятия и семинары ставят также целью подготовку студентов к выполнению расчетно-графической работы.

Тематика и объем задач, выносимых на практические занятия и семинары определяются кафедрой в зависимости от содержания соответствующих разделов рабочей программы и от профиля вуза. На практические занятия можно выносить разделы не рассмотренные на лекциях из-за недостатка времени. Рекомендуется использование вычислительной техники в форме занятий в дисплейном классе.

Параллельно с изучением теоретического курса студенты должны выполнять 1 2 домашних задания. Сроки их выдачи и приема устанавливаются кафедрой.
^

6. Лабораторные работы


Основные цели лабораторного практикума:

  иллюстрация основных объектов курса – изучение конструкций типовых или характерных для отрасли деталей и узлов машин на реальных изделиях, знакомство с фактическими конструкторскими решениями;

  обучение определенным практическим навыкам (сборка, разборка, регулирование, испытания материалов, деталей и механизмов).

Лабораторные работы, как и практические занятия и семинары, могут дополнять лекционный курс в зависимости от часов, выделяемых на различные виды занятий.

Лабораторные работы должны охватывать основные разделы курса.

Примерный перечень лабораторных работ.

  1. Структурный и кинематический анализ механизмов.

  2. Определение КПД механизмов.

  3. Балансировка ротора.

  4. Моделирование нарезания зубчатых колес эвольвентного профиля.

  5. Испытания стального и чугунного образцов на растяжение и сжатие.

  6. Определение упругих постоянных – модуля упругости Е и коэффициента Пуассона , модуля сдвига G.

  7. Исследование напряженного состояния при изгибе балки.

  8. Исследование концентрации напряжений при растяжение полосы с отверстием.

  9. Структурный, кинематический и силовой анализ зубчатой передачи.

  10. Определение основных параметров редуктора с цилиндрическими зубчатыми колесами.

  11. Определение основных параметров и КПД червячного редуктора.

  12. Допуски и посадки. Контроль размеров цилиндрических поверхностей.

  13. Конструирование подшипниковых узлов.

  14. Изучение работы болтового соединения.

Конкретный перечень лабораторных работ устанавливается кафедрой в зависимости от специфики вуза и его материально-технических возможностей.
^

7. Курсовое проектирование


Целью выполнения расчетно-графической работы или курсового проекта – формирование у студентов навыков конструирования машин. Проектирование понимается как одна из форм самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя. В соответствии с этим кафедрами составляются задания, пособия и методические руководства по курсовому проектированию. Конкретная тематика заданий и их содержание устанавливается кафедрой. Могут рассматриваться как типовые конструкции, так и связанные с профилем вуза и специальностью, по которой обучаются студенты. С этой целью кафедрам рекомендуется устанавливать контакты с предприятиями соответствующих отраслей промышленности.

В процессе курсового проектирования студенты должны освоить единство конструктивных, технологических и экономических решений, компромиссный характер конструкции любой машины, а также уяснить необходимость многовариантности конструктивных решений как отдельных узлов, так и объекта проектирования в целом.

Проект предусматривается в объеме 1,5–2 листа формата А1.


Рекомендуемое распределение материала по листам:

Сборочный чертеж привода или установки – 1 лист

Конструктивная проработка наиболее существенных узлов

и рабочие чертежи деталей (зубчатые и червячные колеса,

валы-шестерни, червяки, валы, корпусные детали, стаканы,

крышки и т.д.) – 0,5–1 листа

В зависимости от содержания проекта рекомендуемое выше распределение может быть видоизменено.

Расчетно-пояснительная записка должна иметь объем не менее 20 25 страниц. Вместе с техническим заданием и описанием конструкции записка должна включать расчеты основных деталей и узлов, входящих в курсовой проект. При этом часть расчетов желательно выполнять на компьютере.

При проектировании объектов студенты должны широко использовать знания, полученные при изучении теоретического курса и выполнении лабораторных работ. Поэтому курсовое проектирование следует проводить по окончании теоретического курса.
^

8. Организация самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студентов проводится с целью развития у них навыков работы с учебной и научной литературой, выработки способности вести учебно-исследовательскую работу, а также для систематического изучения курса. Рекомендуются следующие формы организации самостоятельной работы студентов:

  1. Самостоятельная проработка отдельных разделов курса, не читавшихся на лекциях и не выносившихся на лабораторные и практические занятия. Этот вид работы может заканчиваться написанием реферата или отчета, либо сдачей коллоквиума.

  2. Написание студентами рефератов по вопросам, характерным для профиля данного вуза или специальности. Эти вопросы могут относится к числу мало освещаемых или не затрагиваемых в теоретическом курсе. Такой вид работы требует привлечения дополнительной учебной и научной литературы, список которой составляется совместно с преподавателем.

  3. Решение задач с последующей проверкой или сдачей коллоквиума. Задачи могут быть взяты из сборников задач, либо составлены кафедрой.

  4. Проведение «бесед круглого стола» с группой студентов. В качестве тематики бесед может быть обсуждение конструкций различных узлов машин с анализом их достоинств и недостатков, с предложением иных вариантов исполнения конструкции. Главная цель такой формы работы – воспитание у студентов представления о многовариантности конструкторских решений.

  5. Самостоятельная работа студентов с обучающими программами в дисплейных классах. Тематика обучающих программ может быть различной: углубленная проработка разделов лекционного курса, обучение методике решения задач (расчетных и конструкторских), подготовка к практическим занятиям, лабораторным работам и т.д. Рекомендуется использование обучающе-контролирующих систем с оценкой результатов работы студентов.

  6. Участие в студенческих научных конференциях и тематических олимпиадах.

Перечисленный выше список видов самостоятельной работы студентов не является обязательным и не исчерпывает всех возможных вариантов. Кафедры вузов могут выбирать те или иные формы самостоятельной работы, а также предлагать и использовать свои варианты.
^

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература:


  1. Иосилевич Г.Б., Строганов Г.Б., Маслов Г.С. Прикладная механика: Учебник для немашиностроительных специальностей втузов. М.: Высшая школа, 1989. – 351 с.

  2. Прикладная механика: Учебное пособие для студентов немашиностроительных специальностей втузов / Б.Г.Горбачев, Г.А.Доброборский, В.С. Перевалов и др. Под ред. В.М.Осецкого. М.: Машиностроение, 1987. – 488 с.

  3. Теория механизмов и машин: Учебник для втузов / К.В. Фролов, С.А. Попов, А.К. Мусатов и др. Под ред. К.В. Фролова. М.: Высшая школа, 1987. ­– 496 с.

  4. Феодосьев В.И. Сопротивление материалов: Учебник для студентов втузов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999. – 512 с.

  5. Иванов М.Н. Детали машин: Учебник для студентов втузов. М.: Высшая школа, 1998. – 383 с.

  6. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для технических специальностей вузов. М.: Высшая школа, 1998. – 447 с.
^

б) Дополнительная литература:


  1. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин: Учебник для студентов втузов. М.: Наука, 1988. – 640 с.

  2. Красковский Е.Я., Дружинин Ю.А., Филатова Е.М. Расчет и конструирование механизмов приборов и вычислительных систем: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1983. – 431 с.

  3. Александров А.В., Потапов В.Д., Державец Б.П. Сопротивление материалов: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1995. – 559с.

  4. Благонадежин В.Л., Окопный Ю.А., Чирков В.П. Механика материалов и конструкций: Учебник для студентов втузов. М.: Изд-во МЭИ, 1994. – 312 с.

  5. Заславский Б.В. Краткий курс сопротивления материалов: Учебник для студентов авиационных специальностей втузов. М.: Машиностроение, 1986. - 328 с.

  6. Ицкович Г.М., Минин Л.С., Винокуров А.И. Руководство к решению задач по сопротивлению материалов: Учебник для студентов втузов. М.: Высшая школа, 1999. – 542 с.

  7. Степин П.А. Сопротивление материалов: Учебник для студентов горно-металлургических, химико-технологических, теплоэнергетических, электромашиностроительных и инженерно-экономических специальностей вузов. М.: Высшая школа, 1983. – 312 с.

  8. Основы расчета и конструирования деталей и механизмов летательных аппаратов: Учебное пособие для втузов / Н.А.Алексеева, Л.А.Бонч-Осмоловский, В.В.Волгин и др. Под ред. В.Н.Кестельмана и Г.И.Рощина. М.: Машиностроение, 1989. – 456 с.

  9. Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов. М.: Машиностроение, 1989. – 496 с.

  10. Элементы приборных устройств: Учебное пособие для студентов вузов. В 2-х ч./ О.Ф. Тищенко, Л.Т. Киселев, А.П. Коваленко и др. Под ред. О.Ф. Тищенко. М.: Высшая школа, 1982. – Ч.1-304 с., Ч.2-263 с.

  11. Хорошев А.Н. Введение в управление проектированием механических систем: Учебное пособие для студентов втузов. М.: Высшая школа, 1999. – 372 с.

  12. Чернилевский Д.В. Основы проектирования машин: Учебное пособие для студентов вузов. М.: УМ и ИЦ «Учебная литература», 1998. – 472 с.

  13. Зубчатые и червячные передачи. Атлас конструкций: Учебное пособие по курсам «Прикладная механика», «Техническая механика» и «Основы инженерного проектирования» / Под ред. С.Ф.Мороза. М.: Изд-во МЭИ, 2000. – 114 с.

  14. Анурьев В.И. Справочник конструктора – машиностроителя. В 3-х т. Т3. М.: Машиностроение, 1994. – 576 с.

  15. Кудрявцев В.Н., Кузьмин Н.С., Филипенков А.Л. Расчет и проектирование зубчатых редукторов: Справочник / Под ред. В.Н.Кудрявцева. Санкт-Петербург, Политехника, 1993. – 447 с.

  16. Допуски и посадки: Справочник. В 2-х ч. Ч.1 / В.Д.Мягков, М.А.Палей, А.Б.Романов, Б.А.Брагинский. Л.: Машиностроение, 1982. – 543 с.

  17. Орлов П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие. В 2-х кн. Под ред. П.Н.Учаева. М.: Машиностроение, 1988. Кн.1 – 560 с.; Кн.2 – 544 с.
^

в) Периодические издания (журналы):


  1. Известия вузов. Машиностроение;

  2. Вестник машиностроения;

  3. Приводная техника.

9.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


При чтении лекций, проведении практических занятий и лабораторных работ:

1) демонстрация учебных кинофильмов;

2) демонстрация слайдов, диафильмов и фолей для кодоскопа;

3) показ деталей и узлов машин на специальных витринах;

4) работа с учебными плакатами;

5) использование обучающих и обучающе-контролирующих ком-пьютерных программ для закрепления и углубления знаний по лекционному материалу и выяснения степени подготовки студента к практическим или лабораторным занятиям или проверки знаний, полученных на этих занятиях,

при выполнении курсовых проектов и расчетно-графических заданий:

1) проведение расчетов деталей в дисплейном классе;

2) использование компьютерных программ для расчета и конструирования узлов и деталей машин,

при проведении самостоятельной работы студентов:

1) использование автоматизированных обучающих и обучающе-контролирующих систем для дополнительной самостоятельной проработки тех или иных разделов курса;

2) применение типовых расчетных программ для самостоятельного решения задач.

Приведенный выше список может быть расширен и дополнен кафедрами.
^

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для изучения дисциплины в зависимости от материально-технической базы вуза должны быть подготовлены помещения на основе следующих рекомендаций:

– специализированные аудитории для чтения лекций и проведения практических занятий, оборудованные подвижной доской, проекционными установками, видеомагнитофонами и мониторами с большим экраном;

– лабораторные помещения, оборудованные установками (разрывные и универсальные испытательные машины типа Р-5, УММ10 отечественного производства и зарубежные типа Instron 1199, Instron 1252 c максимальной нагрузкой до 50–100 кН, оборудованные приспособлениями для нагружения на изгиб; машины для испытаний на кручение типа КМ-50-1 и др.) и аппаратурой (многоканальные тензостанции; приборы для регистрации нагрузки, перемещений и деформаций типа ИСН3, ЛКД-003, Н306 и др.; графические дисплеи, если испытательная машина оснащена ЭВМ) для проведения испытаний материалов, деталей и узлов машин и механизмов; стендами с образцами деталей, узлов и механизмов; плакатами, иллюстрирующими разделы курса и др.;

– аудитории для курсового проектирования, оборудованные рабочими местами как для традиционного проектирования, так и для САПР; образцами механизмов, являющихся объектами проектирования; стендами с примерами выполнения проектов; плакатами, разъясняющими порядок проектирования, и обеспеченные справочными и конструкторскими материалами;

– класс персональных компьютеров с программным обеспечением расчетов напряженно-деформированного состояния в элементах конструкций и САПР типа CAN; COSMOS: ANSYS: Working–Model–3D; Working–Model–2D.
^

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

11.1. Общие положения


На основании данной программы кафедра составляет рабочую программу. Рабочие программы должны состоять из следующих разделов:

  1. Цели и задачи дисциплины.

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины (требования к знаниям, умению и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины).

  3. Объем дисциплины и виды учебной работы (в виде таблицы показывается распределение общей трудоемкости, соответствующей государственному образовательному стандарту специальности, между разными видами аудиторных и самостоятельных занятий).

  4. Разделы дисциплины, виды занятий по каждому разделу и распределение часов по разделам и видам занятий.

  5. Содержательная часть программы (перечень вопросов, входящих в лекционный курс).

  6. Содержание практических занятий, лабораторных работ и домашних заданий.

  7. Перечень лабораторных работ.

  8. Содержание расчетно-графической работы или курсового проекта.

  9. Формы и методы проведения самостоятельной работы студентов.

  10. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).

  11. Формы использования технических средств обучения в учебном процессе.
^

11.2. Содержательная часть программы (лекционный курс)


Количество часов, отводимых на теоретический курс (чтение лекций) и перечень изучаемых вопросов устанавливается кафедрой в зависимости от общего числа аудиторных часов, предусмотренных учебным планом, профиля подготовки специалистов, а также особенностей конкретного вуза.

При этом изучаемые темы выбираются кафедрой из раздела 4.2. Возможно как полное, так и частичное использование предлагаемых тем.

При наличии резко выраженной специфики того или иного вуза программа может дополняться темами, разработанными вузом. Объем таких тем, однако, не должен превышать 20% общего числа часов, отводимых на лекционный курс.

Часть вопросов теоретического курса по решению кафедры может выноситься на самостоятельное изучение. Для этой цели может отводиться время, не превышающее 25% общего числа лекционных часов. Необходимые для этого часы берутся из фонда «Самостоятельная работа студентов». Объем лекционных часов при этом не уменьшается. Самостоятельная проработка студентами разделов лекционного курса должна заканчиваться проверкой в виде коллоквиума, реферата и др.
^

11.3. Практические занятия, лабораторные работы,
домашние задания


Количество часов, отводимых на практические занятия и лабораторные работы устанавливается кафедрой, исходя из общего числа аудиторных часов, предусмотренных учебным планом.

В рабочей программе указывается перечень вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, содержание решаемых задач, а также перечень лабораторных работ.

В рабочей программе приводится также конкретное содержание домашних заданий, последовательность их выполнения и форма контроля. Объем работы, выполняемой студентами в домашних заданиях, зависит от числа часов, отводимых на них кафедрой. Часы, необходимые для выполнения заданий, берутся из фонда «Самостоятельная работа студентов», предусмотренного учебным планом.
^

11.4. Расчетно-графическая работа и курсовое проектирование


В разделе «курсовое проектирование» указывается:

  1. Тематика расчетно-графических работ или курсовых проектов.

  2. Объем графической части в листах и содержание каждого из листов.

  3. Объем расчетно-пояснительной записки.

  4. Формы использования компьютерной техники при выполнении курсового проекта.

Объем работы или проекта в листах определяется исходя из времени, предусмотренного учебным планом. При этом на 1 лист формата А1 должно отводиться 15-20 часов работы студента из фонда «Самостоятельная работа студентов». Время, планируемое на расчетно-пояснительную записку, входит в упомянутые выше 15-20 часов на лист.
^

11.5. Организация самостоятельной работы студентов


Формы самостоятельной работы студентов, принятые кафедрой, выносятся в отдельный раздел. Время на самостоятельную работу студентов берется из фондов «Самостоятельная работа студентов». Объем часов на те или иные виды самостоятельной работы назначается кафедрой в пределах установленного учебным планом.
^

11.6. Рекомендации по использованию литературы


Для изучения теоретического материала кафедрой выбирается 1-2 учебника из раздела 9.1. в зависимости от профиля специалистов, числа лекционных часов и других факторов. Аналогично выбирается литература по курсовому проектированию. Не следует перегружать рабочие программы большим количеством литературы, обязательной для студентов. Справочники и монографии, необходимые для выполнения тех или иных разделов курсовых проектов, могут быть указаны в бланках заданий.

Список рекомендуемой литературы, входящей в рабочую программу, может дополняться местными внутривузовскими изданиями и другими источниками, назначаемыми кафедрами.
^

11.7. Использование технических средств обучения (ТСО)


Предпочтительно в виде отдельного раздела в рабочей программе указать, какие ТСО, в какой форме и в каких разделах курса используются. Аналогично следует указать формы применения компьютерной техники.


Программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки ( специальностям) в области техники и технологии, сельского и рыбного хозяйства.


Программу составили:


Доброборский Г.А. – профессор Московского государственного горного

университета;


Николаев В.П. – профессор Московского энергетического института

(технического университета).


Программа одобрена на заседании НМС Минобразования России по прикладной (технической) механике, деталям машин и основам конструирования 20.11.2000.


Председатель НМС, академик РИА Станкевич А.И.



Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией