Поиск в базе сайта:
Министерство образования Российской Федерации Томский политехнический университет icon

Министерство образования Российской Федерации Томский политехнический университет




НазваниеМинистерство образования Российской Федерации Томский политехнический университет
страница1/2
Дата конвертации26.12.2012
Вес0.54 Mb.
КатегорияИсследование
  1   2


Министерство образования Российской Федерации


Томский политехнический университет


УТВЕРЖДАЮ:

Ректор Томского политехнического

университета

____________________ Похолков Ю.П.

«_____»_____________ 2001 г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Направление


551600 Материаловедение и технология новых материалов


Степень (квалификация) - бакалавр техники и технологии


Вводится с момента утверждения


Томск 2001 г.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 551600 ”Материаловедение и технология новых материалов”


1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686


1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 551600 “Материаловедение и технология новых материалов” при очной форме обучения 4 года.


1.3 Квалификационная характеристика выпускника


1.3.1. Область деятельности выпускника

Исследование и разработка эффективных материалов различного назначения, а также технологических процессов производства, обработки и переработки новых материалов.

1.3.2 . Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

основные типы современных материалов различного назначения, химического состава, фазового состояния, структуры и сочетания свойств;

технологические процессы получения, обработки и переработки современных материалов, оборудование и технологическая оснастка;

методы и средства контроля качества и определения характеристик материалов, полуфабрикатов и изделий;

сертификация материалов и покрытий, а также технологических процессов их получения, обработки, переработки и нанесения.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности. выпускника

Выпускник по направлению 551600 “Материаловедение и технология новых материалов" подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

производственно-технологическая.

Выпускник может быть подготовлен за счет индивидуализации программы к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская;

организационно-управленческая.

1.3.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению 551600 “Материаловедение и технология новых материалов” подготовлен к решению следующих задач:

- в научно-исследовательской деятельности:

планирование, организация, подготовка и обработка результатов испытаний, экспериментов и исследований материалов, их компонентов, полуфабрикатов и деталей из них, а также покрытий методами физико-химического, структурного и структурно-фазового анализа, физико-механических и коррозионных испытаний, неразрушающего контроля с целью диагностики и прогнозирования надежности, долговечности и работоспособности;

участие в моделировании, разработке и исследовании процессов производства, обработки и переработки материалов, полуфабрикатов и деталей, нанесения покрытий, а также в выявлении влияния технологических методов и режимов на структуру и свойства материалов, полуфабрикатов и изделий;

участие в постановке и решении новых материаловедческих и технологических задач, составлении технических отчетов, обзоров, рефератов, инструктивно-рекомендательных материалов;

- в производственно-технологической деятельности:

участие в организации технологических процессов производства, обработки и переработки материалов, нанесения покрытий в условиях конкретного производства;

участие в аналоговом типовом проектировании процессов производства материалов, полуфабрикатов и деталей, проектировании типовой технологической оснастки, оценке качества продукции;

участие в обосновании и разработке технических проектов в части применяемых материалов и технологий;

участие в инновационной материаловедческой и технологической деятельности.

1.3.5. Квалификационные требования

Бакалавр обладает квалификацией и знаниями, необходимыми и достаточными для решения указанных выше профессиональных задач.

1.4 Возможности продолжения образования выпускника

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

- в магистратуре по направлениям: 551600 Материаловедение и технология новых материалов.

  • освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 651700 Материаловедение, технологии материалов и покрытий.


^ 2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА


2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.


^ 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 551600 “Материаловедение и технология новых материалов”

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - Общие профессиональные дисциплины направления;

цикл СД - Специальные дисциплины;

ФТД - Факультативы

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.


^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

551600 “Материаловедение и технология новых материалов”


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины




ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент




ГСЭ.Ф.01

^ Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритм нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах, понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография

Региональный и университетский компонент:

Углубленное изучение технического и экономического языка


700

ГСЭ.Ф.02

^ Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.


420

ГСЭ.Ф.03

^ Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв.

Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодальногоземлевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и

реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция , их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП Формирование однопартийного политического режима.

Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.


^ Региональный компонент:

Этногенез славян. Этногенез сибиряков. Особенности исторического развития Сибири.

Университетский компонент:

История технического образования в Сибири и развития науки. Роль ученых Томского политехнического университета в становлении экономики Сибири и России.


136

ГСЭ.Ф.04

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

^ Региональные и университетские компоненты:

Правовые основы "Сибирского соглашения". Устав и другие нормативные документы ТПУ.


112

ГСЭ.Ф.05

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философкие и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

^ Региональный компонент:

Проблемное поле философии, переход от классического к неклассическому типу рациональности в функционировании знания.

Университетский компонент:

Человек в информационно-техническом мире; речь, естественные и искусственные языки, проблема искусственного интеллекта, современная наука и новые методологические тенденции; философские проблемы естествознания.


144

ГСЭ.Ф.06

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности.

Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

^ Региональный компонент:

Смешанная экономика; проблемы перехода к смешанной экономике в России. Заработная плата; рента, ссудный процент и прибыль; общее экономическое равновесие; безработица и инфляция; макроэкономическое равновесие; международная торговля; валютные курсы и платежный баланс.

^ Университетский компонент:

Специфика развития экономики стран Востока. Экономика Сибири и экономика Востока. Экономика Сибири и экономика Запада. Роль Томского политехнического университета в развитии экономики Сибири и России.


280

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины





ЕН.Ф.00

Федеральный компонент





ЕН.Ф.01

^ Высшая математика

Основные элементы алгебры: алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры; разделы геометрии: аналитическая геометрия, многомерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологий; элементы дискретной математики: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика; основы математического анализа: дифференциальное и интегральное исчисления, элементы теории функций и функционального анализа, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения; основы теории вероятностей и математической статистики: элементарная теория вероятностей, математические основы статистики, модели случайных процессов, проверка гипотез, принцип максимального правдоподобия, статистические методы обработки экспериментальных данных; методы аналитического и численного решения алгебраических и обыкновенных дифференциальных уравнений, основных уравнений математической физики; основы программирования и использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения.


636

ЕН.Ф.02

Информатика

Понятие информации; общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технология программирования; компьютерная графика; локальные сети и их использование в решении прикладных задач обработки данных; информационная безопасность.


264

ЕН.Ф.03

Физика

Основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов. Электричество и магнетизм: электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике. Физика колебаний и волн: гармонический и ангармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-

оптики. Основные представления квантовой физики: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности, квантовые состояния, принцип суперпозиции, квантовые уравнения движения, операторы физических величин, строение атома, энергетический спектр атомов.

Основы статистической и молекулярной физики: классическая и квантовая статистики, кинетические явления, системы заряженных частиц.

Основы физики твердого тела: конденсированное состояние, структура и симметрия кристаллов, основные типы кристаллических структур, реальные кристаллы, дефекты, связи между структурой и физическими свойствами кристаллов, фазовые превращения и критические явления; микрокристаллические и аморфные твердые тела, стеклование и стеклообразное состояние. Физический практикум.

^ Университетский компонент:

Элементы физики твердого тела: элементы строения кристаллов, энергетические зоны, металлы, диэлектрики, полупроводники, проводимость полупроводников, собственные и примесные полупроводники, p-n переход, транзистор, дефекты в кристаллах. Пластичность, особенности пластической деформации поликристаллов. Теплоемкость кристаллов при высоких и низких температурах, теплопроводность кристаллов.


501

ЕН.Ф.04

^ Химия общая и неорганическая

Неорганическая химия: электронное строение атомов элементов, периодический закон и периодическая система; представления о химических связях: ковалентные, металлические, ионные связи, химическая связь в комплексных соединениях, связи Ван-дер-Ваальса, методы расчета химических связей: методы молекулярных орбиталей и валентных схем; атомно-молекулярное строение элементов и неорганических веществ, строение вещества в конденсированном состоянии, основы кристаллохимии; химия элементов групп периодической системы, их структура и реакционная способность; водные растворы в неорганической химии: способы выражения концентраций; идеальные и неидеальные растворы, активность; растворы электролитов, соли, кислоты и основания, равновесия в растворах, рН растворов, окислительно-восстановительные реакции, гидролиз.

144

ЕН.Ф.05

^ Химия аналитическая:

Представления об элементном, молекулярном, фазовом анализе; качественный анализ; методы разделения и концентрирования веществ; методы количественного анализа; физико-химические и электрохимические методы анализа; хроматография, масс-спектрометрия, в т.ч. вторичная ионная масс-спектрометрия, электронная спектроскопия, рентгеноспектральный микроанализ.

54

ЕН.Ф.06

^ Химия органическая

Особенности электронного строения атома углерода и образуемых им ковалентных связей, классификация, строение и номенклатура органических соединений; классификация и основные типы органических реакций; структура, способы синтеза и свойства основных классов органических соединений: алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, галогенпроизводных углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, простых и сложных эфиров, серу и азотсодержащих органических соединений, гетероциклических и элементоорганических соединений; молекулярное строение высокомолекулярных соединений, реакции их образования, химические превращения.



54

ЕН.Ф.07

^ Химия физическая

Начала химической термодинамики, параметры и функции состояния закрытых и открытых , химический потенциал и общие условия равновесия систем, химическое равновесие; термодинамические свойства газов и газовых смесей; фазовые равновесия и состояния одно- и многокомпонентных систем; термодинамические свойства растворов, водные и неводные, идеальные и реальные растворы, равновесия в растворах электролитов; термодинамическая теория Э.Д.С.; направленность химических процессов, элементы термодинамики неравновесных процессов и химической кинетики, формальная кинетика, теории химической кинетики, кинетика сложных гомогенных, фотохимических, цепных и гетерогенных реакций; гомогенный и ферментативный катализ, адсорбция и гетерогенный катализ; основы химии поверхностей раздела фаз: термодинамическое описание границ раздела фаз и их свойств, свободные поверхности жидких и твердых фаз, границы раздела жидкость-пар (газ) и твердое тело-жидкость, внутрифазовые границы, основные параметры и явления. Химический практикум.

172
  1   2

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией