Поиск в базе сайта:
Курсовая работа Тема: «Рынок: функции, структура, условия существования» план введение Глава Теоретические основы понятия «рынок» > 1 Эволюция рынка icon

Курсовая работа Тема: «Рынок: функции, структура, условия существования» план введение Глава Теоретические основы понятия «рынок» > 1 Эволюция рынка




Скачать 401.38 Kb.
НазваниеКурсовая работа Тема: «Рынок: функции, структура, условия существования» план введение Глава Теоретические основы понятия «рынок» > 1 Эволюция рынка
страница1/3
Дата конвертации06.12.2012
Вес401.38 Kb.
КатегорияКурсовая
  1   2   3




Курсовая работа

Тема: «Рынок: функции, структура, условия существования»


ПЛАН


Введение

1. Глава 1. Теоретические основы понятия «рынок»

1.1 Эволюция рынка

1.2 Определение рынка в марксисткой концепции и в концепции школы «Economics»

2. Глава 2. Условия существования рынка

3. Глава 3. Функции рынка

4. Глава 4. Структура рынка

4.1 Влияние эволюции рынка на его структуру

4.2 Классификация рынков

5. Глава. Рынок в России

Заключение

Список использованной литературы


Введение


История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах происхождения «человека разумного». Очевидно лишь то, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.

Глубинным двигателем всей истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.

Любое общество сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами экономики: что производить?, как производить? и для кого производить? Решение этих проблем связано с тем, что материальные потребности общества безграничны, а с другой стороны, экономические ресурсы, т.е. средства для производства продуктов, ограничены. В этих условиях общество добивается наибольшего удовлетворения потребностей при экономном использовании ресурсов.

Экономическая теория – это наука, которая изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

Одной из базовых категорий экономической теории является рынок. Рынок – это многофункциональное понятие, он многогранен, многолик. Рынок тесно связан с такими категориями экономической теории как производство, распределение, обмен и потребление. Зачастую понятие «рынок» применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности оно имеет множество различных толкований и у нас, и за рубежом, что и послужило основанием для утверждения, будто до сих пор никому не известно, что такое рынок.

Целью данной работы является изучение рынка как основной категории экономической теории и хозяйственной практики.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. Выявить основные подходы в определении понятия «рынок»;

  2. Выявить условия существования рынка;

  3. Определить основные функции, которые выполняет рынок;

  4. Определить структуру рынка и ее связь с эволюцией рынка;

  5. Установить место рынка в российской экономике.


Глава 1. Теоретические основы понятия «рынок»


Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике. Данная категория имеет множество различных толкований и у нас, и за рубежом.

В это понятие включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте; и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о снижении цен на рынке металла или о дефиците на рынке труда); и место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти (как и другие) определения рынка имеют право на существование, так как характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления (С.Н. Иванковский, 2001, С. 42).


^ 1.1. Эволюция рынка


Наличие большого количества определений и трактовок содержания категории «рынок» связано с развитием общественного производства и обращения (рис. 1).


способ торговли

товарооборот

территория торговли

место торговли (базар)

торговля (обмен)

время

12 тыс. л. 5 тыс. л. ХХ век

Рис. 1. Эволюция рынка ( Войтов А.Г., 1999, С. 80)

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади (В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева, 2007, С. 99).

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе (А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков, 1997, С. 56). Так, французский экономист-математик О. Курно (1801-1877) и экономист А. Маршалл (1842-1924) считают, что «рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться» (А. Маршалл, 1984, Т. 2. С. 6). В данном определении сохраняется пространственная характеристика рынка, а в качестве основного критерия выступает свобода обмена и установления цен (С.Н. Ивановский, 2001, С. 42).

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения) (В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева, 2007, С. 99). Такое понимание рынка получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. В учебнике «Политическая экономия» (1988, С.511) указывается, что рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. В толковом словаре Ожегова приводится значение рынка как: 1) сферы товарного обращения, товарооборота и 2) места розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах, базар (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1996, С. 679).

Рынок можно рассматривать со стороны субъектов рыночных отношений. В этом случае рынок определяется как совокупность покупателей (Ф. Котлер «Основы маркетинга») или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающие крупные сделки по поводу любого товара (А. Маршалл, 1984, С. 14). Английский экономист У. Джевонс (1835-1882 гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара (Добрынин А.И., Тарасевич Л.С., 2000, С. 94). Данное определение рынка характерно для концепции маркетинга. Однако сложный механизм рынка включает в себя не только покупателей, но и производителей, посредников. Кроме того, вышеизложенное определение рынка не учитывает воспроизводственный аспект характеристики рынка (А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков, 1997, С.56).

С ростом производства возникает естественная потребность в дополнительной рабочей силе. У человека появляется возможность «продать» свою рабочую силу, навыки, умения. В это время начинает складываться рынок рабочей силы, а потому покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится неотъемлемым условием существования и развития производства (Добрынин А.И., Тарасевич Л.С., 2000, С. 94). Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта (В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева, 2007, С. 100). Появляется определение рынка как способа взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов (М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева, 2007, С.82). Данное определение рынка как совокупности конкретных экономических отношений характерно для марксисткой методологии.


^ 1.2. Определение рынка в марксисткой концепции и в концепции

школы «Economics»


На сегодняшний день в экономической литературе существуют два основных подхода к определению рынка: марксистский подход и положение economics.

Согласно марксистскому подходу рынок определяется как совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, основанных на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов (М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева, 2007, С. 82).

По марксизму рынок – это форма исторически определенной системы экономических отношений товарного производства, границы которой задаются существенным, глубинным противоречием: всеобщая взаимосвязь производителей – всеобщее обособление производителей. Именно в силу того, что каждый производитель обособлен, но он должен получить продукцию от другого и передать ее другому, на рынке возникает система отношений обмена (рис. 2). Обмен товаров становится формой системы экономических отношений товарного производства. Организация этой системы обмена товаров, ее институты, процесс этого обмена, его субъекты, сами товары, которые функционируют в рамках этой системы, - все это приобретает в марксистской концепции имя рынка (А.В. Бузгалин, 1994, С. 45).


ПРОИЗВОДСТВО


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ЭКОНОМИКА РЫНОК

ОБМЕН


ПОТРЕБЛЕНИЕ


Рис. 2. Рынок как связь между производством и потреблением (М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева, 2007, С.84)


То есть согласно марксистской концепции рынок можно рассматривать как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существует два типа хозяйственных связей:

  1. натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;

  2. товарные, осуществляемые посредством рынка.

Для товарных связей характерны взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг (В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева, 2007, С. 100). Нарушение одного из условий, будь то административное распределение товаров и ресурсов производства, территориальные ограничения торговли, подрыв механизма конкуренции, приближает модель к первому типу хозяйственных связей (А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков, 1997, С.57).

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство – рынок – потребитель), но и обратные (потребитель – рынок – производство) хозяйственные связи (В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева, 2007, С. 100).

Академик В.С. Немчинов писал, что «если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой... вся система залимитирована сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте..., такая... система будет тормозить социальный и технический прогресс, под напором реального процесса хозяйственной жизни она рано или поздно будет сломлена» (В.С. Немчинов, 1968, С. 80).

Отсутствие механизма обратных хозяйственных связей является определенным индикатором появления или существования административно-командной системы, а это в свою очередь приводит в экономике к таким проблемам, как товарных дефицит, утрата производителем экономического интереса, к ослаблению или полному отсутствию конкуренции и др. (А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков, 1997, С.57).

Механизм цен является ключевым звеном рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производством и потреблением, уравниваю предложение товаров и услуг и спрос на них (С.Н. Ивановский, 2001, стр. 42).

Согласно марксистскому подходу в определении рынка, экономические отношения и связи между продавцами и покупателями основываются на децентрализованном, безличностном характере рыночного механизма, т.е. механизма колебания цен.

В economics рынок рассматривается на двух уровнях: на микроуровне и на макроуровне. На микроуровне рынок определяется как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, либо место, где покупается или продается отдельный товар. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек фермера – это все обычные рынки. (К.Р. Макконнелл., С.Л. Брю, 1992, Т. 1, С. 61).

Понятие рынка, хотя и является ключевым для теории economics'а, тем не менее, получает в рамках этой парадигмы весьма поверхностное определение и не привлекает особого внимания. Рынок берется economics'ом как некая данность, как некие всеобщие определения, требующие ответа не на вопрос, что это такое, а на вопрос, как это устроено, как это функционирует (А.В. Бузгалин, 1994, С. 46).

На макроуровне economics рассматривает рынок как рыночную систему. Рыночная система представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Через эту систему выносятся решения, что экономика должна производить, как эффективно производить и каким образом распределить результаты производительного труда между экономическими единицами (С.С. Носова, 2003, С. 26). Рыночная система – это такая модель экономики, которая на вопросы что производить?, как производить? и сколько производить? отвечает, исходя из категорий прибыльности, выгоды и эффективности (П. Самуэльсон, 1994, С.15).

Economics характеризует целый ряд типичных признаков современной рыночной экономики. К ним относятся частная собственность на ресурсы и индивидуальное принятие решений. Рынок рассматривается как механизм, который координирует индивидуальные решения, принимаемые в условиях частной собственности на ресурсы, отсутствия государственного контроля, государственного управления экономическим развитием (А.В. Бузгалин, 1994, С. 45).

Кроме рыночной системы можно выделить еще два типа экономических систем, в зависимости от того, какой тип хозяйствования преобладает в экономике: административно-командная система, когда в экономике господствует государство; натуральное ведение хозяйства, если преобладает натуральное хозяйство (рис. 3) (А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков, 1997, С.57).


1


2


3


1 - рынок как

самостоятельная подсистема

хозяйствования

2 - государство как

подсистема хозяйствования

3 - натуральное

хозяйство как подсистема

хозяйствования


Рис 3. Структура экономической системы смешанной экономики (В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева, 2007, С. 100)


Для концепции economics, в отличие от марксизма, рынок – это вечная, не имеющая определенных исторических границ экономическая система. Это связано с тем, что economics характеризует рынок как наиболее эффективную из существующих ныне (а в ряде случаев из вообще принципиально возможных) экономических систем (А.В. Бузгалин, 1994, С. 46).


  1   2   3

Похожие:




©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ
При копировании материала укажите ссылку.
свазаться с администрацией